Статья. "Формирование нравственно - эстетических ценностей в процессе обучения" Из опыта
статья на тему
Статья сопровождается презентацией о том, как в процессе обучения реализуется формирование ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование нравственно – эстетических ценностей в процессе обучения учащихся.
Из опыта работы
«Детство есть великая пора жизни,
когда кладётся основание всему
будущему нравственному человеку»
Школа как учреждение, призванное обучать и воспитывать детей и молодежь, существует сегодня в тяжелейших условиях. «Знаками беды» нашего сегодняшнего дня, по мнению психологов и педагогов, являются складывающаяся на наших глазах идеология потребления, культа денег, снижение престижа и уровня знаний и образованности, переориентация детей и подростков на ценности западной и особенно американской культуры. В этой ситуации у детей и молодежи формируется неприятие таких извечных нравственных ценностей, как доброта и отзывчивость, порядочность и благородство, честность и трудолюбие, гражданственность и патриотизм.
В ситуации безнравственности во всех сферах жизни, окружающей ребенка, – в быту, во дворе и на улице – в том мутном потоке, что льется на него с экранов телевизоров, всем, а особенно ребенку, приходящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечество, и припадать к этим живительным ключам человек должен уже с детства. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребенка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности. Что делать, где искать ребенку сегодня эти нравственные опоры и образцы, если и дома, и на улице он видит больше безнравственного, чем нравственного, слышит недостойные людей слова, а с экранов «телевизоров», которые стали для многих наших детей единственным «окном» в мир, его «учат жить» туповатые уродцы, семейка Адамсов и, в лучшем случае, Бэтмэн? Не будем разбираться в причинах и искать виноватых, подумаем лучше о том, как противостоять этим негативным тенденциям, что можем и должны сделать сегодня мы – школа и учитель.
Результат нравственного и эстетического воспитания, – «подлинное человеческое отношение к людям, к труду, к культуре», «…к тому, чем живет Родина, ее люди».
Традиционная школа прекрасно умела учить, передавать знания. И ее наработки в этом вопросе не надо выбрасывать, как мы делаем очень часто сегодня, необоснованно и необдуманно подчиняясь моде на «инновации» и неуемному зуду реформаторства. Вооружить детей прочными знаниями – задача школы и сегодня. На этом основании строится любая дидактическая система, в том числе и развивающая. Но одного этого для развития мало, тем более – для развития личности, ее образования. Поэтому репродуктивный метод работы учителя, соответствующая структура традиционного урока: опрос, объяснение нового материала, закрепление, авторитарная позиция учителя, – хороши и оптимально соответствуют цели научения, передачи знаний. Но для решения задач образования личности, ее развития этого недостаточно.
Всякое строительство, а значит, и развитие, в том числе личностное, начинается с закладывания фундамента. Фундаментом развивающейся личности являются знания того, что до ее прихода в мир выработало человечество, к которому она, эта личность, принадлежит. Это и знания, и нравственные ценности, опираясь на которые жило человечество, сохраняясь как вид, т.е. оставаясь человечеством. Нравственные ценности – это знания с личностным отношением к ним, нравственные понятия, принятые человеком, ставшие его убеждениями, которые, как говорят психологи, есть осмысленные и прочувствованные личностью знания нравственных норм, ставшие основой поведения человека. Значит, школа должна не только познакомить детей с общечеловеческими нравственными ценностями, но и организовать педагогический процесс принятия их и закрепления в поступках учащихся.
Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и, прежде всего, в процессе обучения. Теперь самый главный вопрос для учителя – как организовать такую учебную деятельность, чтобы она была развивающей, в том числе и нравственно, образовательной и воспитывающей Человека и Гражданина?
Задача нравственного и эстетического воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие как долг, честь, совесть, достоинство. Ведь в жизни очень важно, чтобы дети не были пассивными и беспомощными, равнодушными и безжалостными.
Урок литературы – это обретение детьми системы знаний, методов анализа, нравственных и этических норм и правил как ориентиров в жизни», – утверждает современный философ и педагог В.А. Разумный. Оценивая поступки литературных героев, ученик-читатель соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» с нравственными ценностями своего народа и человечества и, в конечном итоге, получает представления о нормах поведения и взаимоотношений людей, которые ложатся в основу формирования его личностных качеств и убеждений.
Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитании помогает выработке у детей способности сопереживания, формирует их положительные нравственные эмоции
Систему нравственного воспитания, которая реализуется на уроках литературного чтения видно из таблицы (см. Таблицу № 1 ), по которой после чтения того или иного произведения можно проследить нравственные представления учащихся путем осмысления ими основных личностных качеств человека: интеллектуальных, волевых, эмоциональных; качеств, характеризующих отношение человека к другим людям, к себе, к Родине и государству, к добру и злу; стремления человека к добру и свободолюбию; особенностей русского национального характера, его патриотизма, героизма, гуманизма, коллективизма.
(Приложение 1)
Система формирования нравственных представлений
и нравственных качеств ребёнка.
Нравственные представления и качества | Любовь к природе родного края
| Родной дом, родители, малая родина | Народные черты: сметливость, талантливость, щедрость, душевность | Любовь к Родине, осознание её культурных традиций, защита её духовных ценностей |
Патриотизм
| (Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»; | (И. З. Суриков «Детство»; Ответственность за красоту природы, за животных и птиц (Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»; В. Ю. Драгунский «Он живой и светится...».
| П. П. Бажов «Серебряное Копытце») Защита Родины — великая традиция нашего народа | |
Гуманизм, человечность, великодушие, сердечность, милостливость, добродушие | Сострадание, сердечное отношение ко всему живому | Сердечность, забота друг о друге Милостливость, безусловность материнской любви В. П. Астафьев «Белогрудка») Добродушие, юмор | Великодушие (П. П. Бажов «Серебряное Копытце»; Наказание за чёрствость и эгоизм, награда за сердечность и доброту (русская народная сказка «Баба Яга»; | Самопожертвование в любви, жертвенность Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш») Вера в победу добра, в великодушие человека
|
Героизм,отвага, верность | Решительность, настойчивость
| Смелость как преодоление страха (Л. Н. Толстой «Прыжок») Верность в дружбе | Способность на поступок Б. Сангаджиев. «Ночью в степи» Основа героиз- былины | Отвага, благородство, честь Б. Сангаджиев. «Ночью в степи» Два товарища - басня |
Долг, ответственность | Долг перед родными и близкими. Ответственность за слабого | Ответственность за другого (русская народная сказка «Гуси-лебеди»; | Ответственность за свою судьбу К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»; Э. Н. Успенский «Неудачник»)
| Долг и ответственность за тех, кто поверил тебе (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»; |
Сплочённость, коллективизм | Забота и помощь в семье (Л. Н. Толстой «Отец и сыновья»; В. Осеева «Хорошее») | Дружба, дружеские отношения (С. Я. Маршак Преодоление личного эгоизма в дружбе и любви «Подружки» | Общинность русского мира и сознания | Народ и человечество как единый коллектив, сплочённость людей, стремление к справедливости |
Совесть, | Бессовестность (русская народная сказка «Лиса и козёл» Формирование совестливости через внешнее моральное требование Л. Н. Толстой («Косточка», «Старый дед и внучек») | Стыд за плохой поступок, формирование самооценки. Х. Сян – Белгин «Два обманщика». | Формирование самооценки, самоконтроля Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» | Нравственная норма как мотив поведении |
Я помогаю детям осознать и пережить ошибочность или безнравственность не только поступки литературных героев, но и осознавать свои поступки.
Начальная школа должна учить не только чтению, письму и счету, но и полезным детям сведениям, которые входят в фонд общих знаний, основанных на интересах детей. При этом следует объяснять увлекательно, почти играя, «в четверть часа» (чтобы не наскучить). Интегрированные уроки также имеют место в учебно – воспитательном процессе, которые направлены на углубление взаимосвязей между предметами.
О гуманном отношении велась беседа на уроке русского языка, где показывалась значимость нужность той или иной профессии человека. Был сделан вывод о том, что человека любой профессии нужно уважать: будь то президент или дворник.
Немаловажным звеном в эстетическом воспитании школьника является воспитание восприятия прекрасного в жизни. В этом отношении ничто не может принести большей пользы, как окружающая нас природа, которая является вечным источником добрых чувств. Недаром Сухомлинский считал природу средством эстетического воспитания. Красоту природы человек способен воспринимать с самого раннего возраста, так как эта красота проста и доступна. И не случайно в учебном и воспитательном процессах общению ребенка с природой отводится видное место. Уже с первых дней в школе происходит знакомство детей со школьным садом например при проведении экскурсии, где учащиеся учатся видеть красоту природы. Известная и достаточно абстрактная формула: «чтобы любить природу, нужно ее знать» - приобрела четкое выражение. Поэтому знакомимся с цветами, деревьями, птицами, животными в беседах на уроках окружающего мира. Любовь к природе должна формироваться как чувство деятельное, поэтому прогулки и экскурсии должны стать школой любви и активного отношения к природе. Планета заболела, мы тоже можем быть полезными природе – такое направление имел интегрированный урок математики и окружающего мира, который направлял учащихся взглянуть на природу другими глазами, что окружающая среда не везде прекрасна, что она под угрозой.
О таких нравственных понятиях, как дружба, взаимовыручка, толерантность ребята в очередной раз рассуждали на уроке внеклассного чтения по прочитанным рассказам и стихам, давая оценку поступкам и делая выводы о том, все мы разные, но все мы люди. О толерантном отношении.
Воспитательный процесс способствует осознанию детьми нравственной стороны поведения и отношений, что позволяет формировать нравственную оценку и самооценку. Каждый ребенок имеет возможность попробовать себя в разных социальных ролях. Этому способствует система самоуправления и самообслуживания в классе дает возможность каждому ученику проявить свои нравственные качества по отношению к своим товарищам - распределение обязанностей в классе.
Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Участвуя в конкурсах и соревнованиях различного уровня, мои учащиеся не только проявляют свои лидерские качества, достигают поставленной цели, но и развивают умение работать в коллективе, учатся поддерживать друг друга .
Внеклассная работа, направленная на создание эмоционально и психологически комфортной среды обучения, является немаловажным фактором для повышения мотивации и интереса к учению.
Становление и развитие детского коллектива, формирование в нём нравственных взаимоотношений – процесс сложный и длительный, требующий постоянного внимания педагога.
Классные часы по проблемам нравственности: «Мои нравственные ценности»; «Основы дружбы».; «Посеешь привычку – пожнешь характер».; «Не позволяй душе лениться».; «Умей сказать нет».; «В человеке все должно быть прекрасно»; «Россия – страна многонациональная», «Три ступени, ведущие вниз»; «Жизнь без вредных привычек»; и другие. Все воспитательные мероприятия направлены на формирование у ребят отзывчивости, взаимной ответственности, безопасности, защищенности, что позволяет каждому ученику ощутить собственную значимость.
Формированию приоритета знаний в жизни школьников способствовали предметные недели, в которых активно участвовали мои ученики.
Все вопросы нравственно - эстетического воспитания, которые касаются формирования разнообразных моральных качеств, решаю комплексно, реализуя принцип всестороннего и гармонического развития личности ребёнка. Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. От класса к классу с увеличением объёма знаний углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Уже в 1-ом классе постепенно вводятся такие понятия, как доброжелательность и справедливость, товарищество и дружба, коллективизм и личная ответственность за общее дело. Работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всех четырех лет обучения в начальной школе и продолжается на II и III ступени обучения.
Домашняя обстановка и отношения в семье также оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей. За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике. Именно поэтому в классе большое внимание уделяется работе с родителями. Я привлекаю родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе, что позволяет наладить между собой отношения конструктивного сотрудничества, приучает родителей оказывать детям помощь и поддержку в процессе их обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование нравственно- эстетических ценностей у младших школьников
доклад по теме самообразования....
Статья "Формирование оценочных умений младших школьников в процессе работы над сочинением и изложением
Статья опубликована в сборнике РГПУ им. А.И.Герцена...
СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
Статья "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе" подготовлена для выступления и публикации в рамках проведения I Епархиальных Рож...
Статья «Формирование духовно - нравственных качеств личности у учащихся начальных классов»
Во все времена человечество заботилось о воспитании подрастающего поколения. Доброму отношению к людям, родной земле, труду на ней, ненависти к угнетателям и чувству товарищества учат наших дете...
Статья "Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе как средство реализации ФГОС"
Статья "Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе как средство реализации ФГОС"...
Статья "Формирование читательской активности младших школьников в процессе работы над проектами"
В данной статье речь идёт об актуальности проблемы детского чтения, условиях развития и путях повышения читательской активности младших школьников не только на уроках, но и в процессе внеурочной...
Статья "Формирование духовно - нравственных ценностей у младших школьников"
Формирование духовно - нравственных ценностей у младших школьников...