Методическое пособие «Диагностика воспитанности обучающихся в УДО»
методическая разработка на тему
В предложеном пособии представлены методики, рекомендации по проведению мониторинговых исследований по данному направлению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительное образование детей
Детский эколого-биологический центр «Белая река»
Калининского района
городского округа г. Уфа.
Методическое пособие
«Диагностика воспитанности обучающихся в УДО»
Разработала:
Пасынкова С.Б.,
методист
Уфа-2014
В настоящее время опыт проведения диагностических исследований, на выявление уровня воспитанности обучающихся, накопленный в дополнительном образовании, часто остается невостребованным из-за того, что у многих педагогов ДО не сформирована потребность в его применении, отсутствуют навыки и умения в отборе и анализе информации. В предложенном пособии представлены методики, рекомендации по проведению мониторинговых исследований по данному направлению.
Данное методическое пособие составлено в помощь педагогам дополнительного образования, классным руководителям и методистам.
Содержание
Методы диагностики по выявлению уровня воспитанности обучающихся _
Диагностику в педагогике определяют как педагогическую деятельность, направленную на изучение и распознавание объектов воспитания в целях управления ими.
Педагогическая диагностика связана со сбором, хранением, переработкой информации и использованием ее для управления учебно-воспитательным процессом. На основе диагностических исследований создаются прогностические модели воспитательных систем, способствующих «переводу обучающихся с одного уровня воспитанности на другой».
Перед любым образовательным учреждением, взявшимся за организацию качественного управления процессом воспитания, встают как минимум два вопроса: первый – это вопрос выбора показателей, контролируя которые можно управлять качеством воспитания; второй – выбор инструментария, позволяющегося многократно измерять эти показатели.
Психологами, дидактами и методистами рекомендуется использовать следующие показатели воспитанности:
- отношение школьников к обществу, трудовой деятельности, отдельным людям (В.А.Яковлев, А.С.Белкин и др.);
- активная жизненная позиция (Т.Н.Мальковская, Н.Ф.Родионова);
- направленность личности (Л.И.Божович, Т.Е.Конникова, З.И.Васильева, А.В.Зосимовский и др.);
- сознательная саморегуляция поведения и самоорганизации деятельности в отношении к учебному труду, физическому труду, к людям, общественно-политическим событиям (Н.П.Капустин, М..Шилова и др.);
- согласованность между нравственными знаниями, убеждениями и поведением (А.К.Маркова, Н.Е.Щуркова).
В соответствии со структурой воспитательного процесса строится и педагогическая деятельность: разрабатываются цели, содержание, способы и виды деятельности и анализ результатов.
Определение целей воспитания требует педагогической диагностики - изучения состояния воспитательного процесса, в первую очередь воспитанности людей, а также других условий процесса. Взаимосвязь и последовательность этапов воспитательного процесса позволяют сделать вывод о цикличности и повторяемости воспитательной деятельности:
диагностика – проектирование – реализация - диагностика на новом уровне воспитательного взаимодействия.
Уровни воспитанности
В зависимости от состава и полноты формируемых качеств личности, ее направленности и нравственной позиции можно выделить три уровня воспитанности - достаточный, средний и низкий. Кроме того мы выделяем еще и такую характеристику личности, как невоспитанность (неудовлетворительный уровень). Невоспитанность проявляется, в частности, в отрицательном опыте повеления, неразвитости самоорганизации и саморегуляции, несформированности компонентов личности, нарушающих ее целостность или деформирующих ее структуру.
Низкий уровень воспитанности характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта поведения, наблюдаются срывы, поведение регулируется не внутренней потребностью личности, а внешними требованиями, в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, саморегуляция и самоорганизация ситуативны, нечетко выраженная психологическая готовность к общению и взаимодействию.
Для среднего уровня свойственны устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, хотя активная общественная позиция еще не проявляется, некоторое нарушение целостности личностной характеристики, некоторая потребность в практической деятельности, осознание необходимости в общении и взаимодействии, наличие отдельных коммуникативных навыков.
Признаками высокого уровня воспитанности являются наличие устойчивого и положительного опыта нравственного поведения, саморегуляция наряду со стремлением к организации деятельности и поведения других лиц, проявление активной общественной позиции. Этот уровень характеризуется сформированностью всех компонентов в их единстве, целостностью личностной характеристики, постоянным стремлением к участию в практической деятельности, устойчивой психологической установкой на общение и взаимодействие, наличием определенных навыков.
Методы диагностики на выявление уровня воспитанности обучающихся
Педагогический инструментарий
Педагогический инструментарий воспитательных технологий представляет собой совокупность форм, методов, приемов и средств педагогического взаимодействия субъектов и объектов воспитания. Они, как бы, представляют собой специфические (педагогические) инструменты, с помощью которых осуществляется формирование необходимых личностных свойств и качеств человека, а также диагностика уровня их сформированности на конкретный момент времени.
Большинством педагогов под формами воспитания понимается организационная сторона этого вида педагогической деятельности, раскрывающая определенные состав и группировку воспитуемых, структуру воспитательных мероприятий, место и продолжительность их проведения. Иными словами, это внешнее выражение воспитательного процесса, имеющего различные аспекты проявления. В результате достаточно сложно осуществить классификацию форм воспитания. Однако их можно объединить в три группы по количественному критерию: фронтальных (массовых), групповых (коллективных) и индивидуальных форм воспитания.
Методы воспитания, в отличие от форм, раскрывают технологическую сторону и представляют собой совокупность наиболее общих способов (приемов и связанных с ними средств) осуществления воспитательного взаимодействий.
Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и обучающихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях.
Приемы воспитания (иногда – воспитательные приемы) рассматриваются как конкретные операции взаимодействия воспитателя и воспитуемого (например, создание эмоционального настроя в ходе беседы) и обусловливаются целью их применения. В педагогической литературе они часто трактуются как наименьшая структурная единица воспитательного взаимодействия, цикл действий, направленных на решение элементарных педагогических задач. При этом одни и те же приемы могут реализовываться в различных методах воспитания.
Средства воспитания - это относительно независимые источники формирования и развития личностной сферы человека, обеспечивающие реализацию педагогического приема в рамках конкретного метода воспитания. К ним относят различные предметы (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь) и др.
Каждый из рассмотренных педагогических инструментов воспитательных технологий отражает ее конкретную сторону. В то же время в педагогической теории и практике наиболее значимая роль отводится методам воспитания. В обыденной воспитательной деятельности педагог может и не задумываться, каким методом он пользуется. Но, оказавшись перед проблемой выбора принципиальной линии поведения в сложной ситуации, он испытывает потребность в знании определенной совокупности возможных решений данной воспитательной задачи. Вот почему существующие представления о систематизации методов воспитания в той или иной степени исходят из предпосылки о непосредственном взаимодействии педагога с воспитанником в сознательной и подсознательной сферах. Вследствие этого возможно выделение двух видов методов воспитания: педагогических и психологических.
Педагогические (иногда - традиционные) методы воспитания предполагают воздействие на сознание (рациональную сферу личности) человека. В основу их классификации Ю.К.Бабанским положена концепция деятельности, согласно которой выделены три группы методов воспитания в зависимости от их места в воспитательном процессе:
методы формирования и коррекции сознания личности,
методы организации деятельности
методы стимулирования деятельности.
Методы формирования и коррекции сознания
Убеждение как метод воспитания первой группы представляет собой активное воздействие на сознание человека с целью оказания ему помощи в осмыслении сути предъявляемых ему идей или требований, а также выработки внутреннего согласия с ними. При этом реализуются два пути - убеждение словом и (или) убеждение делом. Но это не только слово или поступки взрослого, но и суждения и действия других участников педагогического процесса. Вместе с тем слова и дела авторитетного педагога, обладающего высокой культурой и профессиональным мастерством, всегда выступают наиболее сильным фактором воздействия на умы и чувства воспитуемых.
К средствам убеждения относятся логические доводы, цифры, факты, примеры, а также поступки и действия воспитуемого или текущие события в коллективе.
Основными функциями, реализуемыми методом убеждения являются: формирование знаний о морали, труде и общении; формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов; обобщение и анализ собственного опыта воспитуемых; трансформация общественных ценностей, норм и установок в индивидуальные.
Пример, как метод воспитания, предполагает систематическое воздействие на сознание воспитуемых силой показа положительных действий других лиц с целью формирования образа для подражания.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
Группа этих методов включает в себя педагогическое требование, коллективное мнение, приучение, упражнение, воспитывающие ситуации.
Педагогическое требование понимается как предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Требование может выражаться как совокупность норм общественного поведения, как реальная задача или как конкретное указание о выполнении какого-либо действия. По средствам требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид непосредственного указания или инструкции. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам учеников. В развитом коллективе предпочтительно применяются косвенные требования.
Коллективное мнение как метод воспитания представляет собой выражение группового требования к деятельности или поведению человека. Средствами его реализации являются коллективное обсуждение и высказывание мнения коллектива отдельными людьми. Однако здесь очень важно, чтобы педагог мог сформировать здоровое коллективное мнение, стимулируя выступления воспитуемых с оценкой их деятельности.
Приучение - это организация регулярного выполнения воспитуемыми определенных действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Оно содействует формированию устойчивых привычек. Его средствами выступает соблюдение установленных этических и нравственных норм, а также выполнение существующих правил (личной гигиены, общения и др.). Приучение эффективно на ранних этапах развития человека. Методика требует объяснять воспитуемым, что, как и зачем нужно делать. В то же время приучение предполагает и проверку выполнения действий.
Упражнение представляет собой многократное повторение способов действий с целью формирования привычки правильного поведения, оптимального алгоритма деятельности в конкретной ситуации. К числу средств метода упражнения относится соблюдение установленного порядка в семье, школе и т.д., правильно организованная учебная деятельность, целенаправленные общественные поручения.
Воспитывающие ситуации - это обстоятельства затруднения, формирующие навыки правильного поведения на основе самостоятельно сделанного выбора. Они могут быть специально организованы педагогом. Для этого используются средства моделирования ситуаций, использования конфликтов в группе, выбора решения и пр.
Методы стимулирования поведения и деятельности
Сущность действия этой группы методов состоит в побуждении к социально одобряемому поведению. Их психологической основой является переживание, самооценка воспитуемого, осмысление поступка, вызванные оценкой педагога и (или) товарищей. Человеку в группе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения людей с помощью его оценки.
Поощрение - совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования воспитуемых с целью побуждения их к личностному совершенствованию. Этот метод также может рассматриваться как выражение положительной оценки, одобрения и признания качеств, поступков и поведения воспитуемого или группы. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует человека к улучшению его поведения. К числу средств поощрения относятся похвала, благодарность педагога и взрослых, награждение книгами или другие материальные награды. При этом эффективным также считается применение в виде средств поощрения соответствующих жестов, мимики и оценочных суждений воспитателя, его поощрительных обращений; выделение поступка или действий воспитуемого как примера для подражания.
Критика рассматривается как анализ отрицательных личностных качеств воспитуемого или результатов его деятельности. При этом, в зависимости от целей, к числу ее средств педагогика относит безличную критику, критику-похвалу, стимулирующую критику, критику-надежду, критику-сожаление, критику-сопереживание, критику-аналогию, критику-удивление и критику-упрек.
Принуждение - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. С точки зрения отечественной педагогики оно выступает крайним методов воспитания и применяется лишь тогда, когда другие не позволяют достичь желаемого воспитательного эффекта.
В то же время в практике опытных педагогов достаточно эффективным является применение методов воспитания другой видовой группы - психологической.
метод невербального воздействия (средства: мимика, жесты, поза, движения, выражение глаз, интонация голоса),
метод эмоционального воздействия (средства: сопереживание, возмущение, поучение)
метод рационального воздействия (основное средство - внушение). Вместе с тем необходимо учитывать, что психологические методы реализуются одновременно с педагогическими и являются как бы их фоном, усиливая или ослабляя (при неумелом использовании) воздействие педагога на рациональную сферу личности человека.
Выбор методов воспитания и техника их применения
Практическое использование методов воспитания ставит перед педагогом вопрос о выборе адекватного метода и техники его использования. Согласно педагогической науке, это зависит от многих факторов: цели и содержания воспитания, степени воспитанности воспитанников, уровня развития межличностных отношений, авторитета и опыта педагога, возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых. Так, в слабо развитом коллективе будут необходимы четкие требования. В группе со здоровым коллективным мнением и традициями уместны советы, индивидуальные беседы.
Абсолютно «правильных» методов на все педагогические ситуации не существует. Воспитатель пользуется для достижения целей обычно комплексом методов, создавая стратегию педагогического взаимодействия, рассчитанную на определенное время. Педагог-мастер владеет разными методами и находит оптимальные их сочетания для конкретной ситуации. Шаблон здесь противопоказан.
Наиболее приемлемые для практического использования методы диагностики
Наблюдение более всего доступно педагогу и дает много сведений об обучающихся. В сущности, любые наши контакты с воспитанниками дают возможность наблюдать, однако профессиональное наблюдение должно быть методически грамотно. Смысл наблюдения – в сборе и описания фактов, случаев, особенностей поведения воспитанника. Методика требует определения цели и объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать), а также длительности и способов фиксации результатов. Например, свои наблюдения можно записывать на отдельные карточки в ходе занятий, различных внеурочных дел или после них (поведение воспитанника в момент объяснения педагога, в период выполнения самостоятельной работы, во время уборки кабинета или на культмассовом мероприятии, на экскурсии). Наблюдение дает возможность видеть воспитанника в естественных условиях. Рекомендуется вести специальный дневник, где на каждого воспитанника выделяется место для записи наблюдений.
Анкетирование и другие опросные методы дают сведения и личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности воспитанников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует обучающийся) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов). Составление анкеты – непростое дело и требует определения перечня качеств или других сведений, которые педагог хочет получить. Вопросы должны быть однозначно понимаемыми, понятными, соответствовать возрастным возможностям детей. Их не должно быть много. Анкета позволяет быстро собрать много легкообрабатываемых сведений, однако ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние.
Беседа – более гибкий, чем опрос, метод изучения обучающихся, может быть стандартизированной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности – это упрощает обработку. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, что требует известного навыка. Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развернутые ответы. Например, «Как обычно проходит твой вечер?» вместо закрытого «Любишь ли ты смотреть телевизор?». Беседа, как и наблюдение, наиболее естественный метод изучения воспитанника, но многие педагоги, особенно начинающие, не всегда умеют ее проводить. Педагог должен осознанно определить, что он хочет узнать о воспитаннике, как лучше спросить об этом. Следует избегать грубых поучений, не путать диагностическую беседу с воспитательной, хотя в практике это часто совмещается. Вести себя надо непринужденно, внимательно, уважительно относиться к воспитаннику любого возраста. Воспитанник должен чувствовать, что им искренне интересуются и хотят помочь.
Тест – стандартизированное задание, «прибор», измеряющий или обнаруживающий определенные свойства личности. Одна группа тестов позволяет судить о воспитаннике на основе успешности выполнения деятельности. Это тесты интеллекта, способностей и тесты достижений, проверки знаний. В другой группе диагностика основывается на самоописании и сведениях, получаемых из ответов на серии вопросов, составляющих так называемые опросники. Третья группа – проективные методики. Данные здесь получают на основе анализа действий испытуемого с материалом, в работе с которым открываются особенности его восприятия, поведения. Работая с предложенным материалом, он, сам того не осознавая, рассказывает о себе.
Если тесты первых двух групп создаются и используются в основном специалистами и психологами, то некоторые проективные тесты может применять педагог дополнительного образования.
Следующим методом общей группы выступает метод анализа результатов деятельности. По своей сути он представляет собой изучение уровня воспитанности человека на основе анализа качества выполняемой им учебной, профессиональной, общественной и др. деятельности. Этот метод предусматривает учет педагогом действий и поступков воспитуемых, достижений и недостатков в учебе, выполнении других обязанностей, что позволяет сделать вывод об особенностях личностной направленности конкретного человека, его характера, уровня сформированности жизненной позиции и др.
Кроме изложенных методов диагностики уровня воспитанности человека в психолого-педагогической литературе достаточно подробно освещены и ряд других. Каждый из них, имея общую цель, предусматривает ее достижение на основе анализа специфических явлений:
метод анализа документов - содержания касающихся человека документов (характеристик, отзывов, рекомендаций и др.);
метод эксперимента – проявления воспитанности в специально созданных условиях, в которых, по мнению педагога, необходимое качество обязательно проявится;
метод анкетирования (интервью) - содержания даваемых человеком письменных ответов на заранее подготовленный перечень письменных (устных) вопросов;
метод независимых характеристик – оценочного суждения других лиц о воспитанности конкретного человека;
биографический метод - социально-психологических условий предшествующего периода развития человека.
Следует учитывать, что применение рассмотренных общих методов дает педагогу достаточно объемный материал для формирования вывода об уровне воспитанности. Однако каждый из них в отдельности не обеспечивает полную объективность результатов. Этот показатель может повышаться лишь при условии их комплексного (совместного, системного) применения.
Другим условием повышения достоверности результатов диагностики воспитанности выступает применение методов третьей группы - специальных (частных) методов. Они преимущественно используются профессиональными психологами в рамках одной из отраслей психологии - психологической диагностике (психодиагностике). С этой целью преимущественно используется метод опроса, предусматривающий диагностику уровня воспитанности человека на основе анализа сделанного им выбора из предложенных ответов на вопросы, изложенные в специально разработанном опроснике. В настоящее время наибольшее распространение получили адаптированные к российскому менталитету личностные опросники зарубежных авторов Г.Айзенка, Р.Кеттела, Дж.Тейлора, Я.Стреляу, а также ряд разработок отечественных психологов.
Следует также отметить, что в последние годы разрабатываются и активно внедряются в практику опросные методики, реализуемые с помощью компьютерных технологий. Это расширяет доступ к ним и возможность применения не только профессиональными психологами, но и различными категориями педагогов. Могут использоваться они и для самодиагностики. Это стало возможным в результате того, что ЭВМ самостоятельно обрабатывает ответы опрашиваемых и интерпретирует (оценивает уровень воспитанности человека) результаты.
Диагностика нравственной воспитанности
(5-7 классы)
Методики диагностики нравственной воспитанности детей 5-7 классов, разработанные сотрудниками лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО. В своей работе сотрудники лаборатории следуют идеям, развернутым в рамках научной школы А.И.Шемшуриной.
Методика №1: Диагностика нравственной самооценки
Инструкция: Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-и бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".
Пример:
- - 3;
- - 4 и т.д.
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
- Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,
- в 3 балла - 2 единицы,
- в 2 балла - 3 единицы,
- в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
№ п/п | Текст вопросов: | Варианты ответа | |||
Совсем не согласен | Немножно согласен | Больше согласен, чем не согласен | Полностью согласен | ||
Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми | |||||
Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду | |||||
Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми | |||||
Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку | |||||
Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей | |||||
Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес | |||||
Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню | |||||
Мне приятно делать людям радость | |||||
Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки | |||||
Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы |
Методика №2: Диагностика этики поведения
Инструкция: Педагог объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
- Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…
- Если кто-то надо мной смеется, то я…
- Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
- Когда меня постоянно перебивают, то я…
- Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
- Быть человеком, которого любят
- Иметь много денег
- Иметь самый современный компьютер
- Иметь верного друга
- Мне важно здоровье родителей
- Иметь возможность многими командовать
- Иметь много слуг и ими распоряжаться
- Иметь доброе сердце
- Уметь сочувствовать и помогать другим людям
- Иметь то, чего у других никогда не будет
Интерпретация:
- Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
- Пять положительных ответов - высокий уровень.
- 4-е, 3-и - средний уровень.
- 2-а - ниже среднего уровня.
- 0-1 - низкий уровень.
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации
Инструкция: "Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
- Если кто-то плачет, то я.
- Пытаюсь ему помочь.
- Думаю о том, что могло произойти.
- Не обращаю внимания.
- Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
- Я скажу ему, чтобы он не приставал.
- Отвечу, что не могу ему помочь.
- Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
- Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
- Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
- Я не обращу внимания.
- Скажу, что он размазня.
- Объясню, что нет ничего страшного.
- Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
- Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
- Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
- Обижусь в ответ.
- Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.
- 4 бала - высокий уровень
- 2, 3 бала - средний уровень
- 0, 1 бал - низкий уровень
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру)
Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается в сочетании с другими методиками (например, социометрией).
Инструкция к тесту
В предложенной таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашей группе, коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак *, тем более выражен этот признак в вашем коллективе.
Тестовый материал
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
Дружелюбие |
|
|
|
|
|
|
|
| Враждебность |
Согласие |
|
|
|
|
|
|
|
| Несогласие |
Удовлетворенность |
|
|
|
|
|
|
|
| Неудовлетворенность |
Продуктивность |
|
|
|
|
|
|
|
| Непродуктивность |
Теплота |
|
|
|
|
|
|
|
| Холодность |
Сотрудничество |
|
|
|
|
|
|
|
| Несогласованность |
Взаимная поддержка |
|
|
|
|
|
|
|
| Недоброжелательность |
Увлеченность |
|
|
|
|
|
|
|
| Равнодушие |
Занимательность |
|
|
|
|
|
|
|
| Скука |
Успешность |
|
|
|
|
|
|
|
| Безуспешность |
Обработка и анализ результатов теста
Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).
На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе.
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности обучающихся
№ | Фамилия, имя | Гражданственность | Ответственность | Трудолюбие | Честность | Коллективизм | Отношение к окружающим | Отношение к себе | Культурный уровень | Уровень воспитанности |
При определении уровня воспитанности по каждому показателю необходимо пользоваться диагностической таблицей. Оценка записывается условным обозначением:
Я – ярко проявляется (5 баллов);
П – проявляется (4 балла);
СП – слабо проявляется (3 балла);
НП – не проявляется (2 балла).
Итоговая оценка выводится как среднеарифметическое (сумма баллов делится на 11).
5 – 4,5 балла – высокий уровень воспитанности
4,4 – 3,9 балла – хороший уровень
3,8 – 2,9 балла – средний уровень
2,8 – 2 балла – низкий уровень
Сделать вывод об уровне воспитанности детского коллектива и отдельных обучающихся.
Рекомендации педагогам:
какова степень эффективности решаемых вами воспитательных задач образовательного процесса?
Воспитательные задачи | Реально | Желательно бы |
1. Сплочение детского коллектива |
|
|
2. Организация коллективных творческих дел |
|
|
3. Создание благоприятного психолого-нравственного климата, комфортного состояния каждого воспитанника |
|
|
4. Создание условий для самореализации, самораскрытия каждого воспитанника |
|
|
5. Коррекция межличностных отношений, способствующих разрешению конфликтов между обучающихся |
|
|
6. Стимулирование позитивного поведения обучащихся |
|
|
7. Оказание помощи обучащимся в сложных, затруднительных ситуациях |
|
|
8. Координация взаимодействия педагогов, обучащихся и родителей |
|
|
Оцените частоту использования в вашей образовательной деятельности следующих форм и методов работы: | ||
Формы и методы работы | Реально | Желательно бы |
1. Беседы |
|
|
2. Встречи с интересными людьми |
|
|
3. Вечера отдыха |
|
|
4. Экскурсии |
|
|
5. Путешествия, выход на природу |
|
|
6. Коллективные творческие дела |
|
|
7. Дискуссии |
|
|
8. Воспитательные мероприятия |
|
|
9. Работа по интересам |
|
|
10. Игры |
|
|
11. Встречи с родителями |
|
|
12. Что еще? |
|
|
Оцените степень эффективности вашей работы по следующим направлениям воспитания в рамках образовательного процесса:
(по 5-бальной системе)
Направления воспитания | Реально | Желательно бы | При условии |
1. Нравственное |
|
|
|
2. Умственное |
|
|
|
3. Физическое |
|
|
|
4. Эстетическое |
|
|
|
5. Половое |
|
|
|
6. Трудовое |
|
|
|
7. Экологическое |
|
|
|
8. Антиалкогольное, антиникотиновое, антинаркотическое |
|
|
|
9. Патриотическое |
|
|
|
10. Правовое |
|
|
|
11. Экономическое |
|
|
|
12. Культуры поведения |
|
|
|
13. Дисциплины |
|
|
|
14. Что еще? |
|
|
|
Педагог ДО ______________________________________
Список литературы
- Бахтиярова В.Ф. Сборник «Мониторинг в системе ДО», БИРО, 2009г.
- Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, 2010. -208 с.
- Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Гардарики, 2009. -475 с.
- Калюжный А.С. Личностно-ориентированное воспитание в высшей военной школе: Монография. – Н.Новгород: НФВИУ, 2009. -214 с
- Калюжный А.С. Методические основы изучения личности: Учеб. пособие. Н.Новгород: ННОУ «Гуманитарный Институт», 2010. -29 с.
- Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Бим-Бад Б.М. –М.: Изд-во БРЭ, 2002. -528 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец. -М.: Гардарики, 2009. -517 с.
- Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования, Москва ВЛАДОС, 2011г.
- Овчинникова Т.Н. «Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция», Москва, 2011г.
- Педагогика / Под ред. В.А.Сластенина, М.: Академия, 2009 – 512 с.
- Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого, М., Педагогическое наследие России, 2006г. – 640с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А.Смирнов, М.: Академия, 2010г. – 512 с.
- Педагогическая энциклопедия, Москва, 2012г.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий М.: Народное образование, 2009 – 856 с.
- Сайты:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Стили воспитания в семье и их роль в формировании здоровой личности ребенка"
В брошюре описаны основные стили воспитания, их особенности, плюсы и минусы, а также возможные последствия неправильного воспитания. Брошюра рассчитана на родительскую аудиторию, но может быть полезна...
Методические разработки по совершенствованию методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся.
Методические разработки по совершенствованию методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся....
Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями....
Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями...
Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и н...
"Диагностика воспитанности обучающихся
Важность обеспечения качества образования получает всё более широкое признание, однако не менее важным аспектом профессиональной деятельности педагога дополнительного образования является решение восп...
Методическое пособие. Карточки для обучающихся 7-10 лет на занятиях по легкой атлетике. «Игры и эстафеты с бегом, метанием и прыжками».
Методическое пособие. Карточки для обучающихся 7-10 лет на занятиях по легкой атлетике. «Игры и эстафеты с бегом, метанием и прыжками».Цель: всестороннее ...