Развитие творческих способностей младших школьников
статья на тему
Из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey_mladshikh_shkolnikov.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема моего педагогического опыта «Развитие творческих способностей младших школьников»
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Поэтому одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких технологий, которые помогают детям не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческий потенциал.
Это способствует становлению ученика: он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. Повышается работоспособность. Но самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональное сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление. А думающий человек это и есть тот человек, который должен выйти из стен школы.
Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники и производства. Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.
Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности.
Психологи давно пришли к мнению, что все дети талантливы. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.
Развивать творческие способности? Что это значит?
- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время. Бесценную помощь в решении данного вопроса оказывают уроки математики, которые обеспечивают совершенствование личности ребенка, дают целостное представление о мире и месте в нем человека, способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию.
Я думаю, чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство. На начальном этапе нам в этом очень помогают задания на развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности, как основы для развития творческих способностей. В современных учебниках любого учебно-методического комплекта этих заданий большое количество.
В ход идут ребусы, кроссворды, головоломки…
На следующем этапе мы предлагаем частично-поисковые задачи разного уровня. Это задания на выявление закономерностей: – раздели фигуры на группы, – найди «лишний» рисунок, – найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники. – по какому принципу объединили данные фигуры и др.
Для развития творческих способностей учащихся огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решений.
При составлении заданий можно использовать метапредметные связи.
Постепенно мы приходим к решению более сложных нестандартных задач. Нестандартные задачи способствуют формированию положительного отношения к заданиям проблемно - поискового характера, критичности мышления и умению проводить мини-исследования; содействуют проявлению более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиска решений; приводят к актуализации у учащихся внутренней мотивации, что проявляется в предпочтении трудных заданий, любознательности, стремлении к мастерству и повышении уверенности в себе.
Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний.
Примером таких заданий могут быть разнообразные игры на составление фигур-силуэтов по своему замыслу:
китайская игра «Танграм» (из квадрата), «Вьетнамская игра» (из круга), «Колумбово яйцо», «Удивительный треугольник».
Ещё в 19 веке немецкий педагог Ф. Фребель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами, на основе которого можно улучшить и упрочить геометрические знания и умения, а также развивать творческие способности учащихся.
Я хочу предложить вам проявить свои творческие способности. (Практическая работа)
При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости-все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Можно долго и много говорить о математике, но немаловажную роль для развития творческих способностей играют предметы цикла обучения грамоте, это русский язык и литературное чтение.
Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд учителя. Часто использую на уроках дидактические игры. Она способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, развивает наблюдательность, творческие способности. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Особенно распространены дидактические игры на этапах повторения и закрепления.
Большим интересом у ребят пользуется игра «Подбери пару». Цель её - развитие умения правильно соотносить названия предметов и действий.
У каждого ученика на парте карточка, на которой в столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака и полоски бумаги со словами капает, плывут, падает, метёт, гремит, печёт и др.
Ученики к каждому слову, обозначающему название предмета, подбирают слово, обозначающее действие. А затем даётся задание: заменить каждое действие своим возможным вариантом.
У вас на столах лежат карточки со словами
Чёрный, летает, трусливый, ползёт, заяц, прекрасная, жук, стрекоза, скачет.
- Разложите их на группы. (Проверить задание: два способа решения)
Для обогащения речи используется работа с различными речевыми единицами. Например, с фразеологизмами. (провести работу)
Огромные возможности для развития творческих способностей даёт предмет литературного творчества.
Есть задания практического действия
- Иллюстрации к тексту.
- Составление диафильмов по произведению
- Лепка и аппликация.
- Книжки- самоделки
Задания речевой направленности
- Продолжение произведения (придумывание своего финала)
- Сочинительство
Работа над сочинительством начинается у ребят с простой игры «Я начну, а ты продолжи»
Хоть не робкий я мальчонка Испугался *********. (Лягушонка)
Мы читаем книги вместе.
С папой каждый выходной.
У меня картинок двести,
А у папы – … (ни одной).
В дальнейшем дети с удовольствием составляют загадки, сочиняют четверостишия, пишут тематические сочинения, сказки. Всё это оформляется в книжки-малышки.
Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях.
Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность.
Ещё одним из приёмов в моей работе являются «Друдлы»
Основой друдла (головоломки для развития воображения и креативности) могут быть любые каракули и кляксы. Друдл - это НЕ совсем законченная картинка, которая требует ответа на вопрос: «Что здесь нарисовано? »
Каждый ответ развивает фантазию и творческое мышление.
Дети и творчество – понятия практически нерасторжимые. Любой ребенок по своей природе – созидатель, и это получается у него порой гораздо лучше, чем у нас, взрослых.
Неспособных детей нет. Важно только научить их поверить в себя, раскрыть способности. Это задача каждого учителя.
И для учителя - одного желания мало, надо терпеливо и последовательно овладеть педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения, учитывать особенности детей. Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении.
Продуманное оформление класса, дети, обеспеченные всем необходимым, наличие наглядных пособий, раздаточного материала - все это имеет большое значение для успешного развития ребёнка. Приветливый тон учителя, создающий доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает учащихся к работе – повышает мотивацию творчества. А это ведёт:
- к повышению качества знаний учащихся,
- приобретению навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,
- активизацию творческой и познавательной активности учащихся,
- формирование положительных личностных качеств ученика,
- формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни.
Своё выступление я хочу закончить словами Максима Горького
«Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества»
http://krasnayashkatulka.narod.ru/index/0-45
http://www.openclass.ru/taxonomy_vtn/term/29826
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей младших школьников
В статье описан опыт работы по развитию литературных творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках и в проектной деятельности....
Развитие творческих способностей младших школьников
Программа начальных классов включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Возникает необходимость в проведении интегрированных уроков (литературного чтения и...
Презентация "Развитие творческих способностей младших школьников"
Презентация подготовлена к статье "Развитие творческих способностей младших школьников"....
Развитие творческих способностей младших школьников Титенко С.В
Условия развития творческих способностей младших школьников...
Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.
Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...
Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики
Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...
Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе
Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....