Роль дистанционных проектов в формировании ключевых компетентностей учащихся
проект (4 класс) по теме
Работа над проектами - одна из форм деятельностного подхода к обучению и воспитанию школьников. Учителем названы основные задачи и особенности дистанционных проектов, представлен собственнй опыт работы по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 30.74 КБ |
dist._proekty.ppt | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Роль дистанционныех проектов в формировании ключевых компетентностей учащихся.
«Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Вовлеки меня - и я научусь»
(Китайская пословица)
В последние годы в общеобразовательную школу широко внедряется практика проведения разнообразных образовательных конкурсов, олимпиад и проектов, в том числе и дистанционных. В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, что означает:
1)разнообразие организационных форм и
2)учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Основной тезис нового современного обучения – «Я знаю, для чего я познаю мир, я могу применить свои знания, я умею добывать новые и успешно делаю это самостоятельно», - прямым образом относится к проектной деятельности, что подчеркивает ее особое значение в процессе развития младшего школьника.
Слайд 2. Работа над проектами - одна из форм деятельностного подхода к обучению и воспитанию школьников, при этом используются следующие технологии:
● Информационно-коммуникационные
● Проблемно-поисковая
● Личностно-ориентированная
● Самоактуализации и саморазвития
Слайд 3. Необходимость использования данной технологии диктует время:
1. Требования современного общества, рынка труда к специалистам: квалифицированные, предприимчивые, максимально использующие свои творческие задатки, имеющие высокий уровень владения современными информационными технологиями.
2. Востребованность высокого уровня учебных достижений со стороны родителей и учащихся.
3. Усиление практической направленности обучения.
4. Информатизация процесса обучения (обеспечен выход в Интернет).
Актуальным же остается поиск инновационных путей и методов реализации по внеурочной деятельности, занятость обучающихся.
Слайд 4. Особенность дистанционных проектов для обучающихся начальной школы:
реализация основных направлений внеурочной деятельности ФГОС НОО
- спортивно – оздоровительного;
- духовно-нравственного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного;
- расширение сферы социального взаимодействия «ребенок-взрослый», ребенок-сверстник»;
- вариативность представления информации, использование информационных и коммуникационных технологий подробными инструкциями по их освоению.
В каждом кабинете начальной школы есть мультимедийный проектор, компьютер, мечтали об интернете: он у нас появился.
И что дальше? Как сделать, чтобы это чудо-техника работала во благо в полном смысле этого слова. Для этого необходимо интересное дело, которое увлечёт обучающихся, учителя и родителей.
Слайд 5. Необходимо создать условия для формирования ИКТ- компетенций ученика. Как нельзя лучше, объединить всё это можно в проектной деятельности.
Множество проектов на сайтах «Началка», «Открытый класс», «Центр информационных технологий в обучении ПОЗН@НИЕ», ЦДО «Эйдос» и др.
Вот уже 2года мы с ребятами «отправляемся» в сетевое сообщество «Открытый класс». Проведём проектные работы внутри класса и
и как итог – участие в дистанционных конкурсах на сайте. Так участвовали в конкурсе кроссвордов по русскому языку (3человека). Наш классный проект «Мы за здоровый образ жизни!» закончился участием ребят в дистанционном конкурсе «Хочешь быть здоровым – будь им!» с использованием компьютерных презентаций (3 работы в 2-х номинациях, призовые места). Яркие, интересные, впечатляющие работы участников способствуют вовлечению других учащихся в проектную деятельность. С интересом, творчеством подошли к конкуру «Подарочки для любимой мамочки» (март).
Слайд 6.
Участие четвероклассников (2 человека, 2диплома) в дистанционном марафоне «Веселая математика» на сайте «Уникум», способствовало развитию интереса к математике, стимулировало их активность, инициативность и самостоятельность.
Слайд 7. Совершенно новому будем учиться в дистанционном конкурсе открыток (в апреле) «Космос: прошлое, настоящее и будущее» (заявка на участие 2-х человек): создание плейкаста и тематической открытки в программе ПУБЛИШЕР.
Задачами Конкурса являются:
- Привлечение внимания педагогов и учащихся.
- Развитие патриотических чувств у детей.
- Формирование у учащихся гражданских, нравственных, культурных качеств.
- Развитие навыков работы в сети Интернет.
Слайд 8. Попробовав себя в конкурсах, можно вступать в любой дистанционный проект.
Основными задачами дистанционного проекта являются:
Развитие у школьников творческих, интеллектуальных, познавательных, коммуникативных способностей;
Развитие информационной компетентности учащихся;
Создать атмосферу творчества на базе решения проблемных и развивающих задач;
Создать условия для командной и личностной самореализации;
Сформировать базовые навыки работы с поисковыми системами и создания мультимедиа – продуктов, а также со способами их эффективного использования для самообразования;
Привлечь внимание детей и взрослых к региональным проблемам через осуществление ими социально значимых проектов;
Осуществлять через проектную деятельность адаптацию детей к реальной жизни (взаимодействие с жизненными реалиями).
Слайд 9.
В этом учебном году мы приняли участие в дистанционном проекте «Новогоднее приключение Снежки-2», который проводился в сетевом сообществе «Открытый класс» (декабрь) с целью создания новогоднего настроения.
Участники проекта:
- команда девочек из 5 человек,
- их родители
- педагог-куратор.
Без помощи родителей не обойтись. Их необходимо познакомить с целью и задачами проекта.
Проект включал 4этапа.
Слайд 10. Этапы проекта:
Этап "Встреча друзей" - команды представились, дети вспомнили яркие события уходящего года, которые произошли в их жизни, ответили на вопросы викторины "Новогодний фейерверк"
Этап «Мастерская Снежки". Командам было предложено проявить творчество и фантазию и представить поделки "Змея - символ наступающего года", поделку "Ёлочка" как альтернативу настоящей елке.
Слайд 11.
Третий этап "Экологическая акция " Елочке не холодно в лесу" ставил целью - убедить людей в том, что не стоит рубить ели и сосны ради нескольких праздничных дней. Этап оформления листовки, призывающей беречь ели и сосны и размещение её на стендах для объявлений.
Слайд 12.
Четвертый этап "С Новым 2013 годом!" проходил по традиции в форме флешмоба и в оформлении поздравительного плаката, который участники команды размещают на подъездах домов. Создать и подарить окружающим праздничное настроение - цель данного этапа.
Весь класс активно следил и помогал нашим участницам. К созданию музыкального ролика подключились все (необходимо было несколько новогодних открыток и подбор новогодней песенки).
(Флешмоб - это заранее спланированная массовая акция, организованная через современные быстродействующие средства коммуникации (в основном через интернет))
Слайд 13. Команда «Лучики», 1 место (диплом)
Слайд 14. Что даёт дистанционный проект обучающимся?
Выполнение заданий проекта поможет формированию следующих качеств, необходимые человеку XXI века:
- коммуникативные умения,
- творчество и любознательность (глубоко рассматривают тему)
- умение работать с информацией и медиасредствами (учатся пользоваться сайтами Интернета)
- межличностное взаимодействие и сотрудничество (дети выполняют разные социальные роли: лидера и исполнителя, генератора идей) и другие!
Слайд 15.
«Сетевой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая и игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе комплексной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности» (Полат Е.С.)
В дистанционном проекте «А, ну-ка, девочки и мальчики!» («Открытый класс» с 20.02 – 18.03, для учащихся 2- 8классов) я принимала участие как член жюри.
Цель проекта: развитие творческого потенциала школьников, уменение работать в группе, объединение школьных команд, формирование навыков участия в сетевых проектах.
Задачи проекта:
стимулирование творческой инициативы у учащихся;
поддержка и развитие сплоченности в школьном коллективе
Организаторы, участники проекта "А, ну-ка, мальчики и девочки" и, конечно же, члены жюри получили увлекательное общение, которое объединило школьников и педагогов из разных регионов страны. Количество участников конкурса (72 команды) говорит о том, что все было интересно и познавательно. За время конкурса ребята научились работать с фотографиями, сканировать рисунки и выкладывать их в интренет, познакомились с сервисом обработки фото, сервисом Доска желаний, попробовали свои силы в создании слайд-шоу.
Слайд 16. Средства организации деятельности.
В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок. Средства организации такой совместной деятельности включают:
электронную почту,
списки рассылок,
электронные доски объявлений,
дискуссионные группы,
средства поиска информации в Интернете,
средства общения в реальном и отложенном времени,
аудио- и видеоконференции,
социальные сетевые сервисы или сервисы Web 2.0.
Слайд 17. Требования, которыми должен обладать сетевой проект.
В нем учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях.
Работа учащихся, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и активна.
В сетевом проекте организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы.
Слайд 18.
В чём заключается успех деятельности в сетевом проекте? (Прокомментировать плакат)
- В положительной мотивации всех участников процесса;
- В решении задач стоящих перед каждой личностью в отдельности и перед группой в целом;
- В развитии коммуникативных навыков,
- в возможности увидеть конечный продукт деятельности.
Проекты, организованные учителем, позволяют выявить одаренных детей и оказать им поддержку, развивают у детей эмоциональную сферу, уверенность в себе, позитивное отношение к миру, самостоятельность и ответственность. Как раз эти качества необходимы каждому человеку в жизни.
Слайд 19.
В чём трудность при организации участия в проектах?
Хотелось бы к концу четвертого класса сформировать у ребенка готовность определить свою ответственную позицию в отношении к собственному образованию, способность проявлять инициативу и делать выбор, определять границы своих знаний, оценивать свой ресурс, понимать нехватку информационного ресурса, уметь искать и привлекать дополнительные ресурсы среды. Отмечается
- недостаточная самостоятельность,
- недостаточное проявление ответственности, инициативы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа над проектами - одна из форм деятельностного подхода Технологии: ● Информационно-коммуникационные ● Проблемно-поисковая ● Личностно-ориентированная ● Самоактуализации и саморазвития
Необходимость работы над проектами 1 . Требования современного общества, рынка труда к специалистам. 2. Востребованность высокого уровня учебных достижений со стороны родителей и учащихся. 3. Усиление практической направленности обучения. 4. Информатизация процесса обучения (обеспечен выход в Интернет).
Основные направления внеурочной деятельности ФГОС НОО спортивно – оздоровительное духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное; вариативность представления информации, использование информационных и коммуникационных технологий подробными инструкциями по их освоению. расширение сферы социального взаимодействия «ребенок-взрослый», ребенок-сверстник»;
Сетевое сообщество «Открытый класс»
УНИКУМ
Дистанционный конкурсе открыток «Космос: прошлое, настоящее и будущее» Задачами Конкурса являются: - Привлечение внимания педагогов и учащихся. - Развитие патриотических чувств у детей. - Формирование у учащихся гражданских, нравственных, культурных качеств. - Развитие навыков работы в сети Интернет (Создаем плейкаст, открытку в текстовом редакторе или в редакторе Publisher )
Основные задачи дистанционного проекта Создание условий для командной и личностной самореализации. Сформированность базовых навыков работы с поисковыми системами и создания мультимедиа. Осуществление через проектную деятельность адаптации детей к реальной жизни (взаимодействие с жизненными реалиями). Развитие способностей; информационной компетентности ; Создание атмосферы творчества
Участники проекта: ● команда девочек из 5 человек, ● их родители ● педагог-куратор Дистанционный проект «Новогоднее приключение Снежки-2»
Этапы проекта: Этап «Встреча друзей» Викторина "Новогодний фейерверк" Этап «Мастерская Снежки». Поделка "Змея - символ наступающего года", "Ёлочка" - как альтернатива настоящей ёлке.
Этап "Экологическая акция " Елочке не холодно в лесу" оформления листовки и размещение её на стендах для объявлений.
Четвертый этап. « С Новым 2013 годом!» ● Флешмоб - страничка Новогодних поздравлений! ● Видеоролик «Новогоднее настроение!» Всем, кто влюбился в этот проект, Команда « Лучики » шлёт свой привет!
Команда «Лучики», 1место
Что даёт дистанционный проект обучающимся ? коммуникативные умения, творчество и любознательность, умение работать с информацией и медиасредствами, межличностное взаимодействие и сотрудничество (лидер и исполнитель, генератор идей)
«Сетевой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая и игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности» (Полат Е.С.)
● электронная почта ● списки рассылок ● электронная доска объявлений, ● дискуссионная группа, ● средства поиска информации в Интернете, ● средства общения в реальном и отложенном времени, ● социальные сетевые сервисы ● или сервисы Web 2.0. Средства организации совместной деятельности
● Решение проблем в реальных условиях. ● Работа учащихся, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и активна. ● Организация взаимодействия школьников (Самостоятельная работа: индивидуальная и групповая). Требования к сетевому проекту .
В чём заключается успех деятельности в сетевом проекте?
В чём трудность при организации участия в проектах? ● Недостаточная самостоятельность, ● Недостаточное проявление ответственности, инициативы (и детей, и родителей)
Интернет-ресурсы Фон: http://www.flywebtech.com/images/bg.jpg Картинка в правом нижнем углу: сканированное и обработанное изображение грамоты (ЗАО «Праздник), изготовлено ИПФ «Стезя» Источник шаблона: Ранько Е. А.,учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://pedsovet.su/
Использованная литература: Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна/Под ред. кандидата педагогических наук М.В. Моисеевой. - М.:Издательский дом "Камерон", 2004. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетентностей учащихся в начальной школе
Пояснительная записка.Направление: начальная школаУрок русского языка: 3 классУМК «Школа России»Программа: «Русский язык» (Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.)Учебник: Русский язык 3 класс 2 часть (Зеленина Л...
ДОКЛАД «Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках окружающего мира в начальной школе».
Доклад для школьного МО по теме "Развитие ключевых компетентностей у учащихся начальных классов"...
Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе
Работа предназначена для выступления на методических объдинениях учителей начальных классов. В данном выступлении раскрываются понятия ключевых компетентностей читательской деятельности учащихся, пред...
Программа стажировки по теме: «Механизмы формирования ключевых компетентностей учащихся как условие успешной самореализации ученика»
Дата проведения 4 апреля 2014 г....
«Развитие критического мышления через чтение и письмо в формировании ключевых компетентностей учащихся»
Использование элементов в технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка, чтения, окружающего мира, как средства для развития мыслительной деятельности учащих...
Формирование ключевых компетентностей учащихся 1-2 классов на уроках физической культуры
Формирование компетентности учащихся является одной из актуальных проблем образования, компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации. Компетентностный подход в образов...
Доклад «Формирование ключевых компетентностей учащихся»
Доклад «Формирование ключевых компетентностей учащихся»“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.Роджер Л...