ВНЕКЛАССНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
статья (1 класс) по теме
Правила работы над проектами во внеурочной деятельности учащихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._morozova_v.i.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
ВНЕКЛАССНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Морозова В.И.
МОУ «СОШ №12 с углубленным
изучением отдельных предметов» г. Губкин
Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Выпускник современной школы заинтересован в получении практико-ориентированных знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социуме и адаптации в нем.
Введение часов на внеурочную деятельность учащихся (главное достоинство новых стандартов) увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создаёт финансово обеспеченные возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с учащимися.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 20-е годы прошлого века американским философом и педагогом Дж. Дьюри, его учеником В.Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании. В России идеи проектного обучения пропагандировал русский педагог С.Т. Шацкий, но в 1931 году метод проектов был осуждён, а его использование в работе учителей запрещёно. За рубежом этот метод весьма успешно развивался и приобрёл популярность. В настоящее время, когда и в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен.[3] В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Проектирование – это одно из средств развития активной жизненной позиции. Основной эффект, который даёт проектная деятельность ребёнку – это становление и развитие способностей самостоятельно принимать решения, вырабатывать своё отношение к самым разным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться в современной жизни.
Проектная деятельность – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой, она очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности.
Основной целью моей педагогической деятельности считаю – помощь детям в проявлении и развитии их личной заинтересованности в приобретении знаний. Применяя технологию проектной деятельности, я добиваюсь следующих целей:
-развитие познавательных умений и навыков учащихся;
-развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
-развитие умений критически мыслить;
-развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
-воспитание самостоятельности в мышлении и действиях.
Работа над проектом достаточно сложная, поэтому необходимо постепенно готовить учеников младших классов для предстоящей работы. Для участия в проектной деятельности ученики должны владеть основными исследовательскими методами: поиском источников информации, сбором и обработкой данных, видеть и выдвигать проблемы и методы их решения.[2]
Проект – это возможность максимального раскрытия детьми своего творческого потенциала. Это деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Правила, по которым необходимо выбирать тему проекта (по методике А.И.Савенкова):
Правило 1.Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.
Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности.
Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.
Правило 7. Сочетание желаний и возможностей.
Правило 8. Выбирая тему, действовать надо быстро, пока интерес не угас. Ведь большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны.
Типы проектов:
По доминирующему в проекте методу:
1. Исследовательские. 2. Информационные. 3. Творческие. 4. Игровые. 5. Практические.
По количеству участников проектов, можно выделить проекты: личностные, парные, групповые.
По продолжительности проведения проекты могут быть: краткосрочными; средней продолжительности; долгосрочные.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль учителя);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с учителем);
формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
Темы проектов должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой дети собирают самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Разработка проекта:
I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы) .
II этап: Сбор и обработка информации .
III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
актуальность и важность данной проблемы;
анализ разнообразной информации;
программа действий;
разработка варианта реализации своей программы.
IV этап: Реализация плана действий (проекта).
V этап: Подготовка к защите проекта ( учащиеся делятся на группы):
представляют проект на конференции;
оформляют портфолио;
готовят стендовую защиту;
разрабатывают электронную презентацию и т.д.
VI этап: Презентация проекта ( для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
Для направления деятельности учеников применяю памятку.
Памятка начинающему исследователю.
1.Выбери тему исследования.
2.Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
3.Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
4.Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
5.Сделай выводы.
6.Оформи результаты своей работы.
7.Подготовь краткое выступление по представлению своей работы.
В течение учебного года выполнялось 4 проекта (по одному на четверть): «Лесная поляна», «Расти здоровым», «Наши питомцы», «Весна в природе». В начале первого года обучения в разработке проекта ведущая роль была у учителя. В поиске нужной информации детям помогали родители. Результатом первого проекта стало изготовление панно «Лесная поляна». Тип проекта – творческий, групповой. Итог третьего проекта – классная газета «Наши питомцы». Тип проекта - информационно-практико-ориентированный.
Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения и оставить у ребёнка ощущение гордости за полученный результат.
В результате работы с учащимися проектной деятельностью я убедилась, что проектное обучение даёт возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одарённых и творчески развитых детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными». Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Литература:
1.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. (Стандарты второго поколения) В 2 ч.Ч 1.М. :Просвещение, 2010
2.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007
3. Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю. Мир профессий. Развивающий курс для младших школьников: Методическое пособие для учителя. Ростов н/д.: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учащихся начальных классов.
Что такое метод проектов, виды проектов, этапы....
Проектная деятельность учащихся начальных классов
Проектные работы учащихся...
Проектная деятельность учащихся начальных классов
Сдесь дается советы, как помочь ребенку при работе над проектом.Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы сво...
Организация проектной деятельности учащихся начальных классов
Материал для выступления на семинаре по теме "Организация проектной деятельности учащихся начальных классов....
Организация проектной деятельности учащихся начальных классов
Задача сегодняшнего дня - создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. А проектная деятельность как раз и является одним из направле...
Проектная деятельность учащихся начальных классов.
22 марта 2012 года приняла участие в районном семинаре "Проектно-исследовательская деятельность в начальной в свете требований ФГОС". Учащиеся 4а класса представили урок-проект "Куликовская битва". Пр...
Проектная деятельность учащихся начальных классов.
Рекомендации по созданию условий вовлечения детей в проектную деятельность ...