Рекомендации по проектированию этапов урока в соответствии с технологической картой.
учебно-методический материал на тему

C внедрением ФГОС план-конспект урока уходит на второй план. На смену ему приходит технологическая карта. 
  Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции. Задача технологической карты, как известно, – отразить так называемый “деятельностный подход” в обучении                               Учитель, проектируя учебное занятие, составляет Технологическую Карту или конструктор урока. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности учащихся  на уроке в целом и отдельных его этапах, технологическая карта урока рассматривается как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся, направленные на  достижение конечного  результата. Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя. И для него важен визуальный образ урока. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по проектированию этапов урока в соответствии

с технологической картой.

мин

этап

цель

требования

рекомендации

2 мин

Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне.

1) создаются условия для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, и т.д.;

беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.

6 мин 

Актуализация опорных знаний 

готовность и осознание потребности к построению нового способа действий.

(организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения)

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»), и его самостоятельное осуществление;

4) фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие в группах или фронтальное побуждающий диалог и т.д.;

индивидуальные формы работы: задания для самостоятельного выполнения, математический диктант и др.;

вербальная фиксация различных вариантов решения и отсутствия изученного их обоснования.

15мин

Определение темы урока, постановка целей урока.

Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности

Построение проекта выхода из затруднения (цель, способ, план, средство), т.е

построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению.

сопоставление детьми действий с используемым способом (где?);

выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);

на этой основе учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем. Учащиеся выбирают метод решения учебной задачи – свойство, понятия, алгоритм, модель и т.д. – и на его основе строят план достижения цели, выдвигают, обосновывают и проверяют гипотезы;

определяют средства, используются предметные действия с моделями, схемами и пр.;

новый способ действий фиксируется – вербально и знаково;

учащиеся преодолевают возникшие затруднения с помощью нового способа действия.

Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов)

коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий  диалог;

включение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала и.т.п. Коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.;

использование двигательной активности, материальных и материализованных моделей.

6 мин 

 Первичное закрепление 

Первичное закрепление нового способа действий с проговариванием во внешней речи

учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух, оформляют новые алгоритмы.

коммутативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию;

«цепочки», соревнования, игровые ситуации и т.п.

7 мин 

 Самостоятельная работа 

Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой,

закрепление нового способа действий; рефлексия достижения цели

учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий;

самостоятельная проверка по алгоритму;

создание ситуации успеха;

допустившие ошибки выявляю их причину и исправляют ошибки.

В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

обучение процедуре грамотного самоконтроля;

– письменная работа, небольшого объёма, узкой типовой направленности;  

– индивидуальная деятельность.

6мин 

Повторение 

включение «открытия» в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными; системно включаются задания на тренировку; доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей; коррекция ошибок, подготовка к изучению следующих тем.

коммуникативное взаимодействие – преимущественно в группах или парах;

–   возможность выбора заданий учащимися;

– включение элементов проектирования.

3 мин 

  Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Рефлексия учебной деятельности на уроке (осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания),

самооценка результатов деятельности;

организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке

;

фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели;

планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

беседа, самостоятельная работа;

– обсуждение вопросов:

Что нового вы узнали?

Каким способом выполняли задание?

Где используется этот способ?

Каковы результаты?

Что нужно сделать ещё?

Возможно использование специальных сигналов: цвет, знак, шкала и т.д. – для обозначения степени достижения поставленной цели деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Проектирование  современного урока  в соответствии с требованиями ФГОС ООО...

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Какие требования к уроку предъявляются сегодня?Меняются цели и содержание образования, требования к результатам, появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок, оставаясь основной...

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах.Как спроектировать урок, который...

Особенности проектирования современного урока в соответствии с ФГОС НОО

Использование  эффективных  образовательных технологий и активных методов обучения в практике работы современного учителя  является обязательным условием интеллектуального, творческого ...

"Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Диплом. Тема: "Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"...

Особенности проектирования современного урока в соответствии с ФГОС НОО.

Как разработать урок по-новому? Современный урок, его особенности, этапы проектирвания....