выступление на Шмкг
статья (1 класс) по теме
выступление на Шмкг
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_formirovanie_universalnykh_uchebnykh_deystviy_u_pervoklassnikov.docx | 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирование универсальных учебных действий у первоклассников.
Подготовила: Е.А. Полякова
Успешный человек – кто он?
Тот, кто может мобилизовать свои внутренние ресурсы, умело привлечь ресурсы внешние и решить личностно значимую проблему. Весь вопрос в том, какая проблема значима для конкретной личности. В этой связи особое значение приобретает то, что в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации.
На сегодняшний день миссия школы состоит в том, чтобы способствовать возрождению духовно-нравственных ценностей и подготовке интеллигенции, как носителя культурных традиций России, формированию мировоззренческой целостности сознания и самосознания учащихся, осознанию гражданской ответственности за судьбу страны, ориентировать на высокие идеалы русской истории и литературы, формировать нравственную чистоту, принципиальность в отстаивании своих убеждений, толерантность, уважение к любому человеку, милосердие, культуру общения и поведения.
Мы живём и работаем в двадцать первом веке. Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Сегодня становятся всё более востребованными результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. Появились новые социальные запросы, а именно переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, требующему от подрастающего поколения как общекультурного, личностного, так и познавательного развития .
«В советском обществе был востребован работник-исполнитель.
Современное общество требует созидателя, творца.»
Исходя из этого ФГОС начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия .Авторы-разработчики концепции развития УУД рассматривают сущность данного понятия, как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле термин УУД означает» умение учиться, т. е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. А в более узком значении этот термин определяется как «совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение учебных знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса».
В составе основных видов УУД, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
- Личностные
- Регулятивные
- Познавательные
- Коммуникативные
Теперь ученики активно участвуют в каждом шаге обучения: активно принимают учебную задачу, анализируют способы её решения, выдвигают версии, определяют причины ошибок. И школа, и семья должны сформировать мотивацию к обучению. У ребёнка должен появиться личностный интерес .
Итак, личностные результаты на этапе обучения в начальной школе
«Личностные результаты
(умения самостоятельно делать выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор)»
Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация) | Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учебе) | Самоопределяться в жизненных ценностях и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность) |
В этой таблице представлены личностные результаты, которые должен достичь выпускник начальной школы. А каковы же личностные результаты первоклассника?
Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции:
- общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к труду, культуре и т.п.
- важности исполнения роли «хорошего ученика»
- важности бережного отношения к своему здоровью
- важности различения «красивого» и « некрасивого»
Постепенно понимать, что невозможно разделить людей на «хороших» и «плохих»
Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие»
Объяснять самому себе, какие собственные привычки мне нравятся и не нравятся (личные качества), что я делаю с удовольствием, а что –нет (мотивы), что у меня получается хорошо, а что нет (результаты)
Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества)
Объяснять, что связывает меня с моими близкими, друзьями, одноклассниками; с народом, Родиной; со всеми людьми; природой
Выбирать поступок на основе известных и простых, общепринятых правил поведения
Признавать свои плохие поступки
Регулятивные УУД
(умения организовывать свою деятельность)
Определять и формулировать цель деятельности Составлять план действий по решению проблемы (задачи) | Осуществлять действия по реализации плана | Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его |
Умения первоклассника.
Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя
Проговаривать последовательность действий на уроке
Учиться высказывать свое предположение (версию)
Учиться работать по предложенному плану
Учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного
Познавательные УУД
(умения результативно мыслить и работать с информацией)
Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний, делать предварительный отбор источников информации для поисков знаний, добывать новые знания разными способами | Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта | Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму |
Познавательные УУД первоклассника
Отличать новое от уже известного с помощью учителя
Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре)
Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Делать выводы в результате совместной работы всего класса
Сравнивать и группировать предметы
Находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака
Называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности
Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их темы
Коммуникативные УУД
(умения общаться, взаимодействовать с людьми)
Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи | Понимать другие позиции (взгляды, интересы) | Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща |
Коммуникативные УУД первоклассника
Оформлять свою мысль в речи (на уровне одного предложения или небольшого текста)
Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент
Вступать в беседу на уроке и в жизни
Слушать и понимать речь других
Выразительно читать и пересказывать текст
Совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Основой развития коммуникативных умений является систематическое использование на уроках трёх видов диалога:
Учитель------------- ученик ( диалог в большой группе)
Ученик ------------- ученики ( диалог в небольшой группе)
Ученик ------------ ученик ( диалог в паре)
Критериями оценки сформированности УУД учащихся являются: соответствие психолого-возрастным нормативным требованиям, которые формулируются для каждого вида УУД с учётом определённой стадии их развития;
Соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.
В заключении, надо сказать, что средством формирования УУД служит технология проблемно-диалогического обучения. Учитель на уроке – режиссёр, а не докладчик. Этап объяснения нового сменился на этап «открытия нового знания» самим учеником. Репродуктивные вопросы – на продуктивные задания - получение своего собственного продукта – вывода, оценки.
К каким результатам мы придем – покажет время.
Но мы очень надеемся, что наш выпускник:
- осознает смысл учения и поймет личную ответственность за будущий результат
- будет сформирована учебная мотивация и развиты мотивы достижения и социального признания
- сформирована адекватная самооценка
- будет видеть свои сильные и слабые стороны и будет понимать, кто он в этом мире и чем ему хотелось бы заниматься
- знающий основные моральные нормы
- умеющий делать нравственный выбор и давать моральную оценку поступкам и событиям
- сформирован целостный образ мира, уважение к культуре и истории, к себе, людям и окружающему миру.
Кто-то из мудрых сказал, что народ, !!! который думает на один год вперёд - выращивает хлеб, народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад, народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.
Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...
Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.
Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....
Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».
Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности, дает более качественные результаты, если неотрывно связан...
Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.
Выступление на городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...
Выступление на педагогическом совете: "Проблемы преемственности обучения между начальным и основным общим уровнями образования", тема выступления: « Причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в период адаптации»
В своём выступлении я остановилась на том, как предотвратить причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в адаптационный период....
Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)
Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....