Основные вопросы организации проектно - исследовательской деятельности младших школьников.
методическая разработка по теме
Работа направлена на создание системы деятельности в ходе реализации, которой осуществляется проявление и развитие творческих, познавательных способностей и интересов обучающихся; моделирование образовательной среды, таким образом, в условиях, которой происходит творческая самореализация личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
…не мыслям он (учитель) должен учить, а мыслить;
слушателя нужно не вести за руку, а им руководить,
если хотят, чтобы в будущем он был способен идти самостоятельно.
Кант И.
Пояснительная записка.
Аналитическое обоснование.
Мотивация – это довольно общее, широкое понятие. В настоящее время как психическое явление оно трактуется по-разному. В современной психологии слово «мотивация» используется в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят: потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как:
- мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
- через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;
- через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному
предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
- через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить
качественные показатели познавательных процессов.
Обращение к проблеме формирования учебной мотивации обусловлено и субъективными причинами. Традиционная диагностика детей, определяющая уровень адаптации первоклассников к школе показала:
- у 79% учащихся учебная мотивация находится на стадии формирования (т.е. преобладают игровые моменты);
- у 5% учащихся учебная мотивация не сформирована;
- у 16% учащихся учебная мотивация сформирована.
Таким образом, у большей части детей (84%), поступивших в школу, отсутствует учебная мотивация.
Практическое значение пособия.
Практическое значение исследования данной проблемы определяется, в первую очередь, необходимостью поисков путей и средств формирования адекватных устойчивых мотивов учения у учащихся. Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося. Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Для формирования положительной, устойчивой, внутренне значимой учебной мотивации педагоги используют возможности не только урочной, но и внеурочной деятельности. Внеучебная деятельность направлена на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время. Наряду с олимпиадами, интеллектуальными марафонами, конкурсами всё большую популярность в современной школе приобретает проектно – исследовательская работа учащихся младших классов, за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности.
Цели и задачи проекта в обучении.
Основной целью использования методов проектов в обучении является возможность в овладении учащимися коммуникативной компетенцией, т.е. практическому овладению понятий в той или иной области знания.
В понятие коммуникативной компетенции входят:
- речевая компетенция – создание возможности проявления коммуникативных умений высокого уровня во всех видах речевой деятельности: говорение, письме, чтение, переводе в пределах определённой темы;
- лингвистическая компетенция – овладение учащимся лексикой по теме в качестве необходимой основы для формирования речевого умения;
- методическая компетенция – проявляется в умении самостоятельно работать со справочной литературой, самостоятельно приобретать необходимую информацию по разным отраслям знаний;
- социокультурная компетенция – приобретение знаний о культуре стран изучаемого языка.
Кроме того, проектное обучение способствует:
- повышение личной уверенности учащихся;
- развивает «командный дух», развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;
- обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;
- развивает у учащихся исследовательские умения.
Роль учителя в проектной деятельности.
Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребёнку.
Меняется и психологический климат в классном коллективе. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. Это и есть подлинное сотрудничество.
В работе над проектом учитель:
- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
- сам является источником;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Роль ученика в проектной деятельности.
Проектная деятельность учащихся – одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлечённым в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружён в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.
Этапы работы над проектом.
- постановка цели;
- выявления проблемы, противоречия, формулировка задач;
- обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;
- самообразование при помощи учителя;
- продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;
- исследование: решение отдельных задач, компоновка;
- обобщение результатов, выводы;
- анализ успехов и ошибок, коррекция.
Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа учителя и ученика.
Основные подходы к организации исследовательской деятельности.
На основе теоретического анализа и обобщения различных подходов к организации исследовательской деятельности в современной начальной школе выявлена возможность взаимодополнения личностного, ситуационного и задачного подходов.
С позиции личностного подхода в качестве ведущего ориентира и главного критерия успешности организации исследовательской деятельности выступает обогащение исследовательского опыта школьников. Основная задача учителя при этом будет состоять не только в том, чтобы планировать общую, единую и обязательную для всех линию обогащения исследовательского опыта, а в том, чтобы помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.
Задачный подход к организации исследовательской деятельности означает, что освоение материала происходит посредством решения исследовательских задач, предполагающих выполнение определенных действий. Основной единицей исследовательской деятельности является исследовательская задача, которая формулируется на основе материала, предъявляется школьнику в виде проблемной задачи, а ее решение строится адекватно логике исследования и предполагает определенные действия. В условиях начальной школы основной характеристикой исследовательской задачи выступает признак проблемности, выполнение же конкретных этапов исследования может протекать с большей или меньшей степенью самостоятельности для ученика. Это связано как с объективной сложностью задачи и задания, так и уровнем подготовленности ученика к выполнению операциональных действий, приемов исследовательской и проектной деятельности.
Ситуационный подход к организации деятельности предполагает управление исследовательской деятельностью как взаимодействие ее субъектов. Его суть состоит в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов. Ученическое исследование предполагает не только решение значимых для учащихся проблем, но и овладение способами решения этих проблем. При организации исследовательской деятельности необходимо создавать ситуации, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованного учителем.
Таким образом, организация исследовательской деятельности в начальной школе на основе единства личностного, ситуационного и задачного подходов предполагает:
- тщательное и систематическое изучение педагогами исследовательского опыта младших школьников и дифференциацию этого опыта по выраженности различных его составляющих (когнитивного, деятельностного, аксиологического);
- создание учебных ситуаций, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованного учителем;
- конструирование системы учебно-исследовательских задач (заданий), сориентированных на поэтапное обогащение исследовательского опыта детей.
Направления работы по организации исследовательской деятельности в 1 -4 классах.
Предлагаемое методическое пособие позволит реализовать требования Федеральных государственных стандартов в рамках Базисного учебного плана начальной школы по организации внеучебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Данное методическое пособие включения младших школьников в исследовательскую и проектную деятельность, было разработано с целью формирования положительной, устойчивой, внутренне значимой учебной мотивации обучающихся. В пособии выделены основные направления работы, в соответствии с которыми сформулированы взаимосвязанные задачи, определено содержание и формы деятельности, разработаны методические рекомендации.
Работа в рамках данного методического пособия предполагает поэтапное обогащение исследовательского опыта младшего школьника:
- выделение этапов обогащения опыта младших школьников с учетом возрастных особенностей и специфики начальной школы;
- определение совокупности задач, способов и форм организации исследовательской и проектной деятельности;
- распределение задач, способов и форм организации исследовательской и проектной деятельности по времени в соответствии с продолжительностью каждого этапа;
- определение предполагаемых результатов деятельности;
- отбор содержания и составление исследовательских задач и заданий.
Методы, приёмы и формы организации работы в ходе реализации этапов.
В целях совершенствования знаний, умений и навыков используются различные методы и приёмы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, активные методы обучения. Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными целями каждого занятия.
Метод работы с детьми строится в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком. Делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.
Первый этап («тренинг») соответствует 1 классу начальной школы.
Цели и задачи этапа:
- поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
- развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
- приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; обучение общению;
- формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Для решения задач используются следующие формы занятий: игровой тренинг; игры – конкурсы: «Любознайка», «Хочу всё знать», «Вопрошайка»; хочу рассказать о…; думай – решай – отгадывай; творческая работа в группах по тематическим датам; проведение предметных недель, викторин, КВН – ов, экскурсий, выставок детских работ. Форма организации работы в 1 классе в пособии представлена в виде игровой программы: «ГОРОД ДРУЖБЫ». В начальной школе регулярно используются индивидуальные и коллективные игры. Цели и задачи, реализуемые через игру:
- дидактические: расширение кругозора учащихся, формирование познавательной деятельности, применение ЗУН в практической деятельности;
- воспитывающие: воспитание воли, самостоятельности, формирование определённых нравственных позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности;
- развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений, сравнивать, сопоставлять;
- социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; обучение общению.
До детей доносится идея – город состоит из домов (каждому ребёнку выдаётся эскиз его дома). Дом крепок в том случае если построен по определённым правилам. У нас город «Дружбы», значит, основные правила будут вытекать из самого названия (понимание, уважение, забота, любовь). Эти понятия выбрали сами дети из предоставленного им списка, в котором были названы понятия, определяющие взаимоотношения людей. У каждого города есть своя символика – герб. Данные правила явились символикой города «Дружбы» и были соответственно оформлены. Каждый ребёнок определил для себя цель, к которой будет стремиться в течение года. Эта цель приняла форму девиза. Например: «Не привыкла я сидеть на месте, сложа руки. С удовольствием грызу я гранит науки». Каждый ученик написал свой девиз рядом с домиком. За участие в любом мероприятии (см. «формы занятий»), за выполнение любого задания ребёнку вручались квадратики (кирпичики), из которых он строил свой домик. За что ребёнок может получить кирпичик? Например:
- сообщение по теме;
- индивидуальное сообщение («хочу рассказать о…», «мне стало интересно и я нашёл ответ»);
- решение логических задач (из уголка думай – решай – отгадывай) индивидуально, в парах, в четвёрках;
- составление ребусов, кроссвордов;
- за выполнение творческого задания (придумать по опорным словам стихотворение, загадку; по тематическим датам и т.д.)
- выполнение моделей из различных материалов и т.п.
Задания и упражнения, предлагаемые детям на 1 этапе:
- Читаю детям неоконченный рассказ:
«Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежинки хлопьями падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги …»
Продолжи рассказ, посмотри на эту ситуацию глазами разных участников событий и сторонних наблюдателей. Распределим роли.
Ты ребёнок и просто гуляешь во дворе с друзьями.
Ты водитель грузовика, едущего по дороге.
Ты лётчик, отправляющийся в полёт.
Ты мэр города.
Ты ворона, сидящая на дереве.
Ты дерево, растущее во дворе.
- Будем смотреть на мир «другими глазами».
Представь, что ты на какое-то время стал цветком на подоконнике, столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним) и т.п. Опиши один день из этой воображаемой жизни.
- Подумай и напиши сообщение на вопрос:
- При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?
- Придумай условия, при которых будут полезны два или более из этих
предметов.
- При каких условиях эти предметы могут быть совершенно бесполезными
или даже вредны?
Письменный стол; нефтяное месторождение; игрушечный кораблик; апельсин; мобильный телефон; чайник; реактивный самолёт; букет ромашек; охотничья собака.
В ответе используй слова: может бать; предположим: допустим; возможно; что если и т.п.
- Опиши возможную причину событий.
Звонят колокола.
Трава во дворе пожелтела.
Пожарный вертолёт весь день кружил над лесом.
Друзья поссорились.
- Предположим.
- Что бы произошло?
Если воробьи стали размером с больших орлов.
Если люди стали в несколько раз меньше.
Второй этап («исследовательская практика») соответствует 2 классу начальной школы.
Цели и задачи этапа:
- приобретение учащимися новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
- развитие у учащихся умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
- поддержание исследовательской инициативы, активности и самостоятельности школьников.
Необходимо отметить, что программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрированных кругов». Пройдя круг в первом классе, учителю целесообразно вернуться к аналогичным заданиям, занятиям и во 2 классе. Формы занятий на 2 этапе: экскурсии, мини-исследования, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты. Исследовательская работа организована по группам, т.к. групповая форма работы предполагает ответственность всех членов команды друг перед другом. Требования к групповому составу: 1) количественный состав варьируется от темы исследования (в среднем от 4 до 6 человек); 2) в группу входят дети с высокой и низкой учебной мотивацией. Это позволит детей с низкой мотивацией максимально привлечь к работе. На втором этапе в большей степени внимание уделяется тем действиям, которые обеспечивают полноценную ориентацию ученика в информационном потоке, способствуют анализу, усвоению необходимой информации: прогнозированию, выделению основной мысли и опорных слов, аргументированному выражению своих мыслей. Кроме этого в ходе работы с различными текстами организуется обучение детей графической организации материала в виде таблиц, схем, чертежей.
Возможные темы мини - исследований:
- Говорят так: «Нависли густые туманы». Значит, туман можно взять в руки и потрогать. Ты согласен?»
- Что такое туман?
- В какое время года и где чаще всего можно увидеть туман?
- Сделайте вывод, ответьте на вопрос.
- Кого из сказочных героев очень заинтересовал туман? Назови автора произведения, расскажи о главном герое, выполни рисунок.
- Что произойдёт с хищником, если он поменяется зубами и конечностями с травоядными?
- Хищники – кто это? Особенности их строения.
- Травоядные – кто это? Особенности их строения.
- Сделайте вывод, ответьте на вопрос.
- Расскажи о любом понравившемся хищнике.
- Почему медведь не стал домашним животным?
- Расскажи кто такие домашние животные. Для чего они нужны.
- Расскажи о любом домашнем животном.
- Кто такие дикие животные?
- Расскажи о любом диком животном.
- Сделай вывод.
- В стране вежливости.
- Этикет и этикетка. Что это за понятия? Являются ли эти слова словами - родственниками?
- «Волшебные» слова, что это за слова? Раскрой значение слов: здравствуйте, спасибо.
- Расскажи как вести себя на празднике за столом.
- Всем кто любит ходить в кино и театр.
- Мы пассажиры.
- В стране мальчиков и пап.
- Что было бы, если отменили все правила этикета.
- На равнине можно выращивать культурные растения, возводить города, значит, горы не нужны.
- Расскажи, что такое горы.
- Узнай и расскажи о самой большой горе.
- Какую роль играют горы в жизни человека. Ответь на главный вопрос.
- Горы в творчестве писателей и композиторов.
- Ответьте на главный вопрос, сделайте вывод.
Организация работы над мини – исследованием.
На данном этапе преподаватель ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит самостоятельно найти учащемся. Работа ведётся поэтапно: 1 этап – постановка проблемы и совместное обсуждение с детьми алгоритма действий; 2 этап – индивидуальная работа учащихся над своим подпунктом темы; 3 этап – обобщение информации; 4 этап – сообщение по теме исследования.
Третий этап («практика презентаций результатов собственных исследований») соответствует 3 и 4 классу начальной школы. Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
Цели и задачи этапа:
- поддерживать стремление ребёнка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности;
- обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и
способах, осознание логики исследования;
- развивать волю, внимание, память, устную и письменную речь, обогащать духовный мир ребёнка;
- отработать навык работы в библиотеке с научной и художественной литературой, поиска информации в интернете;
- научить детей создавать компьютерную презентацию своего проекта;
- формировать у учащихся надпредметные умения к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем;
- развивать сотрудничество, коллективизм, общительность; приобщать к нормам и ценностям общества; адаптировать к условиям среды; обучать общению.
Формы и способы деятельности школьников на третьем этапе.
Особенности организация работы на третьем этапе: 3 класс – преподаватель ставит проблему, но уже метод её решения ученик ищет самостоятельно; 4 класс – постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие формы и способы деятельности школьников: мини-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских и проектных работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие.
В 3 классе целесообразно создать и познакомить детей с «Папкой исследователя» (в которой отображены все доступные методы исследования). «Папка исследователя» - это план исследования, которого будут придерживаться дети в своей работе, а так же дневник исследователя. Например, при работе над проектом «Мы приглашаем Вас на бал» «Папка исследователя» имела вид (представлен только один из подпунктов проекта, а сам проект см. ниже):
«Бальные танцы 19 века: вальс и менуэт».
- План исследования.
- Моя работа над теоретической частью (поиск информации, план выступления, оформление работы).
- Моя работа над практической частью (разучивание в паре основных танцевальных движений, работа над презентацией танца).
- Дневник исследователя.
Как я работал над проектом.
- Где и как я нашёл данную информацию.
- Какие материалы и средства использовал для написания и оформления работы.
- Кто помогал в подборе информации и при её оформлении.
- Моё отношение к проекту. Например: узнал много нового (или ничего не узнал); было ли интересно; для чего необходимо узнавать новые для себя исторические факты.
После выбора темы и получения «Папки исследователя» преподаватель ставит цель исследования, определяет его задачи. Ученики проводят исследования всеми доступными им методами. В ходе работы они должны:
- дать определения основным понятиям;
- классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
- выявить и обозначить все замеченные ими парадоксы;
- подобрать метафоры и сравнения;
- сформулировать суждения и умозаключения;
- делать выводы;
- подготовить текст выступления;
- подготовить схемы, макеты, чертежи для иллюстрации результатов исследования.
Возможные темы проектов и исследовательских работ на третьем этапе.
Информационный проект «Мы приглашаем Вас на бал»
1. Откуда бал на Русь пришёл.
2. Что такое бальный этикет? Правила поведения на балу.
3. Из истории вещей. Веер и перчатки – необходимые предметы бала.
4. Бальные танцы 19 века: вальс и менуэт.
5. В гостях модельера. Создание эскизов бальных платьев и украшений, фраков и
головных уборов.
Исследовательский проект: «Родословная моей семьи».
1. Что такое титул? Семейный герб.
2. Знаменитый семейный род.
3. Родословная моей семьи. Герб моей семьи.
Индивидуальные мини – исследования:«Тайны ажурной паутины», «Сладкое золото».
Предполагаемые результаты, критерии оценивания.
Главный результат, на который ориентировано данное пособие - это сформированность положительной, устойчивой, внутренне значимой учебной мотивации обучающихся, через организацию исследовательской и проектной деятельности. Уровень сформированности учебной мотивации преподаватель может отследить через:
- наблюдение за поведением ученика в урочное и внеурочное время, за его учебной, общественно полезной, организационной и другими видами деятельности, характером общения школьников;
- фиксацию результатов этих наблюдений в дневниках учителя, в педагогических характеристиках;
- индивидуальная беседа с учеником, предполагающая прямые и косвенные вопросы учителя о мотивах, смысле, целях учения для данного ученика;
- анкетирование, помогающее довольно быстро собрать материал об отношении школьников к учению.
Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели школьной успеваемости, посещаемости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Исследовательское поведение – один из важных источников получения ребенком представления...
Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников
Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбор...
Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...
Организация проектно - исследовательской деятельности младших школьников во внеурочной деятельности
Данное выступление было представлено на городском семинаре по теме: "Формирование исследовательских умений младших школьников на осове проектной деятельности"...
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся
laquo;Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...
Публикация "Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"
Участие в публикации материала,во Всероссийской научно-практической конференции....