Использование педагогических технологий в учебной деятельности.
консультация на тему

  Чумакова Марина Петровна

В этой статье содержится материал по использованию педагогических технологий в учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon isp_ped_tekhn.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе в целях повышения качества обучения

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3-4

Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе в целях повышения качества обучения.

Раздел 1. Компьютерные информационные технологии в образовательном процессе…………………………………………………………………………5-7

Раздел 2. Современные образовательные технологии педагогики здоровьесбережения…………………………………………………………….8-9

Раздел 3. Анализ урока с точки зрения информационно коммуникативных технологий………………………………………………………………………10-12

Заключение………………………………………………………………………13

Практическая значимость………………………………………………………14-15

Использованные источники…………………………………………………….16

Введение.

      Выдающийся философ 20 века Бертран Рассел заметил: « Если вы не подумаете о своём будущем, у вас его не будет...»

     Цель современной школы — подготовка детей к жизни... К жизни в мире, полном огромного информации. Информация для школьников и педагогов на нынешнем этапе всё более осознается как важный педагогический ресурс. Все более очевидным становится требования современной действительности уметь пользоваться образовательной информацией, добывать ее, воспринимать, анализировать, транслировать. Безусловно, каждому образованному человеку сегодня уже недостаточно книг и учебников, ему необходимы компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров.

     Именно поэтому с целью повышения эффективности педагогической деятельности осуществляется расширение возможностей использования современных педагогических технологий. В образовательных учреждениях происходит активное использование компьютеров, аудио-,видеотехники -как современных и эффективных средств обучения. С их помощью можно работать и изучать языки, играть в увлекательные игры, тренировать свою память и реакцию, путешествовать по городам и музеям, не выходя из дома.

      Педагоги, родители и школьники в полной мере осознают преимущество, которое несет в себе развитие и распространение информационных технологий.

      Комплексная информатизация  образования может рассматриваться как процесс обеспечения в образовательной системе условий для формирования информационной культуры как педагогов, так и школьников, использования в процессе обучения различных средств, форм и методов, наконец, использования компьютерной техники как основного атрибута современных образовательных технологий, что оказывает существенное влияние на состояние здоровья участников педагогического процесса.

      Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами в состоянии спланировать свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе в целях повышения качества обучения.

Раздел1. Компьютерные информационные технологии в образовательном процессе.

 Процесс информатизации общества движется вперед. Перед педагогами сейчас встает новая проблема – подготовить подрастающее поколение к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде.

  Мультимедийные программы с интерактивным интерфейсом, снабженные графическим, видео и звуковым сопровождением, превращают работу пользователя в творческий труд.

В настоящее время оптимизируется учебный процесс применительно к способным и одаренным детям.

  Ученики нашей многих школ привлекаются к созданию сайтов, готовят Интернет страницы, делают разработки электронных уроков, создают школьную медиатеку, разрабатывают презентации научно-исследовательских работ по предметам: истории, экономики, географии, экологии, физике.

  Форма презентации позволяет наиболее эффективно передавать накопленный опыт, излагать проект или рассказать об итогах исследуемой проблемы.

Научно-исследовательская деятельность направлена на образование, воспитание и развитие школьников, стимулирование познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, формирование логического научного мышления. Естественно она не может носить массовый характер, к ней привлекаются наиболее увлеченные, способные, одаренные, продвинутые учащиеся.

  Занимаясь проектной деятельностью, дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации. Метод проектов позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи. Проектная деятельность – одна из технологий воспитания мотивированных детей.  Дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, самоутвердиться, ощутить радость успеха.

  Предлагаю Вашему вниманию план, включающий этапы проектной деятельности

Этапы

Деятельность учителя и учащихся

Предварительная

подготовка

Мотивация учащихся для работы над научными проектами

Познавательно-просветительская работа с учащимися

Собственно подготовка

Выбор и обсуждение темы, целей и задач  проекта

Получение дополнительной информации

Формирование рабочих групп

Планирование

Выработка индивидуальных и групповых планов работы

Формулирование задач

Определение частных задач, источников и способов сбора информации, ее анализ и синтез

Планирование работы

Выбор формы и установление сроков отчета

Распределение задач и обязанностей между членами групп

Исследование

Отчет (презентация)

Выполнение исследований под руководством учителя

Применение на практике методов исследования (теоретического анализа, наблюдения, интервью, опросов и анкетирования)

Анализ информации и формулировка задач и выводов

Обсуждение и утверждение формы отчета и защиты(устная, письменная, аудиовизуальная, графическая)

  Все проекты по предметам ведутся учениками в форме презентаций. Дети используют в своей работе универсальную программу  Microsoft PowerPoint , позволяющую предавать презентациям необходимый эффектный внешний вид. С ее помощью дети создают и отображают наборы слайдов, в которых текст сочетается с графическим изображением, картинками, фотографиями, звуком, видеоэффектами.

   

     В психологических исследованиях отмечается, что компьютерные технологии влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых. Компьютерная визуализация учебной информации оказывает существенное воздействие на развитие представлений, занимающих центральное место в образном мышлении. В свою очередь, образность отображения тех или иных явлений и процессов в памяти обучаемого обогащает восприятие учебного материала, способствует его научному пониманию.

      Существуют дидактические принципы применения компьютерных технологий в процессе формирования естественнонаучных знаний.

     -  принцип научности.                                                                                                                      

      - принцип систематичности и последовательности.

      - принцип поэтапного преодоления трудностей.

       -принцип связи индивидуализации и коллективизации.

       -принцип прочности.

       -принцип преемственности.

       -принцип наглядности.

       -принцип мультимедийности.

       -принцип когнитивности коммуникации.

       -принцип активизации познавательной самостоятельности.

       -принцип межпредметных связей.

Раздел 2. Современные образовательные технологии педагогики здоровьесбережения.

      Мы только тогда можем сказать, что учебно- образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

      Важнейший из принципов здоровьесберегающих технологий «Не навреди!»- одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов. Да, важно дать школьнику максимальный объем знаний, но важно уметь соблюдать оптимум для каждого конкретного ученика, в каждых конкретных условиях.

      Образовательная технология педагогики здоровьесбережения- это процесс воспроизведения педагогических действий из арсенала педагогического и методического инструментариев в рамках связи «Педагог-учащийся», осуществляемых посредством системного использования форм, средств и методов, которые обеспечивают достижения запланированных результатов с учетом целей и задач педагогики здоровьесбережения.

       Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения -обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать          у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать получения знания в повседневной жизни.

 

     Принципы здоровьесберегающих технологий:

       -принцип сознательности.

       -принцип систематичности и последовательности.

       -принцип повторения знаний.

       -принцип постепенности.

       -принцип индивидуализации и доступности.

       -принцип индивидуализации.

       -принцип непрерывности.

       -принцип цикличности.

       -принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.

       -принцип наглядности.

       -принцип активности.

       -принцип всестороннего и гармонического развития личности.

       -принцип оздоровительной направленности.

       -принцип комплексного сквозного похода.

       -принцип формирования ответственности.

       -принцип гарантии.

       -принцип связи теории с практикой.

       -принцип аксиологического подхода.

     Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальных классах в условиях комплексной информатизации учебного процесса имеют в своём арсенале следующие средства оздоровительной направленности: материал для проведения физкультминуток и физкультпауз; упражнения для зрительной, пальчиковой гимнастики, для профилактики плоскостопия и деформирования осанки; средства фито- и ароматерапии.  

       

Раздел 3. Анализ урока с точки зрения применения современных педагогических технологий.

       Современный урок, в том числе с применением информационно- коммуникативных  технологий, — это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Для  выбора схемы анализа такого урока необходимо учитывать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации. Самое главное — урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но  и как деятельность ученика, т.е. как форма учения.

       При анализе урока нужно, прежде всего, решить, целесообразно ли применение компьютерной техники на данном уроке. Во многом это зависит от выбранной педагогом методики, поэтому необходимо, в первую очередь, оценить обоснованность и правильность отбора методов, приемов, средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Компьютер не должен применяться на уроке ради формы.

Работа и поведение учащихся на уроке также являются важными составляющими комплексного анализа урока с применением ИКТ. При оценке необходимо определить,  как использование компьютерной техники отражается на активности учащихся, их работоспособности на различных этапах урока,  как реализуется самостоятельная деятельность, возникает ли возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

        Особое внимание на уроке с применением компьютерной техники должно уделяться здоровьесберегающим технологиям. При анализе  необходимо учитывать соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических  требований к уроку. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках обязательны.

          Влияние использования ИКТ на результативность обучения непосредственно связано с оценкой степени обучающего (чему и в какой степени научились), воспитательного (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе урока), развивающего (что и в какой степени способствовало их развитию) воздействий проведенного урока. Необходимо проанализировать и то, как использование техники способствовало эффективному закреплению материала и оперативному контролю знаний учащихся и, как следствие, повышению качества обучения.

          Исходя из вышесказанного, можно предложить для  проведения анализа  и оценки  урока с применением информационно-коммуникационных технологий следующую схему:

  -    анализируются методы деятельности учителя и ученика на всех этапах урока, на которых используются ИКТ.

   -   анализируется деятельность преподавателя по следующим критериям:

Методика использования ИКТ на этапах урока (применяется адаптированная методика использования средств ИКТ, применяется авторская методика использования средств ИКТ, используются электронные образовательные ресурсы как источник дополнительной информации по предмету).

Методы использования средств ИКТ (выбранные методы использования средств ИКТ служат активизации познавательной деятельности учащихся, выбранные методы использования средств ИКТ способствуют решению дидактических задач урока, ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока).

        Организация учащихся при работе с использованием ИКТ (использование средств ИКТ повышает эффективность учебной деятельности учащихся, ИКТ используются как способ самоорганизации труда и самообразования учащихся, как способ расширения зоны индивидуальной активности учащихся, И КГ дают возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении).

       Соблюдение санитарно — гигиенических требований (соблюдаются технические и эргономические требования к проведению урока с использованием компьютера).

Влияние использования ИКТ на результативность обучения (использование средств ИКТ способствует достижению всех целей урока,  эффективному закреплению материала,  оперативному контролю знаний учащихся и повышению качества обучения).

    -   на основе, проведенного анализа, даются рекомендации и рецензия на урок:

выполнение плана урока;

достижение целей урока;

как   применение   ИКТ   способствует   повышению эффективности и качества обучения;

какие    изменения    целесообразно    внести    при повторном проведении урока на эту же тему общее заключение об уроке.

         Необходимо отметить, что систематический анализ учебных занятий, проведенных с применением ИКТ, и оформление материала в виде методических рекомендаций, позволяет разработать общую методику использования информационных технологий в учебном процессе.

Заключение.

     В условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования компьютерных технологий в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуальной. Компьютер, являясь универсальным средством обучения, позволяет не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и развивать личность ребенка, удовлетворяет его познавательные интересы.

    Основной причиной успешной работы в применении современных педагогических технологий может явиться только наличие системности, которая проявляется в участии школьников в мероприятиях не только в ходе учебного процесса, но и в ходе мероприятий, применяемых во внеклассной и внеурочной работе.

 

   

Практическая значимость.

      В настоящее время 85% учащихся  в возрасте от 7 до 17 лет используют компьютер, а 20% из них выходят в Интернет. Следовательно, работа с компьютером является привлекательным для школьников видом деятельности. 40% учащихся отметили перспективу получения более обширных знаний благодаря возможностям которые открывает компьютер. Этап мотивации учения обогащается за счет увеличения потенциала восприятия, приобретения познавательной нагрузки, развития воображения и эмоций. Все это позволяет сделать вывод, что использования информационных технологий в образовании, в том числе начальном, становится актуальной задачей школьного преподавания.

      Применяемые компьютерные программы можно разбить на 3 большие группы: презентации, информационно-обучающие, тестирующие.

     Презентации- средства развития познавательной активности учащихся при изучении предмета.

      Информационно-обучающие программы позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем, полностью реализовать принцип адаптивности к индивидуальным возможностям ребенка, соответствовать индивидуальному темпу учебно- познавательной деятельности.

      Применение тестирующих программ обеспечивает строго индивидуальные и дифференцированные диагностику и контроль знаний учащихся.

     Мультимедиа-это компьютер плюс проектор. Используют как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информация путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия.

     Для лучшего усвоения учащимися знаний следует применять слайд презентацию.

      При использовании на уроке мультимедиаресурсов учитель получает возможность гибко менять формы учебного взаимодействия с учащимися, а также применять новые формы учебного взаимодействия учащихся между собой.

      Таким образом, в преподавании стоит трудная задача выбора оптимальной зрелищности, которая помогала бы обучению, а не мешала ему.

Использованные источники.

Кульневич С.В. Анализ современного урока. : Практическое пособие для учителей, преподавателей и руководителей школ./ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина – М.: Изд. «Учитель», 2006.

Жукова Е.Л. Элементы анализа учебных занятий с применением информационных технологий.

 Использование Internet –технологий в образовательных учреждениях. Методические рекомендации Ул.ГТУ. Ульяновск 2002г.

Информационные технологии в образовании. Научно-практическая конференция Ульяновский городской лицей Ул.ГТУ. Ульяновск 2002г. Проблемы информатизации городской системы образования. Научно-практическая конференция педработников г.Ульяновска. Ульяновский городской лицей Ул.ГТУ. Ульяновск 2003г.

 Храмова Е.В. Содержание и технологии предпрофильной подготовки и профильного     обучения. Методические рекомендации по географии. Ульяновск: УИПКПРО. 2005    

 Использование Internet –технологий в образовательных учреждениях. Методические рекомендации Ул.ГТУ. Ульяновск 2002г.

 Информационные технологии в образовании. Научно-практическая конференция Ульяновский городской лицей Ул.ГТУ. Ульяновск 2002г.

 Проблемы информатизации городской системы образования. Научно-практическая конференция педработников г.Ульяновска. Ульяновский городской лицей Ул.ГТУ. Ульяновск 2003г.

  Храмова Е.В. Содержание и технологии предпрофильной подготовки и профильного    обучения. Методические рекомендации по географии. Ульяновск: УИПКПРО. 2005            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальный педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности начальной школы для сохранения и укрепления здоровья, повышения мотивации учения"

Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы».  Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, г...

Представление передового педагогического опыта на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе - ведущий аспект педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"

На современном этапе здоровье и жизнь человека приобретают особое значение. ВАжнейшей задачей цивилизованного общества является сохранение и укрепление здоровья каждого гражданина страны. Как никогда ...

Педагогические принципы и цели обучения при использовании информационных технологий в учебном процессе начальной школы.

Включение компьютерного практикума в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для формирования их учебной деятельности и р...

Использование игровых технологий в учебной деятельности

Использование игровых технологий в учебной деятельности...

Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов путём использования педагогических технологий в учебном процессе

Выступление на заседании школьного методического объединения в рамках обмена и обобщения опыта работы в начальных классах общеобразовательной школы....

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе - ведущий аспект педагогической деятельности.

Статья на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе - ведущий аспект педагогоческой деятельности"...

Использование современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе

laquo;Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Но...