Структура урока, как средство реализации деятельностного метода обучения.
презентация к уроку по теме
С этой темой я выступала 9.01.2014г. на районном МО.В данном материале описана структура урока по ФГОС с помощью деятельностного метода обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 935.91 КБ |
Предварительный просмотр:
(Слайд 1)
Структура урока, как средство реализации деятельностного метода обучения.
- Добрый день, уважаемые коллеги. Стаж моей педагогической деятельности в школе 4года. Я работаю по образовательной программе «Школа России».
(Слайд 2)
- Позвольте начать мне свое выступление словами «Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её содержанию» В.Г. Белинский.
(Слайд 3,4)Актуальность:
За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования.
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить
- становление личности младшего школьника,
- раскрытие его индивидуальных возможностей.
Широкое распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические технологии.
Наибольшее распространение в начальной школе получила «технология деятельностного метода обучения.
В 2011-2012 учебном году все первоклассники Российской Федерации перешли на обучение по новым образовательным стандартам. Стандарты призваны привести к некой единой социальной норме общественный договор между семьей, обществом и государством. В основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Для решения этой задачи используется технология деятельностного метода обучения, реализацию которого необходимо начинать с первого класса.
(Слайд 5,6,7)Концепция деятельности:
Ведущая ключевая идея.
Систематическое и методически правильное применение деятельностного метода и приёмов работы по развитию общеучебных умений в начальной школе развивают не только учебную деятельность учащихся, но и повышают качество образования. Проблема опыта.
В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Цель:
- определить возможности использования деятельностного метода на уроках в начальной школе;
- через развитие навыков учебной деятельности обучающихся повышать уровень образования младшего школьника.
Основные задачи:
- раскрыть понятие деятельностного метода, используя педагогическую и методическую литературу;
- показать специфику применения деятельностного метода в начальной школе;
Деятельностный метод обучения - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
(Слайд 8,9,10)История:
О приоритете развития личности ребёнка в процессе обучения, формирования у него деятельностных способностей писали В.Г. Белинский. К.Д.Ушинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др.
Исторический опыт развития педагогики доказывает, что реализация современных целей образования возможна только в деятельности самого ребёнка.
Концептуальной идеей построения технологии обучения по федеральным стандартам второго поколения в системе непрерывного образования явилась идея включения ученика в активную познавательную деятельность.
(Слайд 11) Основные положения технологии деятельностного метода обучения:
1 Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.
2 Сам процесс обучения должен быть творческим.
3 Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.
(Слайд 12)Характерная черта:
(Слайд 13)Принципы:
Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.
По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.
(Слайд 14)
В начальной школе используются такие типы уроков деятельностной направленности:
Урок «открытия» нового знания.
В каждом уроке существуют две цели.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.
Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изучаемых понятий, алгоритмов.
Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изучаемых понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Использование данного метода в практике позволяет грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания
При подготовке к урокам в соответствии с его типологией необходимо придерживаться структуры урока, которую можно изобразить блок – схемой.
(Слайд 15,16,17,18)Структура урока :
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.
2. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
3. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
4. « Открытие» детьми нового знания.
Цель: по возможности включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке и знаково.
5. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
9. Домашнее задание.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
(Слайд 19) Преимущества деятельностного подхода:
У обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы;
формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;
возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе;
интерес к предмету побуждает к чтению биологической литературы, что расширяет их познания в области данной науки.
(Слайд 20,21,22)Выводы:
Реализация программы «Школа России» через использование деятельностного метода обучения создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем. В результате использования деятельностного метода в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление. Образовательная система «Школа России» создаёт условия для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся и их личностного развития; для социальной и социально-психологической ориентации в окружающей действительности. Эти задачи решаются посредством совместной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников по решению системы взаимосвязанных учебных задач и опоры на внутреннюю мотивацию.
(Слайд 23)
Любой педагог хорошо знает – только то, что пропущено через себя, через деятельность ребёнка, его практический опыт, его эмоциональное переживание, запомнится им на всю жизнь, станет его способностью. Даже народная мудрость гласит: «Я слышу – и забываю, вижу – и понимаю, делаю и умею».
- Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов!
Литература:
1. Корбакова И.Н.,Терешина Л.В «Деятельностный метод обучения» Волгоград, издательство «Учитель» 2008г.
2. Кубышева М.А. «Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной направленности» Москва 2005г.
3. Мельникова Е.Л. «Проблемный урок» Ростов-на-Дону, Витраж 2006 г.
«Структура урока как средство реализации деятельностного метода обучения».
Подготовила:
Учитель начальных классов
МБОУ «Копановская ООШ»
Тихова Марина Александровна
Копановка 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»
Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способн...

Технология проектного метода обучения как средство реализации деятельностного подхода к образовательному процессу в начальной школе
Великая цель образования - это не знания, а действия” Г. Спенсер....

Реализация деятельностного метода обучения на примере урока русского языка
Данная статья опубликована в сборнике: «Педмастерская – 2013» (из опыта преподавания учителей начальных классов). – Слободской, 2013. – С. 8 – 15. – ББК 74.202.6 (2 Рос – 4 Кир)....

Доклад "Реализация деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"
В основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знан...

Обобщение опыта по теме "Реализация деятельностного метода обучения в начальной школе в рамках ФГОС НОО"
Системно-деятельностный метод нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. При этом процесс обучения должен быть организован так, чтобы целенаправленно осуществлялся процесс...

Технология деятельностного метода обучения как средство реализации ФГОС НОО
Технология деятельностного метода обучения как средство реализации ФГОС НОО. Ребенок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности." Скажи мне - и я забуду, покаж...
Структура урока в технологии деятельностного метода обучения
Структура урока в технологии деятельностного метода обучения: этапы, цели, описание этапов, время, приём...