ФОРМИРОВАНИЕ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья (1 класс) на тему

Морозова Валентина Ивановна

Формирование универсальных учебных действий у учащихся младших классов на занятиях кружка "Бумажная пластика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Морозова В.И.

МАОУ «СОШ №12 с УИОП» г. Губкин

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование УУД, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.[1]

Особое место в формировании УУД  всех видов занимает кружковая работа, т.к. здесь происходит  дальнейшее развитие таких способов деятельности, которые способствуют самостоятельному усвоению новых знаний и умений.   Внеурочная деятельность ставит своей целью, прежде всего, развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).[2]

 С первого класса веду кружок «Бумажная пластика». Занятия бумагопластикой создают благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности – планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации.  На занятиях  формируются регулятивные действия через разучивание игр, введения правил, через организацию продуктивных видов деятельности, сотрудничества, регулятивные УУД - ребята выполняют действия в определенной последовательности, занятия носят деятельностный характер и развивают познавательные и коммуникативные УУД.

 Занимаясь  в данном кружке, дети учатся работать с бумагой (складывание, аппликация, резание, конструирование и т.д.), даются элементарные геометрические знания, закладываются основы для понимания различных конструкций предметов, учатся  определять последовательность операций при изготовлении того или иного изделия. Формируются умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий. Учащиеся обучаются различным приемам работы с бумагой. Учащиеся обучаются различным приемам работы с бумагой. Применяются знания, полученные на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

 Программой предусмотрены задания ,как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. Программа позволяет индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная инструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить его к творчеству.           

Большая роль в овладении бумагопластикой отводится коллективным работам. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно.

После выбора объекта труда следует продумать форму организации труда кружковцев, В том случае, когда ребята знакомятся с новыми материалами, изучают новые технологические операции, осваивают новые приемы работы с инструментами, целесообразно планировать фронтальную работу, т. е. чтобы все дети изготавливали одинаковые изделия от начала до конца. В дальнейшем по мере усвоения детьми теоретических знаний и овладения определенными умениями и навыками целесообразно планировать выполнение таких изделий, при изготовлении которых они учились бы работать в коллективе по общему плану, согласовывая свои действия с действиями товарищей. В этом случае детям лучше выполнять работу в группах по 4-6 человек, с распределением трудовых заданий между группами и внутри каждой группы.

        Планирование предстоящей работы - процесс творческий и сложный, вместе с тем он является одним из важных компонентов в любой трудовой деятельности.  На занятиях обучаю детей  рационально и правильно строить  ход предстоящей  работы, самостоятельно планировать свой труд, использую технологические карты различной сложности.

В сфере личностных УУД  у учащихся будут сформированы:  положительное отношение к учению, способность  оценивать свои действия.

В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:  соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены, соблюдать правила организации рабочего места,   бережного использования бумаги, научатся различным приемам работы с бумагой, научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий; создавать изделия оригами, используя инструкционные карты и схемы,  будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, работать по плану,  адекватно оценивать свои достижения.

В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся:  вести диалог с учителем и одноклассниками, задавать вопросы ,слушать и отвечать на вопросы других, высказывать свою точку зрения;

· работать в парах и рабочих группах.

           Формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий.

Литература:

1.Примерная основная образовательная программаобразовательного учреждения. Начальная школа.  В 2 ч.Ч 1.М. :Просвещение, 2010

2.Программы общеобразовательных учреждений :Начальная школа:1-4 классы.Программа внеурочной деятельности в начальной школе.М.;Астрель;Владимир: ВКТ, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме «Проектная деятельность как средство формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....

Формирование УУД младших школьников во внеурочной деятельности

Мои разработки по теме самообразования представлены в данном материале "Формирование УУД младших школьников во внеурочной деятельности"...

Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности

Данный материал поможет учителям осознать важность формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности....

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование проектных навыков во внеурочной деятельности младших школьников...

3.1.доклад на мо Формирование УУД младших школьников во внеурочной деятельности

Формирование УУД младших школьниковво внеурочной деятельности...