Приёмы, используемые на уроках по традиционной программе с элементами развивающего обучения
статья (1 класс) по теме
Данная разработка посвящена следующему вопросу: "Как, работая по традиционной программе, использовать элементы развивающего обучения, взятые из программы Занкова Л.В.?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_pri_rabote_po_tr._programme.docx | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы, используемые на уроках по традиционной программе с элементами развивающего обучения.
Приемы, используемые мной на уроках при работе по традиционной методике с элементами развивающего обучения:
- Одним из самых главных приёмов является «Группировка понятий по общим признакам»;
- по математике – группировка примеров, задач, равенств, неравенств, уравнений, законов, свойств.
- По русскому языку – группировка слов, словосочетаний, предложений, частей речи, частей слова, членов предложения текстов.
Дети «селят» группы слов в «домики» по общим признакам и объясняют какие это признаки. Как правило, среди этих слов оказывается такое слово, которое не подходит ни в одну группу. Возникает проблема – куда же его «поселить»? Почему оно не подходит к остальным словам? Дети сравнивают, анализируют, аргументируют, выводят правила, доказывают свою точку зрения.
- Второй приём: я стараюсь идти в познании от детей, т.е. ставить не конкретные, а общие вопросы. Например:
- Что вы можете сказать о числе 156?
(Дети называют его состав, количество знаков, цифры, нужные для его записи, его «соседей».)
- Уделим минутку внимания слову «воробей»
(Некоторые дети рассказывают о самой птице, некоторые говорят о том, как оно правильно пишется это слово, какой частью речи является, какие категории и части имеет и т.д.)
При таких заданиях хорошо проявляется творчество и умственный потенциал детей.
- Третий приём: на некоторых уроках объяснение нового материала я только ставлю перед детьми проблему и как бы ухожу в сторону, давая детям самостоятельно добыть эти знания. Например: на уроке естествознания по теме «Вода в природе, охрана воды», проблема была сформулирована виде одного вопроса – от кого и зачем нужно охранять водоёмы?
Ученики, разделившись на группы, пользуясь справочной литературой и собственными знаниями, вели исследовательскую работу по данному вопросу.
- Четвертый приём: иногда на уроках я использую «приём отстранения» - это умение взглянуть на изучаемое явление со стороны. Например, для того, чтобы написать сочинение на тему «Моё путешествие с каплей воды» ученикам как раз необходимо было представит такое путешествие, как бы увидеть его и описать.
С первых дней занятий я стала знакомить и приучать детей к широкому использованию на всех уроках научно-популярной и справочной литературы. Частыми гостями на уроках у нас бывают словари: энциклопедические и орфографические, детские энциклопедии «Что такое, кто такой?», «Энциклопедия для ленивых», «Справочник необходимых познаний».
Благодаря этому дети 2-го класса уже сами могут подготовить достаточно интересный и содержательный доклад на заданную тему. В этом я убедилась на уроках естествознания по теме «Кунгурская ледяная пещера». Все доклады представленные детьми были содержательными, имели научную основу, были красочно оформлены. В начале второго года я поставила перед собой задачу – систематически и целенаправленно развивать у детей познавательные процессы – внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Мною была разработана система заданий из 4 групп.
1 группа – задания на развитие внимания:
Например:
- пройти лабиринт с заданием и без задания на доске в тетради
- расшифровать графическое письмо
- найти сходства и различия на двух, казалось бы одинаковых, изображениях.
2 группа – задания, совершенствующие воображение: проводятся на геометрическом материале: например:
- составление из счетных палочек различных геометрических фигур
- выделение из общего рисунка, заданных геометрических фигур
- деление геометрической фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей
- преобразование данной фигуры в другую
- определение взаимного расположения фигур: внутри, вне, на.
3 группа – задания развивающие память:
- задания на совершенствование разных видов память – зрительной, слуховой
- цепочка слов
- запомни и назови все увиденные предметы
- запиши четверостишие по памяти
- зрительные диктанты.
4 группа – задания, развивающие мышление
- мысленное разбиение объекта на составные части
- установление временных отношений «сначала - потом», пространственных
- нахождение и использование закономерностей
- классификация по заданному признаку
- отыскивание нескольких возможных решений путём перебора всех комбинаций.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что любая методика базируется на формировании определённых З.У.Н.
Другой вопрос в том, что формируются они по-разному и здесь на первый план должна выступать гибкость методики, т.е. учитель может использовать любые формы и методы работы, которые кажутся ему наиболее удачными для достижения результатов. Это и подразумевает Занков Л.В., говоря о «творчестве учителя».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элементы развивающего обучения на уроках математики в начальной школе.
Повышение интеллектуального потенциала нации и развитие творческой личности является одной из наиболее актуальных целей образования. Проблема, над которой мы работаем – использование элементов р...
Статья. "Применение элементов развивающего обучения на уроках математики в начальных классах".
Современная система образования предоставляет сегодня учителю возможность выбора среди множества инновационных методик выбрать ту, которая позволит по-новому взглянуть на привычные вещи, поможет воору...
План самообразования по теме: "Развитие речи с элементами развивающего обучения на уроках чтения, русского языка" на 2019-2014 г
План самообразованияМетодическая тема школьного МО: «Повышение уровня духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирование его патриотического и гражданского сознания и самосоз...
«Активные методы и приёмы, используемые на уроках обучения грамоте, для активизации познавательной деятельности обучающихся».
Продемонстрировать опыт работы по использованию приёмов для активизации познавательного интереса на уроках обучения грамоте, как одного из мотивов учебной деятельности....
Развитие речи с элементами развивающего обучения на уроках литературного чтения и русского языка.
Речь человека является отражением его культуры и образованности. По ней можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также уровень его развития.Развивая в школе речь ребенка, мы развиваем его...
Выступление на МО "Развитие речи с элементами развивающего обучения на уроках чтения и окружающего мира"
Семинар на тему:«Развитие речис элементами развивающего обучения на уроках чтения и окружающего мирав начальной школе»....
Статья (из опыта работы) «Развитие речи младших школьников с элементами развивающего обучения на уроках литературного чтения и русского языка.»
Статья (из опыта работы) «Развитие речи младших школьников с элементами развивающего обучения на уроках литературного чтения и русского языка.»...