Активные методы обучения
статья по теме

Ожмекова Наталья Юрьевна

Активные методы обучения позволяют составить урок более интересным и продуктивным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivnye_metody_obucheniya.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Дружба начинается с улыбки.

Активные методы знакомства.

Встреча и приветствие.

Метод «Приветствие»

Цель: поприветствовать друг друга, обеспечить начало знакомства

Численность – неограниченное количество человек, лучше не менее 10. Время – 10 минут 

Проведение: Участники ходят по комнате – молча, ни с кем не разговаривая. Участники должны буду здороваться друг с другом за руку, но не просто так, а фантазируя при этом. Для начала они представляют себе, что встречают близкого друга или подругу, которого давно не видели. Как подать ему руку? Как близко подойти к ней (к нему)? Какое выражение лица будет при этом? Участники приветствуют друг друга так, если они очень хорошие друзья. (30 секунд)

Следующее, что модератор просит представить участников, это то, что их пригласили на день рождения. Участники здороваются со всеми, кого они знают. Как вести себя в этой ситуации? Какое выражение лица при этом будет? Как близко подойти к партнеру? (30 секунд)

Следующее, что модератор просит участников представить, это то, что они находятся в чужой стране – может быть Индии или Японии. Они знакомятся с хозяевами, пригласившими их к себе. Как подать руку в этой ситуации? (30 секунд).

Теперь участники представляют, что встретили своего друга или подругу, которые только что успешно сдали важный экзамен. Они приветствуют их и поздравляют с важным событием. Как можно без слов выразить свою радость и одобрение? (30 секунд)

После чего, участники делают последний круг по комнате и приветствуют тех участников, с кем они еще не здоровались и выражают своим рукопожатием радость встречи с ними (30 секунд). 

Примечания:

Основное преимущество этой игры состоит в том, что каждый ее участник может установить контакт со всеми членами группы. Рукопожатие – это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами – это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки.

Во время игры не должно быть никаких разговоров – это повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.

В игре задействована фантазия участников, т.к. каждый пробует обыграть свое поведение в различных ситуациях.

В качестве «разогрева» эта игра особенно хороша для новой группы, но и в продвинутых группах она вполне уместна. Она способствует созданию у участников ощущения принадлежности к группе, способствует возникновению атмосферы ожидания чего-то нового, к тому же это хорошая подготовка к учебному процессу.

Метод «Встреча»

Цель – Встреча друг с другом, определение настроения каждого и группы, в целом.

Численность – неограниченное количество человек, лучше не менее 10. Время – 15 минут

Проведение: Группа становиться в круг. Все по очереди представляются и делают при этом какое-нибудь движение, жесть, принимают ту или иную позу, стараясь продемонстрировать свое отношение к собственному имени в данный момент. При этом тот, кто представляется, делает шаг вперед. После каждого представления вся группа пытается догадаться, какое чувство сейчас хотел выразить выступавший.

Модератор должен проследить, чтобы каждый участник назвал свое имя не менее трех раз, выражая свои чувства тремя различными способами соответственно.

Примечание: Чувства, проявляемые участниками при встрече друг с другом, очень важны, ведь по ним модератор может судить о настроении, в котором каждый отдельный участник и группа в целом начинают занятие.

Метод «Поздоровайся локтями»

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство

Численность – неограниченное количество человек, лучше не менее 12. Время – 10 минут

Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению. 

Проведение: Модератор просит участников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на «один - четыре» и сделать следующее:

Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

Каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;

Каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).  

Модератор говорит участникам, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны познакомиться с как можно большим числом членов группы, просто, назвав свое имя и коснувшись, друг друга локтями.

Через пять минут соберите участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы.

Примечание: Эта смешная игра ломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между участниками.

Метод «Найди похожих»

Цель: преодоление неловкости, создание веселой, непринужденной обстановки, сплочение.

Количество участников: от15 до 25. Продолжительность проведения : 7-10 минут

Материалы: широкий круг участников сидящих на стульях

Проведение: Ведущий объясняет инструкцию: «Я буду говорить некоторые фразы-утверждения, к кому из Вас они подходят, те выходят в круг»

Фразы:

Кто в семье старший?

Кто в семье младший?

Кто в семье единственный?

Кто пришел в брюках?

Кто пришел в юбке?

Кто сегодня завтракал?

У кого есть часы?

Кто женат или замужем?

Кто холост?

У кого есть сотовый?

Всех, кто выходит в круг, необходимо одобрять и советовать посмотреть на тех,  с кем он вышел, запомнить их.

Примечание: Лучше придумать шуточные вопросы вперемешку с серьёзными. Первый вопрос лучше задать такой, чтобы сам ведущий тоже вышел в круг. Обязательно следить за тем, чтобы каждый участник вышел хотя бы раз, если не получается, то можно на ходу придумать вопрос, который подходит к нему. В конце можно попросить участников самим сформулировать фразу.

Это упражнение может легко перейти в знакомство по именам.

Метод «Познакомься с игрушкой»

Цель: запоминание имен, создание игровой, веселой обстановки

Количество участников: от10 до 15. Продолжительность проведения : 10-15 минут

Материалы: мягкая игрушка небольшого размера, лучше прикольная

Проведение: Ведущий (В) говорит: « А у нас здесь не все, есть еще один участник и сейчас мы его увидим. Ну-ка покажись». Достается игрушка (И) и с ней ведется диалог.

В: Ты почему не в кругу?

И: Я боюсь.

В: Чего?

И: Вас тут много, вы все такие большие… и еще я никого не знаю.

В: Ты как раз во время, мы как раз сейчас будем знакомиться.

И: Вот здорово!

В: Вот и хорошо, а ты мне поможешь. Как тебя зовут?

И: Кока.

В (участникам): Сейчас Кока будет знакомиться с каждым из вас. Когда он окажется у вас, вы ему представляетесь и называете предыдущих участников, так как Кока очень забывчивый.

Ведущий показывает, как это делается. Идет круг. Игрушка возвращается и ведущий при помощи игрушки снова по кругу называет всех участников

Примечание: диалог с игрушкой может быть самый разнообразный

Метод « Автограф»

Цель: познакомиться с максимальным количеством участников

Время: 10-15 минут

Дополнительные материалы: заготовленные таблицы по числу участников:

Ф. И. О. участника

Род занятий

«Автограф» участника

1.

2.

3. и т.д.

Чтобы охватить как можно больше участников, знакомство должно быть максимально коротким. Например: «Здравствуйте. Меня зовут Татьяна. Я – преподаватель иностранных языков. Очень рада с вами познакомиться».

По завершению выявляется чемпион по сбору «Автографов», которому предлагается назвать по именам всех, кто занесен в его табличку. В случае, если останутся не представленные участники, ведущему следует вывести ситуацию на то, чтобы они были представлены кем-то из других участников. В ходе завершающей процедуры участники могут пополнять свои таблички именами людей, которые будут представлены чемпионом.

Метод «Турпоход»

Цель: раскрепостить участников, рассказать о себе, своих личных качествах, почувствовать желание обучаться

Количество участников: без ограничений, лучше не мене 12. Время: 10-15 мин.

Материалы: широкий круг участников

Проведение: Группа становится в круг. Все по очереди представляются и называют день своего рождения. Далее участники делятся по парам: родившиеся по нечетным дням, - берут себе в пару родившихся по четным. За две минуты в паре договариваются о том, кто какие закупает продукты… для виртуального похода. Далее пары объединяются в четверки. Ведущий объясняет, что необходимо разместиться по четырехместным палаткам. Решают, кто понесет палатки, кто котел и т.д.  Далее по группам решают, кто в походе  идет первым, кто последним. На выполнение задания 10 минут. Через 10 минут каждая группа должна сказать, в какой поход она идет (в горы, в пустыню, на пикник…), что они с собой взяли и как они пойдут.

Примечание: Эта игра раскрепостит участников, сломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между участниками, поможет наладить работу в группах.

Метод «Создай свой круг»

Цель: выявление общих интересов, создание возможных групп по интересам,  расширение профессиональных контактов, установление личностных взаимоотношений.

Количество участников: 20-30. Продолжительность проведения : 10-15 минут

Проведение: Очень простое и легкое упражнение, не требующее никакой предварительной работы. Можно проводить в середине занятия в качестве небольшого перерыва для встряски участников – ножки размять.

Все участники становятся в большой круг. Допустим, ведущий начинает, делая шаг вперед и выходя в центр круга со словами: «Я люблю путешествовать». К нему в центр круга выходят те участники, которые тоже любят путешествовать. Они приветствуют друг друга (координаты и номера телефонов можно записать попозже).

Участники могут предложить самые разные темы, привязанные к общей теме семинара, а могут быть совершенно спонтанными, например:

- Я работаю в системе высшего образования

- У меня двое детей

- Я хочу найти новую работу

Метод «Привет, друг!»

Цель: знакомство участников семинара

Количество участников: 14-20. Продолжительность проведения : 10-15 минут

Проведение: Участники делятся на две одинаковые по количеству группы и, взявшись за руки, встают лицом друг к другу в два круга. По первой команде круги начинают вращение в противоположных направлениях, по второй – останавливаются. Участники, оказавшиеся друг перед другом, приветствуют напарника: «Привет, друг!» и сообщают о себе предложенную информацию (имя, профессию, образование, хобби). Чрез 30 секунд движение возобновляется, и цикл продолжается минут 7. В случае повторной встречи напарники дат о себе дополнительную информацию. На втором этапе знакомства участники садятся в круг, один из участников встает и остальные рассказывают о нем то, что узнали (не повторяясь) и т.д.

Имена.

Метод "Любознательная Людмила ".

Цель: произнести и услышать имена всех участников, отчасти сразу же запомнить.

Группы: все участники (они становятся в круг).

Численность: без ограничений. Время: 15-20 мин.

Проведение: Первый участник представляется, называя свое имя и какой-нибудь эпитет - прилагательное, начинающееся с той же буквы, что и имя (например: "Я - веселый Виктор").

Следующий повторяет услышанное имя вместе с прилагательным, затем называет себя ("Это - веселый Виктор, а я - привлекательный Павел).

Третий участник повторяет оба услышанных имени с прилагательными и добавляет к ним свое, и  так далее, по кругу.

Если группа слишком большая (более 25 человек), можно, пройдя половину круга, начать игру сначала, чтобы ни у кого не возникло ощущения своей неспособности.
Примечания: Этот метод действительно помогает без труда запомнить имена.

Если поначалу участники смущаются или не уверены в своей памяти, полезно их приободрить и стимулировать. Однако до сих пор эта игра всегда шла хорошо, несмотря на некоторую робость, испытываемую участниками в начале игры.

Если кто-то действительно чувствует затруднение, можно шепотом подсказать забытое имя. 

Варианты: Можно усложнить игру, добавив к произнесению имени с эпитетом какое-то характерное движение или жест, соответствующий данной ситуации. Движение также должно затем повторяться всеми играющими. Таким образом, у участников будет уже три момента, облегчающих запоминание новых знакомых. А немного движения всегда полезно при игре.

Вместо того чтобы по одиночке повторять имена с эпитетами и движения, все это повторяется хором. Каждый участник, когда до него доходит очередь, делает шаг к центру круга, называет себя и делает жест. Затем он возвращается на место, а весь круг делает шаг к центру и хором повторяет его имя с эпитетом и жест. При этом учащийся как в зеркале видит, какое впечатление произвело его "выступление" на группу.

Метод «Учим имена».

Цель – поприветствовать друг друга, запомнить имена

Численность – неограниченное количество человек, лучше не менее 10. Время – 15 минут 

Проведение: Участники встают и начинают ходить по комнате. Задача – поздороваться за руку с каждым участником группы. Когда участники здороваются, им следует смотреть друг другу прямо в глаза и представляться по имени. Нельзя говорить ничего, кроме своего имени, например: «Я - Кирилл», «Я - Клавдия». Участники должны попытаться запомнить имя и запечатлеть облик каждого, с кем они будут здороваться. (Первый круг игры заканчивается, когда все представятся друг другу.)

После чего начинается второй круг. Снова участники подают друг другу руку. Но на этот раз они сами должны обратиться к партнеру по имени. Можно просто сказать: «Привет, Клава», или «Здравствуй, Степан». Если участники не могут вспомнить имя партнера, то пусть он сам подскажет его.

        Вариант для группы, участники которой хорошо друг друга знают: Участники должны представить, что это – встреча класса, которая состоится в будущем, может быть, лет через десять. Все уже достигли той главной цели, о которой в школе только мечтали. Каждый приветствует остальных и добавляет подобающие случаю слова.

Примечания: Эта игра дает возможность каждому вступить в близкий (физический и эмоциональный) контакт со всеми участниками. Одновременно игра облегчает участникам запоминание имен – это создает важную предпосылку для возникновения и развития межличностных взаимоотношений в группе и содействует атмосфере признания и дружбы.

Метод «Летающие имена»

Цель – Познакомиться и запомнить имена друг друга

Численность – неограниченное количество человек, лучше не менее 10. Время – 15 минут

Подготовка: Необходимо отставить в сторону столы и стулья, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению. Кроме того, понадобятся два – три маленьких мячика или мешочка с фасолью. 

Проведение: Участники встают в круг. Сначала участники перебрасывают друг другу один мячик. И каждый раз тот, кто его ловит, произносит свое имя: «Я - Карл», «Я Маша». Игра продолжается до тех пор, пока каждый член группы не получит мяч по крайней мере по одному разу.

Затем участники должны назвать имена тех, кому перебрасывают мячик (Внимание, Саша!). Поймавший называет имя того, от кого к нему прилетел мяч («Спасибо, Мария!») Этот этап длиться до тех пор, пока каждый не вступит в игру, по меньшей мере, один раз.

Теперь каждый бросает мяч тому, от кого он был получен в предыдущем раунде, называя его имя: «Внимание, Лена!». Примерно в середине раунда модератор вводит в игру второй мяч, который будет перебрасываться членами группы по тем же правилам параллельно с первым. Если в группе более 20 участников, можно использовать три мяча.

Через 2-3 минуты можно предложить игрокам начать ходить кругом по комнате и продолжать кидать мячи в том же порядке. Каждый внимательно следит за тем, от кого он получил мяч и кому должен его перебросить. 

Метод «Повторуша»

Цель: познакомиться, узнать возраст, круг интересов, род деятельности.

Количество участников: 10-18 человек. Продолжительность проведения : 20минут

Материалы: стулья, поставленные в круг

Проведение: Участники садятся в круг напротив друг друга и выбирают ведущего. Ведущий произносит свое имя, возраст, род деятельности. Например: «Меня зовут Алена, мне 23 года, я менеджер…» и смотрит на человека, сидящего слева. Участник называет свои данные и данные Алены. Например: «Меня зовут Настя, мне 30 лет, я преподаватель. А мою соседку справа зовут Алена и т.д.». И так далее по кругу. Если кто-то забывает, то участники могут подсказывать друг другу.

Когда все представятся, ведущий предлагает проверить, как запомнились имена. Он произвольно показывает на любого участника. Все хором должны назвать его имя.

Метод «Зодиак»

Цель: познакомить участников друг с другом, создать непринужденную, творческую атмосферу.

Количество участников: 20-25 человек. Продолжительность проведения: 15-20 минут

Материалы: на ватмане изобразить знаки зодиака по кругу, 12 листов разноцветной бумаги, разрезанные на звездочки или другие фигуры по количеству участников, булавочки

Проведение: Ведущий выбирает знак зодиака и предлагает всем, кто родился под этим знаком, назвать свое имя. Имена записываются таким образом, чтобы они располагались во внешнем круге от названия знака зодиака. И таким образом по всем знакам. Каждому знаку зодиака соответствует звездочка определенного цвета. Она вручается участнику, где он пишет свое имя. Ведущий в заключении отмечает, что знаки зодиака все разные, но для гармонии и целостности важен каждый знак. Так и люди, все разные, каждый уникален, но для  общего результата важно мнение каждого иначе результат не будет полноценным.

Примечание: Ведущим может быть человек, у которого день рождение в день этого семинара.

Метод « Узнай имя»

Цель: узнать имена участников

Количество участников: 10 - 12 человек. Продолжительность проведения: 8-10 минут

Материалы: бумага, ручки, коробка

Проведение: Каждый записывает свое имя на листе и кладет его в коробку. Листы перемешиваются и вытаскиваются участниками с закрытыми глазами. Нужно найти человека с этим именем, задавая вопрос: Ваше имя…? Найдя такого человека, нужно представить его группе.

Метод «Праздник интеллекта»

Цель: познакомиться с помощью литературных героев

Количество участников: 10-12 человек. Продолжительность проведения : 50-60минут

Материалы: бумага, фломастеры или цветные карандаши

Проведение: Как правило, наши имена совпадают с именами литературных героев. Представляется первый участник: «Меня зовут Татьяна». Сосед справа или слева приводит какие-либо строчки из произведения, где есть героиня с именем Татьяна, и сообщает группе о своих ассоциациях. Например: «Когда я слышу имя Татьяна, я вспоминаю героиню романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Наша Татьяна похожа на нее тем, что к ней можно отнести строки: «Дика, печальна, молчалива // как лань лесная боязлива». Если трудно вспомнить строки произведения, то можно рассказать об ассоциациях своими словами. На бумаге в одной рамочке изображают Татьяну – участницу и литературную героиню. И т.д.

Примечание: зная имена участников, ведущий может подобрать заранее известные литературные произведения, чтобы помочь группе.

Метод «Алфавит»

Цель: познакомиться, выработать чувство команды

Количество участников: группа до 20 человек. Продолжительность проведения: 20-25 минут

Материалы: хорошее настроение

Проведение: Все участники по очереди называют свои имена и стараются запомнить имена участников. Участники выстраиваются в шеренгу по алфавиту по первым буквам имен, но молча. Нельзя называть имена, подсказывать жестами, писать… После построения каждый снова называет свое имя, проверяя правильность. Если получилась ошибка, то все перемешиваются и начинается все заново.

Знакомство.

Метод «Интервью партнеров» 

Цель: обеспечить начало знакомства.

Двое учащихся впервые ведут разговор друг с другом. При представлении партнера на общем собрании они впервые выступят перед всей группой.

Группы: пары; общее собрание. Численность: до 24 человек.

Время: по 15 мин. каждой паре, по 2 мин. для одного выступления на общем собрании.
Проведение: Учащиеся разбиваются на пары, при этом они друг с другом не знакомы.

В ходе интервью (или беседы другого характера) они узнают друг от друга имя, фамилию, место жительства, профессию, интересы по теме семинара и прочие сведения, которые либо задаются преподавателем, либо устанавливаются самими учащимися по их усмотрению.

На общем собрании каждый учащийся кратко представляет своего партнера.
Примечания: Учащимся обычно нравится, что им не нужно сразу же ориентироваться в общем составе группы. В разговоре с партнером учащиеся приобретают уверенность. Контакт партнеров будет легко восстановить и продолжить впоследствии. Представление учащихся на общем собрании служит хорошим поводом для их первого выступления перед большой группой незнакомых лиц. Этот прием является "ледоколом", после проведения интервью учащимся легче выступать перед большой аудиторией и по содержательным вопросам курса. В группах сравнительно большой численности, представление может затянуться и стать утомительным. Рекомендуется, давая учащимся задание, ограничить объем их выступлений (представлений партнеров) тремя предложениями. При этом важна не полнота информации, суть, прежде всего в том, чтобы вызвать заинтересованность всех остальных и создать отправные пункты для дальнейшего общения.

Варианты: Участники объединяются по трое.

 Помимо или вместо общего знакомства можно предложить учащимся вести разговор по содержанию занятий (например: Что меня занимает больше всего? Что у нас общего? Есть ли у нас общие цели на этом семинаре?). Каждый участник выносит на общее обсуждение одно ключевое слово по этим вопросам.

Метод «Измерим друг друга»

Цель: Познакомиться друг с другом, узнать друг о друге, скоординировать действия в команде.

Численность: 10 – 25 человек. Время: 20 мин. 

Проведение: Модератор делит участников на несколько небольших групп. Затем объясняет правила: например, команды должны встать так, чтобы имеющие наибольшее количество братьев и сестер стояли впереди, а обладатели наименьшего количества – позади.

Мини-группы выстраиваются в ряд по следующим критериям:

  • По количеству братьев и сестер у каждого
  • По количеству видимых пуговиц на одежде
  • По ширине улыбки
  • По размеру обуви
  • По длине волос
  • По длине большого пальца (от второго сустава до кончика пальца)
  • По росту (ноги на полу, руки вытянуты вверх)
  • По наиболее дальнему путешествию, предпринятому участниками

Метод «Обмен местами»

Цель: участники знакомятся друг с другом и говорят друг другу что-нибудь приятное

Численность: без ограничений. Время: 10 мин. 

Проведение: Участники усаживаются в круг, модератор стоит в центре.

Модератор спрашивает у любого участника, взглянув ему в глаза: «Можешь ли ты поменяться со мной местами?» Это предложение обязательно принимается.

Участник поднимается со своего места, идет на встречу модератору. При этом происходит приветственное рукопожатие, представление и какой-нибудь краткий позитивный комментарий, например: «Меня зовут Иван, мне нравится твоя улыбка». Модератор занимает освободившийся стул участника, а тот как новый ведущий предлагает другому члену группы поменяться с ним местами. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник хоть один раз не побывает ведущим.

Метод «Мой цветок»

Цель: рассказать о себе, своих профессиональных и личных интересах. Почувствовать уверенность в себе в ходе презентации

Группы: все участники

Численность: без ограничений. Время: 30 минут.

Проведение: Модератор раздает участникам заранее заготовленные разноцветные лепестки цветка. Участники заполняют их, отвечая на вопросы: мой лозунг, моя цель в жизни, моя работа, мои увлечения, что я ценю в людях, что я не люблю. Вопросы могут быть разными – по усмотрению модератора.

Когда работа закончена, каждый участник выходит в центр и делает презентацию о себе. Все цветки прикрепляются на стену и остаются там до окончания семинара.

При необходимости в дополнение участники могут также поразмыслить над созданием своей визитной карточки. Это позволит акцентировать внимание на их профессиональной деятельности и интересах.

«Метод Галерея портретов»

Цель: Нарисовать портреты участников. Постараться отразить в рисунках черты характера. Этот метод хорошо использовать, если участники семинара уже знакомы друг с другом.

Группы: все участники

Численность: без ограничений. Время: 15-20 мин.

Проведение: Участники подписывают лист бумаги и рисуют на нем свои глаза. Затем они начинают перемещаться по кругу под музыку. При этом каждый участник дорисовывает по одной детали лица на портрете своего соседа. Таким образом, каждый  рисует портрет каждого. По окончанию работы все портреты вывешиваются на стену. Каждый участник комментирует свой портрет (какую черту характера он отражает, что нравится /не нравится).

Метод « Управление временем»

Цель: познакомиться, подойти к теме семинара

Количество участников: группа 5-10 человек. Продолжительность проведения : 30минут

Материалы: доска (флипчарт), фломастер (мел, маркер)

Проведение: Сначала все называют свои имена и кратко рассказывают о себе (по кругу). Затем ведущий пишет на доске «1час» и предлагает всем участникам высказаться, что каждый из их может успеть сделать за один час (попутно проясняется информация о работе и свободном времени участников). Основные идеи записываются на доске. Затем ведущий пишет «30 минут» и проводится та же процедура. Затем «15 минут» и «5 минут». Затем ведущий подводит итог о том, что даже за 5 минут можно успеть сделать массу полезных дел, и вместе с группой обсуждаются вопросы, наподобие, -  «куда уходит время?», «можно ли научиться управлять своим временем?» и д.р.

Метод «В гостях у сказки»

Цель: познакомить слушателей друг с другом, создать благоприятную атмосферу для сотрудничества

Количество участников: 13 человек. Продолжительность проведения : 30минут

Материалы: цветные карточки (желтые и голубые) для жеребьевки, карточки с названием сказок (сценарий и список персонажей)

Проведение: Ведущий предлагает инсценировать сказку. Дает каждой команде карточку с названием сказки («Теремок», «Репка»), сценарием и персонажами. Слушатели распределяют роли. По ходу сценария сказки участники групп выходят на сцену, представляются ( говорят свою реплику, добавляя свое имя в уменьшительно ласкательной форме и хобби). Например: Я Светланка, - мышка –рукодельница. Таким образом, в игровой форме слушатели курсов знакомятся и узнают интересы друг друга.

Примечание: Формирование мини групп происходит путем жеребьевки с помощью цветных карточек, т.к. количество участников в группах будет непропорционально.

Метод «Сравни себя с известным человеком»

Цель: познакомиться с участниками семинара, выявить их личностные качества

Количество участников: группа до 25 человек. Продолжительность проведения : на каждого по 2-3 минуты

Материалы: стулья по кругу, журнальный столик, на котором разложены портреты известных людей

Проведение: Модератор и участники садятся в круг из стульев. Каждый выбирает себе портрет одного из известных людей, с которым может себя сравнить  или если нет такого, то противопоставить, или же третий вариант, что они могут взять несколько портретов и выбрать те качества, которые у них есть из нескольких известных людей. Далее предлагается всем участникам выбрать портрет, с которым они будут продолжать работать. И по часовой стрелке (от модератора) начинают рассказ. Он может быть такого типа. Например, в руках портрет Петра Первого. Участник выбирает первый путь (сравнение): «Меня зовут Володя. Петр Первый был очень целеустремленным человеком, всегда добивающимся своей цели, не останавливающийся перед трудностями, любящим детей и я являюсь таким же как он». Если участник выбирает второй путь, то его монолог может протекать в другом русле: «Петр Первый, добиваясь своей цели не считался ни с чьим мнением, он мог запросто обидеть человека и пойти против всего народа. Эти его качества мне неприятны, и я бы никогда так не сделала». Если же участник бреет портреты Стаса Пьехи и Петра Первого, его монолог может звучать следующим образом: «Мне близко то, что Петр Первый был целеустремленным человеком, и от него я беру это, но от Стаса я хочу взять то, что он не идет по головам, добиваясь своей цели в жизни». Это очень эффективный метод знакомства, т.к. выбирая известную личность, с которой участник ассоциирует себя или противопоставляет себя, он, фактически, рассказывает о себе. И вся группа получает представление об участнике.

Метод «Зоопарк»

Цель: игра-знакомство, позволяет участникам быстрее узнать друг друга, вступить в общение

Количество участников: не менее 10 человек. 14-16. Продолжительность проведения: 15-20 минут

Материалы: картинки, фотографии, рисунки с изображением животных. Бумага, карандаши, ручки.

Проведение: Участникам предлагается разобрать картинки и составить мини-рассказ о своем персонаже (рассказ должен включать в себя то, что ты хочешь рассказать о себе)

Метод «Мини-презентации»

Цель: научиться знакомиться друг с другом в непринужденной атмосфере, не стесняться

Количество участников: 15-20 человек. Продолжительность проведения : 15-20 минут

Материалы: значки, на которых пишутся имена, фломастеры, листы разноцветной бумаги с булавочками для их прикалывания

Проведение: Ведущий предлагает взять всем по значку, на которых пишутся имена, а на листе цветной бумаги – одну фразу, которая характеризует его наилучшим образом (5 минут). Затем участники ходят по залу, разговаривают друг с другом, выясняют, что значит та ил иная фраза (15 минут). Каждый должен рассказать о 5 -7 участниках, что запомнил. В заключении ведущий подводит итоги – отмечает наиболее успешных участников, приводит примеры, как это можно было бы сделать удачнее.

Примечание: Если участников можно как-то сгруппировать, например, по профессии, по городу, из которого прибыли, то ведущий может сделать заключение – общий обзор участников.

Метод «Мой день»

Цель: знакомство и обращение внимание на то, какие действия и события занимают обычный день жизни каждого участника семинара

Количество участников: 15-20 человек. Продолжительность проведения: 20-25 минут

Материалы: небольшой мячик (можно без него)

Проведение: Каждый участник называет свое имя и рассказывает, как обычно проходит его день. В рассказе важно не просто перечислить события, но и отметить с каким настроением, что делается (по 1 минуте). Далее мяч передается тому, кого более всего хочется услышать.

Примечание: Можно попросить перечислить события, которые вызывают больше эмоций, и описать их с обратным эмоциональным выражением. Например, событие «стояния на остановках», которое обычно воспринимается как негативное, можно описать так: «Конечно, я обожаю ждать троллейбус. Это едва ли не лучшая часть моего дня! Я имею возможность подышать свежим воздухом, полюбоваться сонными лицами стоящих рядом людей» и т.д.

Метод «Общее и частное»

Цель: знакомство и объединение участников

Количество участников: 10-15 человек. Продолжительность проведения: 30минут

Материалы: бумага или клейкие листочки, фломастеры, булавки

Проведение: 1.Каждый участник получает по листу бумаге, фломастеру и булавке. На листе в середине пишется имя и вокруг 8 вопросов об участнике – всем одинаковые. Каждый заполняет ответы и прикрепляет листки на грудь (10 минут).

2.Участники встают и, передвигаясь по аудитории, выискивают у других участников совпадающие ответы, загибая палец на руке при совпадении. Например: «Ваш любимый цвет/еда и д.р.» (10 минут).

3.Участники возвращаются на места, и каждый называет количество совпадений. Далее ведущий комментирует, у кого больше совпадений, а кто уникальный (5-10 минут).

Метод «Детектив» или «Шерлок Холмс», «Метод индукции»

Цель: познакомить участников, активизировать речемыслительную деятельность в группе, обеспечить положительный эмоциональный настрой в группе

Количество участников: 10-12 человек. Продолжительность проведения: 20 минут

Материалы: бейджи, маркеры, цветная бумага, ножницы

Проведение: Проводится в 3 раунда.

Раунд 1. Ведущий выдает каждому по листу бумаги, на котором написаны части одного единого текста-клише (пословица, высказывание, афоризм). Например, «век живи» - 1, «век учись» - 2. Необходимо найти свою половинку. Участники при этом передвигаются по комнате и, всякий раз, называя свое имя, подходят к новому члену группы, находят владельца недостающей половинки своего текста.

Раунд 2. Взаимное интервью (лимит 4 вопроса + 1 дополнение).

Цель этого раунда в том, чтобы выяснить уникальные и одновременно ключевые характеристики своего партнера для дальнейшего представления в группе.

Вопросы для интервью самые разнообразные и даже неожиданные. Например, ваше жизненное кредо», «с каким цветом/символом/животным вы себя ассоциируете», «какие 3 вещи кроме «программных» вы бы взяли с собой в межпланетный полет» и т.д.

Одно дополнение, для облегчения понимания, участник дописывает «от себя». Например, «любит туфли на высоких каблуках» или «носит часы на правой руке». Дополнение пишется последним в списке.

Ответы партнеров записываются тезисно на цветной бумаге (цвет выбирает партнер – еще одна психологическая черта). БЕЗ УПОМИНАНИЯ ИМЕН.

Листки передаются ведущему.

Раунд 3. «Индукция». Все участники встают в круг. Ведущий зачитывает мини-опусы. Необходимо как можно быстрее угадать о ком идет речь. Угадавший «Детектив» сменяет ведущего и т.д. После представления всех участников группы, ведущий просит назвать имя своего соседа слева/справа и добавить, что запомнил об этом участнике. Группа помогает.

Метод «Можно я задам вопрос?»

Цель: узнать вкусы, мечты, интересы участников

Количество участников: 10-12 человек. Продолжительность проведения: 15-20минут

Материалы: фломастеры, бумага

Проведение: Каждый получает лист бумаги и фломастер. Нужно изобразить себя как торговую марку, фирменный знак в виде девиза, символа и т.д. Затем каждый представляет себя. Другие могут задавать дополнительные вопросы.

Метод « Мы все такие разные»

Цель: получение информации о членах своей команды, определение типов темперамента, особенностей сформированной группы

Количество участников: группа 12-16 человек. Продолжительность проведения: 20-25 минут

Материалы: листы для записей и пишущие принадлежности для команды

Проведение: Наш мир такой большой и мы такие разные, но хотелось бы найти похожих на себя людей в любой точке нашего земного шара. Поэтому мы поделим группу на 4 части света: запад, восток, север, юг. В каждой части света живут очень интересные, но разные люди: на севере – эскимосы, на юге – африканцы, на западе – ковбои, на востоке – японцы.

Ведущий предлагает, исходя из своего типа характера, найти свою часть света, придумать себе имя, и познакомиться со своими коллегами, найти общие черты. Один из членов группы должен охарактеризовать свою группу перед остальными, можно изобразить ее какими-нибудь движениями. Ведущий может встать в подходящую ему часть света. В конце все встают в круг по частям света и передают рукопожатие из одной части света в другую.

Примечание: Можно для команд подобрать соответствующее музыкальное сопровождение.

Метод «Угадай незнакомого»

Цель: познакомиться, сформировать представление об участнике мероприятия

Количество участников: 15-20 человек. Продолжительность проведения: 20-30минут

Материалы: фломастеры, бейджи

Проведение: Участники разбиваются на группы по 3-5 человек по любому из принципов (любители времен года, растений, напитков и т.д.). В течении 1-2 минут каждый из участников излагает информацию о себе в мини-группе. Две минуты группа обсуждает, как представить того или иного участника.

Каждый из участников инкогнито представляется в аудитории. Например: « Этот человек чрезвычайно эрудирован в вопросах информационной безопасности, спортивному костюму предпочитает классический, а его имя начинается с той же буквы, что и цвет его умных глаз». Задача аудитории определить, о ком идет речь. Узнанному незнакомцу вручается бейдж и пишется имя.

Метод «Предварительное мы»

Цель: обеспечить начало знакомства, создать ощущение единства в группе

Количество участников: 10 человек. Продолжительность проведения : 15-20 минут

Проведение: 1.Группа рассаживается в круг. Ведущий объясняет условия.

Вспомните, пожалуйста, какой-либо предмет, который вам очень нравится или который первый пришел на ум. Назовите этот предмет, и пусть он представит вас – его хозяина. Все, что вы скажите, является импровизацией. Например: «Я маленькая, гибкая золотая цепочка. Мою хозяйку зовут Татьяна. Она меня очень любит, потому что я была подарена дорогим ей человеком. Моя хозяйка…и т.д.» Можно рассказать о роде занятий, профессии, увлечениях, семье…

Все по очереди выступают, добавляя в конце о каких-либо сходствах с выступавшими. Например: «Как и Иван, мой хозяин любит красный цвет».

2.После представления всех участников, каждый из них старается составить как можно больше фраз, в которых присутствуют слова «мы», «нам», «наш» и отражают общие черты всех в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Без хорошо продуманных форм и методов обучения трудно организовать усвоение материала. Вот некоторые из методов, используемые в начальных классах....

"Кейс-метод - активный метод обучения"

В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования  в школы России происходит внедрение  новых методов обучения. Один из них - кейс- метод, метод активного, эвристичес...

«Кейс - метод – активный метод обучения»

Реализация  системно-деятельностного подхода, как основного в ФГОС, на основе кейс-метода....

: «Активные методы обучения математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении».

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Методическое пособие "РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ"

Пособие  посвящено разработке и применению в учебном процессе активных  методов   обучения (АМО). Приведена классификация АМО, даны конспекты по применению АМО на уроках математики...