Деятельностный подход в обучении. (Из опыта работы, в соответствии с ФГОС)
статья на тему

Герфорт Вера Александровна

 Стандарты второго поколения прочно вошли в систему воспитания и обучения детей. Каждый педагог должен проанализировать свою работу, дать оценку формам и методам преподавания и воспитания. Наверное, любой  учитель найдёт в свооей работе сходство с новыми стандартами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельностный подход в обучении.

(Из опыта работы, в соответствии с ФГОС)

Герфорт В.А., учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1 г.Елабуги

Республики Татарстан

Я слышу – я забываю,   я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

Китайская мудрость.

 В настоящее время качество образования является ведущей идеей образовательной политики государства. Качеством образования в современных условиях становится уровень успешности и социализации ребёнка и выпускника. Эта задача не может быть решена без ежедневной работы учителя, соответствующей требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. 

Сегодня наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения», разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы  Георгиевны Петерсон.

Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционной технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Введение ФГОС второго поколения на первый взгляд ввело меня в затруднительное положение. Я не могла понять суть этого нововведения. Но прослушав курс лекций в 2010 и в 2012 годах по данной теме, у меня сложилось общее представление о ФГОС. А после сегодняшних курсов я поняла, что это не так страшно. Мы медленно, но всё таки переходим на новые стандарты. Помогают нам во многом и курсы, и методические рекомендации, и программы по ФГОС начальной школы. И я понимаю, что эта необходимость обусловлена временем: современные дети – это не те дети, с которыми мы начинали работать 20, и даже 10 лет назад, и время сейчас другое: оно требует и другого подхода в обучении и воспитании детей. Надо только не бояться и идти вперёд, вперёд вместе с учениками.

 Проанализировав свою работу, которой я отдала 21 год,  я вижу, что и в моей практике преподавания в начальной школе тоже присутствует деятельностный подход.

На курсах прозвучало: в первый раз – ИКТ технологии не являются деятельностным методом, другой, что являются. Я думаю, что если дети сами конструируют свою презентацию, составляют план, находят нужный материал в интернете, умело её представляют, то это деятельностный метод. Ведь здесь я использую и познавательные, и коммуникативные, и регулятивные УУД.

Когда я  использую свои презентации, то тоже работают все УУД. Конечно, здесь можно и поспорить. Я теперь и сама понимаю, что чаще всего мои презентации для более полного понимания материала и для закрепления знаний, но всё-таки…

Часто в начале урока создаю проблемную ситуацию. Дети анализируют, строят логические цепи рассуждений, формулируют тему и цель урока - это познавательные УУД.

При прохождении темы «Однокоренные слова» даю тексты, в которых надо найти не только группы однокоренных слов, но и «чужака». Это познавательные УУД. Данная работа проходит и в группах, и в парах. Я направляю детей на умение работать в группе, прислушиваться к мнению товарищей, оценивать их работу. Это коммуникативные УУД.

Занимаемся исследовательской работой. На уроках русского языка при изучении темы «Безударная гласная в корне слова» даю домашнее задание найти эту орфограмму в названиях кондитерских изделий. Находят очень интересные названия, особенно на фантиках от конфет.

Использую местную томонимику. Так при изучении темы «Большая буква в именах собственных» домашнее задание требует поисковой работы в старой части нашего города, где очень много исторических мест. Опять же делю детей на группы – коммуникативные УУД, каждая группа составляет план и действует по плану – регулятивные УУД, оценивают свои действия – предметные УУД, дают оценку своему участию в работе – личностные УУД.

В конце урока каждый ученик получает возможность оценить свою работу на уроке, что усвоил, а над чем ещё надо работать – это опять регулятивные УУД.

В условиях деятельностного подхода человек, личность, выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс методов и средств, обеспечивающий личностно-ориентированный подход в обучении. (Из опыта работы)

Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения , сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают...

Комплекс методов и средств, обеспечивающий личностно-ориентированный подход в обучении. (Из опыта работы)

Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения , сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают...

Комплекс методов и средств, обеспечивающий личностно-ориентированный подход в обучении. (Из опыта работы)

Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения , сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают...

Комплекс методов и средств, обеспечивающий личностно-ориентированный подход в обучении. (Из опыта работы)

Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения , сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают...

Системно -деятельностный подход в обучении. (Предоставление опыта работы).

Выступление на  педагогическом  совете  школы  по  представлению  опыта  работы  по  системно - деятельностному  подходу к построению урока....

Системно -деятельностный подход в обучении. (Предоставление опыта работы).

Выступление на  педагогическом  совете  школы  по  представлению  опыта  работы  по  системно - деятельностному  подходу к построению урока....

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА слушателей курсов «Реализация системно-деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Данная проектная работа посвящена проблеме преподавания «Окружающего  мира» в третьем классе в контексте ФГОС  и рассчитана для учителей начальных классов, работающих по УМК «Перспектива»....