«Реализация ФГОС: рефлексия на уроке»
презентация к уроку на тему
Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;
Дать представление о классификации рефлексии;
Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Реализация ФГОС: рефлексия на уроке»
Червочкина Елена Леонидовна – учитель школы №18 г. Котласа Архангельской области
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;
Дать представление о классификации рефлексии;
Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ МАСТЕР – КЛАССА. №1
№2 1)
. В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”№3
2)В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым №4, нужным №5, а главное – успешным №6.
Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех №7.
Решение этой проблемы я вижу в организации рефлексивной деятельности на уроке. Именно она позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность. Поскольку каждый ребёнок проявляет себя в тех способах деятельности, которые свойственны его индивидуальности. Такой подход соответствует смысловому содержанию понятия “образование” как формированию образа собственного “Я” №8.
3)Уважаемые коллеги, в моей презентации будут вам встречаться буквы ярко-красного цвета. В ваших конвертах они лежат. Просьба: доставать и выкладывать их по мере появления на экране. Спасибо!
В зависимости от обстоятельств, на уроке можно использовать один из видов деятельности, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
- физическую (успел – не успел) №9
- сенсорную (комфортно – дискомфортно) №10
- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал) №11
- духовную (стал лучше – хуже) №12
4)Ребёнок не может постоянно находиться в ситуации потребления готовых знаний. Он хочет быть активным, самостоятельным в учебно-познавательной деятельности. Первокласснику, к примеру, надо научиться управлять своими психическими процессами, своим внутренним миром. Это значит, что надо учиться ставить перед собой учебную задачу (что я должен делать?), оценивать себя (правильно ли я думаю, размышляю?).
Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей №13 учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке.
Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.
5) поиграем в пазлы №14 из букв попробуйте собрать слово. И мы получили слово:
Р Е Ф Л Е К С И Я №15
II. ЦЕЛИ МАСТЕР - КЛАССА: №16 ,№17
Тема моего мастер – класса «Рефлексия», а какова моя цель сегодня? (ответы участников мастер – класса). А ваша цель? (ответы участников мастер – класса)
III. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР - КЛАССА:№18
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.
№18 А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. №19,20,21,22
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
1)рефлексия настроения и эмоционального состояния
- смайлики или лицо
-«солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;
-Мишка
-«радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато;
- «маятник настроения» - отображает настроение ребёнка.
2)рефлексия деятельности
(это вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)
- «лесенка успеха
- «наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки
-«дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;
- метод 5 пальцев
Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.
3)рефлексия содержания учебного материала
- (используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).
Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент.
Дидактический синквейн
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
- Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойстввыбранного в синквейне предмета или объекта.
- Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
- Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
1.школьная жизнь
2.учебная, насыщенная
3.учатся, воспитываются, общаются
4.период учебы в течении 8-10 лет
5.война и мир
1.Дружба
2.Смелая, неразлучная.
3.Думают, выигрывают, радуются.
4.Помощь другу всегда нужна!
5. Отношение
- дерево (ребёнок-ствол, руки-ветви, кулачки-бутоны, пальцы-листья)
- итог работы за неделю
-вывод-обобщение
IV.Творческое задание
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика
А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Придумайте свои варианты проведения рефлексии.
V. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА: на столах лежат карточки -с помощью цветограммы оцените моё выступление
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГОС. Презентация к уроку русского языка "Подбор однокоренных слов"2 класс
Данная презентация сопровождает урок....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/26/picture-372943-1480162799.jpg)
Реализация ФГОС НОО на уроках литературного чтения
Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Но оказалось, что фактором номер оди...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-185365-1358865850.jpg)
Реализация ФГОС НОО на уроках обучения грамоте.
Сообщение на тему "Реализация ФГОС НОО на уроках обучения грамоте."...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/10/picture-1173356-1570707915.jpg)
Доклад на тему: «Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе»
Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/12/picture-1377109-1641993394.jpg)
Разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов по использованию ИКТ в реализации ФГОС НОО на уроках русского языка
Разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов по использованию ИКТ в реализации ФГОС НОО на уроках русского языкаЗа последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места пер...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/12/picture-1377109-1641993394.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Статья посвящена анализу вопросов применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка в начальной школе. Грамотное использование возможностейИКТ в начальной школе будет спосо...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/03/picture-1383426-1643866133.jpg)
тема самообразования Урок рефлексии в рамках реализации ФГОС. Этапы, виды деятельности, приёмы работы на уроках русского языка.
тема самообразования Урок рефлексии в рамках реализации ФГОС. Этапы, виды деятельности, приёмы работы на уроках русского языка....