Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов
статья (1 класс) по теме
"Использование ИКТ в работе учителя начальных классов."
"Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_v_rabote_uchitelya_nachalnykh_klassov.docx | 21.59 КБ |
Предварительный просмотр:
"Использование ИКТ в работе учителя начальных классов."
"Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов."
Прекрасная пора детства! Ребёнок ходил в детский сад, с детским коллективом знаком в пределах своего двора. И вот он в школе… Возможно ли надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой? Возможно ли, чтобы школа стала золотой порой в жизни ребёнка? Да, возможно! Только так и должно быть!
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. В этот период жизни меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Внимание учащихся 1-х классов еще слабоорганизованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. Поэтому для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации).. У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание.
Задача учителя и состоит в том, чтобы заинтересовать детей предметом, привлечь внимание обучающихся на этом этапе обучения, чтобы дети захотели получать предложенные им знания, и учились добывать знания сами.
Поиск эффективных методик приводит нас к новым компьютерным технологиям, которые применяются при организации творческой познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения различных школьных дисциплин.
И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. В психологических исследованиях отмечается, что компьютерные технологии влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых. Исследования также показали, что у детей, знакомых с компьютером уровень их интеллектуально-творческого развития существенно выше, чем у их сверстников, не общавшихся с этой техникой.
Ребёнок, впервые переступив порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
- игровая деятельность;
- создание положительных эмоциональных ситуаций;
- работа в парах;
- проблемное обучение.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.
Внедрение ИКТ в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.
Учителя начальных классов нашей школы в своей педагогической деятельности выделяют пять направлений использования ИКТ:
- ведение рабочей документации в электронном формате;
- использование Интернет-ресурсов;
- создание собственных мультимедийных презентаций;
- использование ИКТ во внеурочной работе;
- выступления с опорой на мультимедиапрезентацию.
Первым направлением использования ИКТ стал переход на оформление основной документации в электронном формате.
1.Это составление рабочих программ по всем предметам начального обучения.
2.Создание методических копилок: «Классные часы», «Методические материалы по русскому языку», «Методические материалы по математике», «Контрольные, проверочные работы и тесты», «Чтение», «Окружающий мир», «ОБЖ», и мониторинг контроля и оценивания уровня достижений учащихся для улучшения качества образования и результативности обучения.
3.Подготовку дидактического материала: печатного варианта индивидуальных заданий для тренировки навыков, организации самостоятельных и контрольных работ, а также наглядных средств обучения.
4.В настоящее время в нашей школе, как и в других школах активно используется такая форма документации, как электронный журнал.
Сеть Интернет в процессе обучения является: огромным информационным ресурсом, который ежедневно пополняется. Все хоть сколько-нибудь значительные библиотеки мира предлагают свои виртуальные книжные полки потенциальным читателям. Музеи и галереи демонстрируют свои экспонаты и шедевры прямо на вашем рабочем столе. Сейчас в Интернете появились многочисленные образовательные сайты и порталы, форумы, сетевые сообщества учителей и учеников, сетевые образовательные журналы, сетевые ресурсы по различным предметам. Интернет-это база для самообразования и саморазвития.
При подготовке к урокам мы используем электронные ресурсы учебного назначения:
- электронные учебники и пособия;
- электронные энциклопедии и справочники;
- тренажеры и программы тестирования;
- образовательные ресурсы Интернета;
- DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
- видео и аудиотехника;
- интерактивные карты и атласы.
Чтобы повысить познавательный интерес и сделать урок продуктивнее, мною используются мультимедийные средства. Их я нахожу в Интернете. Но бывает так, что необходимого нет. Тогда я готовлю материал сама. Их можно создать с помощью программы Microsoft Power Point. Так, например, на уроке обучения грамоте помогают прекрасные фильмы о буквах и звуках.
Письмо. Наверное, многие согласятся, что на уроках письма в первом классе огромное количество сил и времени уходит на то, чтобы проверить, все ли дети правильно нашли строчку для работы. Обычно в первое время приходится несколько раз за урок пробежаться по классу, проверяя, где пишут дети. Мне кажется, что мультимедийный проектор, проецирующий изображение страницы прописи на белую доску, способен помочь решить эту проблему. Это сэкономит время на уроке, повысит эффективность работы, поможет избежать "рассеивания” внимания первоклассников.
А на уроках математики ребята любят играть в «Математический конструктор», благодаря которому можно быстро проверить вычислительные навыки. На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе Power Point, может осуществляться демонстрация примеров, задач, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка.
При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий. Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.
Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.
При разработке собственных мультимедийных материалов презентационного характера необходимо учитывать ряд определённых требований к предъявлению наглядности.
Рекомендации к оформлению презентаций:
1.Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!
2.Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.
3.Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе).
4.Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).
5.Соблюдение тифлотребований.
Использование на уроках презентаций приводит к целому ряду положительных эффектов:
- обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
- психологически облегчает процесс усвоения;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор;
- возрастает уровень использования наглядности на уроке;
- повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Я уверена, что использование компьютерных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес к учебе.
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников и младших школьников компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
- компьютер является отличным средством для решения задач обучения;
- постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
- компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;
- компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».
Использование большого и разнообразного спектра заданий способствует расширению кругозора детей, развитию их познавательных процессов.
Но давайте не будем забывать, что ни одна даже супер - современная техника не заменит человеческой души и сердца. Только эмоции и чувства учителя, ребёнка и других участников образовательного процесса могут творить чудеса и воспитывать радостью. Вот тогда мы увидим ещё много тёплых солнечных лучиков !!!
Спасибо за внимание и понимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступно...
Использование современных информационных технологий в работе учителя начальных классов.
В статье рассматривается опыт работы учителя начальных классов по использованию ИКТ...
"Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором инфо...
Использование современных информационных технологий в работе учителя начальных классов.
Использование современных информационных технологий в работе учителя начальных классов....
Особенности использования современных информационных технологий в работе учителя начальных классов
Плюсы и минусы использования ИКТ в начальной школе....
Использование современных образовательных технологий в работе учителя начальных классов.
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального ...
Использование современных информационных технологий в работе учителя начальных классов
21 век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида обр...