Представление собственного инновационного педагогического опыта "Активизация познавательных интересов младших школьников"
методическая разработка на тему

Напалкова Надежда Владимировна

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. 

Всякое развитие познавательных способностей связано, прежде всего, с изучением и знанием индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка. Ведь трудности восприятия учебного материала напрямую связаны с неразвитостью внимания, логического мышления, с особенностью памяти.

Организация познавательной деятельности учащихся напрямую зависит от их здоровья, так как учебно-познавательные возможности каждого ученика определяются психологическими критериями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_statya.doc203 КБ

Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»

1 Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

Современная образовательная политика стремится к обеспечению соответствующего качества образования сообразно изменяющимся требованиям социально-экономической обстановки в стране. Сегодня во главу ставится пересмотр содержания и качества учебно-воспитательной работы с детьми, поиск путей наиболее сильного влияния на каждого ребенка. Школьник должен обладать общей культурой и эрудицией, быть способным самостоятельно применять и добывать знания, правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях. В качестве ведущих качеств младшего школьника выступают самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию.

Условия жизни нынешнего мира выдвигают педагогам требования всестороннего развития и изучения ребенка. Приоритетным направлением в реализации обозначенной задачи выступает признание активной позиции развивающейся личности школьника.

В последнее время задача развития познавательной активности в детском возрасте занимает одно из важных мест в психолого-педагогической науке. Особенно актуален данный вопрос в младшем школьном возрасте, когда происходит становление и развитие всех структур личности, познавательных процессов, физиологических качеств организма, осуществляется подготовка ребенка к дальнейшей жизни. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке познавательную активность – значит создавать педагогические условия, способствующие этому процессу.

Решение проблемы формирования познавательной активности тесно связано с повышением качества процесса обучения и воспитания младших школьников, поиском новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм и методов организации образовательного процесса в начальной школе. Важнейший из таких подходов состоит в определении путей, дидактических условий и системы средств более полной реализации принципа активности в обучении, который имеет определяющее значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности школьника зависит результат обучения, развития и воспитания.

2 Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).

Основная цель проекта заключается в нахождении целесообразного пути устранения противоречий, характерных для современной начальной школы. В качестве основных противоречий авторский коллектив проекта выделяет следующие: цели дидактики начальной школы не соответствуют современным требованиям к образованию младшего школьника; противоречие между декларированием принципа индивидуализации образования и ориентировкой как содержания, так и методики обучения на «среднего» ученика, «средние» показатели, «усредненные» отметки. Его устранение связано с «ломкой» традиционных подходов к дифференцированному обучению.

Концептуальные основы построения обучения по учебно-методическому комплекту для первого звена школы включают три основных области научной разработки:

1. Приоритетные цели обучения в начальной школе, которые обеспечат развитие школьника – появление качественных изменений в его физическом, психическом и духовном развитии –

а) целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого;

б) становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и др.;

в) формирование готовности к самообразованию, определенный уровень познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.

2. Содержание развития младшего школьника:

а) развитие – это сформированное умение использовать свои знания в нестандартных ситуациях, самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств для решения учебной задачи;

б) развитие – это сформированное умение добывать знания, определять общий способ построения учебной задачи, инициативность школьника в постановке гипотез, поиске существенных доказательств, желание выполнять любую задачу творчески;

в) развитие – сформированное умение осознавать свое незнание, находить причину сделанной ошибки, сравнивать результаты своей деятельности с эталоном, самостоятельность в оценке процесса и результата решения учебной задачи;

г) развитие – это высокий (в соответствии с возрастными возможностями) уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: воображения, мышления, связной речи и др.

3. Построение процесса обучения в первом школьном звене:

а) на основе интеграции, что позволяет сформировать представления о целостности мира, о взаимосвязи всех его явлений и объектов, позволяет объединить «усилия» различных учебных предметов по формированию ведущей деятельности младшего школьника и обеспечить вклад каждого в решение этой задачи.

б) на основе дифференциации, как возможности индивидуализации обучения в условиях одного класса. Учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» обеспечивает два типа дифференциации обучения: первый тип определяет разноуровневость всех предлагаемых детям заданий по принципу «труднее - легче». Сущность такого подхода заключается в том, что каждый ребенок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения. Хорошо успевающий ребенок раньше решает учебные задачи, способ построения которых является более сложным по сравнению с теми заданиями, которые в этот момент обучения решают все другие дети. Второй тип дифференциации обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся. Существенной особенностью заданий комплекса является то, что они устраняют причину возникшей у неуспевающих школьников трудности, а для сильных учащихся создают условия для совершенствования учебной деятельности и развития психических процессов. Такой способ дифференциации ля массовой начальной школы разработан впервые.

в) на основе развития воображения и мышления, что принципиально изменяет позицию ученика – существенное место начинает занимать роль творца (организатора) своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения.  

Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» позволили нам в полной мере реализовать задачи развития познавательной активности младших школьников в процессе обучения.

Научная новизна исследования состоит в том, что определена теоретико-методологическая основа функционирования педагогической деятельности, ориентированной на развитие познавательной активности младшего школьника; экспериментально обоснованы ведущие направления деятельности учителя в процессе развивающего обучения в начальной школе в рамках проекта «Начальная школа XXI века».

3 Наличие теоретической базы опыта.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют основные положения учения о соотношении обучения и развития (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже); научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца; концепция перспективной начальной школы (А.М. Пышкало, Л.Е. Журова, Н.Ф. Виноградова).

Учебный процесс представляет собой сложную динамическую систему, в которой в органическом единстве осуществляется взаимосвязанная деятельность учителя и ученика. В этой системе, под руководством учителя происходит овладение учеником основами наук, способами деятельности, его комплексное всестороннее развитие. В этой взаимосвязанной деятельности каждый из субъектов педагогического процесса имеет свои функции. Задачи состоит не только в том, чтобы сообщать знания, но и управлять процессом усвоения знаний и способами деятельности. Задача ученика – овладевать системой знаний, способами их поучения, переработки, хранения и применения, воспитывая в себе необходимые качества личности.

Решение указываемых задач учителем и учеником осуществляется в соответствии с этапами учебного познания. Процесс обучения всегда начинается с постановки учителем учебно-познавательной цели и организации ее принятия учеником. Затем учитель организует учащихся на деятельность по восприятию и осмысливанию учебной информации. На следующем этапе учитель организует закрепление воспринятой информации и на этой основе ее более глубокое осмысливание и запоминание. И, наконец, непременным этапом обучения является проверка знаний ученика с целью получения учителем информации об уровне их усвоения.

Для рассматриваемой нами проблемы важно проанализировать сущность структуры самой познавательной деятельности учащихся. Мы разделяем позицию М.Н. Скаткина, заключающуюся в том, что нельзя познавательную деятельность отождествлять с мышлением. «В познавательной деятельности, - пишет ученый, - имеют место не только процесс мышления, но и внимания, память, воля и др.».

С.Л. Рубинштейн указывает еще на одну особенность: в процессе познавательной деятельности в отличии от мыслительной всегда проявляется отношение человека к окружающему. Вместе с тем познавательная деятельность всегда осуществляется на базе мышления.

В анализе познавательной деятельности мы исходим из того, что она представляет собой сложную систему, в качестве «структурной единицы» которой можно выделить познавательное действие. Познавательное действие характеризуется осознанием цели, в силу чего осознается и само действие, ведущее к достижению этой цели. Таким образом, под познавательным действием мы имеем в виду осознанный, целенаправленный, результативно завершенный познавательный акт, всегда связанный с решением познавательной задачи.

Источником познания является информация, она может быть как внешняя, так и внутренняя. Информация интересна тогда, когда она заключает проблему. Древнегреческий ученый Демократ говорил: «Познание начинается с удивления». Промежуточной ступенькой к познанию становится восприятие. И если мы отталкиваем от классического афоризма, то делаем вывод, что восприятие важнее чувственное. Взаимосвязь чувственного и интеллектуального познания несомненна.

Любое познание – это интеллектуальный труд, связанный с функциональным развитием разума. Организация этого труда ребенка, его познавательной деятельности и является сферой деятельности учителя.  

Всякое развитие познавательных способностей связано, прежде всего, с изучением и знанием индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка. Ведь трудности восприятия учебного материала напрямую связаны с неразвитостью внимания, логического мышления, с особенностью памяти.

Организация познавательной деятельности учащихся напрямую зависит от их здоровья, так как учебно-познавательные возможности каждого ученика определяются психологическими критериями.

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных», по Л.С. Выготскому, эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредствованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд.

Остановимся более подробно на наиболее важных изменениях, происходящих за период младшего школьного возраста, в области познавательной деятельности.

В познавательной плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы.

До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных объектах или событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Дошкольники, например, испытывают трудности, пытаясь представить промежуточные положения «падающей палочки» между вертикальным и горизонтальным ее положением.

Продуктивные образы-представления результата новой комбинации некоторых элементов появляются у детей после 7-8-летнего возраста, и развитие этих образов связано, вероятно, с началом обучения в школе.

Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к IV классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки «детскости». Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка.

Большие требования начальный этап школьного обучения предъявляет к памяти детей. Для того чтобы ребенок мог хорошо усваивать школьную программу, необходимо, чтобы его память стала произвольной, чтобы ребенок располагал различными эффективными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала.

А.А. Смирнов провел сравнительное исследование памяти у детей младшего и среднего школьного возраста и пришел к следующим выводам:

- с 6 до 14 лет у детей активно развивается механическая память на не связанные логически единицы информации;

- вопреки распространенному мнению о существовании увеличивающегося с возрастом преимущетсва запоминания осмысленного материала фактически обнаруживается обратное соотношение: чем старше становится младший школьник, тем меньше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным. Это, по-видимому, связано с тем, что упражняемость памяти под влиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминание, веет к одновременному улучшению всех видов памяти у ребенка, и прежде всего тех, которые относително просты и не связаны со сложной умственной работой.

В целом память младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередьт касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии опосредованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.

Еще большее значение, чем воображение и память, для обучаемости детей имеет мышление. При поступлении в школу оно должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Однако на практике мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном плане, ребенок с большим трудом справляется с ними, когда эти задачи представлены в образной и тем более словесно-логической форме. Бывает и наоборот: вести рассуждения, обладать богатым воображением, образной памятью, но не в состоянии успешно решать практические задачи из-за недостаточной развитости двигательных умений и навыков.

И.В. Дубровина рекомендует к таким индивидуальным различиям в познавательных процессах относиться спокойно, так как они выражают собой не столько общее недоразвитие ребенка, сколько его индивидуальность, проявляющуюся, в частности, в том, что у ребенка может доминировать один из типов восприятия окружающей действительности: практический, образный или логический. В начальный период учебной работы с такими детьми следует прежде всего опираться на те стороны познавательных процессов, которые у них более всего развиты, не забывая, конечно, о необходимости параллельного совершенствования остальных.

Каких-либо проблем, связанных с развитостью детского воображения, при поступлении в школу обычно не возникает, так что почти все дети, много и разнообразно играя в дошкольном возрасте, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно.

Таким образом, под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее выделенные фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Н.Л. Гуткина отмечает, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает фцнкциональное созревание структур головного мозга.

М.М. Безруких трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками».

Н.И. Шевандрин более емко определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов готовности к обучению в школе Н.И. Шевандрина выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.

Л.И. Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

Аналогичные взгляды развивал А.Л. Венгер, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.».

Таким образом, общепризнанна роль познавательной активности как психолого-педагогического понятия в младшем школьном возрасте, что обуславливает необходимость построения учебно-воспитательного процесса сообразно развития данного свойства личности ребенка. В связи с этим возникает потребность в поиске решения обозначенной задачи, одним из которых является выбор оптимальной программы обучения.

4 Ведущая педагогическая идея.

В последние годы наблюдается значительная интенсификация исследований по проблемам, связанным с развитием познавательной активности учащихся в процессе обучения. Многими специалистами освещены психологические аспекты проблемы развития познавательной активности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльонин и др.).

Ряд исследователей раскрывает принцип активности учебной деятельности (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, Г.Ц. Молонов и др.). Проблематика форимирования познавательной активности младших школьников в последние годы раскрыта в исследованиях М.В. Гринева, Т.П. Зайченко, Г.Н. Котельниковой, Т.Н. Лукьянченко, Т.А. Старовойтовой и др.

Достаточно широко обсуждаются дидактические, методические и воспитательные подходы к решению проблемы совершенствования образовательно-воспитательного процесса в начальной школе (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Н.Ф. Виноградова, В.В. Давыдов и др.).

Внимание многих дидактов сосредоточено на исследовании проблемы познавательной самостоятельности учащихся и дальнейшего совершенствования методов обучения. Их разработка содержится в трудах М.А. Данилова, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, Н.А. Половниковой.

Определенный вклад в развитие проблемы активизации учения внесли исследования, посвященные интересу и познавательной потребности,  проведенные Б.Г. Ананьевым, В.Ф. Башариным, Л.И. Божович, Г.И. Щукиной и др., которые с разных сторон рассматривают познавательный интерес и его связь с активным учением.

Вместе с тем, несмотря на разработку отдельных аспектов данной проблемы, еще недостаточно изучен педагогический аспект познавательной активности учеников начальной школы, связанный с технологическим подходов в организации учебно-воспитательного процесса. Эта область в образовании остается мало разработанной и находится в стадии становления. Поэтому решение проблемы активности личности в обучении как ведущего фактора достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов).

Проблема исследования заключается в необходимости изучения процесса развития познавательной активности младших школьников  в учебно-воспитательной деятельности. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: познавательная активность детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе.

Предмет исследования: процесс развития познавательной активности младших школьников в условиях реализации проекта «Начальная школа XXI века».

Гипотеза исследования: построение обучения в младших классах на основе концепции «Начальная школа XXI века» способствует развитию познавательной активности младших школьников.

Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета и гипотезы исследования, вытекают его задачи:

- изучить особенности познавательной активности младших школьников;

- на основе концепции «Начальная школа XXI века» организовать целенаправленное развитие познавательной активности младших школьников как необходимой основы общего развития;

- с помощью педагогической диагностики определить динамику развития познавательной активности младших школьников.

5 Оптимальность и эффективность средств.

Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Можно выделить десять эффектов, влияющих на активизацию познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста.

  нестандартных                                                                 занимательности

         заданий        

новизны                                                                            увлекательности форм

                                                                                           и методов изложения

образности                                             10

эффектов

        использования ярких

                                                                                             художественных форм

                                                                                                         средств

   удивления                                                                        

вопроса                                                                     парадоксальности выявления

        противоречий между новыми

поиска, постановки                                                и прежними представлениями

познавательной задачи                     о явлениях

 Развитие познавательных интересов на уроках окружающего мира

Приемы активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира. Рассмотрим основные проблемы:

Проблема 1. Почему одни младшие школьники всегда активны и с удовольствием выполняют любое задание учителя, а другие - скованны и равнодушны к учению? Можно ли так организовать процесс обучения, чтобы у всех детей была высокая познавательная активность и интерес?

Проблема 2. Всем известна детская любознательность: интерес к природе, людям, социальным явлениям. Нужно ли специально развивать познавательный интерес ,младших школьников?

Проблема З. Многие десятилетия основным методом обучения при ознакомлении с природой (социальным миром) был рассказ учителя и работа с текстом учебника. Дети слушали, читали, отвечали на вопросы, запоминали и воспроизводили текст. Что в этом плохого? Зачем придумывать новые методы обучения, осложняя жизнь и учеников, и учителя?

Познавательная деятельность - это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его.

Для появления живого познавательного интереса у младших школьников в процессе учебной деятельности необходимо использовать уже имеющийся у них опыт, те знания, которые они получили в процессе жизни стихийным путем (в семье, через средства массовой информации, книги и прочее). Действительно, собственная позиция ребенка, стремление к самостоятельной деятельности, желание рассуждать играют особую роль в углублении познавательного интереса, развитии его широты и устойчивости. В соответствии с этой позицией в учебниках «Окружающего мира» представлена рубрика «Вспомни: это ты уже знаешь», работа с которой направлена на выявление жизненного опыта детей, оживление их впечатлений и установление истинности их знаний.

Например 1: в теме «Солнечная система» (3 класс) дети дискуссируют:    

- Что расскажут о Солнце люди разных профессий: астроном, земледелец, художник.

Например 2: в теме «Почему на Земле есть жизнь» дети отвечают на вопрос: - Зачем вода нужна человеку, животным, растениям?

   - Могут ли они жить без воды?

И такая дискуссия или диалог присутствуют на каждом уроке.

Логические задачи на уроках окружающего мира. Это упражнение на сообразительность, на проверку умения использовать имеющиеся знания в нестандартной ситуации. Логическая задача ставит детей в ситуацию, когда они должны сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать. Логические задачи могут быть самые разнообразные.

Особая ценность логических задач состоит в том, что при их решении стимулируется мыслительная деятельность, ведь задача часто не может быть решена «с ходу», она как бы «сопротивляется», а именно это заставляет ребенка «напрягать» мысль, думать.

Например 1: С какими животными сравнивают иногда человека, если он трусливый (упрямый, сильный, медлительный, стройный, хитрый, изворотливый, верный)? Ответы: заяц, осел, лев, черепаха, лань, лиса, уж, собака.

Например 2: Радость – свет, а горе - …

                      Весна - рассвет, а осень - …

                      Труд – награда, а лень - …

Можно использовать и графические логические задачи в виде: рисунка-загадки, ребуса и т.д.  

Творческие задания на уроках окружающего мира. Дети младшего школьного возраста очень любят различные творческие задания, выполняя которые, они могут воображать, придумывать, сочинять, преобразовывать образы окружающего мира. Использование упражнений, развивающих воображение, инициативность, творческую индивидуальность, является обязательным условием проведения уроков по этому предмету.

Уроки окружающего мира являются эффективным средством развития речи детей, ее логики, последовательности, образности, выразительности.

Например 1: Творческий рассказ по поводу какого-то события или объекта окружающего мира. Тема «Природные зоны России».

«Мы с друзьями отправились в путешествие на север России – в тундру. Летим на вертолете, внизу под нами …»

Например 2: Сюжетный рассказ «Как мы дежурили».

Например 3: Описательный рассказ «Картинная галерея».

Итак, дети высказывают собственное мнение на предметы или явления.

Дидактическая игра – как метод активизации познавательных интересов. Ролевые игры.

Дидактическая игра - очень важный метод обучения младших школьников, так как она имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности - умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры и т. д. Кроме того, с приходом ребенка в школу и началом систематического обучения игра остается для него все еще очень желанной и радостной деятельностью. Противоречие между желанием играть и значительным уменьшением доли игры среди других деятельностей побуждает учителя обратить особое внимание на ее Использование в обучении, особенно в 1-2 классах. Дидактическая игра должна быть обязательным структурным компонентом урока.

        Дидактическая целъ - это то требование, усвоение которого учитель хочет проверить.

УМК «Начальная школа XXI века» позволяет развивать и добывать знания в разнообразной самостоятельной деятельности.

Ролевая игра – самостоятельная, свободная деятельность детей, основанная на воображении, активности, творчестве, инициативе и требующая самостоятельного развития воображаемой ситуации.

«…Усилие, необходимое для какой-нибудь трудной работы, отнюдь не уменьшается, а скорее увеличивается и приведет к лучшим результатам, если эта работа примет форму игры» (Э. Клапаред).

Например:        Игра «Что изменилось?»: проверить умение детей ориентироваться в пространстве, замечать происходящие изменения, проявлять наблюдательность, а также владение терминами, отражающими пространственные понятия.

Игра «Назови предмет и его свойства»: уточнить сенсорные представления детей, умение использовать различные анализаторы (осязание, обоняние, вкус и др.) для выделения свойств предметов.

        Игра «Кто это?»: развивать умение детей составлять характеристику сверстника, выделять особенности его внешнего вида и характера.

Игровое правило определяет правила, которые формулируются словами если, то...» И отличают данную игру от другой, а также игру от дидактического упражнения. Например:

Игра «Что изменилось?»: если ты заметил изменения, которые произошли в расположении предметов, то получаешь балл. За ошибку или невыполнение задания дается штрафное очко, которое уменьшает общее количество баллов. Выигрывает тот, у кого больше баллов.

Игра «Назови предмет и его свойства»: если ты за отведенное время правильно назвал свойство предмета, получаешь балл. За ошибку назначается штрафной фант - ты должен выполнить какое-нибудь желание детей (проскакать на одной ножке, угадать загадку, спеть песенку и пр.).

        Игра «Кто это?»: если ты правильно определил, о ком говорил ведущий, то можешь сам стать ведущим и составить характеристику товарища.

        Игровое действие определяет ход развития игры и действия, которые производят играющие, фиксирует время выполнения действий, например:

Игра «Что изменилось?»: на столе в определенном порядке стоят предметы. Играющие закрывают глаза, ведущий меняет предметы местами.

Игра «Назови предмет и его свойства»: в мешочке сложены предметы с разными свойствами (стеклянный, бархатный, деревянный, круглый, овальный и пр.). Играющий берет в руку предмет и, не вынимая из мешка, определяет его свойства.

Игра «Кто это?»: не называя имени школьника, нужно составить его словесный портрет. На отгадывание дается 1 минута.

Следует еще раз обратить внимание на то, что игра остается обязательным структурным элементом урока в первом и втором классах. Ее вид и содержание подчиняется основному содержанию изучаемой темы. Например, во втором классе проводятся следующие игры:

Тема «Семья» - игры-соревнования «Кто быстрее пришьет пуговицу» (почистит картофелину, сделает бутерброд), «Кто быстрее отгадает кроссворд» (решит ребус, придумает загадку), «Кто всех обыграет в шашки».

Тема «Наши помощники - органы чувств» требует использования дидактических игр, которые проверяют уровень сенсорных чувств детей:                                                            

«Угадай на вкус», «Кто позвал», «Из какого материала сделан предмет» и др. Игровые упражнения присутствуют в рабочей тетради, работа с которыми включается в канву урока.

 Конечно, дидактические игры (особенно коллективные или по группам) целесообразно проводить и в третьем-четвертом классах, но они уже не являются отдельным структурным элементом урока.

Активизация познавательной деятельности на уроках литературного чтения, русского языка и математики

Литературное чтение.

Для активизации деятельности учащихся на уроке должны использоваться разнообразные методы и средства обучения

Литературное чтение – важнейшее звено в обучении, воспитании и развитии учащихся. Большое внимание «эстетическому чтению» художественных произведений уделял К.Д. Ушинский. О роли художественной литературы для развития личности младшего школьника писала М.А. Рыбникова, которая утверждала, что чтение хороших книг является нравственным воспитанием маленького человека.

Для включения каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирования специальных читательских умений (умения ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения) предлагается метод моделирования – введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и моделей обложек.

Жанры обозначаются фигурами:

Сказка                                               Пословица

Рассказ                                              Загадка                      ?

Стихотворение                                 Басня            

Темы чтения замещаются цветом:

о Родине – красный, о детях – желтый, о природе – зеленый, о животных – коричневый, о приключениях, волшебстве, фантастике – синий или фиолетовый.

Модель первой страницы обложки (пример):

                Фамилия автора

    Кор.        Тема и жанр (сказка о животных)

        Заголовок

Кроме обложек, детям предложены изображения героев из изученных произведений. Учащиеся вспоминают имена героев и произведения, называют их, рассказывают о героях, слушают понравившееся произведение. Этот материал учитель может использовать для игры «Послушай и назови». Учитель читает отрывок из знакомого произведения, дети слушают, вспоминают и называют произведение. Используется также моделирование обложек как рациональный способ включения каждого ребенка в активный познавательный процесс.

Рабочая тетрадь включает разнообразные упражнения и задания к каждому произведению, помогающие учащимся расширить свои знания, а учитель учесть уровень подготовки каждого ребенка и его возможности.

Например: «Раскрась или нарисуй» - задания побуждают ребенка к эмоциональной реакции на произведение, к размышлению над предложенным изображением картины и к воссозданию в воображении предметного мира произведения.

«Запиши, допиши, подчеркни» - задание развивают внимание маленьких читателей к авторскому слову и поступкам героев, к деталям.

«Прочитай, расскажи, выучи наизусть» включает упражнения в чтении слов, предложений, дидактических текстов и отрывков из прослушанного произведения.

Задания вида «Проверь себя» выполняют функцию контроля и обучают детей навыкам самооценки.

Эти задания позволяют овладевать не только читательскими умениями, но и развивать познавательный интерес.

Математика.

Одна из важных задач предмета «Математика» состоит в том, чтобы обеспечить формирование у младших школьников самостоятельности мышления при овладении научными понятиями. Самостоятельность мышления – основа для развития творческих и познавательных способностей школьников.

Наш курс строится так, чтобы ученик научился: понимать смысл изучаемого, его ценность; видеть отношения между математическими объектами, понятиями; доказывать, опираясь на изученные правила и выстраивать логическую цепь рассуждения; решать математическую задачу: самостоятельно проводить ее анализ, находить решения, осмысливать результаты решения в соответствии с условиями задачи, давать точный ответ, производить проверку решения задачи. Для этого он должен научиться четко выражать свои мысли, грамотно выполнять математические записи.

Наши учебники и рабочие тетради содержат большее число упражнений, чем это возможно использовать в реальном учебном процессе: они не должны быть все до одного выполнены в классе. Учитель выбирает из общего числа упражнений для домашних заданий.

Учитывая международный опыт, в целях расширения математического кругозора младшего школьника и усиления практической направленности обучения включены такие вопросы, как ознакомление учащихся с различными шкалами, таблицами, диаграммами, графиками, координатной осью и координатным углом. Умения отметить точку с данными координатами, прочитать координаты точки, построить простейшую диаграмму, «прочитать» график, найти в таблице требуемые данные, составить таблицу требует от детей важных практических умений.

Незаменимой моделью для фиксации важнейших свойств отношений являются графы. При помощи них дети без труда понимают свойства отношений и умело составляют их сами.

6 Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых).

За все эти годы было много нововведений по поводу оценки знаний и умений учащихся. Это отметки и их «заместители» (в первом классе): звездочки красные и синие, солнышко, флажки и т.д.

Как известно, что в первом классе безотметочная система  обучения, т.к. у ребенка отсутствует контролирующая и оценочная деятельность.

Предложенная авторами технология обучения позволяет получить не только высокие результаты, но, главное, повысить их общее интеллектуальное развитие, развить познавательные интересы и способности.

Именно этой проблеме я посвятила свою исследовательскую работу.

На первом родительском собрании я познакомила родителей с педагогической диагностикой и системой контроля  первом классе. Ее я проводила 3 раза в год. В сентябре провела первую диагностику.

1-ая – интеллектуальная готовность детей к школе. Это не проверка предметных знаний, умений и навыков, предусмотренных для изучения в первом классе, а сформированность предпосылок к овладению грамотой и математикой, того, что является основой усвоения этих предметов.

2-ая – после изучения курса «Грамота».

3-я – в конце первого класса.

В ходе обследования после выполнения каждого задания выставляется количественный балл.

3 балла выставляла при высоком уровне развития данного параметра, такая оценка по большинству параметров свидетельствует о высоком уровне готовности детей к обучению.

2 балла свидетельствуют о среднем уровне развития параметра, т.е. средний уровень готовности. Значит, дети, получившие такие отметки, способны справиться с большинством заданий самостоятельно или с незначительной помощью.

1 балл ставят при низком уровне развития какого-либо параметра, а такая отметка по большинству параметров говорит о низком уровне готовности к обучению.

Проанализировав все результаты диагностических обследований, я оформила сводную таблицу по каждому ребенку, где хорошо виден уровень достижений школьника, познакомила с этими результатами и родителей.

Собранные данные показали, что первоклассники в целом достаточно успешно справились с предложенными им заданиями. Так, по русскому языку на высоком уровне выполнили работу 52% учащихся, на среднем уровне 28% детей и на низком уровне 20% первоклассников. Более высоким оказался уровень выполнения заданий по математике: 65% детей показали высокий уровень, 24% - средний и 11% - низкий.

Диаграмма 1

Работая по УМК и ориентируясь на требования данной программы, проверяю уровень обученности каждого учащегося. Для этого во 2,3,4 классах провожу контрольные и проверочные работы, а также диагностические методики для каждого класса.

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Показатели, по которым определялась результативность опыта:

1) внутренний и внешний мониторинг учебной деятельности за 2010-2014 уч. г.;

3) участие во Всероссийской предметной олимпиаде школьников (3 участника, 1 победитель муниципального уровня, 2 призера российского уровня);

4) активность учащихся во внеурочной деятельности по предмету (более 30 победителей и призеров олимпиад и конкурсов).

7 Возможность тиражирования.

Публикации на республиканском уровне:

«Урок знаний в 1-ом классе «С малой родины моей начинается Россия». Журнал «Народное образование», Саранск

Интернет-публикации:

Сайт школы №36 г.Саранска Республики Мордовия:

http://sc36sar.edurm.ru/razrabotki/napal_nv/mama.doc - Внеклассное мероприятие: «Все начинается с мамы!» (урок);

http://sc36sar.edurm.ru/razrabotki/napal_nv/mama.ppt - Внеклассное мероприятие: «Все начинается с мамы!» (презентация);

http://sc36sar.edurm.ru/razrabotki/napal_nv/urok.doc -  Окружающий мир 4 класс «Искусство России XIX века» (урок);

http://sc36sar.edurm.ru/razrabotki/napal_nv/urok.ppt - Окружающий мир 4 класс «Искусство России XIX века» (презентация).

Публикации на российском уровне:

Интернет-публикации:

http://infourok.ru/material.html?mid=176857 - Публикация на сайте infoUrok.ru «Урок по окружающему миру в 4 классе»

http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=58694 – Публикация на сайте pedmir.ru – Электронное периодическое издание «Педагогический мир» «Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Искусство России 19 века»

Социальная сеть работников образования nsportal.ru:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/02/24/konspekt-uroka-po-teme-narechie - Русский язык: «Наречие» (урок);

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2013/12/13/stsenariy-prazdnika-maslenitsa - Внеклассное мероприятие: «Масленица» (сценарий);

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/04/24/konspekt-uroka-literaturnogo-chteniya-po-teme-applatonov-lyubov - Литературное чтение: «А.П.Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья» (урок);

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/04/24/konspekt-uroka-literaturnogo-chteniya-po-teme-applatonov-lyubov - Литературное чтение: «А.П.Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья» (презентация);

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/11/19/rospis-dymkovskoy-igrushki - Технология: «Роспись дымковской игрушки» (урок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Представление собственного инновационного педагогического опыта Деятельностный подход в урочной деятельности младшего школьника

Актуальность и перспективность опытаКонцептуальностьНаличие теоретической базы опытаВедущая педагогическая идеяОптимальность и эффективность средствРезультативность опыта...

Публичное представление собственного инновационного опыта "Дидактическая игра как средство познавательного интереса младших школьников на уроках математики"

В статье раскрывается актуальность темы, технология обучения математике с применением дидактических игр на разных этапах урока....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Активизация познавательной деятельности младших школьников на самоподготовке".

1.Актуальность опыта.2.Концептуальность опыта.3.Теоретическая база опыта.4.Ведущая педагогическая идея.5.Оптимальность и эффективность средств.6.Результативность опыта.7.Приложение....

Представление собственного инновационного педагогического опыта.Предупреждение и коррекция акустической дисграфии у младших школьников.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживают...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Развития речи, зрительно – пространственных функций и квазипространственных (логико - грамматических) речевых конструкций младших школьников с ОВЗ, имеющих трудности в учении

Развитие зрительно – пространственных функций – важная предпосылка возможности обучения ребенка в школе. В школе ребенок сталкивается с широким кругом пространственных задач, включая ориентировку в по...

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя-логопеда МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа» Дрянцевой Татьяны Николаевны. «Преодоление нарушений звукопроизношения у младших школьников методами здоровьясбережения»

Проблема формирования произношения у младших школьников является одной из самых актуальных в работе с детьми с нарушениями речи. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы, и...