Удовлетворенность профессией как фактор психического здоровья педагогов в условиях современной школы.
материал на тему
В последнее время в России наблюдается снижение качества физического, психического и социального здоровья как нации в целом, так и отдельных групп населения. Проблемы психического здоровья могут возникать из – за необходимости заниматься не приносящим удовлетворения делом.
Особую тревогу вызывает профессиональное состояние здоровья педагогов. Эту проблему рассматривают в контексте общей концепции охраны здоровья нации. От здоровья педагога в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения, будущее страны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
О.Е. Коптева
МАОУ НОШ №53 г. Калининграда
Удовлетворенность профессией как фактор психического здоровья педагогов в условиях современной школы.
В последнее время в России наблюдается снижение качества физического, психического и социального здоровья как нации в целом, так и отдельных групп населения. Проблемы психического здоровья могут возникать из – за необходимости заниматься не приносящим удовлетворения делом.
Особую тревогу вызывает профессиональное состояние здоровья педагогов. Эту проблему рассматривают в контексте общей концепции охраны здоровья нации. От здоровья педагога в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения, будущее страны.
Психическое здоровье педагогов определяется:
- стабильностью результатов его деятельности;
- уровнем профессионализма.
Профессиональная деятельность воздействует на здоровье учителя. Как отмечается, по частоте возникновения невротических и психологических расстройств, профессию педагога относят к профессии повышенного риска.
Каковы же основные причины такой оценки?
- высокое нервно – психическое напряжение;
- социальная ответственность;
- высокие интеллектуальные, эмоциональные, волевые затраты;
- отсутствие правильного режима дня и достаточной физической активности.
Проанализировав работы психологов Г.С. Никифорова, О.В.Хухолева, Л.М. Митиной, нами были выделены уровни психологического здоровья учителя:
- высший – наличие устойчивой адаптации и активное творческое отношение к действительности;
- средний – учитель в целом адаптирован к социуму, но может проявлять повышенную тревожность.
Тревожность может проявляться в различных беспокойствах и тревогах, в проявлении раздражительности и гнева, в потере смысла действий, в ощущении беспомощности.
- низкий – депрессия, подавленное состояние, эмоциональные срывы, подавленность, нежелание работать и т.д.
По мнению ученых А.А, Баранова, Ф.П. Березина, А.Р. Кудашева, А.А.Реан. успехи в профессиональной деятельности определяются степенью удовлетворенности своей профессии. Удовлетворенность профессией это источник дальнейшей профессиональной активности, личностный результат усилий профессионального совершенствования.
Перед нами встал вопрос: можно ли повлиять на удовлетворенность профессиональной деятельностью педагогов и их психическое здоровье? Несомненно, можно. Для этого необходимо создавать центры психологического консультирования, службы психологической помощи, а педагогам не бояться обращаться за помощью. Основными задачами работы таких центров являются:
- формирование представлений о возможностях и способах сохранения психологического здоровья;
- развитие у педагогов навыков самооценки неблагоприятных психических состояний;
- содействие созданию условий для формирования профессионально значимых качеств педагога: коммуникативность, конфликтоустойчивость, эмоциональная и поведенческая гибкость.
Наиболее часто используются следующие основные формы психологической помощи:
- разработка индивидуальных программ профессионального и личностного роста педагогов;
- профессиональные тренинги;
- психологическое консультирование;
- психологическая поддержка.
Каковы же принципы психологической помощи учителю?
- многофункциональность;
- систематичность;
- диффиренцированность;
- умение смотреть на проблему с позиции педагога.
Психологическое консультирование предполагает:
- оперативную помощь педагогам в решении возникающих проблем, требующих срочного вмешательства, неотложного решения;
- временная помощь педагогу, который нуждается в длительном психотерапевтическом воздействии;
- профессиональная и моральная поддержка психолога;
- оказание хотя бы какой – то , даже самой минимальной помощи, когда решения проблемы нет и у психолога.
По мнению ученых, наиболее конструктивным фактором, способствующим преодолению стрессовых ситуаций с наименьшими потерями и мобилизующими педагога в критические периоды жизни, благотворно влияющего на физическое и психическое здоровье, семейную жизнь и результаты деятельности, можно рассматривать психологическую поддержку. Поддержать можно косвенно, даже не находясь рядом, так как психологическая поддержка – это процесс, направленный на помощь в становлении и развитии личности.
Оказание психологической помощи возможно в форме:
- тренингов;
- ролевых игр;
- процедур;
- аутогенной тренировки;
- мысленной репетиции.
Для снятия эмоционального напряжения педагогам необходимо формировать умение противостоять стрессам и психологическим перегрузкам, используя психогимнастику, технику релаксации и медитации. Кроме этого, каждый учитель должен уметь оказывать самопомощь, т.е. развивать свое самосознание, навыки оказания помощи самому себе, развивать умения саморегуляции, чтобы быть эффективным в профессиональной деятельности. Таким образом, удовлетворенность профессией может быть развита усилиями каждого учителя с помощью служб психологической поддержки. Удовлетворенность профессией является фактором психического здоровья педагогов, поскольку создает настроение стабильности, увеличивает уравновешенность, влияет на настроение, увеличивает адаптационные возможности организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация.Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях современного образования.
В данной презентации представлены практические рекомендации по созданию сохраняющих здоровье условий воспитания и обучения детей. В их основе лежит успешный опыт работы школы-центра "Цветик-семицветик...
Статья "Возможности развития профессионализма педагога в условиях современной школы"
Статья для выступления на августовской конференции....
Психическое здоровье педагогов в условиях современной школы
основные принципы и критерии психического здоровья педагогов в современной школе...
Семинар- практикум:" Эмоциональное выгорание педагогов в условиях современной школы"
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов....
Здоровье педагога в условиях комфортной школы
О сохранении здоровья педагога...
Воспитание здорового ученика в условиях современной школы.
Как сохранить здоровье школьника....