Создание условий для формирования УУД учащихся СКК VII вида.
статья на тему
Статья помогает разрешить противоречие между необходимостью формирования УУД и особенностями и возможностями детей, обучающихся в коррекционных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Создание условий для формирования УУД учащихся СКК VII вида. | 30.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для формирования УУД
учащихся классов СКК VII вида через внеурочную проектную деятельность
Руководствуясь федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, мы оказываем образовательную услугу различным группам учащихся. По статистике своей школы, я могу сказать, что доля детей с ограниченными возможностями, а именно: с задержкой психического развития растёт. Поэтому в нашей школе функционируют специальные коррекционные классы VII вида, в которых я работаю с 2005 года. Ученики данных классов в силу различных факторов часто оказываются неуспешными в образовательной среде.
Поэтому с 2005 по 2010 год я работала над темой « Развитие познавательной активности учащихся СКК VII вида в процессе учебно-воспитательной деятельности как средство повышения качества знаний». Мной был разработан и успешно применён на практике комплекс мер, направленных на развитие познавательной активности учащихся СКК VII вида с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Наибольший результат в повышении познавательной активности, а как следствие и рост качества знаний в СКК VII вида, даёт использование метода проектов.
Время не стоит на месте. Мир меняется всё более быстрыми темпами, каждые десять лет объём информации удваивается. Дети становятся более информированными, но не интеллектуально развитыми. В условиях модернизации образования акцент сделан не столько на результаты (качество знаний), сколько на умение получать их – учиться.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (далее УУД), которые:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия для развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
- обеспечивают формирование у учащихся целостной картины мира.
Но как быть, если речь идет о вопросах формирования УУД обучающихся коррекционных классов, имеющих задержку психического развития? Для этих учащихся характерны следующие особенности: у всех детей наблюдаются нарушения памяти, причем эти нарушения касаются всех видов запоминания и распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии их мыслительной деятельности, дети не владеют в полной мере мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением.
Учащимся коррекционных классов VII вида присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе общения. У многих детей не наблюдается положительного отношения к школе, учебная мотивация слабо выражена.
Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал, что эти дети не могут самостоятельно организовывать свою деятельность: испытывают трудности в планировании и вычленении ее этапов, им недоступна оценка результатов. Отмечается выраженное нарушение внимания, импульсивность, отсутствие заинтересованности в улучшении своих показателей. Особую трудность вызывают задания, которые необходимо выполнить по словесной инструкции. Дети, с одной стороны, испытывают повышенную утомляемость, а с другой – очень раздражительны, склонны к аффективным вспышкам и конфликтам, нередко просто перестают выполнять начатую деятельность.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формирования УУД и особенностями и возможностями детей, обучающихся в коррекционных классах.
Начиная работу с учащимися вновь созданного 2 класса СКК VII вида, я выделила для себя ряд проблем:
- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
- неумение следовать инструкции, выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- невысокий уровень развития основных мыслительных операций;
- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий второклассников подтвердила необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса внеклассной проектной формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить имеющиеся у них знания на практике.
В проектной деятельности учащихся СКК VII вида выделяю несколько этапов. Каждый из них создаёт условия для формирования определённых УУД.
Первый этап - зарождение проекта.
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.
Задачи:
– определить проблему, тему и цель проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.
Деятельность учителя
Отбираю возможные темы и предлагаю их учащимся.
При выборе темы проекта использую ситуации, в которых дети проявляют интерес к чему – то новому.
Самое главное требование к теме – она должна быть проблемной, т.е. ни в коем случае не быть описательной. Каждое слово в формулировке темы должно быть притягательно для учащихся.
В результате работы над проектами дети начали проявлять инициативу при выборе тем новых исследовательских работ.
Самый простой способ «заострить» тему, проблематизировать её – переформулировать известные фразы, поставив в конце вопросительный знак.
Деятельность учащихся
Осуществляют вживание в ситуацию.
Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.
Определяют свои потребности.
Осуществляют: личностное присвоение проблемы.
Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.
Формируемые на этом этапе УУД: личностные (включение ребенка в активную деятельность на основе использования его интересов) и коммуникативные (участвуют в обсуждении темы, предлагают свои варианты названия проекта).
Второй этап – планирование деятельности.
Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Это важно для любых обучающихся, а для учащихся классов СКК особенно, так как регулятивные УУД формируются у них медленно.
Задачи:
– определить источники информации, способы сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;
– установить процедуру и выработать критерии оценки результатов и процесса;
– распределить обязанности между членами группы.
Деятельность учителя:
С целью определения актуальности темы проекта на данном этапе провожу опрос среди своих учеников (до того, как они соберут информацию по теме проекта).
Направляю процесс поиска информации учащимися, помогаю определить круг источников информации. Преднамеренно не ограничиваю способы сбора информации и границы изучаемого материала в рамках темы (это может быть и интернет, и литература, и информация, полученная от окружающих). Важным считаю, чтобы в результате поиска, отбора, структурирования информации ребёнок смог ответить на вопрос: какую информацию он считает наиболее важной и интересной и почему?
Предлагаю учащимся различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации, памятки по сбору информации («Поиск информации», «Как найти информацию в библиотеке»). Дети часто испытывают затруднения в деловом общении, поэтому правила поиска информации, фразы-клише из памятки позволяют снять эмоциональное волнение.
Оказываю помощь в организации групп, распределению ролей в группах, планировании деятельности по решению задач проекта, возможных форм презентации результатов проекта; организую процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.
Деятельность учащихся:
Продумывают продукт групповой или индивидуальной деятельности на данном этапе, совместно с учителем проводят оценку результатов данного этапа работы.
Формируемые на этом этапе УУД:
Регулятивные УУД (определение цели деятельности с помощью учителя и самостоятельно)
-познавательные УУД:
• поиск и выделение необходимой информации;
• умение структурировать знания;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текстов различной тематики; определение основной и второстепенной информации;
• постановка и формулирование проблемы;
-личностные (формирование своей точки зрения),
-коммуникативные УУД (понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой - либо предмет или вопрос, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения).
Третий этап – осуществление деятельности по решению проблемы.
Цель – разработка проекта.
Задачи:
– самостоятельная работа учащихся по задачам проекта.
– промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
Деятельность учителя
Наблюдаю, советую, исподволь руковожу деятельностью, отвечаю на их вопросы, слежу за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Деятельность учащихся
Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме, консультируются с учителем.
Сложность осуществления данного этапа в классе СКК – помощь ученику в осуществлении деятельности не должна подмениться деятельностью за него.
На промежуточном обсуждении каждый участник проекта рассказывает о проделанной им работе и делает вывод: «Меня эта информация заинтересовала потому, что …». Далее даю возможность детям оценить информацию каждого, коротко напоминая всем, о чём она была. « Дети, Саша рассказал нам о … . Поднимите руку те, кому это было интересно? А может, у кого-то есть другая позиция по данному вопросу?» Даю ученикам возможность немного поспорить по представленному материалу. В ходе обсуждения ученики учатся отстаивать своё мнение, убеждая остальных участников проекта в том, что собранная ими информация самая точная и нужная для данного проекта.
Ведущая деятельность на этом этапе изначально принадлежит учителю: он помогает определить цели и задачи проекта. Если полезной информации много, тогда проект становиться групповым. На этом этапе объединяю детей в группы в зависимости от типа собранной ими информации. Определяю цели и задачи каждой группы и роль каждого члена группы в отдельности. В случае если дети подготовили однотипную информацию, предлагаю продолжить работу над проектом тем, кто отобрал самый интересный материал.
Формируемые на этом этапе УУД:
познавательные УУД (умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий);
коммуникативные УУД ( умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своей коммуникативной задачи и жизненной ситуации)
личностные УУД (ориентация на моральную норму взаимопомощи, правдивости)
Четвертый этап – оформление результатов.
Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
Задачи:
– анализ и синтез данных;
– формулирование выводов.
Деятельность учителя
Наблюдаю, советую, помогаю в обеспечении проекта, мотивирую учащихся, создавая чувство успеха; подчеркиваю личностную важность достигнутого.
Деятельность учащихся
Оформляют проект, изготавливают продукт, участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект.
На этом этапе мы сообща определяем вид конечного продукта.
Также на данном этапе формулируем тезисы к выступлению, направляющая роль принадлежит учителю. Если дети затрудняются при формулировании тезисов, задаю им вопросы - помощники.
В настоящее время мои ученики пытаются формулировать тезисы самостоятельно.
Формируемые УУД:
личностные (смыслообразование)
коммуникативные (сотрудничать в совместном решении проблемы)
Пятый этап – презентация результатов.
Цель – демонстрация материалов, представление результатов.
Задачи:
– подготовка презентационных материалов;
– подготовка публичного выступления;
– презентация проекта.
Деятельность учителя
Репетирую с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности, акцентирую внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат. От проекта к проекту снижаю свою творческую роль. Но при этом увеличиваю свою направляющую роль в зависимости от того, какой результат хочу получить от проекта.
Деятельность учащихся
Осуществляют защиту проекта.
Демонстрируют понимание проблемы, цели и задач, умение осуществлять работу.
Формируемые УУД:
Познавательные
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, определение основной и второстепенной информации.
Коммуникативные
умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, выполняя различные роли в группе. Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Регулятивные
участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки, личностные (развитие самооценки личности)
Личностные (Смыслообразование, самоопределение, нравственно-этическая ориентация)
У учащихся формируется картина мира как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека, мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, развивается доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
Наконец, шестой этап – оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Задачи:
– коллективное обсуждение результатов проекта;
– самоанализ проектной деятельности.
Деятельность учителя
Оценивает усилия учащихся, креативность, потенциал продолжения, мотивирует учащихся.
Деятельность учащихся
Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе коллективного обсуждения, самоанализа.
Предлагаю детям проанализировать результаты работы в целом и своей (каждого ученика) в отдельности. Каждый рассказывает о проделанной им работе и делает вывод: «Меня работа над проектом заинтересовала, потому что …», «Самым сложным для меня было …», «Проект научил меня…».
Обобщая сказанное детьми, отмечаю положительные результаты каждого ученика, делаю вывод о том, что дал этот проект в целом.
Формируемые УУД регулятивные ( оценка и самооценка) и личностные.
Таким образом, методически грамотно организованная работа над проектом способствует созданию ситуации успеха у учащихся классов СКК VII , является средством формирования у них всех видов УУД, предоставляет учителю возможность в моделировании желаемых результатов.
Оценка сформированности УУД учащихся на разных этапах работы ведется по следующим методикам:
- личностные - по методикам « Лесенка», «Беседа о школе»
- регулятивные - по методике П.Я. Гальперина « Выкладывание узора из кубиков»
- познавательные - методике Т. Шамовой
- коммуникативная - по методике Г.А. Цукермана «Кто прав» (сентябрь 2012 года)
Последние диагностические исследования проведены в декабре 2013 года.
Оценивались УУД:
- личностные – по методике М. Кун «Кто я»
- регулятивные – по методике П.Я. Гальперина «Проба на внимание»
- познавательные – по адаптированной мной методика Т. Шамовой
- коммуникативные – по методике Г. А. Цукермана «Методика рукавички»
В условиях системно – деятельностного подхода проектный метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является самым существенным для организации процесса обучения в современной школе.
Внеклассная проектная деятельность даёт толчок в формировании УУД учащихся СКК VII вида. Метод проектов использую, чтобы «держать детей на интересе». У них появляются новые знания, что определяет успешность и, как следствие, повышение самооценки, а познавательная деятельность из непроизвольной переходит в произвольную.
Сформированные УУД становятся интеллектуальными клише, что подтверждается победами детей в школьных и городских конкурсах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности
В данной работе я рассмотрела условия, позволяющие сформировать положительное отношение детей к учебе....
Выступление на МО по теме: "Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности"
Выступление на МО по теме: "Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности"...
Создание условий для формирования у учащихся с ОВЗ положительных эмоций по отношению к учебному процессу
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Уже в начальной школе учебная мотивация становится достато...
Создание условий для формирования у учащихся начальной школы положительных эмоций по отношению к учебной деятельности
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением ...
Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности
Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности. Каждый учи...
Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.
В статье расказывается об условиях, которые необходимы на уроках , занятиях для формирования положительных эмоций к учебной деятельности....