Система оценки сформированности универсальных учебных действий (УУД) у первоклассников
статья на тему
Материал к занковским педагогическим чтениям
«Система изучения планируемых результатов
обучения младших школьников»
8-9 декабря 2011 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_soobshchenie_k_zankovskim_pedagogicheskim_chteniyam_8-9_dekabrya_2011_goda.docx | 34.89 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №36
имени генерала А.М.Городнянского г. Смоленска
Занковские педагогические чтения
«Система изучения планируемых результатов
обучения младших школьников»
8-9 декабря 2011 года
сообщение
«Система оценки сформированности универсальных учебных действий (УУД) у первоклассников»
учитель начальных классов
высшей категории
Конохова
Любовь Александровна
Смоленск – 2011
Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования она существенно возрастает.
В чем теперь заключается роль начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию у учащихся системы универсальных учебных действий (УУД).
В Концепции Фундаментального ядра содержания общего образования, отмечено, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения знаний, умений и компетентностей.
Цель современной системы образования, поставленная новыми федеральными образовательными стандартами, т.е. государством, четко определена: развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий, познания и освоения мира.
Таким образом, важнейшей задачей школы является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Другими словами, миссия школы заключается в том, чтобы научить выпускника самому строить свое счастье.
Кто призван реализовать эту цель в современной школе? Без сомнения, учитель, так же, как и в школе традиционной. Но цель может быть успешно реализована только в том случае, если она имеет личностный смысл. В традиционной школе, при «знаниевом» подходе, были определены те критерии, по которым можно было оценить сформировавшуюся личность? Учителю приходилось действовать по принципу «принеси то, не знаю что», а, следовательно, «не знаю, как».
Четкость и конкретность поставленной цели в современной, новой школе позволяют задуматься о способах ее реализации. Разработать механизм реализации ФГОС начального общего образования, апробировать его, принять в педагогическом сообществе – это есть простор для творчества современного, нового учителя. Это есть его педагогический опыт.
На разных возрастных ступенях при формировании УУД формулируются конкретные цели. Младшие школьники только осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Ведь недаром бытует мнение: чему научили ребенка в начальной школе, с тем он и пойдет дальше, и от этого зависит его успешность в дальнейшем. Итак, каковы условия, обеспечивающие у младших школьников формирование основ умения учиться и способности организации своей деятельности?
Первое условие для успешного формирования УУД – педагогическая компетентность учителя.
Второе условие для успешного формирования УУД – включение в учебную деятельность, правильная организация которой состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения учащимися учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка). Таким образом, я делаю процесс учения привлекательным для своих учеников:
- не преподношу ученикам новое знание в готовом виде, а организую процесс обучения так, чтобы они добывали это знание в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, понимая и принимая систему ее норм;
- соблюдаю преемственность между дошкольным образованием и начальной ступенью обучения, учитывая возрастные психологические особенности развития детей;
- выбираю средства обучения, формирующие у учащихся обобщенное системное представление о мире (природе, обществе, самом себе);
- создаю доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;
- формирую у учащихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;
- создаю условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности;
- предлагаю ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечиваю при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.
Третье условие для успешного формирования УУД – создание условий для личностного самоопределения и самореализации ребенка.
Все достижения ребят в различных областях деятельности накапливаются в портфолио, которое ведется каждым учеником под руководством учителя при помощи родителей с первого года обучения.
Четвертое условие для успешного формирования УУД – диагностика. Поэтому я не только как учитель, но и как педагог-психолог понимаю важность создания системы оценки сформированности универсальных учебных действий (УУД) у первоклассников.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
В рекомендациях А.Г. Асмолова «Как проектировать УУД в начальной школе» даны все основные типы задач для оценки сформированности УУД.
В своей работе с первоклассниками я опираюсь на материалы данной книги и на опыт работы моих коллег из российских школ, который представлен в журналах «Начальная школа», «Практика образования», на образовательных интернет-порталах.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения проводятся при поступлении ребенка в школу. Работа психолога (а я работаю в тесной связи с педагогом-психологом нашей школы), таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
И все же у меня, как у учителя, который начал работать по новым стандартам, возникает множество вопросов, размышлений по вопросу оценки сформированности УУД у первоклассников. Поделюсь некоторыми из них.
На мой взгляд, основные сложности при переходе на новые стандарты - это сложности психологического и технологического порядка. Достаточно сложно нам, учителям, проанализировать и перестроить собственную педагогическую деятельность с позиции новых ФГОС. Подавляющему большинству из коллег, мне в том числе, необходимо научиться работать в парадигме системно-деятельностного подхода в обучении. Кроме того, для меня остаётся открытым вопрос об оценке качества образования, я понимаю, что нужно оценивать, но меня волнует вопрос, как я вместе со своими учениками буду оценивать метапредметные умения, личностные качества. Кроме того, как привлечь родителей, общественные организации к реализации ФГОС? Многие механизмы реализации ФГОС второго поколения ещё не отработаны, но мне, как учителю, перешедшему на новые стандарты, приходится искать ответы на эти вопросы уже в ходе реализации ФГОС.
Мне, проработавшей уже 10 лет по системе Л.В.Занкова, думаю легче будет перестроиться, т.к. у меня есть опыт работы по деятельностному подходу, который направлен на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться. Я стараюсь создавать условия, в которых ученик мог бы научиться рассуждать, формировать собственное мнение, работать в паре, группе. Стараюсь ставить проблему перед первоклассником так, чтобы он сделал для себя открытие, пусть маленькое, но своё. Стремлюсь к тому, чтобы дети увидели во мне партнёра, старшего друга.
С введением ФГОС в практику школ коренным образом должна измениться система оценки достижения планируемых результатов. На мой взгляд, в основе оценивания должна лежать критериальная оценка. Для этого учителю необходимо выделить критерии усвоения учебного материала (как предметного, так и метапредметного). Здесь педагог встречается с массой трудностей. Где фиксировать эти результаты? Классный журнал для этого не приспособлен. В «своей тетрадочке»? Тогда, что же фиксировать в журнале? Получается «двойная бухгалтерия»? Ещё одна проблема. Как перевести критериальную оценку в баллы? Итоговая оценка предполагает три уровня овладения опорной системой знаний и учебными действиями. А как быть с промежуточным контролем? Каждая школа может разработать свою систему оценки. А что делать, если ученик меняет образовательное учреждение? А при переходе в основную школу? Смогут ли учителя среднего звена работать в режиме безотметочного обучения? На мой взгляд, должна быть единая оценочная политика в образовании. В настоящее время для оценки результатов обучения педагоги, в основном, используют Методическое письмо Минобразования России № 1561/14-15 от 19 ноября 1998 г. «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». Ничего новее пока не существует. В этих рекомендациях достаточно понятно сформулированы требования к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке результатов обучения. Хочется надеяться, что в ближайшее время появится подобный документ, согласно которому педагог сможет оценить деятельность ученика.
Несколько слов о Портфолио. Не стоит забывать, что Портфолио – это портфель достижений ученика. Ребёнок сам решает, что туда положить. Как быть тем, кому особо похвастаться нечем? Хорошо, если ученик прекрасно поёт/танцует/плавает/рисует, то его Портфолио будет содержать определённый набор подтверждающих документов. А где тогда фиксировать учебные достижения этого ученика? Возвращаемся к проблеме «Классный журнал» и «Своя тетрадочка». Замкнутый круг. Вопросов много, ответов пока нет.
Одним из самых эффективных, на мой взгляд, приёмов является создание каждым учеником своей «Карты знаний и достижений». Это используют многие педагоги в своей работе, это взяла на вооружение и я.
Это специально отведённое место в классе (стенд), специальная детская тетрадь, где в схематической форме отражаются достижения учащихся в той или иной сфере деятельности.
«Карта достижений» может помочь учащимся:
- сознательно выбирать тот учебный материал, который необходим для решения учебно-практических задач;
- позволяет обозначать и осознавать свой индивидуальный путь движения в учебном предмете;
- делать предположения о возможных дальнейших продвижениях.
«Карта знаний и достижений» может стать средством:
- планирования,
- удержания предметной логики в течение учебного года,
- рефлексии индивидуального пути движения в учебном предмете.
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.
В системе оценивания на начальной ступени обучения будет использоваться преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом (школой), которая включает разнообразные методы оценивания:
- наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (например, наблюдения за совершенствованием техники чтения и письма, или за развитием коммуникативных и исследовательских умений, или за развитием навыков учения и др.),
- оценку процесса выполнения учащимися различного рода творческих работ;
- оценку результатов рефлексии учащихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.).
Система дополнена методами, позволяющими получать интегральную оценку, оценивающую суммарный результат усилий, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности (портфолио, выставки и презентации крупных целостных законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени). Очень важно, чтобы контроль был мотивирующим и диагностирующим, а оценка – рефлексивной и прогностической.
Портфолио – один из методов, служащий для получения интегральных оценок. Это то, что я тоже решила использовать в своей педагогической деятельности. Опыт работы учителей по новому ФГОС из пилотных школ показывает целесообразность этого вида деятельности в системе оценки сформированности УУД (в частности у первоклассников).
Как мотивировать? – не делать вид, что вас интересует то, что находится в портфолио ученика, а проявлять неподдельный интерес; давать советы по содержанию и оформлению. Моё правило – отрицательной оценки для портфолио не существует.
В наших портфолио отведены страницы «карте учебных достижений». Чтобы ученик отбирал материал в портфолио сам, надо его научить этой самостоятельности и обязательно привлечь родителей.
У выпускника портфолио должно служить материалом для оценки выпускника. Обязательно необходимо соблюдать условия:
- Первое условие относится к возможности независимой перепроверки результатов иными лицами (например, родителями или инспектором). Тогда все (или наиболее значимые) промежуточные результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и хранится в определенной системе, т.е. входить в ПОРТФОЛИО ребенка. Учитель по первому требованию предъявляет эти результаты любому заинтересованному лицу, обладающему соответствующими полномочиями запрашивать данную информацию, равно как и иметь возможность обосновать правомерность и правильность выставленной итоговой оценки.
- Второе условие связано для учителя с необходимостью получить необходимую квалификацию в области использования внутренней системы оценивания, выстроенного на критериальной основе. В состав портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с его/ее учебной деятельностью, должны входить:
1) подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии; выборка работ из «Папки письменных работ» по русскому языку; дневники читателя; выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам (по всем предметам);
2) систематизированные материалы текущей оценки
- отдельные листы наблюдений,
- оценочные листы и материалы видео- и аудио- записей процессов выполнения отдельных видов работ,
- результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования;
- выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся.
3) материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ, если последние проводились.
Кроме того, в портфолио могут быть включены и иные документы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеурочной и досуговой деятельности. Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным аспектам, - об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.
Мои ученики только начали формировать собственные Портфолио. Возможно, мы добавим туда что-то свое, что-то возьмем из опыта, описанного выше.
Уровень формирования у первоклассников УУД можно оценивать и как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий.
Для этого в работе со своим классом вместе с психологом школы я предполагаю использовать (и частично уже использую) типовые задачи, рекомендованные в программе развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования (Глава II). Это следующие типовые задачи.
- Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).
- Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы «Разбитая чашка» (модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006).
- Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004) — эти методики позволяют выявить уровень развития личностных УУД.
- Методика «Выкладывание узора из кубиков» позволяет выявить уровень развития регулятивных УУД.
- Методики «Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия». (Ж.Пиаже, А.Шеминьска, 1952), «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976) - позволяют выявить уровень развития познавательных УУД.
- Методики «Братья и сестры» (Пиаже, 1997), «Рукавички» (Г.А. Цукерман) - позволяют выявить уровень развития коммуникативных УУД.
Сроки проведения:
декабрь 2011 г.- первичная диагностика;
май 2012г. – заключительная диагностика.
Количественные данные представляются в таблицах и схемах учёта результатов тестирования. Немного подробнее о методиках диагностики.
Личностные универсальные действия самоопределения и смыслобразования оцениваются по методике «Беседа о школе».
Уровень развития универсальных учебных действий нравственно-этического оценивания измеряется с помощью методики «Разбитая чашка».
Уровень развития универсальных учебных действий по выделению морального содержания действий и ситуаций выявляется с помощью методики «Оцени поступок».
Уровень развития регулятивных универсальных учебных действий измеряется с помощью методики «Выкладывание узора из кубиков».
Уровень развития познавательных универсальных учебных действий измеряется с помощью методики «Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия», предназначенной для выявления уровня сформированности логических универсальных действий.
Уровень развития познавательных универсальных учебных действий измеряется также и с помощью методики «Кодирование», предназначенной для выявления уровня сформированности знаково-символических действий кодирования (замещения).
Уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий измеряется с помощью методики «Братья и сёстры», предназначенной для выявления коммуникативных действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
Уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий измеряется также с помощью методики «Рукавички», предназначенной для выявления уровня развития коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперации).
Таким образом в течение учебного года ведется промежуточный и итоговый контроль. Для его осуществления используются наблюдения (с последующей фиксацией результатов в виде знаков – символов) например, в дневнике наблюдений, контрольные и проверочные работы для выявления предметных умений по тематическим разделам. Для измерения уровня сформированности УУД используются методы: тестирование, наблюдение, анкетирование, беседа, которые простраиваются в рамках типовых задач. Совместно с детьми составляются алгоритмы самооценки деятельности, которые являются для них опорой для самооценочной деятельности.
Можно в работе использовать следующие средства фиксации результатов.
Метапредметные результаты (познавательные, регулятивные, коммуникативные)– освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях отслеживаются в течение года следующими средствами: дневники достижений по УУД (ведут дети), дневник наблюдений за уровнем развития УУД (ведет учитель).
Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов и отслеживаются в течение года следующими средствами: листы самооценки достижений учащихся по предметам, матрица учета достижений учащихся по предметным умениям (ведет учитель).
Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д., основы российской, гражданской идентичности отслеживаются в течение года следующими средствами: психологическая диагностика, наблюдения учителя.
В своем сообщении я ставила целью показать собственный опыт работы по системе оценки сформированности универсальных учебных действий (УУД) у первоклассников, основанный на положениях и рекомендациях стандарта второго поколения, а также на положительном опыте моих коллег из многих российских школ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты для оценки сформированности универсальных учебных действий.
В данной работе представлены тесты для оценки сформированности личностных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий....
«Электронное портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий младших школьников»
Работа по теме:«Электронное портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий младших школьников» Работа выполнена слушателем курсов по программ...
Система контроля и оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся в начальной школе.
Реализация процесса формирования универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС нового поколения привело к необходимости отслеживания процесса развития и формирования метапредметных УУД ...
«Система контроля и оценки сформированности универсальных учебных действий.»
С 1 сентября 2011 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения в основе, которых лежит формирование универсальных учебных действий. В своем докладе я ос...
Методический комплекс для оценки сформированности универсальных учебных действий
Представляет собой типовые задачи для оценки сформированности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий у обучающихся начальных классов и воспитанников дошкольных гру...
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий и система оценки образовательных достижений обучающихся в условиях ФГОС
Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в общеобразовательной школе....
Портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий у младших школьников.
Основной целью портфолио является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять ад...