ориентированно-личностный подход
статья по теме
Современная система образования должна быть нацелена на формирование у младших школьников потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это, в свою очередь, диктует необходимость изменения содержания и технологий начального образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Личностно -ориентированные технологии
на уроках в начальной школе (из опыта работы )
Подготовила учитель
начальных классов
Филатова О.Н.
Современная система образования должна быть нацелена на формирование у младших школьников потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это, в свою очередь, диктует необходимость изменения содержания и технологий начального образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику.
Особенности проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе:
– оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего урока (эмоциональных – радость, досада, весёлость и др.; психофизических – бодрость, усталость, возбуждённость и др.; интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность и др.);
– поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с использованием приёма смещения мотива на цель; организация диалога, позволяющего выявить личностный смысл изучения темы урока;
– выявление субъектного опыта учащихся по предложенной теме; подача нового материала с учётом психолого-педагогической характеристики класса;
– использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала;
– построение учебной деятельности каждого ученика с учётом данных психолого-педагогических обследований и рекомендаций психолога;
– применение дидактического материала, позволяющего ученику использовать при выполнении заданий субъектный дошкольный (внешкольный) опыт;
– отказ от фронтальной работы как основной формы проведения урока и широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы для развития коммуникативных умений учащихся (уделяя на первых этапах большое внимание распределению ролей и функций в группах и парах, закладывая нравственную и технологическую основу коммуникативных умений);
– использование при работе над закреплением темы разнообразного дидактического материала, позволяющего ученику развивать различные сенсорные каналы, проявлять избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения; показ различных методов и способов работы с учебным материалом; выявление, «окультуривание» и закрепление различных способов обработки материала, предложенных учащимися; использование критических ситуаций на уроке для организации учебного или воспитательного диалога с учащимися;
– обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности каждого учащегося в ходе урока; широкое применение самооценки и взаимооценки;
– создание условий для формирования у каждого ученика высокой самооценки, уверенности в своих силах, волевой регуляции учебной деятельности;
– использование индивидуальных творческих домашних заданий с дальнейшей их оценкой по параметрам: самостоятельность выполнения, оригинальность, стремление ученика к нахождению нестандартных способов решения, использование альтернативных источников информации;
– проведение с детьми рефлексии урока (что узнали, что понравилось, что хотелось бы изменить и т. п.).
Алгоритм проектирования личностно-ориентированного урока в начальной школе:
- Формулировка цели урока.
- Анализ психолого-педагогической характеристики класса, включающей в себя данные о каждом учащемся.
- Анализ письменных работ, выполненных учащимися на предыдущем уроке, и домашних творческих заданий.
- Конкретизация цели урока с учётом результатов предыдущего анализа (пункты 2, 3).
- Разбивка урока на этапы, подчинённые единой цели, и конкретизация этой цели на каждом этапе.
- Выбор способов достижения и поддержания высокого уровня мотивации на каждом этапе урока.
- Выбор форм работы и характера взаимодействия участников образовательного процесса на каждом этапе урока.
- Выбор способа презентации нового материала.
- Подбор дидактического материала, отвечающего целям урока.
- Проектирование учебного диалога (или иных методов), позволяющего выявить и «окультурить» субъектный опыт учащихся (опережающий анализ вероятностных версий).
- Выбор методов и средств диагностики учебного процесса и его результатов на каждом этапе урока.
- Проектирование вероятностных изменений в ходе урока и их коррекция.
- Подготовка индивидуальных творческих домашних заданий, ориентированных на максимальное использование субъектного опыта ученика.
- Проектирование форм рефлексии проведённого урока.
Урок в личностно-ориентированной образовательной системе носит вероятностный характер, и его специфика во многом зависит от особенностей участников образовательного процесса, что затрудняет создание «универсального» учебника. Поэтому при подготовке и проведении такого урока значительно возрастает роль дидактического материала, который может существенно различаться в разных школах по содержанию (в зависимости от региональных, национальных условий, особенностей школы и т. п.), но, тем не менее, должен обязательно включать в себя:
– набор методик, позволяющих провести стартовую психолого-педагогическую диагностику развития личности ученика и составить характеристику класса;
– материал, позволяющий выявить субъектный опыт ученика, связанный с изучаемой на уроке темой; личностный смысл изучаемого; психическое состояние ребёнка на уроке с последующей коррекцией; способы учебной работы, предпочитаемые учеником;
– материал, позволяющий поддерживать в ходе урока высокий уровень мотивации; провести подачу нового материала как совместного открытия в ходе квазиисследовательской деятельности, а также с учётом развития сенсорных каналов каждого ученика; обеспечить индивидуальную работу по закреплению изученного материала с предоставлением возможности выбора вида и формы работы и уровня её сложности; прививать детям навыки совместной работы (в группах, парах); использовать на уроке игровые формы деятельности; стимулировать саморазвитие, самообразование, самовыражение; организовать домашнюю работу как индивидуальную (или совместную с родителями) творческую деятельность;
– материал, позволяющий ученику активно участвовать в работе на уроке вне зависимости от уровня его подготовки; приобрести навыки самостоятельной работы с новым (альтернативным) учебным материалом и самоорганизации; научиться выявлять и оценивать способы учебной работы одноклассников и свои собственные; научиться оценивать и корректировать своё эмоциональное состояние;
– материал, позволяющий учителю стимулировать учеников к использованию различных приёмов выполнения заданий; иллюстрировать яркими примерами возможность многовариантного выполнения задания; своевременно оценивать учебную деятельность ученика (процесс и результат) и корректировать её.
Урок чтения в 1-м классе по теме: «Азбука – к мудрости ступенька»
Цели:
- Обучающие: формировать правильное, осознанное чтение без ошибок, продолжить работу по совершенствованию навыка выразительного чтения;
- Развивающие: развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли и чувства, развивать речь учащихся;
- Воспитательные: воспитывать интерес к чтению через осознанное чтение и через развитие учебно-познавательных мотивов чтения, воспитывать чувство удовлетворения от своих знаний, умение дружно работать в паре.
Оборудование: учебник для 1-го класса Н. Г. Агарковой, Ю. А. Агарковой «Азбука» (УМК «Перспективная начальная школа»), тексты пословиц, отпечатанные для каждой пары учащихся, карточки с текстами загадок о сказочных героях.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Прозвенел звонок, нам пора начать урок.
II. Речевая разминка
Работа со скороговоркой «Роет землю старый крот, разоряет огород».
Чтение скороговорки в обычном темпе, в ускоренном, в быстром.
Чтение скороговорки с ударением на определённое слово.
Работа над выразительностью: чтение скороговорки с различной интонацией.
III. Тема и цели урока
На доске записана пословица: «Азбука – к мудрости ступенька».
– Ребята, какая тема сегодняшнего урока? Поставьте для себя цели урока. (Мы сегодня используя азбуку, сделаем еще шаг по ступеньке к мудрости. Читая тексты из «Азбуки», мы станем ещё умнее, мудрее и т. д.)
IV. Повторение изученного
Чтение детьми стихотворений «Шишкопад» Г. Граубина, «Песня игрушек» Б. Заходера из учебника (с. 124, 125).
Физкультминутка
Бабочка
Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
V. Работа над стихотворением
Чтение стихотворения С. Маршака «Ты эти буквы заучи…» с. 126 учащимися.
– О чём вас просит автор стихотворения? (Заучить буквы.)
– Сколько их? Прочитай, как об этом говорит автор. («Их три десятка с лишком».) Что это значит? (Больше трёх десятков.)
– Ребята, а сколько букв в русской азбуке? (33)
– Чем для вас являются буквы? Прочитай подтверждающие строчки из стихотворения.
VI. Работа с пословицами
Учащиеся работают в парах. У каждой пары карточка с пословицей. В пословице часть букв пропущена, вместо них стоят звёздочки.
– Ребята, поработайте в парах, восстановите свою пословицу.
- Х-р-шая кн-га ярче звёздочки светит.
- Кн-га для ума, л-чший друг.
- Х-р-шая кн-га – что тёплый д-ждик для всходов.
- Прочёл н-вую кн-гу – встретился с др-гом.
- Без кн-ги, как без р-к.
- Не красна кн-га письмом, красна умом.
- Кто много ч-т-ет, тот много зн-ет.
- Одна х-р-шая кн-га лучше многих сокровищ.
- Кн-га – в-рный др-г.
- Кн-га – зеркало души.
- Чт-н-е – л-чшее уч-ние.
Дети читают восстановленные пословицы.
VII. Работа над стихотворением
Чтение стихотворения В. Берестова «Читалочка» учащимися про себя, вслух.
Работа над выразительностью.
Физкультминутка
Вороны
Вот под ёлочкой зелёной скачут весело вороны: кар, кар, кар.
Целый день они скакали, спать ребятам не давали: кар, кар, кар.
Лишь под вечер затихают и спокойно засыпают: кар, кар, кар.
VIII. Отгадывание загадок
Учащиеся по очереди берут со стола учителя карточку с загадкой и загадывают её товарищам.
Он не знает ничего. Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки, как зовут его? (Незнайка)
Лечит всех зверей подряд. Лечит взрослых и ребят.
К вам спешит, когда болит, добрый доктор… . (Айболит)
На ней жениться хочет слепой и жадный крот.
Мышь над ней хохочет, а ласточка спасёт! (Дюймовочка)
Её перо сверкает так, что ясно: это не пустяк!
Никто не знает, что случится в тех сказках, где живёт … . (Жар-птица)
У синьора Помидора льются слёзы от позора:
Не хватай за чубчик длинный ты озорного … . (Чиполлино)
Убежали от грязнули чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт и в дороге слёзы льёт. (Федора)
Уплетая калачи, ехал парень на печи.
Прокатился по деревне и женился на царевне. (Емеля)
Эта скатерть знаменита тем, что кормит всех до сыта,
Что сама собой она вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка)
Был друг у Ивана немного горбатым,
Но сделал счастливым его и богатым. (Конёк-Горбунок)
У Алёнушки-сестрицы унесли братишку птицы.
Высоко они летят, далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
IX. Итог урока. Рефлексия
– Ребята, какая была тема нашего урока? (Азбука – к мудрости ступенька.)
– Какую мы ставили для себя цель? (С помощью «Азбуки», чтения сделать шаг к мудрости.)
– Вы смогли это сделать? (Да)
– Похвалите своих товарищей и себя за работу на уроке.
– Я хвалю вас, ребята, за работу на уроке. Спасибо вам! А закончить наш урок хочется словами:
Чтоб прочесть ты смог книжки разные,
Ношей знаний себя нагрузи.
Начинается чтение с азбуки:
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И!
Каждый день ты встречать будешь праздники,
Узнавать миллион новостей.
Начинается чтение с азбуки:
К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе» « Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе»
Проблема усвоения слов с непроверяемыми написаниями близка всем учителям начальных классов. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в ...
Деятельностный подход - основной подход к современному уроку
Цель обучения - не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела....
Инновационные подходы к преподаванию в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы (здоровьесберегающий подход).
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу...
Осуществление ориентированно-личностного подхода в коррекции речевых нарушений в условиях школы-интерната V вида.
1. Классификация логопедических заключений, при которых дети направляются обучаться в школы 5 вида.2. Особенности планирования и проведения уроков в начальной школе 5 вида с учетом логопедического зак...
Выступление по теме «Дифференцированный подход в обучении – одно из средств реализации индивидуального подхода к детям»
Выступление на заседании МО учителей начальных классов. Каждый школьник, обучаясь в общеобразовательной школе, имеет право на самореализацию и, соответственно, на максимальное раскрытие своей инд...
Психолого-педагогические принципы организации уроков в начальной школе, реализующих системно-деятельностный подход к обучению. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Выступление на Фестивале педагогических идей учителя начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовниковой Ольги Викторовны.2013-2014 уч.г....
Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....