Реализация совместной учебной деятельности младших школьников
статья по теме
Важнейшая черта современного обучения — его направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен, Инновационность в обучении связана с творческим поиском на основе имеющегося опыта, направлена на - обеспечение исследовательского характера учебного процесса, - организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Инновационными следует считать процессы, связанные с характером взаимодействия педагога и учащихся, с их позициями в ходе обучения (педагог — партнер по учебному исследованию), когда для учащихся создаются определенные условия для активной и инициативной позиции в учебном процессе: не просто усваивать программный материал), а познавать истину, вступая в активный диалог с участниками образовательного процесса, самостоятельно выходить за пределы собственных знаний для поиска общих способов действия в новых ситуациях, что является главной ценностью и целью образования, — формировать умение учиться
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_sovmestnoy_uchebnoy_deyatelnosti_mladshikh_shkolnikov.docx | 28.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация совместной учебной деятельности младших школьников
Общение, сотрудничество ребенка с взрослыми и сверстниками - необходимое условие детского развития. В настоящее время стало «модным» использовать на уроках групповые формы работы. Однако, на практике в начальной школе, приходится видеть, насколько формально (а может быть, просто не умеют?) учителя подходят к этой важнейшей форме сотрудничества: в лучшем случае учитель предложит детям выполнит и представит классу. О том, что происходит во время работы в группе, как проходит последующая проверка, учителя часто не задумываются. И вообще, нужна ли в данный момент такая форма организации на уроке? В последние десятилетия произошли перемены в характере обучения, появились:- ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности; - ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей для его самораскрытия. Важнейшая черта современного обучения — его направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен, Инновационность в обучении связана с творческим поиском на основе имеющегося опыта, направлена на - обеспечение исследовательского характера учебного процесса, - организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Инновационными следует считать процессы, связанные с характером взаимодействия педагога и учащихся, с их позициями в ходе обучения (педагог — партнер по учебному исследованию), когда для учащихся создаются определенные условия для активной и инициативной позиции в учебном процессе: не просто усваивать программный материал), а познавать истину, вступая в активный диалог с участниками образовательного процесса, самостоятельно выходить за пределы собственных знаний для поиска общих способов действия в новых ситуациях, что является главной ценностью и целью образования, — формировать умение учиться Ситуация сотворчества взрослых и детей наиболее успешно развивается тогда, когда педагог свой большой жизненный опыт реализует относительно детскому, обеспечивая их согласование. В этой ситуации
удается организовывать активную и открытую жизнь школьников, самому жить с ними этой жизнью, «обнаруживаясь» только в тех случаях, когда им необходим совет и они без него не могут обойтись.
Школьники в этом случае всегда с благодарностью принимают помощь со стороны взрослых. И это очень полезно, ибо придает воспитательным отношениям взрослых и детей творческий характер.
Кроме того, когда опыт взрослого человека вводится в параллель с опытом младших школьников, они начинают жить общей целью, двигаться в одном направлении, сохраняя при этом свою уникальность. Причем в этом случае готовность учащихся научиться у старших, перенять их опыт
Все это побуждает учителя использовать такую форму работы школьников, как коллективно-распределительную. Это предполагает личностную включенность всех участников обучения, высокую личностно-профессиональную готовность педагога к гибкому, тактичному взаимодействию с детьми, в котором происходит расширение границ как непосредственного опыта, так и его осмысления учащимися. Учитель — это тот, кто учит самому ученью, учит не столько действовать, сколько планировать, и обосновывать будущее действие и искать способы его реализации. Этими способами открытия нового знания учащиеся овладевают при совместном выполнении заданий детьми, а также — детьми и взрослыми. Для разрешения проблемы организации обучения и воспитания учащихся как их самостоятельного и творческого продвижения от незнания к знанию, от самопознания к реализации своих потребностей используется коллективно- распределительная деятельность учащихся на уроках и внеурочное время. Значение совместной деятельности учителей и учащихся на начальном этапе обучения школьников столь велико, что на этом вопросе следует остановиться подробнее, отметив следующее:
- совместная деятельность является ни с чем не сравнимым стимулом личностного развития и самоутверждения растущего человека. Она, как процесс духовного творчества старших и младших, является основным условием реализации отношении сотворчества, позволяющих младшему поколению успешно осваивать и творчески применять прогрессивные идеи опыта старшего поколения;
- ситуативное лидерство, взаимопомощь в ходе совместного дела, создают возможность для самоутверждения младших школьников, а чувство товарищества, защита от некомпетентных оценок, эмоциональный комфорт стимулирует проявление инициативы и творчества;
- в деятельности как в сотворчестве старших и младших возникают подлинно творческое обучение, товарищеское уважение, требовательность друг к другу, взаимопонимание, взаимовыручка;
- в процессе правильно организованной совместной деятельности формируется отношение к ней как интересной, нужной, личностно значимой. Такая деятельность охотно, с желанием выполняется школьниками, что создает условия для закрепления у них самостоятельности, ответственности за учебный труд и его результат, творческого подхода к достижению цели, инициативности и внутренней организованности;
- в процессе совместной с учителем деятельности у школьника формируется отношение к себе как к яркой индивидуальности укрепляется понимание того, что свою жизнь надо учиться строить самому, появляется уверенность в решении достаточно сложных задач, вера в успех, увлеченность, оптимизм, стремление стать лучше;
- совместная деятельность открывает широкие возможности для активизации творческого потенциала школьников за счет информационного обмена, а также наиболее продуктивных способов работы;
- с приобретением опыта совместной деятельности самостоятельность школьников увеличивается, они все чаще берут на себя ответственные участки работы и действуют самостоятельно и инициативно. Учитель не должен элоупотреблять своими репликами, высказываниями, монологами, те. заменять самоорганизацию детей прямым управлением. Именно в этом, как видится, и состоит самая большая трудность, которую испытывает учитель, когда существует опасение «соскальзывания» к привычной картине управления классом — к парному взаимодействию «ученик — учитель». К этому типу тяготеет фронтальное обучение.
Для этого педагогу необходимо продумывать только общую схему организации деятельности, ее каркас, выступать при ее организации только в качестве «камертона», настраивающего всех участников процесса на единый «тон» действий. А чем наполнится процесс, каким конкретным содержанием обрастет, станет известно в процессе общего раздумья со школьниками и совместной детализации намеченного плана. Учителю важно изначально настроиться на непредсказуемое наполнение деятельности, ее постепенное обогащение и развитие на основе взаимодополняемости идей взрослых и детей.
Можно выделить три основных правила организации совместной со школьниками деятельности:
1. Деятельность должна быть увлекательной для ученика.
2. При ее организации важно учитывать и опираться на личные интересы учащихся.
З. Каждый участник совместной деятельности должен внести посильный вклад в достижение общей цели.
Воспитательный эффект участия в совместной деятельности зависит от того, в какой мере обеспечивается внутренняя включенность учащихся в процесс достижения привлекательного для него результата. Еще К.Д. Ушинский сформулировал необходимый уровень включенности ученика в деятельность следующим образом: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей».
Другой отличительной особенностью совместной деятельности младшими школьниками является то, что в ней всегда участвуют опытный
взрослый и неопытный ученик. Но при этом воспитанник должен чувствовать себя свободным и самостоятельным, реально влиять на этот процесс и его содержание.
Для этого педагогу необходимо продумывать только общую схему организации деятельности, ее каркас, выступать при ее организации только в качестве «камертона», настраивающего всех участников процесса на единый «тон» действий. А чем наполнится процесс, каким конкретным содержанием обрастет, станет известно в процессе общего раздумья со школьниками и совместной детализации намеченного плана. Учителю важно изначально настроиться на непредсказуемое наполнение деятельности, ее постепенное обогащение и развитие на основе взаимодополняемости идей взрослых и детей.
Характер учебного материала в системе развивающего обучения предполагает использование различных форм организации КРД. мы используем в своей работе следующие формы КРД : -учитель — класс (содружество детей); -работа в группах; -работа в парах. Первоклассник, который впервые переступает порог школы, не владеет учебными формами сотрудничества, следовательно, и теоретическое содержание школьных программ он будет осваивать недостаточно эффективно, подменяя при этом учебную задачу конкретно практической, игровой, коммуникативной. Поэтому детей надо целенаправленно учить учебному взаимодействию до того, как перед ними будет поставлена первая учебная задача на материале математики, русского языка и других предметов.Этому способствует курс «Введение в школьную жизнь» В течение двух недель мы обучаем детей способам учебного сотрудничества со взрослым, сверстником и собой. Задачи данного курса — сосредоточить все усилия первоклассников: а) на освоении умений:-договариваться;-обмениваться мнениями- просить о помощи; - оценивать друг друга; -благодарить за помощь; б) на создание у детей правильного образа учительских ожи даний (дать им возможность поверить в выполнимость этих ожиданий). В течение десяти дней дети учатся, как необходимо взаимодействовать в различных учебных ситуациях, из которых будет складываться их дальнейшая школьная жизнь. Работа в этот период идет в двух направлениях. Первое направление — способы поведения в разных ситуациях связаны со сменой партнеров взаимодействия: --ситуация «я» — индивидуальное действие (поднимать руку и молчать);- ситуация «все вместе» — хоровое действие всего класса, не требующее предварительного согласования точек зрения (отвечать сразу); - ситуация «мы» — действие в малой группе из 2 — б человек, требующее выяснения точек зрения всех участников и их согласования (поворачиваться к соседу и шепотом сообщать ему свое мнение и/или спрашивать, что он думает). Второе направление — способы поведения в разных ситуациях связаны с типами учебных заданий: -ситуация «знаю, могу действовать»; -ситуация «не знаю, хочу спросить» (введение значка «?»); -ситуация «знаю, что в данных условиях действовать невозможно, хочу изменить условия» (введение значка «ловушка»). Для обучения способам поведения в различных учебных ситуациях учитель ввожу в детскую среду определенные нормы, правила взаимодействия по следующим принципам: 1. Норма строится как договор, в котором участвуют обе стороны — и учитель, и дети. Например, договор «хочешь что-то сказать, подними руку» вводится не в готовом виде как требование учителя, а как решение проблемы: «Как быть услышанным в классе?» 2. Вводя новую норму учебных взаимоотношений, учитель предлагает классу ситуацию выбора между школьным и дошкольным поведением и предоставляет каждому возможность попробовать и то, и другое. З. Норма — это всегда разнообразие равнодостойных индивидуальных вариантов, когда ребенку необходимо «подогнать» общую школьную норму к своей индивидуальности. Например, норма согласования действий нескольких учеников, когда группа должна функционировать как единый организм, иначе с поставленной задачей она не справится. 4. Для соблюдения нормы необходимо ввести средства для регуляции и саморегуляции нормативного поведения — специальные знаки и жесты: -«согласен» (+); - «не согласен» (—); -«не знаю, не уверен» (?) -«восхищен» (аплодисменты). 5. Нормы школьных взаимоотношений должны носить общий характер и регулировать не только отношения «ребенок — взрослый», но и отношения «ребенок — ребенок». При этом усвоение норм поведения эффективнее складывается в малых группах, являющихся для ребенка одновременно и. группами эмоциональной поддержки. Из всего сказанного можно сделать вывод, что первый этап обучения детей сотрудничеству направлен на создание атмосферы доверия и на выработку общекультурных норм дискуссии, так как равноправная дискуссия возможна лишь в обстановке доброжелательности.Первоначальные представления об учебном сотрудничестве, полученные в период «Введения в школьную жизнь», учащиеся должны «перенести» на учебный материал математики, русского языка и других предметов. Чтобы этот процесс проходил более эффективно, мы организуем специальное обучение учащихся процедуре группового взаимодействия. На этих занятиях больший акцент делается не содержательную сторону предлагаемого для группового решения материала (т.е. мы используем непредметный материал), а на правильно организованную коммуникацию. При этом организатор может занимать относительно внешнюю позицию к содержанию предложенной задачи и поиску ответов на поставленный вопрос, или он может самоопределиться как участник групповой работы и переходить с позиции на позицию, что чаще всего и происходит в младшем школьном возрасте. В начальной школе за основу мы берем следующий способ работы в группе:1 этап — подготовительный: 1. Распределение ролей. 2. Выяснение понимания условий задачи 3. Определение способа работы над заданием (по какому принципу) 2 этап основной: 1. Сбор мнений, предложений. 2. Обсуждение. 3. Выбор решения. 4. Проверка способа решения. З этап — заключительный: 1. Оформление итогов работы. 2. Подготовка к защите. Большое значение для достижения успешности при совместном решении задач имеет четкая дифференциация ролей. Все участники групповой работы распределяются по двум позициям: -организатор, -участник групповой работы. При этом организатор может занимать относительно внешнюю позицию к содержанию предложенной задачи и поиску ответов на поставленный вопрос, или он может самоопределиться как участник групповой работы и переходить с позиции на позицию, что чаще всего и происходит в младшем школьном возрасте. Все это положительно сказывается и на усвоении учебного материала: дети более глубоко понимают усваиваемый материал, приучаются анализировать учебные ситуации, у них качественнее отрабатываются действия моделирования формируются действия контроля и оценки, а, следовательно, меньше времени тратится на формирование знаний и умении. Мы хотим приучить детей к самостоятельности суждений, сформировать умения спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативными в получении новых знаний. Организация совместной деятельности раскрепощает творческие силы, дает им выход, а старшим открывает возможность направить их в нужное русло. Именно через позитивные переживания в процессе совместной с педагогом деятельности ученик «созревает» для полноценного взаимодействия с окружающим миром. В ходе правильно организованной совместной деятельности возникает удивительная атмосфера, характеризующаяся свободой мысли всех участников, свободой проявления творчества детей и взрослых. Эта атмосфера открытости позволяет взрослым видеть, насколько у младших школьников развита фантазия, как проявляются эмоции, готовы ли они к предъявлению личных находок.
Ситуация сотворчества взрослых и детей наиболее успешно развивается тогда, когда педагог свой большой жизненный опыт реализует относительно детскому, обеспечивая их согласование. В этой ситуации
удается организовывать активную и открытую жизнь школьников, самому жить с ними этой жизнью, «обнаруживаясь» только в тех случаях, когда им необходим совет и они без него не могут обойтись.
Школьники в этом случае всегда с благодарностью принимают помощь со стороны взрослых. И это очень полезно, ибо придает воспитательным отношениям взрослых и детей творческий характер.
Кроме того, когда опыт взрослого человека вводится в параллель с опытом младших школьников, они начинают жить общей целью, двигаться в одном направлении, сохраняя при этом свою уникальность. Причем в этом случае готовность учащихся научиться у старших, перенять их опыт, снимаются многие дисциплинарные трудности, потому что у детей, вовлеченных в совместную деятельность заинтересованных в достижении успеха, не остается времени на дисциплинарные нарушения,ученики приобретают важнейшие социальные навыки: они учатся выслушивать мнения одноклассников, учатся быть тактичными, ответственными, учатся учиться
Литература
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
2. Донцов А.И., Дубовская Е.М., Улановская И.М. Разработка критериев анализа совместной деятельности. Вопросы психологии.1998. М 2. С. 61—71.
3. Кларин МВ. Инновации в Мировой педагогике. Москва—Рига,1998.
4. Поливанова Н И. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности Психологическая наука и образование. 1996. Г 2. С. 43—53.
5. Поливанова Н И., Цукерман ГА. Учимся общаться с ребенком. М., 1993. .
6. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем образовании. Рига, 1997.
7. Цукерман ГА. Как младшие школьники учатся учиться? Москва, 2000.
8. Цукерман Г.А. От умения сотрудничать — к умению учить себя Психологическая наука и образование 1996. 2. С. 27—42.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на тему « Реализация универсальных учебных действий младших школьников. Механизм формирования и проверки универсальных учебных действий»
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий н...
Выступление на видеоконференции на тему "Реализация метапредметного подхода при формировании универсальных учебных действий школьников на уроках математики"
Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Поэтому задачами своей работы на урока...
Структура учебной деятельностимладшего школьника.
Учебная деятельность проходит длительный путь становления. Развитие учебной деятельности будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения....
Эссе на тему: Современные формы организации совместной деятельности младших школьников на уроке
Эссе на тему: Современные формы организации совместной деятельности младших школьников на уроке ...
Совместное занятие младших школьников и родителей на тему «Семья»
Совместное занятие младших школьников и родителей на тему «Семья»...
Совместное занятие младших школьников и родителей на тему «О времени и о часах»
Совместное занятие младших школьников и родителей на тему «О времени и о часах»...
Электронные образовательные ресурсы и цифровые инструменты в учебной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС
Процессы информатизации, протекающие в современном обществе, выдвигают информационные технологии в качестве основного ресурса развития системы образования в XXI веке, позволяющего обеспечить качество ...