Самостоятельные работы в начальной школе.
учебно-методический материал по теме

Кичанова Елена Михайловна
В начальной школе кроме групповых, парных работ, фронтального опроса учащихся часто проводятся самостоятельные работы. Они могут быть контрольными и обучающими. В данном случае речь пойдёт об обучающих самостоятельных работах. Особенность такого вида самостоятельных работ в том, что самостоятельные действия учащихся не сводятся только к выполнению предложенных заданий, но и включают самостоятельный контроль и оценку своих действий. Результаты фиксируются в особом журнале «Мои достижения». По желанию ребёнка отметка может быть поставлена в классный журнал. Самостоятельные работы обучающего характера проводятся регулярно в рамках решения частных задач после определённого этапа освоения изучаемого материала. В рамках одной темы может быть несколько работ. Всё зависит от самой темы и сроков её изучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnye_raboty_v_nachalnoy_shkole.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель: Учитель начальных классов МБОУ Начальная общеобразовательная школа Звёздный Пермского края Кичанова Елена Михайловна.

 Самостоятельные работы в начальной школе.

             В начальной школе кроме групповых, парных работ, фронтального

опроса учащихся часто проводятся самостоятельные работы. Они могут быть контрольными и обучающими. В данном случае речь пойдёт об обучающих самостоятельных работах. Особенность такого вида самостоятельных работ в том, что самостоятельные действия учащихся не сводятся только к выполнению предложенных заданий, но и включают самостоятельный контроль и оценку своих действий. Результаты фиксируются в особом журнале «Мои достижения». По желанию ребёнка отметка может быть поставлена в классный журнал.

            Самостоятельные работы обучающего характера проводятся регулярно в рамках решения частных задач после определённого этапа освоения изучаемого материала. В рамках одной темы может быть несколько работ. Всё зависит от самой темы и сроков её изучения.

                 Целями обучающих самостоятельных работ являются:

  1. Формирование действий самоконтроля, самопроверки, взаимоконтроля, взаимопроверки обучающихся.
  2. Формирование умений у обучающихся определять критерии оценок, последовательность своих действий.
  3. Освоение выполнения действия (способа) в свёрнутом виде. (Разворот отдельных операций проводится при выполнении действий контроля самими учащимися).

           Самостоятельные работы носят промежуточный характер, определяют ход усвоения учебного материала.

     Существует четыре вида самостоятельных работ обучающего характера.

  1. Работа проводится через 2-3 урока после начала изучения темы. Включает в себя чаще всего три задания:

-Теоретическое (определение знания правила или алгоритма действий).

-Практическое (действие по алгоритму или образцу).

-Знания алгоритма переносятся в новые условия.

Тема. Состав слова.  (7вид).

А). Алгоритм разбора.

     __  Приставка (обозначаем _______).

     __ Корень слова (обозначаем _________).

    __ Суффикс (обозначаем _____).

    __ Основа (обозначаем ______).

    __ Окончание (обозначаем _______).

Б). Разбери по составу: сказка, книга, походы.

В). Запиши по одному слову, в которых есть:

       -корень и окончание; _______________

       -корень, суффикс, окончание. ___________

Тема. Состав слова.  (Общеобразовательная программа . Выполняют дети с замедленным темпом деятельности.)

А). Алгоритм разбора.

     __  Приставка (обозначаем _______).

     __ Корень слова (обозначаем _________).

    __ Суффикс (обозначаем _____).

    __ Основа слова ( обозначаем _____).

    __ Окончание (обозначаем ______).

Б). Разбери по составу: походка, дорожка, рассказ.

В). Запиши по одному слову, в которых есть:

       - Корень и окончание; _____________

       -Корень, суффикс, окончание; ____________

      - Приставка, корень, окончание; __________

      Тема. Состав слова.  (Общеобразовательная программа).

А). Алгоритм разбора.

     __  Приставка (обозначаем _______).

     __ Корень слова (обозначаем _________).

    __ Суффикс (обозначаем _____).

    __ Основа слова (обозначаем _____).

    __ Окончание (обозначаем ______).

Б). Разбери по составу: походка, дорожка, рассказ, дубок, самолёт.

В). Запиши по одному слову, в которых есть:

       -Корень, суффикс, окончание; ____________

      - Приставка, корень, окончание; __________

     - Приставка, корень, суффикс, окончание;  ________

     2. Проводится через 4-6 уроков после начала изучения темы. Включает в себя 3-5 заданий (теоретического и практического характера). В данном виде самостоятельных работ могут встречаться задания с ловушками.

     3.Проводится ближе к концу изучения темы. Включает в себя до 6 заданий. Задания носят теоретический и практический характер, требуют восстановления всего алгоритма действий по теме. В этом виде работ встречаются задания на логическое мышление, задания повышенной сложности.

    4.Программу самостоятельных работ разрабатывают сами дети самостоятельно (возможны консультации с учителем и родителями), затем предлагают её своим одноклассникам. Этот вид самостоятельной работы чаще всего в начальной школе не используется.

      Этапы урока (самостоятельная работа)

1). Организация.

2). Актуализация.

3). Определение критериев, по которым оценивается работа.

     Обсуждение критериев.

4).Самостоятельная работа.

5). Самопроверка или взаимопроверка в парах по выработанным критериям.

6). Обсуждение результатов проверки, определение трудностей.

7). Построение плана действий по коррекции ошибок.

     Сам учитель фактически не оценивает работу обучающихся, её проверяет и оценивает сам ученик или его товарищ.

             Положительные стороны самостоятельных работ.

1). Работы прививают интерес к предмету.

2). Способствуют формированию навыков самоконтроля и самопроверки, взаимоконтроля и взаимопроверки.

3). Систематизируют знания по учебному предмету.

4). Формируют умение действовать по алгоритму.

5). Сочетание теоретического и практического материала.

6). Небольшой объём работы способствует концентрации внимания обучающихся, формированию мышления.

7). Разноуровневость заданий ( репродуктивный, конструктивный, творческий характер) прививают обучающимся интерес к деятельности.

8). Умение определять критерии оценивания обучающимися.

9). Умение взаимодействовать в паре.

                                 Недостатки.

1). Не выставление отрицательных отметок в классный журнал приводит к некачественному выполнению работ некоторыми обучающимися , неаккуратному оформлению записей в тетради.

2). Наблюдается завышенная самооценка у некоторых обучающихся или заниженное оценивание работы товарища.

3). Возможна излишняя самоуверенность у некоторых обучающихся.

 

        Имена собственные.

1). Пишу с заглавной буквы.

Люди: ____________, ______________, _______________

Животные: _________________

Географические названия: ____________, ____________, ___________,

  ____________, ________________, ________________, _______________.

Сказочные герои: _________________.

2).Подчеркни правильную запись:  девочка оля;  девочка Оля,  Девочка оля.

3). Запиши клички собак: ____________, ______________, ______________.

4). Выбери правильный ответ.

    (Г, г)ород  (М,м)осква,  (У,у)лица  (Б,б)абичева.

5). Соедини стрелками.

           Мишка                         плюшевый

          мишка                          друг

          Рыжик                           кот

          рыжик                           гриб

6). Найди четыре ошибки.

     Вера и катя были в зоопарке. они видели слона, белочку. Девочкам понравился Конь воронок.

                    Приставки и предлоги.

1).Приставка- _________________. Она пишется ____________________,

Приставка служит для _______________________________________________.

  Предлог-_____________________.  Он пишется _____________________.

Предлог служит для _____________________________________________.

Между приставкой и словом ____________ поставить вопрос или другое слово.  Между предлогом и словом _____________ поставить вопрос или  другое слово.

2). Найди правильную запись.

Скатились   с  горки,      с   катились   с   горки,          скатились    сгорки.

3).Напиши по два слова с приставкой по и с предлогом по.

4). Напиши правильно.

    (у)дороги,  (на)рисовал,   (про)читал,   (в)тарелке.

5). Найди четыре ошибки.

     Дорога  с вернула  влес.  Собака  по  бежала  последам зайца.

6). Вставь нужные приставки и предлоги.

      ____шел   _ дому,     ____шёл   _ ворота,    _____шёл  _  двору

              Приставки и предлоги.

1). Найди правильные ответы.

     отплыла          отплыла         отберега        от  берега

2). Составь и запиши по два слова с приставкой за и предлогом  за.

3). Напиши правильно.

    (на)дереве,   (вз)гляд,   (у)казка,  (про)читал,  (за)варка,   (рас)сказал

4). Допиши приставку или предлог.

   __бежал      _   дом.    ___клеили   __  картон.

5). Найди три ошибки.

     Машина   с   пустилась  с   горы  и  по  ехала  подороге.

    Звонкие и глухие согласные на конце и в середине слов.

 1). Чтобы правильно написать парную согласную на конце или в середине слова, надо _____________________________________________________________________________________________________________________________________,

2).Подбери проверочные слова.

    Стриж -  ________,     варежки-  ________,    сказка-  ___________

3). Вставь буквы.

     Огоро_,    полё_,    кры_ка,    руба_ка,   зага_ка,   сапо_.

4). Вставь буквы.

     Старый пру_ совсем зарос.  Я длинный пру_ домой принёс.

    Люблю деревню, поле, лу_. Ненавижу чистить лу_.

5). Допиши слова.

     Колючий как ____________.            Неуклюжий как ________________.

    Слепой как ______________.            Изворотливый как ______________.

Слова- предметы, слова-признаки, слова-действия.

1). Соедини стрелками.

      Слова-предметы .                                    Что делает?

                                                                           Какие?

     Слова-признаки.                                       Кто?

                                                                           Что?

   Слова- действия.                                         Что сделал?

                                                                           Какой?

2). Запиши по три примера слов.

              Предметы.                        Признаки.                    Действия.

3). Подбери к предметам признаки.

   Рассказ________,  яблоко_________,  лента__________,  листья__________.

    Подбери к предметам действия.

   Река__________, собака__________, девочка___________, машины_______.

4). Составь предложения.

   (Что?)    и    (что?)    –    полевые цветы.

   (Какой?)   (кто?)  (что делает?).

5). Вставь слова.

   (_________) играл на гитаре, а (____________) пел романсы.

6).Составь и запиши предложение. Определи, на какие вопросы отвечают слова в предложении.

   пирог, вчера, бабушка, испекла, яблочный

 Безударные гласные, проверяемые ударением.

1). Выбери правильные ответы.

    Гора, гара;      село, сило;      вада, вода;     строка, страка

2). Вставь букву. Подбери проверочные слова.

    Сн-жок -   __________,    б-гут-    _____________,     кр-кун-  __________.

3). Выбери букву.

     Б(о,а)бры,   к(о,а)тята,    дер(е,и)во,   в(а,о)ренье,  кр(и,е)чать.

4). В каждой строке подчеркни проверочное слово.

     Ходить,  походка, приходили, уходящий.

     Зимний, зимовье, зима, зимушка.

5).  Вставь пропущенную букву. Подбери и запиши однокоренные слова.

     Л-сной , __________, __________, __________.

    Зв-риный, ____________, ___________, _______________.

6).Вставь пропущенные буквы.

      Кот сл-зал сметану. Коля сл-зал с дерева.

     Дедушка с-дел от возраста. Миша с-дел на стуле.

                               Нахождение периметра.

1). Периметр- это_________________________________________________.

2). Обозначение периметра. (      ).

3). Единицы измерения периметра: _____, _____, ____, ______.

4).Формула нахождения периметра.________________

5). Длина прямоугольника 8см, ширина его 3см. Найди периметр.

6). Сторона квадрата 6см. Найди его периметр.

                         Нахождение площади.

1). Площадь  -это _____________________________________________________________________________________________________________________________________.

2).Обозначение площади. (    ).

3).Единицы измерения: ______, _______, _______, _______.

4).Формула нахождения площади._____________

5).Длина прямоугольника 6см, ширина 3см. Найди его площадь.

6). Длина прямоугольника 7см, ширина на2см меньше длины. Найди площадь.

Замена действия умножения действием сложения. Замена действия сложения действием умножения.

1). Подчеркни правильные ответы.

     а). 6+6+6+6 = 6*3                                        б). 5*4 = 5+5+5

          6+6+6+6 = 6*4                                               5*4 = 5+5+5+5

2).Замени сложением.                         Замени умножением.

      7*2 =                                                       7+7+7+7+7 =

     4*2 =                                                        8+8 =

3).Подчеркни правильный ответ.

    9+9+9+9 = (9*4  или 9*7)

   8*4 = (8+8+8 или 8+8+8+8)

4).Сравни:

    6+6+6+6+6 …  6*4                                 5+5+5+5 … 5*2

5).Замени, если можно, умножением.

    4+4+4+4+4+4 =

   4+5+3+4 =

а*а*а*а*а =

6). Найди «ловушки». Исправь их.

     8+8+8 = 8*3

    а+а+а+а = а*3

    4+4+4+7 = 4*3

               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию оценочной самостоятельности у учащихся начальной школы

Данная система работы была разработана мною на основе стандартов второго поколения. Мною отобраны, на мой взгляд, наиболее эффективные способы, приёмы, средства и формы организации самостоятельного оц...

Организация самостоятельной работы учащихся начальной школы исследовательского и творческого характера

Происходящие изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного...

Нормы оценивания техники чтения,контрольных и самостоятельных работ в начальной школе

Этот материал поможет учителям начальных классов при оценивании техники чтения , контрольных и самостоятельных работ учащихся...

НОРМЫ оценки знаний, умений и навыков учащихся при проверке письменных контрольных и самостоятельных работ в начальной школе (2- 4 классы)

Данные нормы оценок знаний, умений и навыков учащихся помогут правильно оценить письменные контрольные и самостоятельные работы по математике и русскому языку во 2-4классах...

Самостоятельная работа в начальной школе

Виды самостоятельных работ и особенности применения на уроках...

Приёмы и методы работы самостоятельной работы в начальной школе

Анализ работы по теме:" Приёмы и методы самостоятельной работы в начальной школе"...