ДЕЛЮСЬ! Материал с курсов
статья по теме
Предварительный просмотр:
Учет индивидуальных особенностей восприятия детей
в процессе выполнения домашних заданий
Известно, что эффективным является то обучение, при котором осуществлялся дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные особенности школьников.
В соответствии с идеями нейролингвистического программирования все люди по способам восприятия информации делятся на три группы:
- аудиалы - люди, для сознания которых преимущественное значение имеет информация, полученная на слух;
- визуалы - люди, для сознания которых преимущественное значение имеет зрительная информация;
- кинестетики - люди, для сознания которых преимущественное значение имеют ощущения тела, движения, запах, вкус и т.д.
Чтобы лучше представить себе эти типы людей в школе, дадим их краткую характеристику (Гобова Е.С. «Понимать детей дело интересное» (М.: Аграф, 1997)).
Визуал | Аудиал | Кинестетик |
|
|
|
Для того чтобы выделить этих детей в классе, можно использовать беседы с родителями и детьми; анализировать специально проведенные тесты - опросники родителей, вести наблюдения за детьми.
При составлении теста – опросника для родителей можно использовать рекомендации, предложенные М. Гриндером «НЛП в педагогике» (М., 1993). В тест включены вопросы, соответствующие характеристике типов.
Тест – опросник для родителей
- Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок?
- Как он устанавливает контакт с другими детьми во дворе?
- Как он ведет себя, когда приходят гости?
- Как он играет с животными?
- Разборчив ли в еде, в одежде?
- Как он переживает неудачу?
- Как он просит?
- Что он рассказывает о своей школьной жизни?
- Какие уроки он делает неохотнее всего?
- Как он обычно засыпает?
- Любит ли он рисовать?
- Какие идеи и фантазии приходят ему в голову?
В результате наблюдений за детьми на уроке и во время перемены можно увидеть особенности детей к восприятию информации:
- при записи домашнего задания визуал спишет с доски, аудиал переспросит у учителя или товарища, кинестетик – откроет учебник и найдет задание;
- на перемене визуал предпочитает спокойствие и тишину, стоит у окна или стены, рисует или занимается игрушками; аудиал проводит перемену в разговорах, для кинкстетика перемена – это возможность размяться, подвигаться;
- кто как говорит: визуал говорит о том, что видит, используя обороты: «представьте», «посмотрите» и др., упоминает цвета, говорит достаточно быстро, с повышенной интонацией; аудиал рассказывает занятные истории, используя слова «поймите», «послушайте», говорит громко; кинестетик на уроке говорит очень тихо, медленно, с трудом подбирая слова, на перемене же все наоборот, любимый ответ: «Я не знаю».
Рассмотрим дифференцированные домашние задания, учитывающие индивидуальные особенности восприятия детей.
Дифференциация заключается в том, что задания предлагаются в различной форме, каждая из которых соответствует ведущему каналу восприятия той или иной группы детей.
Домашнее задание
на закрепление правила о перестановке слагаемых
Аудиалам.
Попроси маму прочитать тебе равенства. Запиши равенства с одинаковыми результатами в один столбик. Чем похожи эти равенства? Чем отличаются? Расскажи маме правило о перестановке слагаемых.
5+2=7 6+3=9 3+1=4 8+2=10 4+2=6
2+4=6 2+8=10 2+5=7 1+3=4 3+6=9
Комментарий. Восприятие задания происходит в ведущей модальности этой группы детей (аудиальной), так как задается на слух. Запись равенства и их сравнение предполагает перевод информации из аудиальной в кинестическую (записывание) и визуальную (сравнение записей).
Визуалам.
Выбери равенства с одинаковыми результатами. Выпиши их парами. Чем похожи пары, чем отличаются? Запиши правило о перестановке слагаемых.
5+2=7 6+3=9 3+1=4 8+2=10 4+2=6
2+4=6 2+8=10 2+5=7 1+3=4 3+6=9
Комментарий. Детям с ведущей визуальной модальностью предполагается задание в виде записи. В процессе его выполнения происходит перевод информации в аудиальную (объяснение своего выбора) и кинестическую (произведение записи).
Кинестетикам.
Нарисуй 5 кружков, а затем еще 2. Пересчитай их. Запиши равенство. Нарисуй 2 кружочка, а затем еще 5. Ты нарисовал столько же фигур, сколько и в первом случае? Пересчитай. Запиши равенство.
Нарисуй 6 кружков, а затем еще 3. Пересчитай их. Запиши равенство. Нарисуй 3 кружочка, а затем еще 6. Ты нарисовал столько же фигур, сколько и в первом случае? Пересчитай. Запиши равенство.
Нарисуй 3 кружка, а затем еще 1. Пересчитай их. Запиши равенство. Нарисуй 1 кружочек, а затем еще 3. Ты нарисовал столько же фигур, сколько и в первом случае? Пересчитай. Запиши равенство.
Нарисуй 8 кружков, а затем еще 2. Пересчитай их. Запиши равенство. Нарисуй 2 кружочка, а затем еще 8. Ты нарисовал столько же фигур, сколько и в первом случае? Пересчитай их. Запиши равенство.
Нарисуй 4 кружка, а затем еще 2. Пересчитай их. Запиши равенство. Нарисуй 2 кружочка, а затем еще 4. Ты нарисовал столько же фигур, сколько и в первом случае? Пересчитай их. Запиши равенство.
Комментарий. Задание для детей с кинестетической направленностью предлагается в их ведущей модальности. Выполнение задания подразумевает перевод кинестетической информации в аудиальную (объяснение) и визуальную (рисунок).
Домашнее задание
на закрепление случаев вычитания из 10.
Аудиалам.
Надиктуй на магнитофон все случаи вычитания из 10. Внимательно послушай их. Теперь постарайся запомнить. Послушай еще раз. Запиши то, что запомнил.
Комментарий. Задание для аудиалов дается в их ведущей модальности. Проговаривание и прослушивание записи с установкой на запоминание способствует запоминанию. Запись запомнившихся случаев предусматривает перевод аудиальной информации в кинестетическую и визуальную.
Визуалам.
Внимательно рассмотри равенства:
10-5=5 9+1=10 10-4=6
10-2=8 6+4=10 10-1=9
10-7=3 3+7=10 10-2=8
8+2=10 10-3=7 7+3=10
5+5=10 10-6=4 4+6=10
2+8=10 10-9=1 1+9=10
Выпиши те из них, в которых уменьшаемое число равно 10. Постарайся запомнить. Расскажи маме.
Комментарий. Восприятие задания происходит в визуальной модальности. Запись определенных случаев предусматривает перевод информации в кинестетическую, а воспроизведение в аудиальную.
Кинестетикам.
Возьми открытку. Раздели ее на 10 частей. Убери 1 часть. Сколько осталось? Верно ли, что 10-1=9? Положи части открытки обратно.
Убери 2 части. Сколько осталось? Запиши равенство. Положи части открытки обратно.
Убери 3 части. Сколько осталось? Запиши равенство. Положи части открытки обратно.
Убери 4 части. Сколько осталось? Запиши равенство. Положи части открытки обратно.
Убери 5 части. Сколько осталось? Запиши равенство. Положи части открытки обратно.
Убери 6 части. Сколько осталось? Запиши равенство. Положи части открытки обратно.
Убери 7 части. Сколько осталось? Запиши равенство. Положи части открытки обратно.
Убери 8 части. Сколько осталось? Запиши равенство. Положи части открытки обратно.
Убери 9 части. Сколько осталось? Запиши равенство. Положи части открытки обратно.
Теперь сложи из 10 частей открытку так, чтобы было понятно, что на ней изображено.
Комментарий. Все задание построено на работе руками. Запись равенства и изображение на открытке предполагает перевод информации в визуальную модальность.
Резюме:
Проверочные работы, проведенные после серии дифференцированных домашних заданий, соответствующих ведущему каналу восприятия информации, показывают:
- хорошее усвоение приемов сложения и вычитания,
- интерес детей к предмету,
- сближение детей и родителей в семье на основе совместной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал по курсу дополнительного образования "Земля и небо"
Разработки занятий объединения дополнительного образования "Земля и небо"....
Дополнительный материал по курсу"Окружающий мир"
Цветные иллюстрации(вид океана из космоса, полинезия реки, равнины, горы) ...
Использование развивающих заданий при изучении геометрического материала начального курса математики в классах коррекционно - развивающего обучения
Представляю Вашему вниманию статью на тему: Использование развивающих заданий при изучении геометрического материала начального курса математики в классах коррекционно - развивающего обучения....
Теоретический материал за курс начальной школы по русскому языку.
Это справочный материал по русскому языку. В него включен весь теоретический материал за курс начальной школы. Если научить учащегося начальных классов пользоваться им, то при переходе в среднее звено...
I. Тема: Повторение изученного материала за курс 3 класса по русскому языку. Нравственные аспекты сказки Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
Интегрированный урок русского языка и литературы....
Урок на тему "Сердце матери" по курсу "Основы религиозных культур и светской этики".
Урок по теме "Сердце матери" разработан по курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Урок составвлен по учебнику М.Т. Студеникина "Основы светской этики". Материал урока можно использовать ...
Конспект внеурочного занятия «Энергия. Какой она бывает и что делает?» - 3 класс (курс «ПроЭнергию»)
Цель: формирование у обучающихся знаний о значении энергии и разнообразии источников получения энергии.Планируемые результаты:Личностные: сформировать представление об источниках энергии, осознанное о...