Как научить младших школьников общаться
статья на тему
Данная статья содержит информацию о причинах неумения детей общаться друг с другом, о методах и приемах, используемых для их устранения. В статье рекомендованы практические занятия и упражнения для отработки навыка правильного и культурного общения детей. Для применения умений правильно общаться, разыгрываются различные ситуации, взятые из повседневной жизни. Для самооценки и контроля разработаны тестовые задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kobrina_pyatigorsk_shkola_30statya.docx | 29.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Как научить маленьких школьников общаться.
Н.В. Кобрина МБОУ СОШ №30
г. Пятигорск Ставропольский край
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Важная роль в ней отводится становлению нравственного облика Человека. Мы постоянно находимся среди людей: очень близких, хорошо знакомых, малознакомых. Но готовы ли наши ученики правильно себя вести со всеми окружающими нас людьми, чтобы чувствовать взаимное удовлетворение от общения. Как и все знания, которые мы приобретаем в жизни, владение этикетом не появляется само собой - этому надо учиться.
Как научить детей лучше понимать друг друга, других людей? Это не праздные вопросы: проблема общения для детей не менее значима, чем для взрослых. Опрос ребят показывает что на первом по переживаниям у них стоят конфликты с товарищами происходящие часто из-за неумения договориться, желания обратить на себя внимания. На втором месте причиной детских переживаний являются конфликты с учителем, на третьем – с родителями. Обучая детей общению мы ставим перед собой задачу: показать детям, что существует закономерная связь между проявлениями эмоций и чувств, то есть тем, что проявляется открыто ,и тем ,что скрыто.
Всем известны выражения речевого этикета: «здравствуйте», «извините», «спасибо», которые мы употребляем практически ежедневно. Важно ,чтобы наши дети не только знали эти словесные формы выражения вежливости, но и научились пользоваться ими уместно –в зависимости от ситуации. Естественно, что обучение словесной вежливости тесно связано с воспитанием общей культуры поведения. На мой взгляд это лучше всего делать в занимательной форме на внеклассных занятиях. На примере занятий по речевой культуре проследим, как осуществляется эта работа.
Цель занятия: научить употреблять различные формы выражения извинения.
- Прослушав стихотворения А. Кузнецовой, я предлагаю детям подумать, как могут помириться поссорившиеся подруги (читаю первую часть стихотворения).
Поссорились
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я её не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: ’’Не отдам!’’
- Правильно, автор так и закончил эту историю (читаю вторую часть стихотворения).
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: ’’Играть давай!’’
- А какие ещё вежливые слова вы знаете? (извините, простите; простите пожалуйста; извините, пожалуйста)
2) Анализ ситуации.
А вот что случилось в одном дворе.
Попал я в дедушку мячом
И закричал:-А я причём?
Но, досчитав до 30,
Сказал: - Ну, дедушка, прости.
( А. Барто)
-Как вы думаете, вежливо мальчик попросил извинения у дедушки?
А вы так же извинились бы?
- Как можно оценить поступок мальчика?
Можно ли его извинение считать искренним?
Кто кого любит?
Пошёл я гулять
И в саду по привычке,
Я дёрнул девчонку
За обе косички.
На крик прибежала
Девчонкина мать,
Меня изловчилась
За ухо поймать…..
Попробовать, что ли?
В сторонку куда-то
‘’Простите меня, - я шепнул виновато.
- Ступай,-
Улыбнулась.-
Прощаю пока.-
И ухо моё отпустила рука.
‘’Простите….
Ура!
Убедился я снова,
Какое оно
Интересное слово.
(Н. Юсупов)
4) Рассказы детей о случаях, когда им приходилось использовать слова извинения?
5) Разыгрывание сценок с употреблением вежливых слов!
6)Разыгрывание ситуаций - обратитесь к соседу по парте с просьбой дать ручку или карандаш!
Когда вы обращались с просьбой, как вы называли своего соседа?
Послушайте стихотворение В. Масса и М. Червинского ‘’Как его зовут?’’
И скажите, вежлив ли его герой:
«Спасибо», «здравствуйте», «простите».
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только
Алешка, Петька, Ванька, Толька.
Коллективное обсуждение включает примерно следующие вопросы:
1) Как обратиться к незнакомому прохожему и узнать время?
2) Обратитесь к маме с просьбой купить игрушку.
3) Вы едете в автобусе. Попросите кого-либо из пассажиров купить билет.
4) Вы пришли в магазин. Спросите у продавца ,есть ли в продаже хлеб.
Овладение принципами культуры общения, никогда не освобождает нас ни от тяжести выбора, ни от ошибок, но может помочь сделать выбор более осмысленным, может подсказать набор культурных и психологически точных способов общения решения конфликтов.
С давних времён, люди всматриваясь в лица друг друга, пытаются угадать настроение, характер человека.
На одном из занятий детям предлагается расшифровать некоторые эмоциональные состояния человека. И что же? Работа с подобным материалом показала, что не все дети умеют «легко читать» эмоциональные состояния другого человека. Хотя желание правильно угадать было у всех детей.
Что ещё помогает нам общаться понимать друг друга? Проводим эксперимент. Вызываем двоих учащихся. Им предлагается рассказать что-нибудь интересное. При разговоре надо стоять, повернувшись друг к другу спиной. Весь класс с интересом наблюдал за происходящим. Но разговор у ребят не получился. Выясняя причину, они признались: «Как то неудобно, трудно было говорить, а поэтому и неинтересно ». «Почему?» - «Глаза не помогают». - «А если повернуться лицом друг к другу?» Тогда рассказывать оказывалось гораздо легче. Затем одному из участников игры предложили сесть на стул, а другому-на пол и поговорить. Опять неудобно? Итак , в процессе общения участвует не только слово, но и мимика, жест, поза, голос.
Следующая тема наших занятий - «Будем учиться спорить». Приглашаются желающие. Предлагаются такие вопросы, например: «Надо ли на грубость отвечать грубостью, быть вежливым с грубым человеком?» Один из играющих должен активно отстаивать своё несогласие. Традиционно спор заканчивался обидой, конфликтом. А можно ли научиться спорить? После введения некоторых правил ведения спора характер обсуждения изменился. А правила спора такие: 1. В споре надо заинтересовать соперника; 2. Надо уметь его выслушать; 3. Предложить решение; 4. Оценить личность товарища, его достоинства. Задача спорящих сводится к достижению согласия, взаимопонимания, уважения к мнению другого человека.
В споре личность демонстрирует себя, свою способность общаться, интеллект, вежливость, умение сопереживать и самоуважение. В споре проявляется характер человека.
На следующем занятии мы заговорим о характере. «Что такое характер? Хотели бы вы узнать его у самих себя?» нам помогали тесты «Цвет и характер», «Нарисуй дом».
Цвет, элементы и характер рисунка позволяют создать кое-какие штрихи к психологическому портрету человека. Например, цвет может «рассказать» о характере и эмоциональном складе. Психологи утверждают, что холодные цвета говорят о спокойствии, нежности, апатичности, грусти. Тёплые цвета передают силу, властность, активность, радость, возбудимость. В рисунках определяются такие черты характера, как общительность, развитое воображение и склонность к фантазированию, радушие, дружелюбие, замкнутость и скрытность.
Знание о себе закрепляются в игре. Дети садятся в круг. В центре ставиться кресло. Его может занять тот, кто первым захочет выслушать от других мнение о себе. Игра заканчивается тем, что испытуемому разрешается выбрать себе тех, от кого он ещё раз хочет услышать оценку своих достоинств или недостатков. Рассказы детей о том, что они чувствовали сидя в кресле, говорят, что им было интересно, но не все согласны с тем, что услышали. Некоторые из тех, кого обсуждали ,реагировали так: «Согласен , возможно, это так и есть», «Я не знаю , смогу ли исправиться». Высказывания были разные, но у всех эта игра вызывала желание посмотреть на себя со стороны, что-то принять, а кое-что отвергнуть.
Часто у детей возникает чувство, что их не понимают, к ним несправедливы. На самом же деле они сами не понимают себя, родителей, товарищей, обоснованности требований, которые к ним предъявляются. От этого они часто пребывают в состоянии постоянной обиды, пытаются достичь признания со стороны окружающих оригинальничаньем, дерзостью, грубостью. Жить по «характеру» без разума трудно. Сила характера – это самовоспитание. Помочь разобраться в своем характере, выявить в нем те черты, которые осложняют жизнь среди людей, разобравшись в самом себе, переживать чувство собственной ценности, приобрести независимость чрезвычайно важно, учитывая нервно-психические нагрузки на сегодняшних детей.
На одном из занятий дети были приглашены в «Путешествие по Стране добра и зла». Целью такого путешествия было заставить ребенка задуматься о мнимой и настоящей человечности, о нерасторжимой связи между творящим добро и тем ,кто его принимает о милосердии. Детям предлагалось закрыть глаза и представить, как выглядит добро и как зло. Затем предстояло написать: «Добро-это…», «Зло-это…» - и нарисовать. Рисунки с ответами детей были выставлены для всеобщего обозрения. Наверное, только через сопереживание, чувственное отношение к добру и злу, через свой личный опыт можно прийти к милосердию, которое целительно не только для того, кто в нём нуждается, но и для того, кто его совершает.
Чтобы овладеть сложным искусством строить отношения с людьми необходим огромный и неподдельный интерес к другому человеку,стремление плодотворно жить среди людей, понимать их, стремиться быть действительно Человеком среди людей. А для этого надо целеустремленно работать над собой, искать слабые стороны в собственном поведении, определять пути устранения недостатков в межличностном общении, осуществлять психологическую самокоррекцию. Тщательно анализируя самого себя , познавать себя в общении с другими людьми. Такую работу надо вести постоянно и систематически, дома и в школе.
Список литературы:
Черногрудова, Е.В. Культура общения – это важно / Е.В. Черногрудова // Начальная школа. - 2003.- № 6.
Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения / Н.И. Формановская. – М.: Высшая школа, 1989.
Даниленко, О.И. Культура общения и ее воспитание / О.И. Даниленко - Л.: Издательство ЛГИК, 1989.
Ладыженская, Т.А. Речевые секреты / Ладыженская, Т.А. – М.: Просвещение,1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
как научить младшего школьника выразительно читать стихи
В работе говорится о том, что должен уметь младший школьник, чтобы читать выразительно стихи...
как научить младшего школьника выразительно читать стихи
В работе говорится о том, что должен уметь младший школьник, чтобы читать выразительно стихи...
Как научить младшего школьника учиться
Рекомендации для учителей начальной школы....
Как научить младшего школьника создавать научно-исследовательские работы
Помогите ребенку поставить цель – научиться проводить исследование как взрослые.Поговорите о важности и сложности работы.Предложите проиграть этапы проведения исследования...
Рекомендации для педагогов и родителей "Чему необходимо научить младшего школьника "
Младший школьный возраст от 7 до 11 леБольшую роль в развитии новых качеств младшего школьника играет педагог. От его компетентности зависит успех его учеников, их гармоническое развитие. Учитель прав...
Как научить младшего школьника учиться
Обучение в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физическом плане. Чтобы сохранить у ребенка естественное стремление к знаниям...
Как научить младшего школьника учиться
Обучение в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане.Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к...