Педагогический проект "Повышение уровня мотивации школьников к учебной деятельности" (приложение)
методическая разработка (1 класс) по теме
Актуальность
-Позволяет проследить динамику успешности обучения.
- Определить уровень достижений каждого учащегося.
-Возможность корректировать процесс обучения в случаях опережения или отставания.
-Эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mkou_solntsevskaya_srednyaya_obshcheobrazovatelnaya_shkola.doc | 225 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Солнцевская средняя общеобразовательная школа
Приложение
Педагогический проект
Повышение уровня мотивации школьников к
учебной деятельности
Выполнила :
Тауберт М.В.
Солнцевка , 2013
Анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов.
Данная анкета разработана Н.Г. Лускановой для изучения уровня учебной мотивации учащихся. В неё включено 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе и обучению. На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесён к одному из 4 уровней школьной мотивации:
- Высокая школьная мотивация – 25 -30 баллов.
- Нормальная школьная мотивация – 20 -24 балла.
3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше
внеучебными сторонами – 15 -19 баллов.
4.Низкая школьная мотивация – 10- 14 баллов.
5. Негативное отношение к школе, дезадаптация – ниже 10 баллов.
Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трёх вариантов ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном отношении к школе и предпочтении учебных ситуаций, оценивается в 3 балла, нейтральный ответ – 1 балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребёнка к школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
Суммы баллов, набранные ребёнком, фиксируются непосредственно на заполненном им опросном листе. Результаты по тесту соотносятся с различными параметрами статуса.
- Тебе нравится в школе или не очень?
- не очень (1)
-нравится (19)
-не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома ?
-чаще хочется остаться дома (1)
-бывает по – разному (1)
-иду с радостью (18)
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома ?
-не знаю (1)
-остался бы дома (1)
-пошёл бы в школу (18)
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие – нибудь уроки?
-не нравится(18)
-бывает по – разному (1)
-нравится (1)
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
-хотел бы (1)
-не хотел бы (19)
-не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
-не знаю
-не хотел бы (19)
-хотел бы (19)
7.Ты часто рассказываешь о школе родителям ?
-часто (18)
-редко (1)
-не рассказываю (1)
8. Ты хотел бы , чтобы у тебя был менее строгий учитель?
-точно не знаю (1)
-хотел бы
-не хотел бы (19)
9.У тебя в классе много друзей?
- мало (1)
- много (19)
- нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся (19)
- не очень (1)
- не нравятся
Анкета позволяет определить, внутренняя или внешняя мотивация к учению преобладает у младших школьников.
Кроме этого, эта анкета позволяет проанализировать взаимоотношения ребёнка с учителем, родителями и одноклассниками.
Оценка уровня школьной мотивации учащихся 1 класса
МОУ Солнцевская средняя общеобразовательная школа
( октябрь 2008 года).
Оценка уровня школьной мотивации учащихся 1,2 класса
МОУ Солнцевская средняя общеобразовательная школа
(октябрь 2008 года – октябрь 2009).
октябрь октябрь
1 кл. 2 кл.
Тестирование учащихся в целях диагностики успешности к школьному обучению, предлагается по следующей методике.
Методика « Беседа о школе» Т.А. Нежновой.
Экспериментатор знакомится с ребёнком и спрашивает его, нравится ли ему в школе. В зависимости от ответа задаётся первый вопрос « Беседы».
- Что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе ?
Далее экспериментатор говорит : « Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то, что с тобой уже было, или случалось, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой.
- Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет : « Ребёнок, ты ведь у меня ещё маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь? » что ты ответишь маме?
- Представь себе, что мама так и сделала ( послушалась тебя или
поступила по-своему), договорилась, и тебя отпустили из школы
с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, в школу идти не
надо, делай, что хочешь… Что бы ты стал делать , чем бы ты стал
заниматься в то время, когда другие ребята в школе?
4.Представь себе, что ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже
6 лет, но он ходит не в школу, а в детский сад. Он тебя спрашивает :
« Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу ? »
Что ты посоветуешь?
5.Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты ходил
В школу, а, наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы
учиться дома?
6 . Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в
командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и
говорит : « Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это
время, а можем попросить ваших мам , чтобы каждая из них по
одному дню бывала у вас вместо учительницы». Как , по-твоему, будет
лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы мамы заменяли
учителя?
7. Представь , что есть две школы – школа А и Б. В школе А расписание уроков в 1-м классе такое : каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры – не каждый день. А в школе Б всё наоборот : каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко – по одному разу в неделю.
В какой школе ты бы хотел учиться?
8. В школе А от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал всё, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты хотел бы учиться ?
9. Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала : « Сегодня учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее учение.
Выбирай сам - дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить ? Что бы ты выбрал?
Классификация ответов ( все ответы разделяются на 2 категории)
Преобладание в ответах ребёнка категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер. Преобладание категории Б говорит об ориентации ребёнка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.
При интерпретации полученных результатов необходимо помнить, что должны оцениваться не только количественные, но и качественные показатели. К ним относятся и общее поведение ребёнка в ходе тестирования, и интерес, с которым ребёнок берётся за каждое новое задание, и темп работы, и готовность идти на контакт с экспериментатором, и утомляемость, и пр.
А | Б |
Вопрос 1 : счёт, уроки грамоты-задания, по содержанию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребёнка. Вопрос 2 : несогласие ребёнка на «отпуск» Вопрос 3 : учебные занятия – высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены действия по самообразованию. Вопрос 4: содержательная сторона подготовки к школе – освоение некоторых навыков чтения, счёта, письма. Вопрос 5 : несогласие на обучение на дому. Вопрос 6 : выбор учителя. Вопрос 7 : выбор школы А. Вопрос 8 : выбор школы А. Вопрос 9 : выбор отметки. | Вопрос 1 : дошкольные виды деятельности – уроки художественно –физкультурно – трудового цикла, а также внеучебные занятия : игры, еда, гуляние и т. д. Вопрос 2 : согласие на « отпуск». Вопрос 3 : дошкольные занятия : игры, гуляние, рисование, занятие по хозяйству без упоминания о каких либо учебных действиях. Вопрос 4 : формальные стороны подготовки к школе – приобретение формы, портфеля и т.д. Вопрос 5 : согласие на обучение на дому. Вопрос 6 : выбор родителей. Вопрос 7 : выбор школы Б. Вопрос 8 : выбор школы Б. Вопрос 9: выбор игрушки или шоколадки. |
Методика изучения мотивов учения, предназначенная для диагностики ведущей мотивации учения ( автор М. Р. Гинзбург).
При диагностике выявляются преобладающие мотивы посещения школы и обучения из следующего ряда : позиционный, учебный, игровой, мотив получения отметки, социальный, внешний.
В основу методики положен принцип « персонификации» мотивов. Детям предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.
Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребёнком выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.
Инструкция : сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики ( если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют не мальчики, а девочки) разговаривали про школу.
Первый мальчик сказал : «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил».
Второй мальчик сказал : « Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы всё равно учился».
Третий мальчик сказал : « Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть».
Четвёртый мальчик сказал : « Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».
Пятый мальчик сказал : « Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем захочешь».
Шестой мальчик сказал : « Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки».
После прочтения рассказа экспериментатор задаёт ребёнку следующие вопросы : « Кто, по-твоему, из них прав? Почему ? С кем из них ты хотел бы вместе учиться ? Почему ?
Дети последовательно осуществляют 3 выбора.
Если содержание ответа ребёнку не достаточно ясно, ему напоминают рассказ, показывают соответствующие картинки.
Сделанные выборы рассматриваются как приоритетная актуальная учебная мотивация ребёнка.
Особое внимание необходимо уделить первым двум выборам и соотношение их содержания.
Для успешного вхождения ребёнка в школьную жизнь ему необходимо не только владение элементарными учебными навыками : умение читать, считать, владеть карандашом и пр., но в равной степени и сформированность мотивационной сферы.
Проводя диагностическое обследование, педагог получает не просто общее знание о ребёнке, а знание вполне конкретное, определённое, которое должно помочь ответить на вопросы о том, благоприятна ли школьная среда для обучения и развития ребёнка, для повышения уровня школьной мотивации к учебной деятельности ; может ли ребёнок в настоящий момент успешно развиваться и обучаться, если нет, то необходимо выяснить ТВ чём причины.
По результатам тестирования оценки уровня школьной мотивации
в приложении диаграмма) в моём классе в значительной степени превалирует группа детей, у которых положительное отношение к школе, но школа привлекает их больше внеучебными сторонами, один ребёнок испытывает негативное отношение к школе.
Информативная анкета для учащихся « Учебная деятельность»
Вопросы.
- Охотно ли ты идёшь в школу?
-да
-не очень
-нет
- Помогают ли тебе при выполнении домашнего задания ?
-да
-иногда
-нет
- Какие предметы тебе больше всего нравятся ?
-математика
-письмо
-чтение
-ИЗО
-риторика
-музыка
-окружающий мир
- Какие предметы для тебя трудные?
5.Всё ли ты понимаешь на уроках, когда учитель объясняет?
-да
-не всегда
-нет
6.Ругают ли тебя дома за плохие отметки?
-да
-иногда
-нет
7. Устаёшь ли ты в школе?
-да
-иногда
-нет
Методика исследования словесно – логического мышления.
(1 класс, апрель)
Исходный вариант данной методики – тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра – состоит из 4 субтестов (выполнение словесных заданий).
Данную методику переработала Э.Ф. Замбацявичене.
Методика включает 4 субтеста по 10 проб в каждом. Автор не только полностью приводит словесные задания, способ их количественной оценки, но и результаты, полученные при обследовании различных выборок детей.
Это экспресс – диагностика.
Краткая характеристика субтестов.
1-й субтест направлен на выявление осведомлённости. Задания, составляющие этот субтест, подобны используемым в методике «Выявление существенных признаков». При качественном анализе результатов выполнения заданий , выявляется способность испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных и второстепенных, «некритичность и ненаправленность мышления… слабость абстрагирования».
Задача испытуемого – закончить предложения одним из приведённых слов, осуществляя логический выбор на основе индуктивного мышления и чутья языка.
2-й субтест - на сформированность логического действия (классификация), способность к абстрагированию. « Исключение лишних понятий». При качественном анализе результатов выполнения заданий появляется возможность установить, может ли ребёнок отвлекаться от случайных и второстепенных признаков, от привычных отношений между предметами, о его способности использовать такой мыслительный приём, как классификация.
3-й субтест – на сформированность логического действия «умозаключения» ( по решению аналогий).
Задания направлены на исследование способности к умозаключениям по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
В этом задании выявляется, может ли испытуемый устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач.
4-й субтест – на сформированность обобщающих понятий (подведение
двух понятий под общую категорию – обобщение).
Задания направлены на выделение родового признака. При этом происходит не только анализ свойств предмета или явления, но и устанавливаются определённые отношения между предметами, что обеспечивается психическим процессом более сложного уровня, чем сравнение.
Определение предметов может быть точным, когда указываются родовое понятие и видовое отличие, или правильным, но недостаточно точным, когда указывается только родовой признак.
Определение на более низкой ступени считается в том случае, когда указывается наличие предмета, и недостаточное определение, когда отмечаются наглядные признаки – форма, цвет.
Инструкция.
Обследование индивидуальное; время не ограничивается. Пробы читаются вслух экспериментатором, ребёнок читает одновременно про себя.
После прочтения 1-го задания 1-го субтеста ребёнок опрашивается :
«Какое слово из пяти подходит к приведённой части фразы?» Если ответ правильный, задаётся вопрос : « Почему не шнурок?» После правильного
объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном – 0,5 балла.
Если ответ ошибочный, используется помощь, заключающаяся в том, что ребёнку предлагается подумать, дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла.
После прочтения 1-го задания 2-го субтеста экспериментатор сообщает, что одно слово из 5 лишнее, его следует исключить и спрашивает :
« Какое слово надо исключить?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном – 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, аналогичная описанной выше.
После прочтения 1-го задания 3-го субтеста ребёнку предлагается подобрать из 5 слов, написанных под чертой, одно, которое подходило бы к слову « гвоздика», так же как слово «овощ» - к слову «огурец».
За правильный ответ – 1 балл, за ответ после 2-ой попытки – 0,5 балла.
После прочтения слов 1-го задания 4-го субтеста ребёнка просят назвать подходящее для этих двух слов обобщающее понятие : « Как это назвать вместе, одним словом?» При неправильном ответе предлагается подумать ещё. Оценки – аналогичны вышеприведённым.
При решении 3-го и 4-го субтестов уточняющие вопросы не задаются.
При обработке результатов исследования для каждого ребёнка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом.
Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырёх субтестов – 40 (100 % оценка успешности), кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб или второй попытке ( после стимулирующей помощи).
Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребёнку подумать ещё, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов.
Как и в решении заданий по цветным прогрессивным матрицам Дж. Равенна, так и здесь, при решении проб 3-го субтеста, важным диагностическим показателем может быть число решённых аналогий.
Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле
ОУ = ( Х х 100 % ): 40, где Х – сумма баллов, полученных испытуемым.
На основе анализа распределения индивидуальных данных были выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки ( нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР):
4-й уровень успешности – 32 балла и более ( 80-100% ОУ).
3-й уровень – 31, 5 – 26, 0 баллов (79,9 – 65 %);
2 –й уровень – 25, 5 – 20,0 (64,9 – 50%);
1 – й уровень – 19, 5 баллов и менее ( 49,9 % и ниже).
Среди нормально развивающихся первоклассников не встречаются дети с 1 –м уровнем успешности решения словесно – логических проб.
Для ребёнка 7 -8 лет успешность, соответствующая 1 –му уровню, может быть обусловлена наличием отклонений в умственном развитии ( ЗИП, общее недоразвитие речи, социально – бытовая запущенность), природу которых необходимо уточнить с помощью дополнительных клинико – психолого – педагогических методов обследования.
Диагностика мотивационной сферы школьника.
Мотивы , базирующиеся на интересах, и поставленные самими учащимися цели приобретают большую устойчивость.
В мотивах подростков содержится аргументация и предвидение последствий принятого решения, что свидетельствует о дальнейшей интеграции мотивационной сферы.
Методики, разработанные для исследования мотивационной сферы школьника.
Анкета «Изучение познавательной потребности».
Разработана В.С. Юркевичем.
№ п/п | Вопросы | Возможные ответы | Балл |
1 | Как часто ученик подолгу занимается какой–нибудь умственной работой (час-полтора –для младшего школьника, несколько часов подряд – для подростков)? | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 |
2 | Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность? | а) помучиться, но самому найти ответ б) когда как в) получить готовый ответ от других | 5 3 1 |
3 | Много ли читает школьник дополнительной литературы? | а) постоянно, много б) иногда много, иногда ничего не читает в) мало или совсем ничего не читает | 5 3 1 |
4 | Насколько эмоционально ученик относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? | а) очень эмоционально б) когда как в)эмоции ярко не выражены ( по сравнению с другими ситуациями) | 5 3 1 |
5 | Часто ли задаёт вопросы? | а) часто б) иногда в) очень редко |
Обработка и интерпретация результатов
Интенсивность познавательной потребности определяется полученной суммой баллов : 17 – 25 баллов – потребность выражена сильно, 12 – 16 баллов – умеренно, меньше 12 баллов – слабо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Повышение уровня мотивации школьников к учебной деятельности"
Актуальность-Позволяет проследить динамику успешности обучения.-Определить уровень достижений каждого ученика.-Возможность корректировать процесс обучения в случаях опережения или отставания.-Эффектив...
Статья "Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем мотивации"
По мнению отечественных психологов, наиболее гармонично развивается личность детей с хорошей успеваемостью (Кулагина И.Ю., 2008; Липкина А.И., 1986)....
Использование приемов мотивации игроков компьютерных игр как способа для повышения уровня вовлеченности младших школьников в учебный процесс
В этой статье будут рассмотрены некоторые принципы мотивации и вовлечения игроков в компьютерных играх и перспективы применения данных мотивационных принципов в организации обучающего процесса, для по...
"Дидактическая игра как средство развития высокого уровня мотивации к учебной деятельности»
Важность дидактической игры в учебном процессе....
Педагогический совет "Педагогические приемы как средство мотивации школьников к обучению"
Представление новых современных приемов педагогического воздействия на обучающихся для формирования устойчивой мотивации к учебной деятельности....
Приемы формирования мотивации школьников к учебной деятельности через содержание учебного материала
Приемы формирования мотивации школьников к учебной деятельности через содержание учебного материала...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проект...