Технология деятельностного метода и её реализация на уроках в начальной школе
статья (2 класс) по теме

Банникова Нина Валентиновна

Материал посвящен теме по воплощению идей ФГОС в педагогическую практику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ДОКЛАД

«Технология деятельностного метода

и её реализация  на уроках в начальной школе»

        

Выполнил:

Банникова Н.В.

учитель начальных классов,

МБОУ Спасская СОШ

2014 год

            Жизнь находится в постоянном движении, в мире все изменяется. Меняемся так же и мы люди. Но быстрее, чем мы изменяются наши дети. И, что бы наши дети не оторвались, не отстали от реальности, школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества.  На мой взгляд, новые современные   образовательные стандарты четко обозначили тенденции к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования.

          Всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Поэтому важнейшим компонентом стандартов второго поколения являются универсальные учебные действия, которые обеспечивают формирование ключевых компетенций учащихся. Именно УУД обеспечивают универсальность образования, и позволяет ученику использовать их творчески, в незнакомой ситуации, в реальной действительности.  

        Надо особо выделить метапредметные требования к результатам обучения, включающие освоение обучающимися универсальных учебных действий: познавательные, регулятивные, коммуникативные. Именно эти требования составляют основу умения учиться.

       Одной из приоритетных функций обучения, является развивающее обучение.  В любом варианте развивающего обучения лежит деятельностный подход.   Если кратко сформулировать идею деятельностного подхода, то получится примерно следующее: успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько, он, ребенок, стал субъектом собственной учебной деятельности, научился эту деятельность самостоятельно планировать и реализовывать.

       Сейчас идет этап воплощения идей образовательных стандартов в педагогическую деятельность. Наша школа уже третий год работает в этом направлении. Начнем с того, что все учебно-методические комплекты начальной школы, а это УМК «Планета знаний» и УМК «Начальная школа 21 века», на первое место ставят становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной,  но и  в совместной, коллективной деятельности. Я предлагаю вам рассмотреть технологию деятельностного метода в образовательной системе «Планета знаний». В данной программе построена новая модель обучения, которая: во-первых, является системой развивающего обучения, готовящей школьника нового типа- внутренне свободного, умеющего творчески относиться к действительности, способного принимать самостоятельные решения; во-вторых, программа доступна массовой школе;  в-третьих, программа разработана именно, как целостная система- от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы контроля и мониторинга результатов обучения; в- четвертых,- это система целостного и непрерывного образования.                      Требование реализации технологии деятельностного метода осуществляется путем создания проблемных ситуаций и, как следствие - необходимости проблемного диалога. Я использую его на уроках различной целевой направленности, но в большей мере на уроках «открытия» нового знания. Такие уроки проводятся при изучении нового материала.

               Например, на уроке окружающего мира во 2 классе по теме «Голубая планета Земля» предлагаю детям отправиться в путешествие на неизведанную планету. Учащиеся, в начале путешествия, получают маршрутные листы, которые они должны запомнить в ходе урока. Источниками информации являются: рассказ учителя, выступления учащихся, презентативное представление информации. Маршрутный лист  содержит в себе такие «станции», как:

  • место в Солнечной системе;
  • форма и размер;
  • почему «голубая»
  • планеты «соседи»
  • как древние люди представляли эту планету;
  • устройство планеты;
  • жизнь на планете.

    Заполняя листы, дети приходят к выводу, что они побывали на планете Земля.

    Важно, что в процессе такой работы на уроке происходит достижение подлинного понимания материала, ибо нельзя не понимать того, до чего додумался сам.

     Аналогичную работу я провожу на уроках математики и русского языка. Так на уроке математики при работе над темой «Взаимосвязь сложения и вычитания» используется мотивирующий прием постановки учебной проблемы - «актуальность».

    На доске дано несколько примеров на вычитание.  Прошу  выполнить следующее задание:

- За 5 секунд (время берется короткое, ограниченное) найти правильно решенный пример.

- Почему сразу не можем дать ответ?

    Следует диалог, в котором учащиеся выдвигают предположения. Исходя из них, делают вывод, который послужит ответом на вопрос учителя:

- Назовите тему урока.

     Интересная исследовательская работа была проведена по теме «Геометрический материал». Учитель просит определить разницу между прямой, лучом, отрезком. Вопрос довольно трудный и здесь целесообразно организовать работу в группах. Учащиеся размышляют и дают  ответы на интуитивном уровне. Учитель лишь помогает сформулировать ответы и уточнить их. И опять мы наблюдаем процесс не теоретического изыскания, а понимание. Учитель ведет диалог с помощью постановки проблемы:

- Какая разница между прямой, лучом и отрезком?

- Что общего у прямой, луча и отрезка?

     И мы видим, что во всех ситуациях учитель не передает детям информацию в готовом виде, а стремится быть организатором познавательной деятельности ученика.

                 На своих уроках я отдаю приоритет творческим, исследовательским, продуктивным, проектным и информационным технологиям.  Одними из актуальных технологий нашего времени я считаю не только технологию проблемного диалога, но и технологию продуктивного чтения. Работа  по ФГОС в курсе литературного чтения имеет главную цель «воспитание потребности в чтении» и формирование читательской компетенции.

             Читательская компетенция учащихся начальной школы - это сформированная у детей способность к целенаправленному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после чтения.

                На моих уроках развитие читательской компетентности происходит через организацию литературного чтения, литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации.

         Как же происходит организация современного урока литературного чтения в свете требований образовательных стандартов.

         На уроке применяется технология продуктивного чтения. При знакомстве с новым художественным произведением учитель не готовит к восприятию текста, например: «Сейчас я расскажу вам о писателе» или «Сегодня мы узнаем о …». Это осталось приоритетом традиционного урока. В современном уроке учащиеся сами прогнозируют содержание текста художественного произведения: «Предположите, о чем этот текст, по его названию …Обратите внимание на иллюстрацию. Подтверждает ли она это?»

        Так же используется прием «Чтение с остановками»

Данный прием содержит все стадии технологии продуктивного чтения:

1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.   Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

      И здесь уже возникает мотивация к чтению. Если в традиционном уроке учитель сам читал текст, учащиеся же оставались пассивными слушателями, то на уроках по технологии продуктивного чтения ведется диалог с автором: задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. В результате таких действий возникает читательская интерпретация. То есть, происходит как бы диалог читателя-школьника с художественным произведением, автором и собственной личностью. После чтения происходит беседа и уточнение позиции автора. И опять обращаясь к метапредметным результатам освоения программы надо сказать, что авторы учебника «Литературное чтение»  по УМК «Планета знаний», учитывая инновационные тенденции, обозначенные в рамках образовательных стандартов, способствуют в полной мере освоению познавательных универсальных действий. Каждое произведение имеет задание по формированию умения находить информацию. Учебник содержит толковый словарь. Например, знакомство с рассказом И.С. Соколова - Микитова «Вертушинка» начинается с определения значения слов: берестяной, затон. При ознакомлении с произведением А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» необходимо объяснить значение слов: очаг, лучина, шарманка. И тут же дается предложение выполнить задание с помощью толкового словаря. Такие задания дают ученикам получить возможность самостоятельно организовывать  поиск информации. Системность таких заданий позволила учащимся, в довольно короткий промежуток времени, с легкостью работать со словарем, дети совершенно не испытывают затруднений в поиске нужной информации на уроке.

             При работе над художественным произведением очень много вопросов, которые начинаются словами: «Как ты думаешь…?» «Какие чувства ты испытывал…?» «Что, по –твоему, чувствовал писатель…?» «Подумай…» «Как ты понимаешь…?» «Как ты относишься…?» Такие задания помогают освоить еще один вид планируемых результатов универсальных учебных действий - личностные.

              Важно сказать о том, что  личностно-ориентированные педагогические технологии  получили широкое распространение в нашей работе. Я и мои коллеги уходим от фронтальной формы работы на уроке.   Чаще организуем  групповую, индивидуальную работу с учащимися, работу в парах. Важно то, что современные учебники, соответствующие ФГОС, включают в себя задания для работы в парах. Задания часто содержат рекомендации: «Договорись с товарищем…» «Посоветуйся с товарищем…». Такая работа формирует у ребенка умение высказывать свое мнение, сотрудничать с одноклассниками.

                 Так же надо выделить то, что образовательный процесс в   нашей  школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребенка и формирование способности учащихся к самообразованию. И здесь надо осознать важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения. Научить, дать возможность работать самостоятельно - это значит подготовить ребенка к самообразованию, самоконтролю, сформировать умение планировать, анализировать, делать обобщения.   В современном уроке большая часть времени посвящена самостоятельной работе учащихся.  

            Говоря о ведущей роли деятельностного подхода,   хочется уделить особое внимание методу проектов. В начальной школе проектная деятельность имеет свою специфику. Я преподаю во 2 классе, а так как в силу своих возрастных особенностей учащиеся 1-2 классов не могут осуществлять проектную деятельность, поэтому мы ведем подготовку к этому виду работы.   Для выполнения проектов мы выбрали следующие предметы: математика, литературное чтение, окружающий мир.

      Мы рассматриваем эту деятельность как совместно учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность, в которой учащиеся являются партнерами, т.к. их деятельность направлена на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы.  У нас есть проекты, выполнение которых было рассчитано на несколько недель. Это проект по математике «Мое любимое число» и проект по литературному чтению «Азбука - к мудрости ступенька». А вот проект по окружающему миру «Моя школа» выполняется  за один урок.

              Работу над проектом мы начинаем  с работы над темой, в процессе которой происходит сбор информации детьми. Дети сами выбирают, чем именно они будут заниматься в рамках данной темы. Здесь важно обратить внимание на то, что учитель совместно планирует работу каждого дня. Важное условие проектной деятельности то, что работа должна быть доведена до успешного завершения  и оставить у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Результатом наших проектов, выполненных в 1 и 2 классе, явились рисунки, книжечки, модели и внеклассные мероприятия в форме интеллектуальных игр, викторин, конкурсных программ.  

            Подводя итог всему сказанному, я считаю, что применение деятельностного метода обучения обеспечивает воплощение идей Федеральных стандартов  в педагогическую деятельность и обеспечивает выполнения социального заказа, отраженного в положениях Закона РФ «Об образовании».

            И.Гете писал «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие - самая трудная вещь на свете». Потому цель школы  не в том, что бы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их в жизни, в работе, в любых ситуациях.

Литература

1.Давыдов В.В.  Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.

2.Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с.: ил. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023809-0.

3.Мельникова Е.Л., Технология проблемного обучения //Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации.- Вып.3.-М.: Баласс, 1999. – с. 85-93

4.Песняева Н.А.   Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников / Н. А. Песняева// Методист. - 2010. - № 4. - С. 61-67.

5.Сухов. В.П. «Инновационное обучение в школе — системно-деятельностный подход», Москва. 2008 г.

6.Башмаков М.И. Обучение во 2 классе по учебнику «Математика» М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой: программа, методические рекомендации, поурочные разработки/М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова.- М.: Астрель, 2012.-(Планета знаний).

7.Кац Э.Э. Обучение во 2-м классе по учебнику «Литературное чтение»: программа, тематическое планирование, методические рекомендации/ Э.Э. Кац.-М.: Астрель, 2012.-(Планета знаний)

8.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование здоровьесберегающей технологии по методу В.Ф. Базарного на уроках в начальной школе"

Данный мастер-класс был проведен для слушателей педагогических работников общеобразовательных учреждений Белгородской области....

«Технология деятельностного метода и её реализация на уроках в начальной школе»

Работа содержит теоретический материал и бощение личного опыта по деятельностному методу...

технология деятельностного метода и ее реализация на уроках в начальной школе

Успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он, ребенок, стал субъектом собственной учебной деятельности, научился эту деятельность самостоятельно планировать и реализовывать. Принцип д...

Доклад " Технология деятельностного метода, как основа реализации ценностной модели современного воспитательного процесса в школе"

Ознакомить учителей с педагогической технологией - ТДМ  как  одной из ведущих технологий обучения  при реализации ФГОС НОО....

«Технология деятельностного метода и её реализация на уроках в начальной школе»

В данной работе я поделилась опытом реализации в образовательном процессе метода Л.Г.Петерсон....

«Технология деятельностного метода и её реализация на уроках в начальной школе»

Обобщение опыта реализации в образовательном процессе метода Л.Г.Петерсон....

«Технология деятельностного метода и её реализация на уроках ИЗО в средней школе»

Приводится материал по технологии деятельностного метода и её реализации на уроках ИЗО в средней школе....