Проблемное обучение в начальной школе.
статья на тему
Выступление на шккольном методическом семинаре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnoe_obuchenie_v_nachalnoy_shkole.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемное обучение в начальной школе.
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный с изменением ведущей деятельности, освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении.
В начальной школе формируются основы умения учиться и способности к организации своей деятельности, умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе.
Начальное образование – это фундамент всего дальнейшего общего образования. И от его характера, содержания, методов, форм, от того, как мы, учителя начальных классов, организуем учебный процесс, во многом зависит судьба ребёнка, его будущую жизнь. Потому что в младшем школьном возрасте формируются базовые основания для целенаправленного развития личности ребёнка, для развития его физических и интеллектуальных способностей, для становления его нравственных устоев и ценностных ориентаций.
Содержание и методы образования и воспитания должны обеспечивать развитие человека, способного менять самого , осмысленно относиться к учению. Большинство детей младшего школьного возраста приходят в школу с желанием, с ожиданием нового, интересного. Моя задача не допустить снижения интереса, с которым ребёнок пришёл на урок. Я должна построить учебный процесс таким образом, чтобы дети стремились получить знания. Успешно осваивали учебный материал. (Слайд №2)
Одним из видов обучения, способствующего развитию ребенка, является проблемное обучение. Проблемное обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности ребёнка и их реализацию. Суть проблемного обучения состоит в том, чтобы ученик не только усваивал конкретные знания и навыки, но и овладевал способами действий, обучался конструировать и управлять своей учебной деятельностью. Главная цель проблемного обучения состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения, или создать такие условия, чтобы ребёнок хотел, любил и умел учиться.
Из этого вытекают следующие задачи:
- привлечь внимание учеников к вопросу, задаче, учебному материалу; возбудить у них познавательный интерес, положительные мотивы деятельности;
- поставить учащихся перед посильным познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность;
- обнажить перед учащимися противоречие между возникающей у них познавательной потребностью и невозможностью её удовлетворения из-за отсутствия необходимых знаний, умений и навыков;
- помочь детям определить основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побуждать учащихся к активной поисковой деятельности. (Слайд №3)
Проблемное преподавание – это деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, и управление деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний.
(Слайд №4) Проблема – это противоречие между двумя фактами: новым фактом и старой теорией, необходимостью и невозможностью.
(Слайды №5-8)Выделяют три уровня проблемного обучения:
- 1 уровень (высокий) – подсказок нет.
- 2 уровень (средний) – одна подсказка.
- 3 уровень (низкий) – две подсказки.
Проблемное обучение является одним из типов развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности. Процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрений учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей.
Начальным моментом в системе проблемного обучения является создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация для ребёнка возникает, если у него есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу, при наличии затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и потребностями.
(Слайд №9) Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом.
Проблемная ситуация – главное средство активизации мыслительной деятельности учащихся. Нельзя ставить учебную проблему без предварительной активизации той группы знаний, которая непосредственно связана с материалом, подлежащим усвоению путём решения проблемы.
(Слайд №10)
В проблемной ситуации можно выделить следующие этапы.
1.Постановка проблемы.
2.Выражение решения.
3.Поиск решения.
4.Реализация продукта.
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемы для учеников. Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
СХЕМА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок становится в позицию обучения и как результат, у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации — акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические задания;
- ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).
Для реализации проблемной технологии необходим:
- отбор самых актуальных, сущностных задач;
- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;
- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.
Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.
Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.(Урок литературного чтения во 2 классе по теме «У страха глаза велики»(русская народная сказка).
Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.(Урок наглядной геометрии в 4 классе по теме «Площадь прямоугольного треугольника».)
Четвёртый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.
Конечная цель проблемного обучения – научить школьников видеть проблемы и решать их. Это возможно только в процессе мыслительной деятельности. Мыслительная деятельность учащихся выступает таковою прежде всего в процессе познавательной деятельности. В соответствии с концепцией С.Л. Рубинштейна, мышление – это «познание, приводящее к решению встающих пред человеком задач и проблем. Мышление возникает из проблемной ситуации и направлено на её разрешение. Обществу и человеку нужно, чтобы личность стала творческой, самостоятельной, мыслящей. Мыслящая личность начинается с проблемной ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение в начальной школе
Реферат...
проблемное обучение в начальной школе
статья, отнесенная к использованию проблемного обучения в начальной школе. в статье имеется теория, наглядность и практика. по программе "школа 21 века"...
Проблемное обучение в начальной школе
проблемное обучение в начальной школе...
Применение технологии проблемного обучения в начальной школе
В данной статье описываются теоретические и практические аспекты применения технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе....
Условия и способы организации проблемного обучения в начальной школе
Организация проблемного обучения в практике имеет определенные сложности. Основные трудности связаны с недостаточной разработанностью методики организации проблемного обучения в разных типах уче...
Проблемное обучение в начальной школе
Проблемное обучение является ведущим элементом современной системы развивающего обучения в начальной школе....
Презентация к выступлению на пед.совете на тему: "Проблемное обучение в начальной школе"
Данная презентация предназначена для выступления на пед. совете....