Использование здоровьесберегающей технологии в начальной школе
статья на тему
Формирование у школьников навыков здорового образа жизни - основное направление учебно-воспитательного процесса. Организация физического воспитания, групп лечебной физкультуры для детей с ослабленным здоровьем, спортивных соревнований, дней здоровья, летнего оздоровительного лагеря, способствует сохранению здоровья, профилактике вредных привычек. Педагогический коллектив, создавая максимально благоприятные условия для обучения в школе путем индивидуализации образования, учитывающей интересы и способности ребенка, создаёт психологически комфортную атмосферу, здоровьесберегающую среду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_zdorovesberegayushchey_tekhnologii_v_nachalnoy_shkole.docx | 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающей технологии в начальной школе
Учитель начальных классов Картавцева Ирина Вадимовна
г. Симферополь, Республика Крым
«Забота о здоровье ребёнка – это
не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это прежде
всего забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является
радость творчества»
В.А.Сухомлинский
Формирование у школьников навыков здорового образа жизни - основное направление учебно-воспитательного процесса. Организация физического воспитания, групп лечебной физкультуры для детей с ослабленным здоровьем, спортивных соревнований, дней здоровья, летнего оздоровительного лагеря, способствует сохранению здоровья, профилактике вредных привычек. Педагогический коллектив, создавая максимально благоприятные условия для обучения в школе путем индивидуализации образования, учитывающей интересы и способности ребенка, создаёт психологически комфортную атмосферу, здоровьесберегающую среду.
Наше будущее - это наши дети. Состояние здоровья школьников России вызывает обоснованную тревогу. По данным Минздрава РФ, уже в дошкольном возрасте у значительной части детей(68%) возникают множественные нарушения функционального состояния, 17% детей имеют хронические заболевания и только один ребёнок из трёх остаётся здоровым.
Эту статистику подтверждает и тот мониторинг состояния здоровья, который я провела в сентябре 2014 года, когда в школу пришли 27 моих первоклассников. Проведённое анкетирование родителей дало следующую информацию: 7% детей имеют хронические заболевания, у 10% ребят имеются различного рода нарушения зрения, 7% – часто болеющие дети. Выяснилось, что более половины учащихся класса обращались за помощью к врачам узких специальностей (в том числе к невропатологу - 23% , к логопеду - 29 %). Изучив медицинские карты первоклассников, выяснила, что только 3 ученика, то есть
4% от общего числа детей, относится к I группе здоровья, II группа здоровья - у 89% ребят, а у 7%- III.
За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями зрения и осанки, в 4 раза - количество нарушений психического здоровья.
К выводу о том, что обучение неизбежно оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье, приходили многие учёные и педагоги - практики.
Основной целью моей работы в русле педагогики здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!». Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы . А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога. Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило мне добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников. В прошлом учебном году ереболели простудными заболеваниями только 16% учащихся.
Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающих в начальной школе при стабильных результатах обучения было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:
- выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;
- правильно организовывать место и время учебной деятельности (например, проводить смену динамических поз);
- применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в образовательном процессе данного образовательного учреждения (упражнение для глаз; сочетание разных видов деятельности);
- создать специальную образовательную прогромму факультативного курса, направленного на мотивацию ЗОЖ;
- соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся..
Что же в моем понимании представляет «здоровый урок?».
Здоровый урок – это тот урок, в рамках которого удается активно управлять работоспособностью учащихся. Удерживая её на индивидуально-высоком уровне. Здоровый урок – это тот урок, плотность которого задается эффективностью предшествующего отдыха, урок, который сохраняет желание учащихся работать дальше. Здоровый урок – это тот урок, который не научает, а развивает. Создать такой урок и учить каждого в соответствии с его природными возможностями очень сложно. Постоянно приходится искать материал, соответствующий целям урока, способствующий снятию усталости, создавать комфортные условия для учебной деятельности и следовать принципу природосообразности: не научать, а развивать.
При подготовке к уроку стараюсь чередовать разные виды деятельности. Работа на уроках проходит в режиме динамических поз. Уроки начинаю с эмоционального настроя, в которые включаю стихи, музыку. Подачу нового материала организую так, чтобы обеспечить активную аналитико-синтетическую деятельность. Новую информацию преподношу таким образом, чтобы она вызывала у ребят последовательную цепь положительных эмоций: удивление, интерес, радость. Учебный материал увязываю с уже известными данными, с прошлым опытом.
При выборе формы урока продумываю все упражнения для того, чтобы не допустить перенапряжения мышц туловища и глазодвигательных мышц. Учебный материал распределяю в соответствии с динамикой текущей работоспособности учащихся, осуществляю дифференцированный подход.
Первые 3-5 минут – это фаза вхождения в урок. Поэтому нагрузку даю небольшую. Период устойчивой оптимальной работоспособности 15-20 минут, и нагрузка должна быть максимальной. Затем идет снижение нагрузки, так как развивается утомление. В последние минуты урока, когда наблюдается небольшое повышение работоспособности, провожу закрепление нового материала, обращаю внимание на главные моменты пройденной темы. Обязательно провожу валеологические паузы на 10-15-25-30 минутах. Средняя продолжительность таких пауз составляет 30-60 секунд. Физические упражнения являются небольшой паузой в процессе обучения и положительно влияют на умственную работоспособность детей, поэтому их провожу обязательно
Критерии здоровьесохраняющего урока:
- Двигательная активность.
- Сенсорно-разнообразная среда.
- Развитие мелкой моторики руки.
- Работоспособность.
- Дифференциация.
- Эмоциональный фон.
Ребенок нормально растет, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях постоянного зрительного поиска на просторе. Для решения этих задач вместо традиционной сгорбленной сидячей позы использую режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течение урока. Кроме того, использование конторок позволяет решить и такую проблему, как соответствие школьной мебели росту учащихся. Настольную конторку с меняющейся высотой рабочей поверхности устанавливаем на стол стандартного размера. Размеры конторки соответствуют примерно ½ ширине стола. Это позволяет устанавливать ее на стол с той целью, чтобы один из учеников в процессе урока стоя работал за конторкой, а второй сидел за свободной половиной стола. Режим продолжительности стояния – сидения в настоящий момент дети отрабатывают сами. В 1 классе при помощи игрушек я подавала условный сигнал, и ребята менялись местами. Опыт показал, что по мере привыкания к такому режиму у многих детей возникает потребность ко все более продолжительному стоянию. А два мальчика из класса совсем не могут сидеть и предпочитают заниматься стоя за конторкой. В зависимости от характера урока это может происходить до трех раз при продолжительности каждого стояния от 3 до 7 минут. Кроме того, прямостояние использую, когда дети слушают мое объяснение или отвечающего ученика.
Каждое утро в классе начинается с гимнастики ,которую проводят сами же дети по ритмичную музыку.
Кроме того, традиционное размещение столов в три ряда оказалось неудобно для свободного перемещения детей. Поэтому я убрала третий ряд и использовала радиально-лучевую компоновку. Расстановку столов меняю 1-2 раза в месяц. Использую также смешанный тип и размещение столов по кругу. Каждый ребенок по имеющейся у него памятке в течение 1-2 минут выполняет на уроке комплекс упражнений:
- Комплекс упражнений гимнастики для глаз.
- Упражнения для улучшения осанки.
- Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг).
- Некоторые приемы самомассажа (точечный массаж).
- Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
- Упражнения для мышц рук.
- Бумажные офтальмотренажеры.
С помощью таких приемов развивается зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция.
Учитываю также материал психологического воздействия цвета на ребенка: белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему; черный – в небольшой дозе сосредоточивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли; коричневый – в сочетании с яркими цветами создает уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию; красный возбуждает, раздражает; голубой ухудшает настроение; зеленый – улучшает настроение, успокаивает; желтый – теплый и веселый, создает хорошее настроение.
Для снижения зрительного утомления использую 4 вертушки (крестовины), подвешенные шнурами к потолку. Крестовины располагаются в 4 углах классной комнаты. На уроках к вертушкам прикрепляем различные демонстрационные пособия по всем предметам.
Веду постоянную работу по профилактике плоскостопия. Ребята моего класса занимаются в носочках на специальных ковриках, с нашитыми на них пуговицами .пьют очищенную воду.
Особое значение имеет контроль за состоянием зрительной функции ребенка. Глаз как зрительный орган заканчивает свое структурно-функциональное формирование лишь к 11-12 годам. В возрасте 7 лет, то есть к моменту начала школьного обучения, орган зрения ребенка находится в стадии интенсивного развития. Главная его особенность – наличие так называемой дальнозоркой рефракции. Наиболее физиологическая нагрузка для такого глаза – рассматривание удаленных объектов. Что же получается на практике? Большую часть времени дети работают с книгой, тетрадью на близком от глаз расстоянии. Такие нагрузки становятся для многих детей непосильными. Возникает близорукость, то есть глаз адаптируется к работе на близких дистанциях и теряет способность к четкому видению вдаль.
Выход из создавшейся ситуации вижу в расширении зрительно-пространственной активности в режиме школьного урока. Достичь этого можно при помощи некоторых приемов. Один из них заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала (так называемый режим «зрительных горизонтов»). Для этого использую в своей работе экологический букварь. Это картина на баннере размером 2 x 3.В зависимости от темы урока меня накладной материал. Считаю, что данное пособие позволяет работать в режиме дальних горизонтов.В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Приложение 1
Урок здоровья
Тема: « Если хочешь быть здоров – закаляйся»
I. Беседа по теме.
- Вспомните «Сказку о микробах». Где поселяются микробы?
Микробы есть в воздухе, воде, на земле, на нашем теле. Слово «микроб» произошло от двух греческих слов: «микрос», что значит «малый», «биос» – «жизнь». Не все микробы вредные. Многие полезны. Например, с помощью молочнокислых бактерий можно приготовить ряженку, кефир. А вредные, болезнетворные микробы, попадая в организм, размножаются, выделяют яды. От них возникают разные болезни.
- Как попадают микробы в организм? (Варианты ответов: при чихании, кашле не прикрывает рот и нос (микробы разлетаются на 10 метров); не моет руки перед едой (не дружит с доктором Водой); пользуется чужими вещами; не моет овощи и фрукты; не закаляется и т.д.)
- Почему одни люди болеют часто и тяжело, а другие редко?
- Почему одни все время жалуются то на головную боль, то на усталость, а другим – все нипочем? (Они закаляются.)
- Как они это делают? Какой доктор помогает? (Доктор Вода.)
II. Если хочешь быть здоров – закаляйся!
1. Утром, после того как помоете руки, лицо, шею, уши теплой водой с мылом, ополаскивайте их водой комнатной температуры.
2. Утром обтирайте тело влажным полотенцем или принимайте душ.
3. Мойте ноги каждый день прохладной водой, постепенно делая ее холоднее.
III. Оздоровительная минутка.
- Как вы думаете, хорошее у вас здоровье? Почему так думаете? (Ответы детей.)
- Можете ли вы себя назвать закаленными?Приведите примеры закаленных людей,
- Что нужно делать, чтобы попасть в страну Здоровячкой?
Вспомним волшебные слова:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
IV. Сделайте рисунок для классной выставки «Мы дружим с физкультурой и спортом».
V. Шесть признаков здорового и закаленного человека.
1. Очень редко болеет.
2. Имеет чистую кожу, блестящие глаза и волосы.
3. Имеет хороший сон.
4. Живет не менее 80 лет.
5. Может без одышки пробежать пять километров.
6. Если заболел, то быстро поправляется.
- Какие признаки выбираются главными и почему?
- Какими способами можно достигнуть этих качеств? Нарисуйте.
VI. Это интересно!
- Как вы думаете, сколько лет должен прожить человек, чтобы получить почетное звание долгожитель?
В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за сто лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия. Первый секрет – закаленное тело. Второй секрет – хороший характер. Третий секрет – правильное питание и режим дня. Четвертый секрет – ежедневный физический труд.
- Как вы думаете, трудно ли выполнять все это и стать долгожителем?
Задание.
- Выберите слова для характеристики здорового человека:
красивый ловкий статный крепкий
сутулый бледный стройный неуклюжий
сильный румяный толстый подтянутый
Вывод: Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Одним из приоритетных направлений национальной образовательной президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Выступление и презентация по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"...
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Эколого-гигиенические, психолого-педагогические, учебно-воспитательные технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья учащихся....
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения.
В статье рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии и предлагаются практические советы для их реализации....
Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения".
Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения". В презентации рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии,...
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Презентация на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"...
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходим...