Доклад «Методические условия преодоления дезадаптации леворуких детей при обучении письму»
методическая разработка (1 класс) по теме

Харитоненко Владлена Евгеньевна

Разработка системы методических рекомендаций для успешного обучения леворуких детей грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа № 21

с углублённым изучением отдельных предметов» г. Ухты

Доклад:

«Методические   условия

преодоления   дезадаптации

леворуких   детей

при   обучении   письму»

подготовила

учитель начальных классов

Харитоненко Владлена Евгеньевна

Ухта 2014

Тема моего доклада – «Методические условия преодоления дезадаптации леворуких детей при обучении письму».

Для меня эта проблема стала актуальной потому, что, проработав более 10 лет в Центре реабилитации детей-инвалидов, я сталкивалась с такими детьми в каждом выпуске.

Леворукость веками остается загадкой, притягивающей внимание. Действительно, большая часть человечества - праворукие, а леворукие составляют всего 13-16%, но их количество с каждым годом увеличивается, что подтверждают статистические данные. Левши существовали всегда, но лишь сейчас, в последние годы, за ними оставляют право быть собой, сохранить свою индивидуальность. Но еще двадцать лет назад отношение учителей к левшам было строго негативным, педагоги стремились во чтобы то ни стало переучить детей на правую руку, порой прибегая к самым жестким методам. В нашей стране от переучивания детей отказались в 1986 году.

И вот сейчас передо мной встала такая задача - разработать целостную систему методических рекомендаций для успешного обучения детей грамоте.

Неисследовательность содержания педагогической помощи леворуким учащимся в начальных классах обнажает остроту этой проблемы. Мы видим, что еще недостаточно научных рекомендаций по их профилактике и преодолению.

"В наши времена расцвета западных демократий уже никто не ведет битвы против левшей", - говорит Пьер-Мишель Бертран. И действительно, сейчас это уже кажется дикостью, хотя могут еще попасться учителя, которые постараются заставить леворукого ребенка писать правой рукой.

Любопытно, что, несмотря на то, что в средние века леворукость могли часто счесть за одержимость дьяволом, наибольшее давление на левшей все же пришлось на достаточно просвещенное время - вторую половину XIX века и первую половину XX века.

Русское слово «левый» не сулит ничего хорошего. В политике это всегда экстремизм, а в жизни - «левый» товар, сделанный «левой» рукой, то есть откровенная халтура. Понятия «правда» или «правота» из того же разряда. Правый всегда прав. А левизна, хоть порой и детская, все же болезнь, как отмечал вождь мирового пролетариата в одной из своих работ.

В общем, лингвисты установили, что на разных языках слово правый созвучно словам право и правильный, в то время как левый похоже на такие слова, как зловещий и разбитый. Вот на левшей всегда и смотрели как на некое отклонение от общепринятых норм.

Левша - человек, предпочтительно пользующийся левой рукой вместо правой.

Леворукость - врожденное или вынужденное использование левой рукой в качестве ведущей.

Амбидекстр - человек, одинаково хорошо владеющий обеими руками.

Умение одинаково ловко работать обеими руками можно развить тренировкой, но при этом человек, обычно,  всё равно несколько предпочитает руку, которая изначально была доминирующей.

При обучении в школе, конечно, самой важной является характеристика ведущей руки, так как малышу предстоит освоить такой сложнейший вид деятельности, как письмо. Поэтому в дальнейшем я буду писать о леворукости.

Доподлинно известно следующее: среди детей праворуких родителей левши составляют примерно 2 процента, если один родитель праворук - 17 процентов, у двух левшей - 46 процентов.

Причины возникновения леворукости могут быть разными.

Чаще всего встречается, так называемое, генетическое левшество. Большинство ученых сходятся во мнении, что левшество - это наследственный признак (т.к. у родителей-левшей вероятность рождения ребенка-левши в 10-12 раз выше).

Второй вид - это "компенсаторное" левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще - его левого полушария.

Третий вид - это "вынужденное" левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.

В настоящее время существует несколько взглядов на природные способности левшей по сравнению с правшами.

Первый основан на том, что показатели поведения и нервно-психической деятельности у левшей хуже, чем у правшей. Сторонники этого подхода приводят данные о частоте левшества среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией, наследственным алкоголизмом.

Второй подход утверждает равенство способностей правшей и левшей.

Согласно третьему подходу, левши обладают более высокими показателями нервно-психической деятельности и большими адаптационными возможностями, чем правши. Правильность этого подхода можно продемонстрировать, приведя целый список великих левшей, среди которых будут Юлий Цезарь, полководцы Александр Македонский, Наполеон, ученый  И. П. Павлов, художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, актер Чарли Чаплин и многие другие.

 Работая совместно с психологом, мы отметили следующие качества леворуких детей:

  • “левши” часто отличаются от своих сверстников затянувшимся периодом упрямства.
  • обычно - это художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Уже с трех лет они намного лучше, чем другие малыши, рисуют, лепят из глины, воска или пластилина.
  • у них нередки хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.
  • часто они позже начинают говорить и иногда испытывают затруднения в произношении некоторых звуков.
  • бывает, что им с трудом даются чтение, письмо и математика.
  • ребенок - левша непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда - плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний.

Но в то же время специалисты подчеркивают: леворукость - индивидуальный вариант нормы. Ведь и среди детей-правшей упрямых, капризных и возбудимых ничуть не меньше, чем среди левшей.

Причины особенностей левшей и правшей кроются в том, что правое и левое полушария мозга человека ответственны за различные сферы психической деятельности. Это может быть представлено в следующем виде:

 Левое полушарие отвечает за:

1. конкретное мышление

2. математические вычисления

3. правую руку

5. речь

6. правый глаз

7. чтение и письмо

8. двигательную сферу

  Правое полушарие отвечает за:

  1. абстрактное мышление

  2. образную память

  3. левую руку

  5. ритм, восприятие музыки, интонации

  6. левый глаз

  7.ориентировку в пространстве

  8. чувственную сферу

Насильственное переучивание левшей, а тем самым, принудительное изменение сложившейся системы головного мозга, как правило, ведет к негативным последствиям. Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым. Бывают нарушения сна, потеря аппетита, головные боли, жалобы на усталость в правой руке, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.

Я считаю, что леворукость - это не аномалия и не нарушение развития, это просто один из вариантов нормы.

Какие же проблемы я увидела при обучении леворуких детей письму?

Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

1. восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;

2. формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);

3. выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб- прямоугольник);

4. копирования;

5. неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);

6. зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;

7. очень медленный темп письма.

Хотелось бы подробнее остановиться на сниженном темпе письма и феномене зеркальных движений, как наиболее часто встречающихся и влияющих на успешность обучения.

Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из двух этапов: собственно выполнение движения и микропауза. У левшей микропаузы дольше как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется. Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у таких детей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети-левши торопятся,  сокращаются микропаузы, столь необходимые для контроля своих действий. Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки.

С феноменом зеркальных движений наверняка знакомо большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма, ребенок начинает писать с буквы, которой заканчивается слово, потом пишет предпоследнюю и т.д., таким образом, если вы приложите зеркало к написанному слову, то увидите в зеркальном отражении традиционным способом написанное слово, но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие. Взрослыми, особенно если они правши, такие особенности ребенка могут восприниматься даже как своего рода способности, однако, к сожалению, такие проявления часто являются всего лишь отражением трудностей зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации.

Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности. Подобное рисование является проявлением неусвоенности ребенком основных принципов организации пространства.

Опираясь на собственный опыт, я выработала подход к обучению этой непростой категории детей, который и попытаюсь последовательно изложить.

Начнем с самого главного - педагогических секретов обучения маленьких левшей.

1.   Медлительность левшей, с характерным застреванием в начале любого вида деятельности, что не должно стать предметом упреков. Ни в коем случае левшу нельзя торопить, в суете он или наделает массу ошибок, или остановится совсем. А в ситуации стресса подобный ребенок часто впадает в такую панику, что об успешном завершении работы мечтать не приходится.

Поэтому ему нельзя сердито угрожать "попробуй только не напиши", вредно напоминать перед работой о прошлой неудаче. В работе с ними нужно терпение, чувство юмора, стремление понять и настроиться на другого, желание постоянно думать и искать путь к победе.

2.  Необходимость создания спокойной доброжелательной атмосферы во время занятия, призванной успокоить в большинстве своем эмоционально неустойчивых и тревожных малышей, глубоко переживающих свои неудачи и промахи. Такая обстановка увеличит шансы на успех.

3.  Следует учитывать в очередной раз повторяемую причину левшества - иную, отличную от правшей, организацию деятельности полушарий головного мозга, которая находит отражение в любой деятельности ребенка. Левши ведут себя иначе, пытаясь всеми силами добиться ясности в интересующем их вопросе, иногда игнорируя тактичность и перебивая собеседника, невзирая на возраст.

4.  Необходимость использования пошаговой подачи материала не с точки зрения крошечной дозировки с последующей немедленной отработкой, а с выделением необходимых этапов в процессе усвоения любого алгоритма, с помощью которых можно описать практически каждое из получаемых в начальной школе умений, так как это облегчает выстраивание ребенком логической цепочки по овладению данным материалом и созданию целостной картины усвоенного. Отсюда и недопустимость пропуска любого из этапов в процессе объяснения.

5.  Фактически необходимость использования в работе творческих заданий, с одной стороны, обеспечивающих интеллектуальное развитие и поддерживающих как интерес, так и стремление к победе любознательных по своей сути левшей, а с другой - показывающих, что не все так просто, как может показаться на первый взгляд, и не все может быть сведено к алгоритму и овладению определенным типом задач.

6.   Нужно поддерживать постоянную обратную связь с ребенком. Левша не может что-то изучать, не понимая. Он усваивает материал строго по этапам, и пропуск или недопонимание чего-то приводит к потере нити рассуждения. Дав строгий алгоритм и научив им пользоваться, вы победите бессилие ребенка, но, не разобрав допускаемых им ошибок или не устранив внезапно возникающей заминки, вы лишите его уверенности.

Ребенку со своими индивидуальными особенностями трудно приспосабливаться к такому сложному и строгому миру школы. Помогите и объясните подробнее сущность его ошибки, а потом отработайте данное задание - и неуверенность уйдет.

К ошибкам лучше относиться философски, с интересом естествоиспытателей. Ребята помогут найти причину, причем сами при этом на чужих ошибках учатся.

Вот некоторые рекомендации, которые я использую в своей работе:

  • необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
  • не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
  • категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
  • любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
  • желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
  • необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;
  • никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

Не стоит подчеркивать особенности леворукости ребенка, тревожиться (тревога взрослых всегда передается ребенку) и заранее волноваться из-за каких-то неудач, которые могут возникнуть. Важно договориться с малышом, что для письма и рисования он всегда будет использовать только левую руку (не стоит перекладывать ручку из одной руки в другую, лучше передохнуть, если рука быстро устает). Для того чтобы в будущем у него не возникали проблемы при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь.

Я вас познакомлю со своей системой, как пошагово я преодолеваю дезадаптацию леворуких детей при обучении письму.

Первый шаг – это правильная поза при письме.

Для правильной позы при письме необходимо:

  • сидеть прямо;
  • опираться спиной на спинку стула;
  • не касаться грудью стола;
  • ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;
  • туловище, голову, плечи держать ровно;
  • обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.

Второй шаг – как держать тетрадь и ручку?

Малыш должен научиться класть ее прямо перед собой и чуть сдвигать, чтобы ее нижний правый край находился немного левее. Этот вариант позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх. Сначала правая рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху. Свет при письме падает справа. Целесообразнее всего, наклонив тетрадь вправо, писать прямо, не загораживая строку и соблюдая правильную посадку, причем немного вперед должно быть выдвинуто не правое плечо, как у правши, а левое.

Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку.

  • Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
  • Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.

Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно. Занимаясь с леворуким малышом, не стоит забывать о работе по развитию содружественного действия обеих рук.

Гимнастика на развитие мелкой моторики обеих рук:

  • застегивание и расстегивание пуговиц; перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме;
  • всасывание и высасывание воды из стакана пипеткой»
  • плетение из ниток закладок, ковриков;
  • завязывание и развязывание узелков, бантиков.

Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук.

При воспитании и обучении леворукого ребенка я стараюсь развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни.

Довольно часто леворукие дети затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях можно «маркировать» их ведущую руку при помощи браслета или часов.

В начальный период обучения письму леворукому ребенку необходимо предложить выполнять упражнения для подготовки руки к работе и ориентировки в рабочей строке вида.

1. Копирование фигур, моделирование из деталей - прекрасная тренировка зрительного восприятия и зрительно-моторной координации.

2. Упражнения на умение ориентироваться в рабочей строке рекомендую выполнять детям сначала по точкам, заранее нанесенным учителем на строке, затем самостоятельно на следующей рабочей строке.

3. Развитие пространственных представлений у леворукого ребенка предполагает формирование понятий: вверху, внизу, справа, слева, в углу, спереди, сзади, понимание и правильное использование предлогов над, под, внутри, между, через и т.д.

        Неумение ориентироваться на плоскости листа – одна из причин, по которой дети не могут успешно осваивать письмо. Закрепить навыки пространственной ориентации поможет следующая игра.

Нарисуем поле. Возьмем пуговицы или фишки и попросим ребенка расставлять и передвигать их по нашему указанию. К примеру, так: «Поставь фишку в верхнем левом углу. Передвинь её на середину поля. Поставь вторую фишку справа у звездочки в нижней половине поля. Передвинь её на левую сторону поля» и т.д. Играть могут сразу несколько человек, все по очереди передвигают свои фишки под диктовку ведущего, который задает направление движения.

Упрочение перечисленных пространственных представлений начинаю с ориентации в собственном теле ("Правая рука", "Левая рука", "Надень левый ботинок", "Вытяни вперед руку" и т.д.), на листе бумаги; затем в ходе физкультурных занятий; при изготовлении аппликаций, конструировании.

4. Полезно развивать способность планировать движение руки ребенка. Предлагаю несколько вариантов таких заданий для формирования умения вести руку:

  • бабочки;
  • "раскрутить" спираль вправо и влево;
  • нарисовать волны;
  • соединить точки по траектории.

При выполнении всех предложенных упражнений особое внимание следует уделить вербальному описанию движений, а также выделению количества элементов, характеру, пространственному расположению, направлению движения. Объяснение следует вести, повторяя несколько раз, с одновременным показом или выполнением действия самим учеником.

Малыша, предпочитающего действовать левой рукой, я предлагаю занять составлением рассказа по серии сюжетных картинок, которые он сам же и разложит, соблюдая направление слева направо. За этим должны проследить взрослые. Ребенок может и иллюстрировать сказки, а потом пересказывать их по картинкам, разложенным по тому же принципу.

Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов, необходимо так же следить за лево-правосторонним направлением ряда. Можно проводить зрительный диктант, для которого могут использоваться геометрические фигуры, различные трафареты, картинки и т. п. Он проводится следующим образом:

  • ребенок рассматривает образец (ряд фигур или изображение предметов);
  • перечисляет их несколько раз, запоминая последовательность;
  • образец закрывается, и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из индивидуального раздаточного материала;
  • образец открывается, и проверяется правильность выполнения.

Следующий шаг – различаем и пишем элементы печатных букв.

Для формирования фонематического восприятия и звукобуквенного анализа и синтеза слов использую следующие упражнения.

  • Выделение звука из ряда звуков.
  • Выделение ударного гласного в начале слова.
  • Выделение согласного звука в начале слова.
  • Выделение конечного согласного звука в слове.
  • Выделение конечного гласного звука в слове (ударного).
  • Определение количества звуков в слове.
  • Установление последовательности звуков в слове.
  • Придумать слова, в названии которых есть заданный звук.
  • Установление места звука в слове.
  • Выделение общего звука в словах.
  • Деление слов на слоги.
  • Повторение слоговых сочетаний.
  • Сравнение слов по звуковому составу.

Так же провожу работу по предупреждению и искоренению ошибок, вызванных трудностями соблюдения правильной последовательности и количества букв в слове и ошибок на уровне предложения.

У неправоруких могут наблюдаться трудности списывания, т. к. такой вид работы предполагает одновременное решение нескольких задач: необходимо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста предложенного для списывания, что требует быстрой и точной пространственной ориентировки, а также выстраивания ряда этих элементов на своем месте (опять же требуется быстрая и четкая микроориентировка). Такая работа у левши требует большего времени и довольно часто сопровождается возрастанием количества ошибок.

Моим леворуким детям пойдут на пользу занятия декоративным рисованием, аппликацией, которые основаны на ряде и чередовании элементов. Если в рисунках есть элемент зеркальности, взрослые должны обратить на это внимание ребенка.

Мой опыт показывает, что могут возникнуть трудности и при чтении. Леворукие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или из середины текста. Во избежание таких проявлений ребенку нужно напомнить, откуда началось чтение, а можно ориентировать его по «маркированной» руке. Если эти способы не дают эффекта, малыш может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Причем, сначала это лучше сделать взрослому, а вскоре и юный читатель освоит эту хитрость. Так придется продолжать до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой. Все занятия нужно проводить систематически, но их продолжительность не должна превышать 20 минут. Потом малышу нужен отдых. Восстановив силы, можно продолжить занятие еще на 15-20 минут.

Хорошим подспорьем для леворуких детей и их родителей могут стать имеющиеся в продаже книги об этой проблеме, прописи для левшей-первоклашек, различные методические пособия, направленные на освоение того или иного навыка, где ведущей была бы левая рука. Если не игнорировать индивидуальность ребенка, а всячески помогать ему, тогда он сможет гармонично существовать в праворуком мире.

Главная трудность - найти золотую середину, объединяющую требовательность и уважение к ребёнку, доброе отношение к нему.

В заключение мне хочется заметить, что терпимость к неодинаковости в нашей стране действительно крепнет вместе с уважением к индивидуальным особенностям и привитием мысли, что каждый член общества должен получить возможности, благоприятные для развития именно его способностей и задатков, даже если для этого необходимо использовать нетрадиционные пути. Так в продаже уже появляются развивающие тетради, прописи и ножницы для левшей, а по телевидению этим летом активно поздравляли всех телезрителей с Международным днем левшей, который празднуется 13 августа.

Мир без левшей был бы гораздо скучнее и неинтереснее. Левши способны привнести творческую искру в самое бесцветное существование и наполнить его разноцветными красками. Современный мир все больше начинает понимать левшей, а это значит, человечество становится мудрее.

Литература

1. Безруких М.М.. Готов ли ребёнок к школе?

2. Безруких М.М.. Леворукий ребёнок в школе и дома.- М., 2005.

3. Безруких М.М.. Почему учиться трудно.- М.,1995.

4. Безруких М.М.. Ребёнок идёт в школу.- М., 2000

5. Бертран Пьер-Мишель. - "Зеркальные люди. История левшей" - М.:2008

6. Лобзякова О.С.. Учимся правильно и чётко говорить. - М.,2004.

7. Майская А.А. "Ребенок-левша. Как достичь гармонии с "правым миром". Изд. ПИТЕР, 2005 г.

8. Николаева Е.И.. Леворукий ребёнок: диагностика, обучение, коррекция.- С-Петербург.,2005.

9. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов// под общей ред. Семаго М.М. - М.:1999

10. Семенович А.В. Эти невероятные левши.- М., 2007.

11. Сиденко А.И. Как разработать программу эксперимента.// Директор школы.1998.№2.

12. Соколова Е.Т. Методология и методика педагогических исследований.- М.:1996

13. Хорсанд Д.В., Если ребенок левша…: маленькие подсказки для родителей.- М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006.-59

14. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Интсрументарий. - Ростов н/д.: издательство «Феникс», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания по теме: "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"

Ознакомление  родительского коллектива  с трудностями обучения письму и чтению на первом  году обучения в школе; дать практические советы, как можно преодолеть возникшие трудности...

«Методические условия преодоления дезадаптации леворуких детей при обучении письму»

В работе произведен анализ проблемы, рассмотрены психофизиологические особенности леворуких детей и паредложены методические рекомендации по обучению данных детей письму....

«Методические условия преодоления дезадаптации леворуких детей при обучении письму»

В работе произведен анализ проблемы, рассмотрены психофизиологические особенности леворуких детей и паредложены методические рекомендации по обучению данных детей письму....

Доклад на тему: "Обучение леворуких детей письму"

Особенности обучения леворуких детей письму....

Психолого-педагогические условия преодоления трудностей обучения леворуких детей в образовательном учреждении

Данная статья содержит рекомендации родителям и учителям по оказанию помощи в преодолении трудностей  обучения леворуких детей в ОУ....