Педагогические технологии
презентация к уроку по теме
Предварительный просмотр:
Современные педагогические технологии.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы изберем следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:
-необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;
-осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;
-возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.
Почему никакие новации последних лет не дали ожидаемого эффекта? Причин такого явления немало. Одна из них сугубо педагогическая – низкая инновационная квалификация педагога, а именно неумение выбрать нужную книгу и технологию, вести внедренческий эксперимент, диагностировать изменения. Одни учителя к инновациям не готовы методически, другие – психологически, третьи – технологически. Школа была и осталась сориентированной на усвоение научных истин, заложенных в программах, учебниках и учебных пособиях. Все подкреплено господством власти учителя. Ученик остался подневольным субъектом процесса обучения. В последние годы педагоги стараются повернуться лицом к ученику, внедряя личностно-ориентированное, гуманно-личностное и прочее обучение. Но самая главная беда в том, что теряет притягательность сам процесс познания. Увеличивается число дошколят не желающих идти в школу. Снизилась положительная мотивация учения, у детей уже нет и признаков любопытства, интереса, удивления, хотения – они совсем не задают вопросов.
Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии.
Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы, В этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного педагога. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
-развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-разноуровневое обучение;
-коллективную систему обучения;
-технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
-исследовательские методы в обучении;
-проектные методы обучения;
-технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии и др.
В начальной школе используются все педагогические технологии, даже несколько за один урок . Я работаю по теме: « Проектная деятельность в начальной школе на уроках и внеурочное время»
Меня заинтересовало: а возможно ли в современной начальной школе развить проектное мышление у учащихся? Казалось это вполне реально. И осуществимо это с помощью особо вида деятельности – ПРОЕКТНОЙ (ПД).
Кто такой успешный человек? Это человек, который занял определенное значимое место в обществе. Для того чтобы достичь высот в какой-либо сфере деятельности нужно самостоятельно уметь определить ближнюю и дальнюю перспективу, наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировать что удалось и что нет. Такие люди обладают проектным типом мышления.
Я решила этим заняться еще потому, что данная проблема:
1) отвечает современным требованиям времени,
2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,
3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,
4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,
5) вызвала у меня самой большой интерес.
Я использую ПД в урочной, во внеклассной и домашней работе.
Работу по внедрению ПД я разбила на 3 этапа.
1 ЭТАП:
Проектно-творческая деятельность учащихся. Именно ТД учащихся является пропедевтикой ПД.
На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. По математике анализируют и придумывают задания для одноклассников. Самостоятельно подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме («Ребята, понравился вам сегодняшний урок? Хотели бы вы продолжить разговор на эту тему?»). Узнают с помощью книг, журналов новые сведения и представляют их одноклассникам в виде сообщений, макетов.
Творческие задания они выполняют и на уроках чтения. В ходе декады литературного чтения ученики выступают в роли авторов, издателей, художников и др. специалистов книжного дела (книжки-самоделки, блокнот, мини сборники)..
Такие виды творчества готовят учеников к основным этапам ПД
(по Андриянову П.Н.)
ЭТАПЫ | РЕЗУЛЬТАТЫ |
1.Обоснование, осознание и принятие идеи (погружение в проект). | Осмысленная и принятая идея, задача, проблема. |
2.Технологическая разработка идеи. | Доведение идеи до возможности ее практической реализации. |
3. Практическая работа над идеей. | Практическая реализация идеи. |
4. Опробование проекта в работе, представление своей идеи, самооценка своей работы | Анализ решения творческой задачи и рефлексия деятельности. |
КАК же строится работа на данном этапе? Сделаем это на примере творческого задания по математике.
1. – Ребята, а хотели бы вы сами составить задачу по математике? (Да)
- А зачем вам это нужно? (Это интересно. Задачу сможет попробовать решить одноклассники или мама. Можем сделать целый сборник из придуманных нами интересных задач…)
2. – А вы знаете как строится задача?, из каких частей она состоит? (Да.)
- Что вам нужно для составления своей задачи? (Знать, как построена задача, лист бумаги, ручка, карандаши)
3. – Я предлагаю вам дома придумать и записать свою задачу. Можно воспользоваться знаниями, которые вы получили, решая задачи на сегодняшнем и предыдущем уроках.
4. После того как ученики на следующий день сдали свои творческие работы, я делаю совместную рефлексию индивидуально с создателем задачи, и фиксирую ошибки, затем ребята «защищают» свои работы.
В силу психологических особенностей детей данного возраста, их уровня знаний творческие работы носят индивидуальную форму выполнения с непосредственным участием родителей, но также присутствует и групповая форма работы.
Важным фактором на 1 этапе ПД является работа с родителями. Поэтому я провожу специальное родительское собрание и консультации, на которых знакомлю мам и пап с особенностями ПД.
2 ЭТАП.
На 2-ом этапе появляются первые проектные работы с использованием компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские задания по математике, литературному чтению, окружающему миру, технологии. Погружение в проект происходит во время учебного процесса, а практическое выполнение – дома при участии родителей.
Так же с учениками создаем презентации по материалам пройденных уроков и внеклассных мероприятий.
Так презентации « В мире моды», « Как появились цифры» совместила в себе как воспитательный, так и учебный процесс. В это время у нас проходила «Неделя Начальной школы» и ребята с удовольствием приносили дополнительный материал. Ребята сумели отобрать нужное и представить его перед одноклассниками, после того как мы с воспитателем его скомпоновали в презентацию.
Такое взаимодействие учебно-воспитательного процесса, взаимодействия учитель – воспитатель –ученик - родитель дает очень хорошие результаты: учебный процесс усваивается легко и в полной мере, дети заинтересованы в получении новых знаний. При этом между учителем и родителем устанавливается тесное взаимодействие и взаимоучастие в обучении и воспитании ученика.
На этом этапе появляется парная форма работы, в которой дети учатся учитывать интересы своего соавтора, находить компромиссы в спорных вопросах. Так была проведена проектная работа по сказкам. На внеурочной деятельности « Закулисье» были созданы проекты по сказкам « Колобок», « Теремок». Ученики провели исследовательскую работу, подготовили минипроектные работы. Затем попробовали сочинить свои сказки. А в дальнейшем их работа вылилась в театрализованные проекты.
2 этап завершается проектными работами, выполненными на свободную тему, представленными как в виде докладов, макетов, так и с использованием компьютерных презентаций.
3 ЭТАП.
На 3 этапе ПД акцент делается на использование компьютерных технологий. Ребята самостоятельно и с помощью родителей учатся создавать небольшие творческие работы, которые в дальнейшем будут включены в проектные работы. Здесь присутствуют все формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Итоговой работой являются выступления на школьных конкурсах, открытых мероприятий.
Какова же роль учителя в ПД?
Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.
Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.
Правила, по которым нужно строить свою работу в ПД:
- Подходить творчески к любому проекту моего ученика.
- Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.
- Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.
- Избегать прямых инструкций (на 2 и 3 этапах).
- В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.
- Тесно сотрудничать с родителями.
- При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успеха, чем 1 раз раскритиковать.
Технология работы
Для успешной организации работы над проектами я изучила темы проектов, которые предлагались обучающимся в 1 классе. Конечно, без помощи родителей обучающиеся не смогли бы справиться с поставленными перед ними задачами. Да и Стандартом, определено, через знаково – символическую систему, что работа над проектом строится совместно с взрослыми. Поэтому свою работу начала с проведения родительского собрания, на котором рассказала родителям о целях и задачах проектной деятельности, совместно с родителями рассмотрели темы проектов предлагаемые обучающимся в учебном году по предметам. Первоначальные требования работы над проектом в 1 классе были определены мною как: выполнение работы на листе А-4, с подборкой нескольких фотографий или рисунков и описанием в 5-7 предложений, изготовление книжек – малышек.
На уроках совместно с детьми определялись темы для проектов, наглядный материал в виде фотографий, которые они могут поместить в проект, объем работы, который выполнит ребенок, а что помогут ему сделать родители.
Созданы проекты: «Загадки», « В стране Светофории», « Новогодняя открытка», « Пословицы», « Домашние и дикие животные», « Времена года и их особенности», проектно – исследовательская работа
« Здравствуйте, здоровые зубки!»
Во 2 классе дети увлеклись созданием проектов, они сами определяют объем и тему информации, количество фотоматериалов, форму создания проекта. Проекты обучающихся содержат больший объем информации. Для защиты проектов обучающиеся готовят презентации. Считаю, что такая постепенная работа позволит обучающимся подготовиться к работе над исследовательскими работами, что подготовит их к работе по ФГОС основной школы.
Во 2 классе мною велась подготовительная работа к проектной деятельности. Она заключалась в использовании групповой формы организации учебного процесса.
Работа в парах социализирует ребенка, учит целенаправленно выстраивать партнерские взаимоотношения между учащимися, вести диалог, развивает коммуникативные свойства личности, способствует росту познавательного интереса у обучающихся и качества знаний.
Во 2 классе были первые пробы учащихся в проектной деятельности. В течение года были реализованы следующие проекты:
« Животные леса!» (творческий проект), « Мой дом», «Подари мне платок» ( коллективный проект внеклассного мероприятия)
Работа над данными проектами должна была привлечь родителей учащихся к выполнению школьного семейного задания. В данных проектах выразили желание участвовать небольшое количество учащихся:
проект - « Животные леса!» - 90%
проект - «Подари мне платок » - 75%
проект « Строим дом» - 80%
Не смотря на это, первые шаги в проектной деятельности учащихся имели большие положительные результаты:
- дети выполняли работу вместе с родителями
- работали с дополнительной литературой
- проявили себя в оформлении окончательного продукта (сообщение)
- получили первый опыт публичного выступления с собственной работой
В процессе работы я пришла к выводу, что использование метода проекта наиболее целесообразно в 3-4 классах. В таком возрасте учащиеся более осознанно подходят к выбору темы проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность. Они уже умеют самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в мышление.
В 3 классе под моим руководством были созданы и реализованы следующие проектно – исследовательские работы:
«Из истории цифр» - Ткаченко Владислав
«Я и мода» - Юрченко Анна
« История праздника Новый год!» - Кулакова Екатерина
Проекты – книжки – малышки практически по темам окружающего мира – 80%
Проекты (презентации) по литературе – автобиография авторов -65%
Коллективный творческий проект « В царстве грибов» -100%
С каждым годом количество желающих принять участие в проектной деятельности увеличивается . В течение 2012-2013 учебного года (4 класс) приняли участие в проектах 100% учащихся. Презентации работ первых групп дали сильный толчок для остальных учащихся: работа в группах, самостоятельный поиск информации, красочное и разнообразное оформление газет, публичное выступление очень понравилось всем учащимся. Из общего числа учащихся выделилась группа детей, принявшая участие в наибольшем количестве проектов.
Изменилась социальная роль этих детей в проектной деятельности: из просто участника они перешли в статус лидера группы. Лидеры сами контролируют работу членов своей группы, помогают в поиске необходимой информации, в оформлении найденной информации. Это большая помощь для учителя.
В 4 классе практически к каждому уроку по окружающему миру, литературному чтению учащиеся готовили презентации по различным темам. Особенно интересно и увлекательно проходили уроки технологии, где ребята представляли свои работы - проекты по изготовлению поделок.
В 4 классе после презентации окончательного продукта коллективную оценку дает весь класс, высказывая свое мнение, а каждый участник проекта анализирует свою работу, по плану , отвечая на следующие вопросы
САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
учащегося 4 класса ________________________________
1. Тема проекта ________________________________________________
2. Участники проекта ___________________________________________
3. Распределение ролей:__________________________________________
4. Что я использовал в работе?
информация____________________________________________________
инструменты___________________________________________________
5. Чему я научился? _____________________________________________
6. Что было наиболее интересным? _______________________________
7. Что было самым сложным? _________________________________
8. К кому обращался за помощью? ________________________________
Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее над проектом не может считаться завершенной. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (завучи, учителя, родители). Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребёнка, а ещё хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.
В 4 классе Юрченко Анна на открытом мероприятии
«Путешествие Лучика» защитила исследовательско – проектную работу « Река – Кума»
При проведении открытого урока – исследования по русскому языку учащиеся представляли свои работы по теме «Инфинитив».
Все проекты выполненные обучающимися вкладываются в портфолио.
Анализируя свою работу по организации проектной деятельности, понимаю, что обучающиеся могут решать практические задачи, ищут под конкретную задачу свои средства.
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
В 2013 уч. году я веду внеурочную работу « Закулисье», где учащиеся 1 –х классов создают свои первые проекты к русским народным сказкам. Проведен урок – проект
« Жизнь лесных зверей зимой», кл.час « Здравствуйте, здоровые зубки».
В начальной школе, каждый учитель работает над проектами. Второй год мы проводим день защиты проектов, где ребята защищают подготовленные проекты. На таких защитах присутствуют родители, учителя. Нельзя, чтобы эти работы учащихся «пылились на полках», мы стараемся использовать материал презентаций на различных уроках , классных часах .очень хорошо, было бы собрать сборник проектных работ учащихся начальных классов.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»
Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...
Взаимосвязь педагогических технологий и педагогического мастерства
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Но педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровен...
Публичное представление инновационного педагогического опыта "Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников"
В опыте представлены разные виды работ с учащимися...
Выступление на педагогическом совете по теме "Ведущие педагогические технологии современности"
Доклад на педсовете....
Современные педагогические технологии как средство развития педагогической компетентности.
Значение применения современных педагогических технологий для результативности учебного процесса....
Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.
Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...
"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»
Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...