Проектирование современного урока на основе технологической карты
статья на тему
В докладе представлен теоретический и практический материал, помогающий спроектировать современный урок на основе технологической карты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_sovremennogo_uroka_na_osnove_tekhnologicheskoy_karty.docx | 95.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11 ГОРОДА КОВРОВА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ |
Проектирование современного урока на основе технологической карты |
Выступление на педсовете |
Ерофеева Е.И., учитель начальных классов МБОУ СОШ №11 |
28.03.2014 |
В докладе представлен теоретический и практический материал, помогающий спроектировать современный урок на основе технологической карты. |
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Проектирование современного урока на основе технологической карты
Стремительные социально-экономические преобразования, которые произошли в обществе за последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию. С 1 сентября 2012 года осуществился переход на Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), который указывает на такие основные особенности реализации содержания образования, как:
- необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов — личностных, метапредметных и предметных; (слайд 2)
- новое понимание образовательных результатов — необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности;
- понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий.(слайд 3)
Новая парадигма образования ХXI века основана на вооружении школьников умениями самостоятельно учиться, приобретать знания, умения, навыки и универсальные способы деятельности: познавательные, информационно-коммуникативные, рефлексивные. Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности. Учебный процесс должен быть организован так, чтобы обеспечить школьнику общекультурное, личностное, познавательное развитие, а главное, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Учителю тем самым предстоит реализовать эти существенные изменения, которые ФГОС основного общего образования требует привнести в практику педагогической деятельности.
В связи с изменением требований к уроку, учителя столкнулись с рядом проблем: какой должна быть деятельность учителя на уроке, чтобы урок соответствовал требованиям ФГОС, как включить в деятельность ученика, чтобы он самостоятельно добывал знания, работая с информацией, какие приёмы, методы и формы работы способствуют формированию УУД на уроке и др. Как же построить современный урок?
Всё выше перечисленное говорит о необходимости грамотного проектирования урока. Педагогическое проектирование урока - это деятельность по предварительной разработке системы взаимодействия учителя и учащихся, направленного на овладение учебным материалом в соответствии с поставленной целью. Сущность этой деятельности состоит в переводе теоретических идей в практику жизни.(слайд 4) Педагогическое проектирование урока осуществляется в 3 этапа:
- моделирование;
- проектирование;
- конструирование.
1.Моделирование урока - это процесс определения его основных параметров. (Слайд 5) Этап моделирования урока состоит из четырёх шагов:
- определение темы урока;
- определение места урока в системе уроков;
- определение типа и вида урока;
Авторы различных УМК предлагают свою типологию уроков. Учитель, конечно, должен придерживаться авторской типологии.
- формулирование цели урока.
Цель должна быть конкретной, понятной, достижимой, ориентированной на результат.
2. Проектирование урока - следующая ступень его разработки. (слайд 6)
Этап проектирования состоит в разработке обобщённых способов достижения цели. Такими обобщёнными способами, прежде всего, являются задачи, содержание, методы, приёмы, формы учебной деятельности.
3. Конструирование урока выливается для учителя в создание своей, методически выверенной структуры урока. (слайд 7)
Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединённых в целесообразную деятельность.
Основная дидактическая структура отображается в плане-конспекте урока или в технологической карте.
(слайд 8) Понятие "технологическая карта" пришло в образование из промышленности. Её основные характеристики:
- она имеет статус документа;
- в ней записан весь процесс;
- указаны операции, их составные части;
- названы материалы;
- перечислено оборудование;
- указаны инструменты;
- обозначены технологические режимы;
- рассчитано время;
- определён квалификационный статус исполнителей.
В педагогической трактовке "технологическая карта - это современная форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учеником" (слайд 9)
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией, описание заданий для ученика по освоению темы, оформление предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Структура технологической карты включает: (слайд 10)
- название темы с указанием часов, отведённых на её изучение;
- цель освоения учебного содержания;
- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
- метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
- технологию изучения указанной темы (слайд 11) (на каждом этапе работы определяется цель, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять контроль результатов учебной деятельности.
(слайд 12) Технологическая карта явилась результатом понимания того, что необходима форма, которая предоставляет педагогу возможность видеть:
- что он осуществляет педагогические действия, входящие в целостную деятельность, позволяющую достичь конкретных предметных, метапредметных и личностных планируемых результатов;
- что эти педагогические действия связаны в последовательную цепь и не нарушают логику целостной деятельности;
- как он должен войти в действие и выйти из него, не прервав цепи операций, входящих в данное действие.
Совершенно очевидно, что такой формой для карты может стать таблица (слайд 13)— замкнутая матрица, где совпадение содержания вертикальных и горизонтальных граф заведомо является законом, где наличие незаполненных сегментов свидетельствует о несовершенности системы. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода, определился перечень основных вертикальных столбцов карты: ход урока (с фиксированием этапа урока); деятельность учителя, деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов в таблице, конечно же, зависит от типа урока, который проектирует учитель. Именно тип урока определяет количество необходимых для его реализации этапов. Структура урока имеет как статичные моменты, так и динамические, которые могут изменяться в зависимости от типа урока, темы и цели.
(слайд 14 гиперссылка) Один из примеров технологической карты урока представлен у вас в раздаточном материале. Перед вами варианты возможных этапов урока, а также виды деятельности учителя, учащихся и УУД, формируемые на данных этапах.
Одной из основных задач является необходимость сломать педагогический стереотип, сложившийся при подготовке конспектов уроков: планирование учителем прежде всего и преимущественно своей деятельности, а только потом деятельности учащихся. Поэтому в таблице предусмотрено визуальное доминирование (чтобы обеспечить содержательное) графы «деятельность учащихся».
Такое соотношение объёмов предполагаемой деятельности педагога и учащихся на уроке (закреплённое визуально), позволяет учителю сначала задуматься об этой необходимой диспропорции, а затем зафиксировать в содержании карты свои новые функции, новую педагогическую позицию: в процессе педагогического взаимодействия на основе субъект-субъектных отношений учитель является организатором деятельности учащихся и помощником в ходе освоения ими учебного способа деятельности.
Технологическая карта - это форма представления урока, поэтому конструирование технологической карты происходит по алгоритму разработки урока в целом. В чём же различие между традиционным конспектом и технологической картой? (слайд 15)
Целеполагание в технологической карте определяются в соответствии с планируемыми результатами ФГОС. Основным методом описания урока является не объяснительно-иллюстративный, а структурно-логический. Проектируется не только деятельность учителя, но, главным образом, деятельность учащихся, определяются формируемые УУД, при описании используются чёткие, лаконичные формулировки, а не прямая или косвенная речь учителя. В конце урока все его участники оценивают свою деятельность, результат и индивидуальные достижения.
Шаблоны технологических карт различны, поэтому педагог может выбрать тот шаблон, который ему наиболее понятен. (Слайды 15 -20)
(Примеры шаблонов технологических карт представлены в Приложении в электронном виде)
Авторы различных УМК предлагают свои шаблоны технологических карт.(слайд 21)
(слайд 22) Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Технологическая карта позволит учителю: (слайд 23)
- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
- определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
- системно формировать у учащихся УУД;
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением;
- освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы.
- определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
- на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
- обеспечить повышение качества образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения// Сентябрь. 2004.
2. Еременкова Т.Ю., Исаева С.А., Козина Е.В. Проектирование современного урока в начальной школе на основе технологической карты// ВИПКРО. 2013.
3. Копотева Г.Л, Логвинова И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС// Управление начальной школы №12 /2011
4. http://festival.1september.ru/articles/630119/
5. http://www.menobr.ru/materials/19/37639/
6. http://www.openclass.ru/node/364582
Приложение 1
Структурные элементы учебного занятия
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
3. Моделирование | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. | Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. | Воспринимают ответы обучающихся | Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
4. Конструирование нового способа действия. | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятия. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
5. Переход к этапу решения частных задач. | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Осуществляют самоконтроль |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа. | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль. | Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность. | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату |
Приложение 2
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Самоопределение к деятельности Орг.момент |
|
--- Контролируют готовность к уроку |
|
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности |
|
|
|
Постановка учебной задачи |
|
|
|
Формулирование учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднения |
|
|
|
Решение учебной задачи |
|
|
|
Первичное закрепление (проговаривание нового знания или способа действия) |
| Под руководством учителя проговаривают новое знание или способ действия по заданным параметрам |
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
|
|
|
Закрепление |
|
|
|
Итог урока |
|
|
|
Рефлексия деятельности |
|
|
|
Приложение 3
Опорная таблица для конструирования учебного занятия
Образовательные задачи УЗ | Возможные методы и приёмы выполнения |
| |
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания | Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др. |
| |
Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы | Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы |
| |
Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта | Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом |
| |
|
|
| |
Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала | Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу |
| |
Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания | Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий |
| |
Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях | Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия |
| |
Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей | Построение «дерева» «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы: уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем» |
| |
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий | Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям) |
| |
Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия |
|
| |
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Три уровня домашнего задания:
|
| |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися |
| |
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты |
Приложение 4
Формулировки деятельности учителя и обучающихся
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на… Формулирует задание… Напоминает обучающимся, как… Предлагает индивидуальные задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обеспечивает мотивацию выполнения… Контролирует выполнение работы. Осуществляет:
Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся Диктует. Дает:
Организует:
Подводит обучающихся к выводу о… Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в… Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | Записывают слова, предложения. Делят (звуки, слова ит.д.) на группы. Выполняют упражнение в тетради. По очереди комментируют… Обосновывают выбор написания… Приводят примеры. Пишут под диктовку. Проговаривают по цепочке. Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы. На слух определяют слова с изучаемой орфограммой. Составляют схемы слов (предложений). Проводят морфемный анализ слов. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания по карточкам. Называют правило, на которое опирались Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух. Озвучивают понятие… Выявляют закономерность… Анализируют… Определяют причины… Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения в паре. Сравнивают… Читают текст. Читают план описания… Подчеркивают характеристики… Находят в тексте понятие, информацию. Слушают стихотворение и определяют… Слушают доклад, делятся впечатлениями о… Высказывают свое мнение. Осуществляют:
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) |
Дидактическая | Деятельность | Деятельность | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент |
|
|
|
| (Познавательные УУД). |
Проверка домашнего задания |
|
|
|
|
|
Изучение нового материала |
|
|
|
|
|
Закрепление нового материала |
|
|
|
|
|
Контроль |
|
|
|
|
|
Рефлексия | . |
|
. |
|
|
Приложение 5
Шаблон технологической карты урока
Приложение 6
Шаблон технологической карты урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемая деятельность | Формируемые способы деятельности | Осуществляемая деятельность | Формируемые способы деятельности | Осуществляемая деятельность | Формируе-мые способы деятельности | ||
1 этап урока | |||||||
2 этап урока | |||||||
Шаблон технологической карты урока
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Проектирование современного урока на основе технологической карты"
Презентация содержит теоретический и практический материал, помогающий спроектировать современный урок на основе технологической карты....
Новые результаты образования как основа проектирования современного урока русского языка.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»...
Современный урок окружающего мира. Технологическая карта к уроку. Презентация "Комнатные растения" .
Организуя современный урок, учителю необходимо усилить его социальную направленность, придать уроку практическую ориентированность, связав изучаемый материал с повседне...
Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)
laquo;Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе». Главная цель работы над темой:Создание условий для формирования у...
Технологические основы проектирования современного урока в начальной школе
Статья в Сборнике материалов Всероссийской НПК 5 декабря 2019 года...
Доклад"Урок в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА НА ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА ПРИЕМОВ "
Доклад"Урок в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА НА ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА ПРИЕМОВ "...
«Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)
laquo;Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе» Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за с...