Активные методы обучения
статья (2 класс) по теме

Тихонова Наталья Николаевна

В данной статье я рассматриваю активные методы обучения (АМО) как неотъемлимую часть современного урока. В ней подробным образом на конкретных примерах освещено использование данных методов на различных этапах урока с целью дальнейшего использования учителями в учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gmo.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Активные методы обучения русскому языку в начальной школе

как способ повышения познавательной активности школьников

  Тихонова Наталья Николаевна, учитель начальных классов

 МБОУ «СОШ №43», г. Нижневартовск, tihonova-nn@bk.ru

Проблема активности личности в обучении является сегодня  актуальной  и в педагогической науке, и в образовательной практике.    Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от нас нового подхода к организации обучения, а значит  и новых  активных методов обучения. Что же такое «активные методы обучения?»

Активные методы обучения – это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.  Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы  и характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений, при решении которых он учится находить выход из сложившейся проблемной ситуации. Для повышения активности и разнообразия мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний  все этапы урока должны включать активные методы обучения.                                                          

В своём выступлении я хотела бы рассказать, какие активные методы обучения использую для каждого этапа урока русского языка и как они позволяют мне эффективно решать конкретные задачи этапа: организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, рефлексия.  Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.

Нетрадиционное начало урока:

Цель – эмоциональный настрой на работу,  установление контакта между учениками. Это может быть эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент,  ребус, загадка, анаграмма. Применение элементов кинезиологии  – психологического настроя на начало урока, различных игр таких  как «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями», «Дружеское рукопожатие», «Поздороваемся глазами», «Галерея портретов» эффективно и динамично помогают мне начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников.

Метод «Поздоровайся локтями» 

Предложите всем рассчитаться на «один, два, три, четыре» и сделать следующее:

• Каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;

• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

• Каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку - на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;

• Каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).

Эта смешная игра ломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между участниками.

Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», позволяют мне лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока обучения в целом (узнать из каких частей состоит слово, какие бывают предложения) и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.  Создание проблемной ситуации так же позволяет   мне эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча»

Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы:

Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.

Проведение:  дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.

Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения  нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

В конце урока  каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.

Оценка результата: преобладание солнышек в конце урока над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.                                                                          

При организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний уместно использовать активный метод обучения под названием «Корзина идей».

  • Задаётся вопрос о том, что известно по теме.
  • Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа).
  • Происходит обмен информацией в парах или группах.
  • Каждая группа называет одно сведение или факт,  не повторяя ранее сказанного.
  • Все сведения кратко записываются  в «корзине идей»,  даже если они ошибочны.

Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

 

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы презентации учебного материала, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволяют  мне сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них. Метод «Составление кластера», может быть использован на  разных этапах урока. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и возможность дополнить новыми знаниями. Изучив по русскому языку в 1 классе тему «Имя существительное», с детьми составили  кластер, записав всё, что они знают об имени существительном.

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи», «Визитные карточки». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Светофор», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская».

Метод «Светофор».

Каждый ученик получает карточки. Учитель зачитывает тезисы по одному. Ученики, согласные с тезисом, поднимают зелёную карточку. Несогласные – красную. Сомневающиеся и воздерживающиеся от решения – жёлтую. Всякий раз необходимо предоставлять ученикам несколько минут на обдумывание решения. Если тезис требует обсуждения, учеников просят обосновать их положительную  или отрицательную реакцию. Если дискуссия угасает, следует переходить к следующему тезису.

Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною  и на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов - главная цель этого урока.

Метод «Синквейн». Можно использовать на этапе обобщения знаний.

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Правила написания синквейна таковы: на первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.

Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Вот как можно использовать   составление синквейна на уроках русского языка при изучении «словарных слов»:

Дорога

Широкая, извилистая

Ведёт, бежит, поворачивает

По извилистой дорожке бегут ребята.

Шоссе.

С помощью данного метода достигаем: выделение частей речи,  работа над синонимами, обогащение  словарного запаса детей.

Так же на этапе обобщения и закрепления знаний можно применять игры и игровые ситуации, позволяющие развивать  логическую речь и мышление учащихся, способствовать созданию благоприятного климата коллективной и состязательной работы детей.

Так  я предлагаю детям подобрать слова, относящиеся к определенной теме, например: «Наша школа», «Осенняя прогулка в лес», «Зимние забавы». Тот, кто начинает, называет все слова, которые он может припомнить. Затем другие дети дополняют этот перечень. Когда все дополнения сделаны, учитель предлагает кому-нибудь назвать еще хотя бы одно слово, относящееся к теме, которого до сих пор не называли. Победителем считается тот, кто добавил к уже названным словам последнее. После этого играющие начинают подбирать слова к другой теме.

При использовании активных методов обучения нельзя забывать и об играх, способных развивать очень важные психические процессы, такие как внимание, память. Очень нравится моим ученикам игра «Топ-хлоп».

Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.

Если выражение верное - дети хлопают, если неправильное - топают.

Примеры: "        Все существительные отвечают на вопрос кто?". "Ударение в слове падает всегда на первый слог". "Общая часть родственных слов называется корнем". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

Когда я  чувствую, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделаю паузу, вспомню о восстанавливающей силе релаксации на уроке! Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы - «физкультминутки» «Земля, воздух, огонь и вода», «Зайчики» и многие другие позволят мне сделать это, не выходя из класса. Так проходит физкультминутка (релаксация) под названием "Четыре стихии".

Упражнение   "Четыре стихии". Это земля, вода, воздух, огонь. Комментарии учителя: «Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть вверх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. (Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени).

Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх.  (Ученики при этом  начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев).

Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Выполняем». (Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом).

Если вы  сами примите участие в этом упражнении, то помимо пользы для себя, вы поможете также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в  этом упражнении.

На этапе развития умения применять новое знание  я применяю интерактивную технологию. Ведущий её метод – общение. Организационная форма – работа в парах - организация совместных действий, ведёт к активизации учебно-познавательных процессов, коммуникации, общению, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность.

На заключительном этапе урока использую метод рефлексии, через который устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Так завершить урок, можно применив такие методы, как «Ромашка», «Мухомор», «Мудрый совет», «Итоговый круг». Дети отрывают лепестки ромашки по кругу, передают разноцветные листы, части круга и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне (какие звуки тянутся и поются, как образуются   звонкие согласные звуки, что обозначает буква  «и», когда буквы  я, е, ю, е обозначают два звука). Эти методы помогают мне эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока: над какой же темой урока мы работали сегодня? Ответы учащихся: гласные и согласные звуки и буквы. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне  скорректировать урок на будущее.

В заключении урока  для подведения рефлексии занятия уместно использование активного метода обучения «Яблоня ожиданий», который дает мне возможность сравнить ожидания учащихся перед занятием по теме и впечатления после подведения итогов.

Использование АМО на  уроке позволяет:

• обеспечить положительную мотивацию обучения;

• провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

• обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

• повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

• усовершенствовать контроль знаний;

• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

Уроки с использованием методов активного обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.

Таким образом, использование методов активного обучения позволяет мне обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Без хорошо продуманных форм и методов обучения трудно организовать усвоение материала. Вот некоторые из методов, используемые в начальных классах....

"Кейс-метод - активный метод обучения"

В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования  в школы России происходит внедрение  новых методов обучения. Один из них - кейс- метод, метод активного, эвристичес...

«Кейс - метод – активный метод обучения»

Реализация  системно-деятельностного подхода, как основного в ФГОС, на основе кейс-метода....

: «Активные методы обучения математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении».

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Методическое пособие "РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ"

Пособие  посвящено разработке и применению в учебном процессе активных  методов   обучения (АМО). Приведена классификация АМО, даны конспекты по применению АМО на уроках математики...