Методическая публикация «Педагогический проект «Повышение мотивации учащихся к обучению через использование информационно-коммуникационных технологий»
проект по теме

Махова Галина Викторовна

Сегодня использование ИКТ в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти.       Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_publikatsiya_proekt_makhova_g.v.doc260 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая публикация

«Педагогический проект  «Повышение мотивации учащихся к обучению через использование  информационно-коммуникационных технологий»

Махова Галина Викторовна,

 учитель начальных классов

 2014 г.

Актуальность проекта

             В условиях обновления содержания образования основной и средней школы происходит переориентация целей и задач обучения. Основное внимание уделяется не конкретным знаниям, а компетентностям, которые приобретает ученик в процессе обучения. При этом резко возрастают требования к качеству мотивации обучения и к формированию познавательного интереса учащихся к предмету, а одной из приоритетных задач становится активизация познавательной деятельности учащихся.

           Новый этап в образовательном процессе, современный уровень развития компьютерной техники и коммуникаций, информатизация общества обусловили активное внедрение в образовательный процесс информационных технологий.

            Сегодня использование ИКТ в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти.       Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности.  Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа -  это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем  тысячелетии в постиндустриальном обществе.  Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что,  используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать  эффективные методики и технологии.

           В настоящее время необходимо, образно говоря, «перевести» отечественную школу из индустриального общества, в котором она находится, — к информационному.  Очевидно, что этот  путь является перспективным и инновационным (главные признаки инновации: изменения характера труда ученика, учителя и их взаимоотношений). Учебные  материалы нового поколения призваны:

  • активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы (первый признак инновации);
  • изменить позицию и характер деятельности учителя. Он перестает быть «оракулом», единственным источником знаний, его занятие — организация индивидуального учения каждого подопечного (второй признак инновации).

            Следует  заметить, что преобразования такого рода неминуемо приведут к изменению характера взаимоотношений между учителем и учеником (третий признак инновации). То есть, введение в образовательную практику принципиально новых средств обучения является актом инновационным.

             Необходимость применения компьютерных средств в начальной школе обусловлено тем, что обеспечивается обратная связь в интерактивном режиме; существенно экономится время на разные виды работ; учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика.

          Новизна исследования  заключается в разработке и совершенствовании  форм, методов, приёмов работы по использованию информационных технологий в учебном процессе, в создании и накоплении необходимого комплекса программно-методического обеспечения, в решении проблемы психолого–педагогической адаптации учащихся в процессе усвоения учебного материала с использованием информационно – коммуникативных технологий.

           Проблема исследования  заключается в недостаточно разработанных на данный момент методиках использования информационных технологий в образовательном процессе школы.

           Объектом экспериментирования является учебно-воспитательный процесс, направленный на совершенствование методики  преподавания и повышение качества знаний учащихся.

           Предметом исследования являются  информационно-коммуникативные  технологии,  используемые в преподавании различных  школьных дисциплин.

           Педагогическая цель заключается в следующем:

  • повышение качества знаний  учащихся;
  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • совершенствование методики проведения уроков по   различным областям знаний с применением ИКТ;
  • обеспечение дифференцированного подхода    к учащимся  в образовательном  процессе;
  • обеспечение условий для адаптации ребят в современном информационном обществе.

            Цель эксперимента   заключается в разработке научно обоснованной системы образовательной деятельности с использованием компьютерного инструментария и информационно - коммуникативных технологий в преподавании  в начальной школе.

           Для достижения поставленных целей  необходимо решить следующие задачи:

  • совершенствовать накопленные компьютерные программные продукты. Создавать новые компьютерные программные продукты для  образовательного процесса в начальной школе;
  • продолжать разработку методики использования ИКТ в начальных классах; совершенствовать технологию применения разработанных методик в учебном процессе общеобразовательной школы;
  • широко внедрять накопленные программно – методические материалы в образовательный процесс;
  • совершенствовать профессиональную ИКТ- компетентность педагога;
  • обобщать и передавать опыт работы учителям школы, района.
  • проводить  диагностику уровня развития познавательных процессов учащихся.

             Гипотеза инновационной работы состоит в том, что если разработать, усовершенствовать, накопить методические материалы по  использованию ИКТ и внедрить их в учебный процесс, то это должно способствовать:

активизации познавательной деятельности обучающихся;

  • повышению качества знаний учащихся;
  • рациональной организации учебного процесса;
  •  совершенствованию методик преподавания в начальных классах с использованием ИКТ;
  •  совершенствованию контроля знаний;
  •  формированию навыков исследовательской деятельности.

           

Адресация:       учителям начальных классов
Руководитель:  Махова Г.В.

Участники:    учащиеся ГБОУ СОШ с.Екатериновка м.р.Приволжский Самарской области  (1-3 классы)

Особенности типа проекта:
   
по характеру результата: информационный
    по типу деятельности: практико-ориентированный
   по профилю знаний:     межпредметный
   по уровню контактов:   внутришкольный
   по продолжительности:    долгосрочный

Цель проекта:   повышение качества знаний и уровня коммуникативных компетенций учащихся через интеграцию педагогических и информационных технологий путём использования информационно – коммуникационных технологий как  основного компонента активизации познавательной деятельности.

Задачи проекта
1. Изучение педагогического опыта по использованию информационно – коммуникативных технологий в учебно-воспитательном  процессе.

2. Расширение базы электронных методических и дидактических разработок по теме проекта.
3. Организация работы по применению педагогического опыта.
4. Реализация творческого подхода в обучении.
5. Организация проектной деятельности учащихся.
6. Подготовка личности «информационного общества».

Сроки реализации:     2011 – 2012  учебный год
                                       2012 – 2013  учебный год
                                       2013– 2014  учебный год
     

Инновационная база

Учитель начальных классов: Махова Г.В.
Учащиеся  ГБОУ СОШ с.Екатериновка м.р.Приволжский Самарской области  (1-3 классы)
Интерактивное оборудование: принтер, сканер, ксерокс, компьютер,  мультимедийный проектор.

Этапы выполнения проекта

  • подготовительный (май- август 2011 года)
  •  проектировочный (сентябрь-ноябрь 2011 года)
  • диагностический (декабрь 2011 года – октябрь 2012 года)
  • практический (январь 2013 года – апрель 2013 года)
  • обобщающий:
                               промежуточный (май 2013 года)
                               итоговый (сентябрь 2013 – май 2014)
                               этап внедрения: с сентября 2013 года.
     

Критерии и показатели эффективности  проекта

№ п/п

Критерий

Показатель

Прогнозируемый результат

1

Обученность учащихся, участвующих в проекте

Уровень знаний, умений, навыков учащихся (контрольные срезы, тесты)

высокий

2

Информационная культура учащихся

Сформированность  умений использования информационных технологий в самообразовании учащихся (анкетирование, тестирование учащихся)

выше среднего

3

Информационная компетентность учителя

Авторские разработки уроков, методических рекомендаций, ЦОРов с последующей публикацией

высокий

4

Системное использование информационно – коммуникативных технологий

Представление собственного опыта для учителей начальных классов школы и района, его распространение

анализ научного консультанта

Направления исследования:

  1. Диагностика уровня развития познавательных процессов, прослеживание динамики.
  2. Исследование дидактической системы и используемых продуктов.
  3. Изучение приемов и методов, механизмов интеграции педагогических и информационных технологий.
  4. Эффективность использования информационных технологий.

План экспериментальной деятельности

этапы

Основные действия

сроки

ответственный

подготовительный

1. Определение основных направлений деятельности.

2. Определение объекта и предмета исследования.

3. Определение содержания деятельности участников эксперимента.

май 2011 г.

август 2011 г.

Махова Г.В.

проектировочный

1.Отбор и анализ педагогических программных продуктов

сентябрь-ноябрь

2011 г.

Махова Г.В.

диагностический

1.Разработка диагностической программы мониторинга экспериментальной деятельности.

2.Подбор диагностических методик.

3.Диагностирование.

  1)Изучение мотивов учебной деятельности  

     учащихся.

  2)Изучение уровня развития

     познавательных процессов.

3)Тестирование учащихся по предметным

    областям.

декабрь 2011 г.

январь 2012 г.

февраль 2012 г

март – май

2012 г.

сентябрь-октябрь 2012 год

Махова Г.В.

психолог ГКУ СО «Приволжский центр «Семья» Аристова Е.Е

Махова Г.В.

психолог  ГКУ СО «Приволжский центр «Семья» Аристова Е.Е.

Махова Г.В.

практический

1.Разработка и проведение уроков с использованием ИКТ.

ноябрь

 2012 г.

апрель  2013 г.

Махова Г.В.

обобщающий

1.Соотнесение результатов эксперимента с поставленной целью.

2.Описание вариантов использования ИКТ как основного компонента активизации познавательной деятельности учащихся и  составление рекомендаций по использованию ИКТ в учебной деятельности  школьников.

3.Представление накопленного опыта через семинары.

май 2013 г. -

май 2014 г.

Махова Г.В.

          Необходимость применения компьютерных средств в начальной школе обусловлено тем, что обеспечивается обратная связь в интерактивном режиме; существенно экономится время на разные виды работ; учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика.

         При активизации познавательной деятельности младших школьников одной из наиболее действенных технологий я считаю  ИКТ.
   Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения.
   Во-вторых, использование ИКТ  позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
   В-третьих,  повышается  объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения.
   В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
   
В-пятых,  обеспечивается  доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
  А всё вместе, конечно же, способствует активизации познавательной деятельности и, конечно же,  повышению качества образования.

              При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную  и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

            Таким образом, использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Учителю информатизация предоставляет возможность гибко управлять обучением и разнообразить способы предъявления учебной информации.

            О целесообразности использования ИКТ как основного компонента активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей её переработки.  Если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием ребёнка.

             При активизации познавательной деятельности посредством ИКТ на уроках  учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску, активизирована  мыслительная  деятельность  каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка. 

            В нашей школе ребята, в том числе и ученики начальной школы, благодаря реализации  Национального проекта «Образование», имеют  возможность пользоваться современными информационными технологиями. В каждом кабинете оборудовано АРМ учителя.     

             Перечислю виды образовательной деятельности, которые я применяю  при работе с  компьютером:

• работа с текстом и изображениями;

•тестирование;
• создание собственных заданий для тестов;
• демонстрация  видеоклипов;
• демонстрация презентаций, созданных учителем и учащимися.

• работа с электронными учебными пособиями;

•диагностика

             При помощи компьютера и мультимедийного проектора на своих уроках использую следующие компьютерные программы: учебные, контролирующие, демонстративные, справочно-информационные, мультимедийные. Все эти программы обучения внедряются через учебные презентации, созданные в программе Power Point, с помощью этой программы созданные презентации оживляют урок и делают его более доступным.

             Считаю, что мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта (английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил»). По данным исследований человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

               Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие.  Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.      

               Использую   презентации на любом этапе изучения темы и на  любом этапе урока:

          -в начале  урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

           -при повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний учащихся;

           -на этапе  объяснения нового используются изображения, видеофрагменты.

           -на этапе закрепления можно определить уровень усвоения темы, причём на экране  показывается не только задание, но и ответ.

             Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

             Использование программ-презентаций помогает психологически комфортно чувствовать себя учащимся на уроках. Можно неоднократно возвращаться к любому слайду презентации, вникая во все тонкости изучаемого урока. Программное обеспечение MS Power Point позволяет к каждому слайду презентации добавлять звуковые файлы.

             В моём классе способности у детей разные. Есть ребята с хорошим уровнем подготовки, внимательные, схватывающие на лету, обладающие навыками самостоятельной работы. Есть дети с хорошими способностями, но слабо владеющие навыками самостоятельной работы. Есть ребята, испытывающие трудности при усвоении материала.

             Стандарт образования должны выполнять все. Подходящим вариантом проверки усвоения знаний чаще всего выбираю тестирование. Тестирование – это один из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях.  

              На сегодняшний день я накопила большое количество тестов по различным темам. Использую тесты на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, математики. Удобно делать работу над ошибками - тест всегда под рукой. Хорошее средство обобщения материала. Планирую подключить к набору  тестов ребят с проблемами в правильном чтении и письме, для развития творческого и аналитического мышления предложу некоторым ребятам самим составить тест.    

              Анализ проведенных уроков, результаты тестирования свидетельствуют о  том, что использование современных компьютерных технологий позволяет улучшить отработку изучаемого материала, сократить объем домашнего задания, уменьшить при этом учебную нагрузку учащихся, повышает эффективность обучения, помогает развивать наглядно-образное мышление.

              Давно не записываю на доске материал контрольной работы по математике и русскому языку. Листы  с заданиями распечатываются каждому ученику.  Ребёнок быстрее настраивается на успешную работу, а не ищет пути к отступлению. Лучше развиваются навыки самоконтроля и навыки работы с индивидуальными измерительными материалами, необходимые при сдаче ЕГЭ.

               Возникает новая проблема: надо уметь быстро прочитать задание,  выделить главное. Но не у всех ребят стабильно нормальная скорость чтения, не все могут отбросить второстепенное. Возникает необходимость развития интереса к чтению, тренировки  правильности чтения посредством Интернета. При подготовке к урокам литературного чтения ребята  получают задание  найти  информацию о писателе, поэте, задание выполняют индивидуально или в группах. Самое важное и интересное дети сами записывают в тетрадь, устно рассказывают товарищам, задают им вопросы для проверки усвоения, сами отвечают на вопросы.  Есть опыт поиска произведения или автора, которого нет в учебнике. Это расширяет кругозор, даёт почувствовать ребёнку себя первооткрывателем.

        На уроках окружающего мира мы ищем информацию о странах, сравниваем с текстом учебника. Поэтому все запомнили названия стран - соседей России на севере, их столицы.

        Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстёгивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создаёт элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

        Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, русские народные костюмы, шедевры русского деревянного зодчества. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства и технологии. Поэтому рисунки на компьютере  и бумаге у всех выходят необыкновенные, неповторимые.

        Современные информационные технологии использую и в работе с учащимися, мотивированными на учёбу. Это и поиск информации по теме исследовательской работы и подготовка презентации. Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. При проведении динамичных учебных игр, эстафет предлагаю учащимся с заниженной скоростью мыслительных процессов выполнять аналогичные задания за компьютером. Работа в собственном скоростном режиме положительно сказывается на результате, что ведёт к росту самооценки,  повышает комфортность обучения таких детей. При этом важное значение приобретает формирование психологически комфортной учебной среды, где ребенок может быстро преодолеть неуверенность в своих действиях, где создаются доверительные отношения между всеми участниками процесса и активизируется творческая учебно-познавательная деятельность.

На уроках математики при помощи компьютера решается  проблема дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, решают задачи.

          При организации учебных занятий с младшими школьниками использую видеоматериалы и звукозапись. Использование видео оказывает воздействие на качество восприятия учебной информации, служит базой данных для организации исследовательских заданий. Проверку  усвоения учебной информации предлагаю в виде так называемых визуальных задач: «Посмотрите и найдите, определите, запишите, докажите…», «Дополните изображение…».

Учебная звукозапись несет в себе большой воспитательный и развивающий потенциал. Именно в начальной школе часто применяется учебная звукозапись. Учащиеся слушают фрагменты литературных произведений, выразительное чтение стихотворений, голоса птиц, шум леса. Музыкальные звукозаписи  как эмоциональное сопровождение создают определенный настрой на предстоящую работу, а используемые как метод обучения – развивают творческое воображение, формируют эстетический вкус учащихся.

Широко использую в своей педагогической деятельности электронные учебные пособия. Электронное учебное пособие дополняет обычное, и особенно эффективно в тех случаях, когда оно:

-обеспечивает почти мгновенную обратную связь;

-помогает быстро найти необходимую информацию;

-существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;

-позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящим для конкретного ученика проверить знания по определённой теме.

  Исследования показывают, что учащиеся лучше всего добиваются поставленных целей тогда, когда имеют возможность наблюдать, как это делает пользующийся в их среде уважением и симпатией человек... Благодаря работе с заданиями – тренажерами, компьютерными тестами, в которых свои умения продемонстрировал признанный лидер класса, усвоение материала стало гораздо более желанным для всех остальных учеников. Кроме того, исследователи утверждают, что рассеянные ученики лучше всего воспринимают информацию, размещенную на телевизионном или компьютерном экране.

              Каждый учитель мечтает, чтобы на уроке работали все дети. Я  испытываю огромное чувство радости, когда на каждом уроке с использованием ИКТ работают все дети без исключения. У них уже есть любимые программы и задания, иногда они просят меня установить именно их. Ребятам  легко и интересно учиться. Каждый день они готовы узнавать новое, потому что они хотят этого сами. Большой интерес проявляют родители. На родительских собраниях они просят показать программы и задания, которые выполняют дети на уроках, пробуют выполнить эти задания сами.

В 2011 году у  меня возникла  идея: на примере своего 1 класса рассмотреть эффективность применения ИКТ как основного компонента активизации познавательной деятельности младших школьников в течение трёх лет, провести соответствующую диагностику на «входе» и «выходе», определить результаты,  сделать выводы.

             Приведу несколько преимуществ проведения уроков с применением ИКТ по сравнению с классическим уроком.

Этап урока

Урок с применением ИКТ

«Классический» урок

1. Проверка домашнего задания

1)Домашнее задание проверяется с помощью сканера.

Работа ученика сканируется и выводится на доску. Ребенок поясняет свое решение. При необходимости учитель или другие ученики исправляют допущенные ошибки. Если задача имеет несколько решений, на доску с помощью сканера выводятся другие варианты, и учащиеся имеют                        возможность быстро сравнить различные способы решения задачи.

На сканирование работы затрачивается менее 1 минуты, остальное время используется непосредственно на разбор заданий.

2)  Учитель задает вопрос, который одновременно появляется на экране.

При необходимости на экран проецируется иллюстрация или анимация к вопросу.

1)Ученик выходит к доске со своей тетрадью, переписывает решение, а затем объясняет его другим ученикам. При этом тратится в среднем от 5 до 10 минут, в зависимости от скорости письма ученика. Если же задание  выполнено несколькими способами, то время на воспроизведение этих заданий на доске увеличивается.

2) Учащиеся на слух воспринимают заданный учителем вопрос, что снижает степень его понимания некоторыми учениками. На выполнение иллюстрации к заданию необходимо время, кроме того, чертеж, выполненный на плоскости, не передает истинную картину, а, значит, возникает необходимость использования различных моделей.

2.Устная работа

На экран проецируется  текст, иллюстрация,  чертеж, схема. При этом все необходимое  появляется на экране последовательно, что позволяет избежать ненужного нагромождения.

 

Возможны два варианта:

1.Схемы, чертежи подготовлены заранее.

Достоинство: экономия времени на уроке.

Недостатки:

а) большое количество текста, схем, чертежей на доске мешает некоторым учащимся сосредоточиться на конкретном задании;

б) на доске остается мало места для дополнительных выкладок к каждому конкретному заданию, что может привести к непониманию каких-то моментов решения.

2. Записи, чертежи, схемы  выполняются и стираются по мере выполнения заданий.

Недостаток: невозможность вернуться к  ранее выполненным заданиям.

1.Объяснение нового материала

Если данная тема недостаточно полно изложена в учебнике, то данный материал раздается учащимся в печатном виде (создается справочник ученика, содержащий основные понятия и термины) Учитель на доске комментирует раздаточный материал, при  необходимости дополняя его другими примерами, обращает внимание на наиболее важные моменты, отвечает на вопросы учащихся. Материал распечаток при этом, как правило, выводится на доску.

Материал, которого нет в учебнике, диктуется ученикам. Затем на доске приводятся примеры решений, которые учащиеся также записывают в тетради.

На диктовку в среднем тратится 4 минуты, в зависимости от объема материала и от скорости письма учащихся.

Кроме потери времени на конспектирование, имеется еще один недостаток: если учащийся недостаточно внимателен, то при списывании решения с доски он может допустить ошибки, которые затем затрудняют понимание материала или приведут к проблемам при выполнении заданий подобного типа

2.Первичное закрепление материала

1)Отработку материала можно разнообразить примерами из различных источников. Для этого достаточно  распечатать подборку заданий, а на экран  вывести заготовленные заранее условия.

2) Использование готовых схем, чертежей позволяет письменно решить на уроке 3-4 задачи, а также сравнить различные способы  решения одной  и той  же задачи и рассмотреть вопрос, сколько различных решений она может иметь.

1)Использование дополнительного материала ограничено наличием достаточного количества сборников. Диктовка условий заданий также ведет к потере времени, а значит, и к снижению эффективности урока

2) Письменно решаются только 1-2 задачи, в крайне редких случаях -3 .

Времени на разбор разных способов решения задачи, а также количества решений в зависимости от исходных данных, как правило, не остается

3.Закрепление материала, самостоятельная работа учащихся

При выполнении заданий  по вариантам учащиеся решают их в тетрадях. Затем с помощью сканера решение проецируется на доску, и учитель просит учащихся прокомментировать полученное решение.

Таким образом, исключается бездумное списывание с доски, экономится время на воспроизведение решения.

   Можно быстро проводить проверку усвоения материала путем тестирования (фронтального или индивидуального) с последующим разбором (используются печатные тексты или презентация с заданиями, проверка и разбор теста осуществляется также с помощью презентации или с помощью сканера).

Существует два способа организации этой части урока.

Основная часть учащихся выполняет задания в тетрадях, а два-четыре школьника (по одному-два человека от каждого варианта) одновременно решают задания своего варианта на доске.

Затем эти задания комментируются.

При этом способе есть существенный недостаток: часть учащихся вместо того, чтобы решать задания самостоятельно, списывает их с доски, а значит данный материал остается неотработанным.

2. Сначала все учащиеся решают задания на местах, а затем по одному представителю от каждого варианта выходят к доске и воспроизводят свое решение.

При этом процент списывающих школьников сокращается, но имеет место потеря времени

4.Выдача домашнего задания и подведение итогов урока

1) Учащимся может быть задано не только общее, но индивидуальное домашнее задание, которое выдается в виде распечаток

 2) Вся информация, появляющаяся в процессе урока на доске сохраняется. Это дает возможность быстро просмотреть задачи, решенные на уроке, повторить основные моменты, сделать выводы.

1) Домашнее задание задается по учебнику или записывается на доске. При этом все учащиеся, как правило, получают одинаковое задание.

2) Из-за нехватки свободного места на доске большая часть решенных задач будет стерта. Значит, при подведении итогов урока единственное, к чему может адресовать учащихся учитель,- это их тетради.

Если у учащихся возникает в конце урока вопрос по какому-либо  заданию или при формулировке выводов, приходится восстанавливать все записи  на доске.

          Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя к уроку с применением ИКТ на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, создаваемая совместно учителями и учениками. Это значительно облегчает подготовку к урокам в дальнейшем.

           Повышается интерес к учебе в целом. Если в мае 2012 года (1класс) мотивация благополучия составила 13,2 %, то через год (2 класс) она составила 19,8 %,  в 3 классе этот показатель не изменился (Приложение 1). Мотивация содержанием в первом классе (2011 – 2012 уч.г) составила 13,2%, через год ее уровень поднялся до 19,8%, а в 3 классе мотивация содержанием оказалась на уровне 33%.Если в мае 2012года (1 класс) ведущими мотивами учебной деятельности оказались  мотивация  прессом- 33%, то через год (в мае 2013, по окончании 2 класса) мотивация прессом составила 19,8%, в 3 классе мотивация прессом снизилась до 6, 6% (Приложение 1) Учащиеся активно включаются в подготовку презентаций к уроку, что в свою очередь, развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности и позволяет добиться лучших результатов. Это я хочу доказать результатами проведённого мониторинга.

           Из общих представлений о функциональной роли внимания и его связи с деятельностью следует, что успеваемость должна быть лучше у детей внимательных. Экспериментально доказано, что высокий уровень развития свойств внимания положительно влияет на успешность обучения. Степень развития произвольного  внимания выше у хорошо успевающих учеников. Таким образом, чем выше уровень развития произвольного внимания, тем эффективнее, как правило, ученик выполняет учебные задания. В феврале 2012 года мне  была отчётливо видна разница у моих первоклассников в развитии уровня произвольного внимания. Изучение особенностей произвольного внимания в ходе проведённой диагностики на момент окончания 1 класса обнаружило большой диапазон индивидуальных различий.

           Низкий уровень развития этого свойства ограничивает возможности этих детей при выполнении учебных заданий, и его тренировка в определённых пределах может способствовать улучшению успеваемости. Анализ проведённой первой диагностики выявил тех учеников, которым необходимо было уделить максимальное внимание. Им в дальнейшем мною при участии психолога ГКУ СО «Приволжский центр «Семья» Аристовой Е.Е. были даны определенные  рекомендации и проводились индивидуальные тренинги по различным вопросам. Работа велась в течение года в тесном сотрудничестве с родителями. В октябре 2012 года  промежуточная диагностика выявила положительную динамику. Через год работы по активному использованию ИКТ отмечался значительный рост   уровня развития произвольного внимания у детей со средним, ниже среднего и низким уровнем

            Проследим динамику развития произвольного внимания (Приложение 2). Если на начальном этапе высокий уровень развития произвольного внимания составил 6,6%, то во 2 и 3 классах этот уровень внимания составил 13,2%. Уровень развития внимания выше среднего в 1 классе составил 13,2%,  а во 2-3 классах -  19,8%. Средний уровень  развития произвольного внимания  в 1 классе – 33%, во 2 классе  он  вырос до 39,6%, а в 3 классе этот показатель поднялся до 46,2%. Уровень ниже среднего   с 38,4% в 1 классе снизился до 19,8% во 2 классе, и в 3 классе он оказался на уровне 13,2%.Низкий уровень развития внимания  снизился с 19,8% в 1 классе до 13,2% во 2 классе, а в 3 классе этот показатель оказался на уровне 6,6%.  

                    И, наконец, хочется отметить в целом значительное развитие уровня развития логического мышления. Проанализировав динамику развития логического мышления, можно сделать вывод, что отмечается значительный рост уровня развития логического мышления у детей  с низкой скоростью мышления, с уровнем ниже среднего, низкой нормой и средней нормой. Показатель хорошей нормы большинства учащихся остается на неизменном уровне. Наряду с этим отмечается  рост хорошего уровня, выше, чем у большинства учащихся – с 6,6% в 1 классе до 13,2% во 2 классе, а в 3 классе этот показатель  оказывается на уровне 19,8%.

       

                          И в заключение приведу несколько вариантов построения уроков с использованием электронного учебника

  1. Электронный учебник используется при изучении нового материала и его закреплении (5-8  мин. работы за компьютером). Учащихся сначала опрашивают по традиционной методике или с помощью печатных текстов. При переходе к изучению нового материала ученики парами садятся у компьютера, включают его и начинают работать под руководством и по плану учителя.
  2. Электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала. На данном уроке новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все учащиеся 5-7 мин. под руководством учителя соотносят полученные знания с формулой параграфа.
  3. В рамках комбинированного урока с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала (7-10 мин.). Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких параграфов, выявить родословную понятий, повторить наиболее важные факты и события, определить причинно следственные связи. На таком уровне учащиеся должны иметь возможность поработать сначала сообща (по ходу объяснения учителя), затем в парах (по заданию учителя), наконец, индивидуально (по очереди).
  4. Отдельные уроки (в преимуществе – окружающий мир) могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению по его итогам своей структурной формулы параграфа. Такая работа проводится в группах учащихся (3-4 человека). В заключение урока (5-7 мин.) учащиеся обращаются к электронной формуле параграфа, сравнивая её со своим вариантом. Тем самым происходит приобщение учащихся к исследовательской работе на уроке, начиная с младшего школьного возраста.
  5. Электронный учебник  используется как средство контроля усвоения учащимися понятий. Тогда в состав электронного учебника входит система мониторинга. Результаты тестирования учащихся фиксируются и обрабатываются компьютером. Данные мониторинга могут использоваться и учеником, и учителем. Процент правильно решённых задач даёт ученику представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии дорабатывать этот материал. Таким образом, ученик в какой-то мере может управлять процессом учения. Учитель, в свою очередь на основе полученной информации также имеет возможность управлять процессом обучения. Результаты класса по содержанию в целом позволяю учителю увидеть необходимость организации повторения по этой или иной структурной единице для достижения максимального уровня обученности. Рассматривая результаты отдельных учащихся по структурным единицам, можно сделать аналогичные выводы по каждому отдельному учащемуся и принять соответствующие методические решения в плане индивидуальной работы. Наконец, можно проследить динамику обучения ученика по предмету. Стабильно высокие результаты некоторых учеников дают учителю возможность выстроить для них индивидуальную предметную траекторию.

                  Итак, применение ИКТ на уроках в начальных классах позволяет сделать учащихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Урок превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающего обучения. Всё это позволяет мне сделать вывод, что формируются коммуникативные компетенции учащихся, тем самым педагогический процесс результативен.

Список литературы

  1. Апатова Н. В Информационные технологии в школьном образовании. — М.: Изд- во РАО, 1994.
  2. Бердникова А.Н. Роль и значение ИКТ в общем начальном образовании 
  3. Емельянова Т. В Информационные образовательные технологии в школе. — URL: http// festival.1september.ru.
  4. Информатизация общего среднего образования: Научно- методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. — М.: Педагогическое общество России, 2004
  5. Каминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе. – Научно-практический журнал «Завуч» №3, 2005.
  6. Кехтер Т.А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.kexter@mail.ru
  7. Киселёв Г.М. Информационные технологии в образовании. –М: «Дашков и К», 2012.
  8. Константинова И.Н. «ИКТ в начальной школе. Творческая лаборатория учителя» 2009г
  9. Павлова С. А. , Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа. №4. 
  10. Плотникова Н. В. Использование ИКТ в начальной школе. http://www.garmvn.ru/ 
  11. Попова Н.Г. Информатизация учебного процесса. – Журнал «Начальная школа» №11, 2000.
  12. Руденко Н.Н. Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе.natalirudenko@mail.ru
  13.  Рыбъякова О.В. Информационные технологии на уроках в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2008. 
  14. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей».

Приложение № 1

Приложение № 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Повышение уровня мотивации школьников к учебной деятельности"

Актуальность-Позволяет проследить динамику успешности обучения.-Определить уровень достижений каждого ученика.-Возможность корректировать процесс обучения в случаях опережения или отставания.-Эффектив...

Педагогический проект "Повышение уровня мотивации школьников к учебной деятельности" (приложение)

Актуальность-Позволяет проследить динамику успешности обучения.- Определить уровень достижений каждого учащегося.-Возможность корректировать процесс обучения в случаях опережения или отставания.-Эффек...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов»

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов»

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением...

Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на базе МАОУ «СОШ № 1 с УИОП»

Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья  с тяжелыми нарушениями речи  при помощи развития мелкой моторики  через реализацию проекта «М...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проект...