Современные образовательные технологии
статья по теме

Смирнова Нина Викторовна

Педагогические технологии и достигаемые результаты- в помощь аттестующимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_obrazovatelnye_tekhnologii.docx618.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Современные образовательные технологии

             Одной из главных задач, считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания.

 С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, использую следующие современные образовательные технологии:

Педагогические технологии

Достигаемые результаты

Проблемное обучение.

 Создание в учебной деятельности проблемных ситуации и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

В своей работе я, как и любой учитель, стараюсь использовать методы, с помощью которых будут достигнуты  намеченные цели.

Технология  проблемного обучения привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения, легко и доступно изложена Е.Л. Мельниковой в книге «Проблемный урок или Как открывать знания с учениками».

 «Школа 2100»  3 класс. Проблемный урок

Тема урока.   Непроизносимая согласная в корне слова.

Цель:  - ввести новую орфограмму «непроизносимая согласная»;

           - закрепить изученные орфограммы -согласных букв;

           - развивать орфографическую зоркость, внимание к значению слова;

           - наблюдение над особенностями употребления некоторых слов

1 .  Оргмомент. Устный диктант. (У детей сигнальные карточки, с помощью которых они показывают нужные орфограммы в словах, которые диктует учитель).

Дельфин, квартира, чемодан, комната, потом, балкон, сосед, закон.

-  Какие орфограммы в этих словах? (Орфограммы – безударные гласные буквы).

2.  Словарный диктант. (Дети записывают в тетрадь под диктовку учителя слова с изученной орфограммой).

Килограмм, Кирилл, коллектив, кросс, масса, пассажир,  перрон, ссора, сумма, орфограмма. Потом.

-  Какое слово лишнее? Почему? (Потом. Потому что в нём другая орфограмма).

-  Подчеркните орфограмму и поставьте ударение.

3.      Чистописание.

а)     пп   тт   рр   мм

б)     Дом построить – не шапку на голову надеть.

в)     Лексическая работа над пословицей?

4.   Введение в тему.

а)   Распределительный диктант.

- Какие орфограммы - согласных вы знаете? (Парные согласные и удвоенные согласные).

- Я вам буду диктовать слова, а вы записывайте их в два столбика по орфограммам.

Учитель диктует слова: хоккей, группа, грусть, ванна, ложка, поезд, масса, гриб. В самом конце учитель диктует ещё два слова с неизвестной орфограммой (солнце, устный), создавая тем самым ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ.

Во время проверки выясняется, что слова известный  и устный дети записали по-разному. А некоторые не писали их вообще.

Чтобы дети сформулировали проблему, их необходимо побуждать вопросами.

-  Задание было одно? Вы выполнили его по-разному. Почему?

-  В чём затруднение? (В этих словах нет удвоенной согласной и нет парной согласной).

Учитель говорит, что в этих словах действительно нет знакомых им орфограмм-согласных.

(Мы такую орфограмму ещё не знаем).

-  Чего мы не знаем? Сегодня мы должны найти ответ на этот вопрос.

б)       Наблюдение над словами с непроизносимым звуком. Работа в тетрадях и на доске.

- Запишите в транскрипции слово «устный» [у с н ы й']. Сколько в нём звуков? (5)

После этого учитель задаёт подходящий к данной ситуации ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

- Интересно, а сколько букв в этом слове? Подберите однокоренные слова.

(Учитель записывает на доске: уста, устный ).

- Какой корень в этих словах? / -уст- /. Проговорите как мы запишем слово «устный».

Аналогично проходит работа над словом «известный».

- Что интересного заметили в этих словах? (Учитель побуждает к осознанию противоречия. Дети замечают, что в одних однокоренных словах «т» произносится (уста и известие, а в других – устный и известный), нет.

- Какой возникает вопрос? (- Почему не произносится звук [ т ] в некоторых словах?)

- Какое можно дать название звуку, который не произносится. (Варианты ответов).

Какая будет тема урока? (Ответы детей).

Открывается тема, записанная  на доске.

в) Первичное закрепление. Работа по учебнику.

Выполняется упражнение 75 (устно) под руководством учителя.

Почему в этих словах букв больше, чем звуков?

Упражнение 76 выполняется (письменно) по заданиям учебника.

Вывод:      Есть слова, в которых звук [ т ] или [ д ] в корне не произносится, а буква пишется.

5. Наблюдение над правописанием слов с непроизносимым согласным в корне.

а)  Постановка ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА.

- Запишите слова: капустный, звёздный, ужасный.

- О чём хотите меня спросить? (Какой вопрос возникает?) (Есть ли непроизносимый согласный звук?)

- Как же будем писать эти слова? Что вы предлагаете? (Предложения детей).

б) Понаблюдаем за этими словами в упражнении 77.

Вывод:  Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными, надо подобрать проверочное слово.

- Подберите проверочное слово к слову «ужасный». (Ужас, ужасен, ужасающий).         

- Выделите корень. Что наблюдаете? (Нет непроизносимого звука, значит и нет буквы).

Вывод:  Чтобы не ошибиться в правописании, надо проверить.

6. Итог урока.

- С какой новой орфограммой мы познакомились?

- Какое правило надо знать, чтобы не ошибаться в написании?

7. Домашнее задание.

Упражнение 1, стр. 72, словарь, стр. 64, рассказать дома про «молчаливые» звуки

Фрагменты проблемных ситуаций на уроках

          Приведу примеры  использования этой технологии на уроке русского языка по теме «Непроизносимые согласные».

На доске записано слово вестник.
Учитель:
– Прочитайте это слово орфографически, орфоэпически. (Вестник,[в,э?сн,ик].)
– Что вас удивило? (Буква
т в слове пишется, а при чтении звук [т] не произносится.)
– Какой вопрос у вас возникает?
(Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится?
Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую согласный звук, если мы его не слышим?)
Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Термин «непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты, учитель может сообщить в готовом виде. Я всегда даю возможность своим ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию:
– Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется…

 Урок русского языка.

На доске написано слово «мухоловка». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).

            Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе.

Например, ученик получил задания: «К 2 прибавь 5 и помножь на 3». И другое: «К 2 прибавь 5, помноженное на 3». Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:

2 + 5 * 3 = 21
2 + 5 * 3 = 17

Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, задача принимает вид:

(2 + 5) * 3 = 21
2 + 5 * 3 = 17

           Тема урока: «Сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик с двумя переходами через десяток».

Цель урока: тренировать умение складывать и вычитать трехзначные числа в столбик.

Задачи урока:

1.  Тренировать умение складывать и вычитать трехзначные числа в столбик, знакомство со случаем письменного сложения и вычитания с «двумя переходами через разряд».

2.  Способствовать развитию логического мышления и рассуждения, самостоятельности, смекалки и расширению кругозора, умение работать в коллективе.

3.  Создать условия для воспитания упорства, старательности, трудолюбия, умения довести дело до конца.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, карточки, математические задания.

III. Открытие новых знаний

Задание № 1.

Цель работы:

- создание проблемной ситуации и выдвижение гипотез.

Запиши примеры в столбик и вычисли.

142 + 38 =

142 + 83 =

142 + 88 =

-С какими затруднениями столкнулись?

Урок 2

Цель работы:

- на основе наблюдений над представленными способами вычислений сформулировать новое правило.

Мишка выполнил сложение в столбик. Как он это сделал? Что нового в его вычислениях?

Учитель

Ученики

-Найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 и 21см (практическое задание, не сходное с предыдущими).

-Вы смогли выполнить задание?

-В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? (Побуждение к осознанию противоречия.)

-Какова сегодня тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)

-Испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации).

 

  Нет, не смогли.

-  Здесь надо умножить на двузначное число. А мы таких примеров еще не решали (осознание противоречия).

Умножение на двузначное число (учебная проблема как тема урока).

Учитель

Ученики

- Прочитайте слова на доске.

-Чем все эти слова похожи?

- А чем слова отличаются?

-  Над какой темой будем работать?

Читают: душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ.

- Это существительные с шипящими на конце.                                               -   В одних на конце есть мягкий знак, а в других нет

- Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных (тема).

Я считаю, что проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей думать, творчески мыслить, развивает интеллектуальные способности ученика и воспитывает активность личности. Проблемный урок сначала накрывает ученика волной интереса к новому материалу, а затем даёт ему радость самостоятельного открытия знаний. Готовя уроки, я пришла к мысли, что открывать новые знания надо совместно с детьми и стараюсь воплощать это на своих уроках. Я считаю, что проблемное обучение- это надолго, это сегодняшний и завтрашний день нашего образования. Поэтому овладевать этой технологией я буду глубже.

Вывод: Использование технологии проблемного обучения

позволяет повысить качество образования учащихся. В классе,  где работаю 100%-ный уровень обученности учащихся.

 Благодаря  использованию этой технологий обучающиеся класса ежегодно участвуют в международных и всероссийских  конкурсах «Кенгуру», «Чип» и др.

Разноуровневое обучение

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащихся утверждаются  в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья

       Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания использую разноуровневые задания.  Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности  знакомятся с новым материалом, получая новые сведения или углубляя свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное   время.

Применяю на уроке тесты  и диагностические комплексы,  что позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Разноуровневую  дифференциацию обучения применяю на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.     

На основании опыта дифференцированной работы определились следующие основные требования к учебной деятельности учащихся на различных этапах урока.
Схема урока. Объяснение нового материала.
1    этап. Повторение пройденного материала.
Выполнение учащимися самостоятельных работ различной сложности.
1-я группа  выполняет   самостоятельную   творческую   работу,   требующую   осмысления знаний;  следит за работой  2-й  и  3-й  групп,  приходят к  ним  на  помощь  в случае возникновения затруднений у учащихся этихгрупп;  готовит  обобщенные   индивидуальные   задания   (карточки)   по   повторяемому материалу для 2-й и 3-й групп.
2-я группа прорабатывает правила по опорным схемам и выполняет работу по образцу, подготовленному учащимися на прошлом уроке 1-й группы; проверяет домашнее задание у учащихся 3-й группы, повторяя с ними правила, необходимые для усвоения нового материала.
3-я группа применяет на практике  выученные  правила самосто-ятельно     выполняет по опорным схемам работу, которая знакома ученикам этой группы по  предыдущим урокам (этой работой учащиеся 3-й группы занимались вместе с одноклассниками 1-й и 2-й групп;
-    повторяет материал, связанный с объяснением нового материала.
2    этап. Объяснение учителем материала всему классу с анализом способов применения новых знаний на практике (работают все группы).
3    этап. Выявление качества усвоения знаний учащимися всех групп и умения применять усвоенный материал на практике

1-я группа. Самостоятельная работа по углублению знаний, требующая не только тренировки, но и применения полученных знаний в новой, незнакомой ситуации. Учащиеся    не должны тратить время и силы на ненужное повторение.
2-я и 3-я группы. Повторное объяснение нового материала по основным вопросам с применением опорных схем.
2-я группа. Самостоятельная работа по образцу или опорным схемам.
3-я группа.   Доработка по объяснению нового материала:
1)    теоретическое (по учебнику);
2)    типовые тренировочные упражнения под руководством учителя с целью овладения учащимися навыками учебной работы.
4    этап.    Проверка    результатов    выполнения    самостоятельной    работы начинается с 3-й группы и заканчивается 1-й.
Самостоятельное задание, связанное с новой темой, 3-я группа прослушивает дважды. Объяснение порядка и условий выполнения самостоятельной работы 1-й группы слушают 2-я и 3-я группы.
5    этап. Самостоятельная (общая) работа всех групп. Затем каждой групп предлагается дополнительное задание разной сложности.

Ниже предлагаю описание фрагментов уроков, на которых  использую разноуровневую  работу.
 
 - Мною разработаны  разноуровневые самостоятельные работы по математике по теме «Задачи на движение»

Задание №1
Тема: Задачи на движение.
Цель: развивать умение решать задачи на движение.
3-й уровень
Реши задачу: "Два поезда идут навстречу друг другу со станций, расстояние между которыми 485 км. Первый вышел раньше на 2 ч и движется со скоростью 53км/ч. Через 3ч после выхода второго поезда они встретились. Какова скорость второго поезда?”
2-й уровень
Составь обратную задачу
1-й уровень
Измени условие задачи так, чтобы она решалась меньшим количеством действий.

Задание №2.
 Цель: развивать мышление, вычислительные навыки
3-й уровень
 Найди значение выражения:
7800 – (398 + 507 • 6) =
2-й уровень
Измени одно из чисел так, чтобы значение выражения было бы записано четырехзначным числом.
3-й уровень
Измени порядок действий так, чтобы значение выражения изменилось.

Задание №3
 Цель: формировать понятие о взаимосвязи между площадью, периметром и сторонами прямоугольника.
1-й уровень
Реши задачу: "Площадь прямоугольника равна 36см2. Ширина прямоугольника 4см. Чему равен периметр прямоугольника?”
2-й уровень
Реши задачу: "Площадь прямоугольника 32см2. Какова длина и ширина прямоугольника, если ширина в 2 раза короче, чем его длина?”
3-й уровень
Реши задачу: "Периметр прямоугольника равен 26 см, площадь – 42см2. Определи его длину и ширину”

Тема: Задачи на движение.
Цель: развивать умение решать задачи на движение.
Задача. Туристы ехали на автобусе 3 часа со скоростью 80 км/ч. Потом шли пешком 2 часа со скоростью 5 км/ч. Какое расстояние они преодолели?
1-й уровень
Реши задачу по действиям.
2-й уровень
Запиши решение задачи выражением.
3-й уровень
Какое расстояние преодолели туристы, вернувшись обратно?
Самостоятельная работа.

Подводя итог выше сказанному, подчеркну, что: 
•    учащиеся с удовольствием  выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней; 
•    стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках; 
•     разноуровневое обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования. 

Результат  использования технологий: Развитие умения самостоятельной работы, умение учащегося оценивать собственные возможности и результаты.

Проектные

методы

обучения

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределе-

нию

В учебном процессе я использую различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, практико- ориентируемые, информационные, игровые, учебные.              Темы детских проектных работ я выбираю в зависимости от содержания учебных предметов.

           Во 2 классе работали над проектом «Мой мир» (Вахрушев А.А.. «Окружающий мир»).   При проектировании задала  детям  следующие вопросы:  Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники,  учебники)? Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?    

    Привлекла родителей. Предварительно  я разъяснила им суть, значимость проектной деятельности для развития личности детей, познакомила с этапами работы над проектом, роли и формах участия родителей.  Попросила, чтобы родители не брали на себя выполнение работы над проектом, иначе губится сама идея метода проекта, а мотивировали детей, помогли советом, информацией, в планировании, организацией работы в оформлении проекта.

        Результатом проекта стали самостоятельно выполненные детьми

макеты «Мой мир»

   

                                                                                                                                                                                           

       Результат  использования метода проекта: Совместная проектная деятельность помогает избежать отрицательных моментов, связанных с возрастными особенностями. Педагогическое сопровождение учителей и родителей позволяет младшим школьникам чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребенка в позицию активного участника, ведет к сплочению детско-взрослого союза. Создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, обстановку общей увлеченности и творчества, способствует формированию у ребенка положительной самооценки.

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме: «Корневые орфограммы».

Цель: обучать учащихся проектной деятельности;

          учить анализировать, систематизировать учебный материал;

          работать с учебниками;

          развивать коммуникативные способности.

Технологии применяемые на уроке: проектная, здоровьесберегающая.

Оборудование: карточки, памятки для работы над ошибками, учебники.

                                   Ход урока.

I. Организационная часть. Рефлексия.

II. Сообщение темы.

- Сегодня на уроке мы будем заниматься проектной деятельностью.

III. Организация работы по проектированию.

- Назовите основные этапы проектирования.

1. Обдумывание проекта и составление плана.

2. Разработка составных частей проекта.

3. Иллюстрирование.

4. Испытание.

Цель: Разработать часть памятки при работе над ошибками для слов с корневыми орфограммами.

Задачи: Систематизировать знания о корневых орфограммах.

IV. Распределение ролей в группах и назначение ответственных.

( Учащиеся поворачиваются друг к другу и образуется 4 группы по 4 человека. Дети выбирают ответственных, потом они становятся экспериментаторами.)

Представление в группах  (карточка №1)

Исследователи –

Иллюстраторы –

Аналитики –

Экспериментаторы –

V. Знакомство с планом работы в группах.   (карточка №1)

Наш девиз: «Уважай мнение других. Помогай своим товарищам».

                              План.

1. Прочитай текст. Сосчитай количество ошибок.                                (исследователи)

2. Найди и исправь

ошибки.                                                                     (иллюстраторы)

3. Определи орфограмму. Найди правило в учебнике.                         (аналитики)

    Запиши правило на карточке №1.

4. Разработай алгоритм исправления ошибок.                                        (экспериментаторы)

5. Подготовь отчет о проделанной работе. Отчитайся у доски.            (экспериментаторы)

VI. Работа в группах.

Карточка № 2а

В залатые осенние дни готовились к отлету журовли.

Покружились они над рикой, над радным болотом. Вот потинулись птицы в дальние страны.

Карточка № 2б

Позним ненасным вечером счасливые учасники экспедиции остановились на ночлег в горной месности. Далеко внизу яросно билась о скалы горная река. Радосно они оглядывали окресности.

Карточка № 2в

Я вместе с класом отправился в путешествие. На пероне в касе  мы купили билеты. Затем вместе с пасажироми сели в вагон. Поезд тронулся. Ала Сергеевна отгадывала кросворд , а мы помогали.

Карточка № 2г

Ласково греет в ретком лесу солнце. Из березовой ведки сочится слаткий сок. Стройный клен раскинул свои лехкие ведки.

VII. Разработка алгоритма по исправлению ошибок. (карточка №1)

VIII. Отчет  экспериментаторов.

IX. Оформление записей на доске. (иллюстраторы)

Безударные гласные.

1. Выпиши слова.

2. Обозначь орфограммы.

3. Подбери проверочные слова.

Сосна-сосны

Разделительный ъ знак.

1. Выпиши слова.

2. Обозначь орфограммы.

3. Подбери на эту орфограмму 2 слова.

Подъем, съезд, съехал.

Парные звонкие и глухие согласные.

1. Выпиши слова.

2. Обозначь орфограммы.

3. Подбери проверочные слова.

Дуб-дубы

Удвоенная согласная.

1. Выпиши слова.

2. Обозначь орфограммы.

3. Подбери на эту орфограмму 2 слова.

Касса, группа, аллея.

Непроизносимая согласная.

1. Выпиши слова.

2. Обозначь орфограммы.

3. Подбери проверочные слова.

Сердце-сердечный

Разделительный ь знак.

1. Выпиши слова.

2. Обозначь орфограммы.

3. Подбери на эту орфограмму 2 слова.

Вьюга, пьем, шьем.

- Почему алгоритмы разделены на 2 группы?

- Какой алгоритм лишний?

X. Испытание проекта.

- Сегодня вы получаете усовершенствованную памятку для работы над ошибками.

- Какие новые орфограммы в ней вы видите?

- Как с ними работать?

Работаем с текстом. (индивидуально или в парах)

                                                               

                                           Осень.

Какое чудестное ранее утро: и раса, и гребы, и птицы.

Но ведь это уже осинь. Жилтеют берески. Трепетная осина шепчет: «Скоро раса высахнет. Птичьки улитят. Листя опадут. Грусно!»

XI. Подведение итогов. Рефлексия.

- Оцените свою работу.

- Кому все удалось нарисуйте красный флажок, если что-то не получалось зеленый, а кому совсем было трудно – синий.

Результат моей работы: ученик моего класса Богданов Вадим принял участие в районный конкурсе исследовательских работ и проектов «Первые шаги»

Исследователь

ские методы в обучении.

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предлагать пути её решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

        С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования. Работа по программе “Школа 2100” предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира. Эти работы так и называются “Мои маленькие исследования” и идут по темам. Я же включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы.

    С 1 по3 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования.

 Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло.

 В организацию исследования включаю следующие этапы.

Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

Спросить у других людей.

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

Просмотреть телематериалы.

Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

Использовать Интернет.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

Понаблюдать.

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.

Провести эксперимент.

Запиши план и результаты эксперимента.

    Поисково-исследовательская работа на уроке окружающего мира

                                      по теме «Моря»

Тема: «Обитатели моря»

Вид урока: урок с элементами исследования

Тип урока: урок знакомства с новым учебным предметом

Используемые педагогические технологии: элементы технологии организации исследовательской деятельности обучающихся и элементы дифференцированного подхода к обучению.

Предмет исследований: моря

Методы обучения: проблемный метод, дидактическая игра, практические методы ,беседа, работа с книгой (учебником), наглядные методы
Оборудование: Вахрушев А. А., Бурский О. В. «Окружающий мир», 2 класс

Цель урока:
Создание условия для становления и развития психических функций, способностей, мотивационных установок, творческого исследовательского мышления через вовлечение в активную учебно-исследовательскую деятельность

Задачи:

Формировать морально-волевые качества, умения контролировать свое поведение в учебных ситуациях.

Формировать умений выдвигать гипотезу, доказывать ее или опровергать, умений видеть объект с различных точек зрения.

Развивать интерес к изучению Мирового океан.

Воспитывать экологическую культуру младшего школьника

I. Орг.момент.
На урок мы пришли,
Улыбнулись от души.
Будем мы сейчас работать,
Будем много узнавать
И отметки получать
 
II.Актуализация знаний. Постановка целей урока.
-Вы любите путешествовать?
   - «На свете нет ничего лучше путешествий», - так воскликнул однажды знаменитый французский писатель Жюль Верн.
-  Вас тоже сегодня ждет необычайное путешествие.
- А куда мы отправимся,угадайте.(Прослушивание звука)
-Что преобладает на поверхности Земли:суша или океан?
-Покажите на карте океаны.
-Чем жизнь на воде отличается от жизни на суше?

   Учитель.Вот на этот вопрос мы и должны будем с вами ответить в конце урока.А для этого нам необходимо познакомится с обитателями морей,узнать ,как они приспосабливаются к жизни в море.
-  Итак, мы отправимся в научную экспедицию по морям, омывающих наш континент.  
-Что такое экспедиция?     В ходе нашей научной экспедиции мы вспомним и повторим, что такое море,острова,полуострова,какие моря омывают материк Евразия,побываем на дне моря,остановимся и отдохнём на острове.
III.   Работа по теме урока.
- Напомните, на каком материке мы живем?
(Евразия) 
-   Наше путешествие начинается и будет оно проходить под девизом: «
Море зовёт! Смело вперёд!» (девиз на доске)
           Работа по учебнику,карте

Это...........(часть суши, выдающийся в море и с трёх сторон окруженный водой)
- А что вы скажите об этом участке суши?
(Этот участок суши окружен со всех сторон водой. Это остров.)
- Ребята, вспомните, какой мы сделали вывод на прошлом уроке?
(Острова и полуострова делят окраины океанов на части)
- Эти части называются......(морями):

V.Исследовательская работа в группах
Моря.
-  Путешествие продолжается! Команды готовы!
-  Каждая исследовательская группа проведет свои корабли по морям.
1 группа -
по островам
2  группа - по полуостровам
3 группа –
 по морям
-  Капитаны, поднимайте якоря своих кораблей и в путь!

Выступления групп
Отмечать флажками найденные острова и полуострова,моря Европы
-  Какие вы молодцы!

 6.
Изучение нового материала

-А теперь мы опустимся на дно моря.

Видео
                       Физминутка

Информация учителя о морских обитателях:планктоны,коралловые рифы
морские рыбы
Просмотр морских богатств:ракушки,морская звезда,крабики.

VI. Итог 
-  Сегодня вы были активны. 
-  Поэтому наше путешествие продолжится на следующем уроке, а чтобы оно прошло также интересно и увлекательно вы должны приготовить небольшие сообщения о животных своего океана. Не забывайте о

тех  особенностях моря, которые мы сегодня узнали.

     Исследовательской работой занимаюсь и на уроке русского языка. Приведу пример. На уроке русского языка по программе “Школа 2100.” есть сочинение “Что я люблю”, а на уроке литературного чтения – сочинение-автобиография. Я объединила их в один проект – исследование ребенком самого себя. Результатом стали проекты: “Знакомьтесь, это - Я”, “Сам о себе”, “Я о себе” и т.д.  Перед работой  мы наметили план исследований, определили цель, задачи, ход работы (история рождения, интересные случаи из жизни, фото и т.д.),  методы (опрос родителей, анализ собственных воспоминаний, мнений, пристрастий).  Результат работы оказался просто замечательным, ребята узнали друг о друге много нового, стали дружнее, появились новые интересы.

Еще один из видов уроков-исследований – урок экскурсия. Здесь широкие возможности для наблюдений и исследований по  окружающему миру.

Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка. Подготовка к защите включает следующие этапы.

1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения:

а) разъяснение посредством примера,
б) описание,
в) характеристика,
г) сравнение,
д) различие.

2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4.Расставить по важности основные идеи.

5. Предложить сравнения и метафоры.

6. Сделать выводы и умозаключения.

7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

8. Подготовить текст доклада.

9. Подготовить средства наглядного представления доклада.

           На уроке литературного чтения  был создан проект «Моя любимая книжка-малышка». Каждый ученик выбрал для себя и принёс на урок книжку-малышку и проводил исследование по плану:
-Год создания. Авторы – создатели книжки.
-Как выглядела книжка в разное время?
-С какого года издаётся?
-Сколько страниц?
-Главный редактор, художник.
-Как выглядит обложка, есть ли отличительные знаки?
-Дать характеристику.
-Что ты знаешь об авторах?
-Как ты узнал об этой книжке-малышке?
-Создай свою книжку-малышку.
       Собранные работы, защищались каждым учеником на уроках, так как любой исследовательский проект должен быть защищён.  

                       

Результаты моей работы уже видны. Ученики моего класса стали активными читателями школьной и сельской  библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Некоторые  ученики моего класса  принимают участие в разных конкурсах, проектах.

                                 

         Муниципальная научно-практическая конференция «Шаг в будущее», исследовательская работа «Соловей, мой соловей               

Ученик моего класса Богданов Вадим принял участие в районном конкурсе исследовательских работ и проектов «Первые шаги»

Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умении и навыков, необходимых  в практической деятельности, развитие общеучебных умении и навыков.

Я считаю, что необходимо применять на уроках в начальных классах     игровые технологии. Учебная деятельность обучающегося младшего школьного возраста должна быть пронизана играми и игровыми моментами.

                     

Игровые технологии формируют у учащихся положительную мотивацию к учебной деятельности, повышают работоспособность, развивают личностные качества  учащихся.        В образовательном процессе я, как учитель, использую  компьютерные игры и не  компьютерные игры.

В своей практике я использую игры различные по виду деятельности: двигательные, умственные, социальные;  по характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие, развивающие, творческие, коммуникативные;  по характеру игровой методики: сюжетные, ролевые, предметные, имитационные, игры-драматизации.

Но игра должна соответствовать учебно-воспитательным целям и задачам урока.  Провожу  уроки в нестандартной форме. Использую  в практике нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, урок-путешествия и другие.

  

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Образовательные технологии:   Проектная деятельность.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других обучающих игр.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

Тема: «Сказка ложь, да в ней намек…»

Технологии:  Урок – путешествие

На уроке мы путешествуем не только по разделу, но и по всему миру вместе с героями произведений. Мы открываем новые страны и узнаем, что нравственные ценности одинаковы у многих народов мира. Что во все времена главными ценностями были ум и доброта, храбрость и достоинство, верность и честность.

 Цели урока:

1) обобщить знания детей по разделу «Сказка - ложь, да в ней намек…»;

2)введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей народов мира;

3) приобщение детей к литературе как искусству слова;

4) расширение кругозора детей и развитие творческих способностей;

5) формирование правильного типа читательской деятельности.

Оборудование: плакат с рисунком корабля, магнитофон и запись песни «Сказки», рисунки детей, карта мира и флажки, карточки.

                                   Ход урока.

I.Оргмомент.  Звучит песня «Сказки»

Учитель.  Сегодня мы отправляемся в путешествие на нашем корабле по разделу «Сказка- ложь, да в ней намек…»

Наше путешествие мы начинаем вместе с Юнной  Мориц и её героями из стихотворения «Слониха, слоненок и слон». Давайте  хором прочитаем 1 строфу стихотворения .

Дети.

Слониха, слоненок и слон

Устали стоять в зоопарке,

И в море уплыли на синей байдарке

Слониха, слоненок и слон.

 Да-да! Унеслись во-о-н туда!

Учитель.

- Кто является героями нашего раздела?  ( животные)

- Да, именно с забавными животными этого раздела мы и совершим наше путешествие. Для этого мы разделились на две команды. Команды, представьтесь нам пожалуйста.

1 команда  «Смелые воробьи»

2 команда «Веселый жук»

II. Обобщение материала.

Учитель .

-Команды, к плаванью готовы? Давайте пожелаем друг другу удачи. Ведь наш корабль будет продвигаться , если вы будете дружно и активно работать. Итак, в путь!

 Плывет, плывет кораблик

                        Кораблик золотой

                        Везет, везет вопросы

                        Вопросы нам с тобой…

Анималистические сказки.

I остановка на острове «Сказки о животных».( По ходу ответов дети отмечают  флажками на карте те страны, сказки которых прочитали.)

Вопрос первой команде:

-Как поведет себя рак, если задумает перегоняться с лисой?

Дети рассказывают сказку.

Учитель.

- Скажите , ребята, кто автор этой сказки?

Дети.

-Русская народная сказка.

Вопрос второй команде.

-Говорят, что жил на свете кривоглазый и кривобокий петух- задира. Он нашел способ спастись от лисы, поссорив его с человеком. Как называется эта сказка и кто её автор?

Дети.

- Сказка называется «Как петух лису обманул» ,латышская сказка.

( Дети инсценируют  отрывок из сказки)

I команде

-Кто и как испугал волков и медведя в русской сказке? Как называется эта сказка?

Дети.

-«Напуганные медведь и волки» . Краткий пересказ.

II команде

-Кто заставил волка, медведя и лиса ловить луну? Как называется сказка и кто автор?

Дети.

« Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить  луну».

Сказка афроамериканцев США.

Вопрос обеим командам.

Этому мультфильму более 30 лет. Создан он на киностудии «Союзмультфильм» режиссером Котеночкиным. Роли озвучивали Анатолий Папанов и Клара Румянова. Все выпуски очень веселые и поучительные. Их любят и дети , и взрослые. О каком фильме идет речь? Почему же Волку так не везло?

Дети .

Фильм «Ну, погоди!». Зайчик находчивый, сообразительный, смышленый, неунывающий.

Учитель.

 Мы познакомились со сказками разных народов. Но у всех у них есть общее. Что помогает нашим героям – животным победить?

Ответы детей. На доске появляется запись (карточки)

Самообладание в минуту опасности.

Находчивость и остроумие.

Хитрость и смелость.

Учитель.

 Мы прощаемся со сказками и продолжаем наше путешествие.

-Плывет , плывет кораблик…

На палубе матросы, одиннадцать ребят

На стихотворный остров

Они теперь спешат.

II остановка. Остров «Стихи о животных»

Учитель.

Пора нам размяться. Вспомним стихотворение Ю.Мориц

Физминутка (дети читают стихотворение и выполняют движения)

Стоит в лесу избушка

 А в ней живет Петрушка…

Отдохнули, а теперь вопросы командам.

1 команде

-Как поведут себя воробьи, если к ним приблизится кошка?

Дети читают стихотворение Л.Квитко «Смелые воробьи»

Бежит среди цветов и трав

Садовая дорожка,

И к желтому цветку припав,

Крадется тихо кошка…

2 команде

Он весел и счастлив

От пят до макушки…

Кто счастлив и почему?

Дети читают стихотворение Л.  Квитко «Веселый жук»

Учитель.

А теперь давайте все вместе споем песню на слова Ю. Мориц «Резиновый ёжик» и попрощаемся с островом «Стихов»

Все поют песню.

Учитель.

 Плывет, плывет кораблик

Кораблик золотой

К острову Считалии

Доставит нас с тобой.

-На этом острове живут считалки о животных. Давайте,  проведем аукцион, кто больше знает считалок.

Дети рассказывают считалки.

Учитель.

Вот и заканчивается наше путешествие по разделу «Сказка- ложь, да в ней намек…» Наш корабль возвращается в порт, где нас ждет ещё одна часть раздела- колыбельные песни. Кто автор этих песенок?  (Апполон Майков и Михаил Лермонтов)

Давайте, ребята ,споем колыбельную А. Майкова

Спи, дитя моё, усни!

Сладкий сон к себе мани:

В няньки я тебе взяла

Ветер, солнце и орла…

Учитель. Мы прочитали с вами произведения фольклора народов России и мира, а также авторские произведения (сказки, считалки, стихи, песенки) и увидели, как велик и многообразен мир, и в тоже время он един. Ведь, где бы ни жили люди,  и в какие бы времена ни жили, они всегда ценили ум и доброту, храбрость и достоинство, верность и честность.

Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:

  • для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний»);
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
  • Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.

Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие.

Например: «Соедини половинки слов».

1) Сделайте несколько списков слов из шести букв, разбитых пополам в две колонки. В каждой из них могут быть и первые и последние половинки слов:

ОПТ                     
ПАР
ЛОН
АГА
АТА
КОР
ТАН
АРА
АДА
СКА

ПАЛ
КУР
ИЦА
КЕТ
ИКА
БАЛ
ХИС
АРМ
ПЛЯ
КЕР

(Ответ: оптика, паркет, баллон, курага, палата, корица, танкер, арахис, армада, пляска).

2) Соедини стрелками половинки слов между собой так, чтобы получились целые слова.

САМО                     
БУК
ФУТ
БАЛ
КАП
КОН
ВА
КА
ГОН
ЧАЙ

БОЛ
ВЕРТ
ВАРЬ
НИК
КОН
НАЛ
КА
ГОН
КАН
ВАР

3) На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, в Тридевятое царство и при встрече с каждым героем выполняют определённые математические задания.

Например:

Устный счет в начальной школе  провожу по сказке «Колобок»:

 Проговариваю  сказку «Колобок» и обыгрываю  на магнитной доске. При встрече колобка с героями сказки ставится цель перед ним: решить примеры или задачу.
– Ребята, если Колобок не справится со своим заданием, то его съест Волк, давайте поможем решить Колобку примеры. (Дети соглашаются и решают примеры, которые записаны на отдельных карточках)…

4) На уроке литературного чтения можно провести игру «Пословицы-перевёртыши»:

Я называю пословицу-перевёртыш, а вы должны догадаться о какой пословице на самом деле идёт речь, которая существует в русском фольклоре.

1. На честном человеке ботинки мокнут.
(На воре шапка горит)
2. Радость ушла – заколоти дверь.
(Пришла беда – отворяй ворота)
3. Трусость деревни избегает.
(Смелость города берёт)
4. Чужие штаны дальше от ног.
(Своя рубашка ближе к телу)
5. На свой хлеб закрой глаз.
(На чужой каравай, рта не разевай)

6. Товарищ спасается. А тебя бросает.
(Сам погибай, а товарища выручай)
7. Держи много денег, и ни с кем не дружи.
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)
8. Загубил работу, сиди дома и дрожи от страха.
(Сделал дело, гуляй смело)
9. Утка корове подружка.
(Гусь свинье не товарищ)
10. Не надо думать, надо двадцать раз пробовать, что-то сделать.
(Семь раз отмерь, один раз отрежь)

Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, я  всегда  помню об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит

урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью.

 Результат использования технологии: ситуация успеха создаёт благоприятный фон для развития познавательного интереса. Удовольствие, полученное от игры, создаёт комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Суть индивидуаль ного подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предме ту, идти от тех воз можностей,  кото рыми располагает ребенок, приме нять психолого-пе дагогические диаг ностики личности

Использую  групповые формы работы. Для этого детей  объединяю в группы двумя способами:

1 способ – в группе объединяются дети с одинаковым уровнем развития исследовательского опыта (по совокупности признаков);

2 способ – в группе работают ученики с различным исследовательским опытом.

Применяю  и такие  варианты совместной работы:

1.  группа выполняет общее задание одновременно на одном и том же «поле труда», но каждый член группы делает свою часть этой общей работы независимо друг от друга;

2.  общее задание при тех же условиях выполняется последовательно каждым членом группы;

3.  при тех же условиях задача решается при непосредственном одновременном временном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными членами.

Главное, на что  ориентируюсь  при организации групповой работы на уроке – дифференцирую  не общие проблемы, а подходы к их решению путем недостающих элементов (подобранных вспомогательных задач). Степень участия каждого школьника в учебно-исследовательской деятельности определяю  уровнем его активности.

Групповая работа возможна на уроке на разных его этапах.

При проверке домашнего задания организую проверку домашнего задания в группах (4 человека): учащиеся проверяют выполнение упражнения по кругу, вместе разбираются в трудных вопросах. Я могу спросить любого из группы. Каждый ученик может дополнить высказывание своего товарища.

После объяснения нового материала группам предлагаю изложить материал в виде опорной схемы, рисунка, таблицы, чтобы данное правило было легче запомнить. Затем происходит коллективное обсуждение, понравившиеся схемы записываются в тетрадь.

Закрепляя изученное, группы составляют коллективный текст с использованием слов-исключений, вводных слов, обращений или пишут письмо соседней группе.

При обобщении материала каждая группа выполняет практическое задание на какое-то определенное правило, затем составляется коллективная таблица по данному правилу. Обобщение материала провожу  также в форме соревнования знатоков. Каждая команда составляет 5 – 7 вопросов по изученному материалу и передает другой команде.

Интерес вызывает работа над ошибками. Каждой группе выдается текст диктанта с ошибками. Ребята должны найти все ошибки, исправить их, систематизировать.

Даю  детям  исследовательскую и творческую работу в группах.  

Дети обсуждают  роль каждого, затем они готовятся к ответу совместно. После подготовки ответа учащиеся выступают, и мы подводим итоги группового общения.

Предлагаю фрагмент урока "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода" (3 кл.).

У.: Я хочу предложить поработать вам в группах. Прочитайте задание и, обсудив проблему, выполните его. Сделайте вывод, записав его схематично.
Алгоритм исследовании:
Прочитайте слово. 

Определите часть речи. 

Определите род имен существительных.

Какие звуки слышатся на конце слова? 

Определите, на какие группы можно распределить слова. 

Запишите слова, распределив их в группы. 

Чем отличается написание слов первой группы от написания слова второй группы? 

Сделайте вывод. Сформулируйте правило.

Сравните свой выводами с других групп.


Мяч, дочь, ключ, лещ, вещь, молодежь, карандаш, мышь, уж, ночь.

Каждая группа выполняет задание на листах. Сравнивают свои работы. У доски рассказывают о своих исследованиях. Записывают схематично правило. 
У.: Какова же работа мягкого знака в эти словах? 
Д.: Грамматическая, он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.
У.: Какой вывод по нашей проблеме  сделаем?

 

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке является то, что каждая группа получает определённое задание и выполняет его сообща. Задания подбираю такие, чтобы можно было оценить индивидуальный вклад ребёнка. При такой форме работы возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и со стороны товарищей.
Позволяю
ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринуждённо.

.Тема «Правописание разделительных ъ и ь знаков»

Задание для 1группы.

Тест.

1.УКАЖИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь ЗНАКОМ

  а)от..езд                                                                  

  б)с..ел                                                                    

  в)в..юга                                                              

  г)обез..яна  

2.Укажите слова с разделительным Ъ знаком

 а)об..единение                                       

  б)вал..с                                    

  в)об..яснил                                                 

  г)скам..я 

3.УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ НЕ ПИШЕТСЯ Ь ЗНАК.

  а)прачеч..ная                                                            

  б) камен..щик                                                      

  в)мурав..и                                                                

  г)коч..ка 

4. В КАКОМ РЯДУ ВО ВСЕХ СЛОВАХ БУДЕТ УПОТРЕБЛЯТЬСЯ Ъ ЗНАК: 

    а)под..езд, раз..езд, об..явление                      

    б)б..ётся, об..ехать, кос..ть                              

    в)ноч..ка, бел..ё, комп..ютер  

5. УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ КОЛИЧЕСТВО БУКВ И ЗВУКОВ СОВПАДАЕТ:  

     а)пень                                                               

     б)жильё                                                             

     в)тьма                                                               

     г)муравей                    

6. В КАКОМ РЯДУ СЛОВО ДЛЯ ПЕРЕНОСА ВЕРНО РАЗД ..                        а) об – ъяв – лени - е                                                                 

    б) объ –явле - ни – е                                                       

    в)о –бъяв – ле -ние                                                       

    г)объ –яв – ле - ние 

Задание для 2 группы.

 Заполни таблицу, в нужной колонке поставьте знак «+».

Разделительный

Мягкий знак

Твёрдый знак

Руж  ё

Раз  яснить

Тат  яна

Под  ём

Здоров  е

Обез  яна

Об  единение

С  едобный

Птич  е

Об  яснить

Задание для 3 группы.

Слова записаны звуками. Вам нужно прочитать их и записать буквами.

[сй^эст]

[сй^ожылс^а]

[аб^й^ас^н^ил]

Живые участники круговорота веществ

Тема: На суше – как дома 

Сообщения о различных пресмыкающихся.

Групповая работа по изучению многообразия пресмыкающихся.

Задания группам: определить особенности ящериц (1-я группа),

 змей (2-я группа),

 крокодилов (3-я группа),

 черепах (4-я группа).

Результаты моей педагогической работы по использованию данной технологий видны:  развиваются умения самостоятельной работы,

 навыки коллективной деятельности,  ученики могут самостоятельно найти  информацию для уроков, выступить перед другими , стремятся к самовыражению, чувствуют ответственность за конечный результат.

Здоровье –

сберегающие технологии

позволяют равномерно во время урока распределять различные виды задании, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельны работ, нормативно применять ТСО.

Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи, которые я ставлю в своей работе на первое место:

  1. обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
  2. снижение уровня заболеваемости  учащихся;
  3. сохранение работоспособности на уроках;
  4. формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
  5. формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

 Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды, я пришла к необходимости увеличения двигательной активности детей. Использую постоянно при организации учебного процесса:

  1. Утренняя зарядка
  2. Игровые перемены.
  3. Физкультурные минутки.
  4. Дни здоровья.
  5. Создание обстановки и гигиенических условий в классе.
  6. Чередование видов деятельности и видов преподавания.

Для снятия психофизического напряжения, преодоления механизмов утомления  детей    применяю  на разных этапах урока:

-  аутотренинг, настраивающий на оптимистическое начало в работе на уроке;

-  упражнения, активизирующие все системы организма;

-  физкультминутки, приводящие к снятию напряжения детского организма, к снижению утомляемости;

-  глазодвигательные гимнастики – для снятия напряжения глаз;

-  использование элементов релаксации – упражнения для снятия психоэмоциональной напряженности, например, «минута радости»;

На уроках учу ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки и дыхательная гимнастика. Применяю на уроках  методику Базарова.

На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:

Математика

Решите задачу.
Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?
( дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
– Можно съедать так много пирожных? Почему?
– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)

Литературное чтение

Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.

Например:  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

  • Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
  • Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
  • Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

Массаж пальцев, подготовка их к письменной работе.
Показываю массаж пальцев, сопровождая его словами:

Домик

Раз, два, три, четыре, пять.
(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца.)
Вышли пальчики гулять.
(Ритмично разжимаем все пальцы вместе.)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Поочередно сжимаем широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять.
(Возвращаемся в исходное положение.)

Тема: Закрепление изученного. Секреты здоровья.

 Цели:

Образовательные: Способствовать актуализации и закреплению зун, полученных на предыдущих уроках.

Развивающие: Развивать навык устного счета, мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие мыслительных действий: анализ, сравнение, обобщение, классификация, развитие внимания, зрительной памяти, логического и образного мышления, активности учащихся на уроке.

Воспитательные: Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.

Здоровьесберегающие: Создание благоприятных условий , эмоционального и психологического климата в классе для восприятия учебного материала, приобщение к здоровому образу жизни.

Оборудование: мультимедийный комплекс, интерактивная доска, математические задания, учебник «Математика» авт. Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких,  тетрадь.

Методы: частично-поисковый, дедуктивный, наглядный, словесный, поощрение

Девиз урока: «Умеем мы думать, решать, рассуждать, что полезно для здоровья, то и будем выбирать!»

Ход урока:

1.Организация начала урока. Психологический настрой.

Приветствуем всех, кто время нашёл.

И сегодня на урок к нам пришёл!

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь  , передайте частичку своего хорошего настроения другому.

2.Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, целей урока. Мы откроем 5 секретов,

Как здоровье сохранить.

Выполняя все секреты,

Без болезней будем жить!

3.Устный счёт. Решение задач в стихах на тему: «Ты и твое здоровье».

-Чтобы не опоздать в школу, Ляпин Родион проснулся в 7 часов и на стадион, 10 минут на пробежку, на зарядку столько же минут.

Внимание! Вопрос! Сколько времени был Родион на стадионе?

-Ваня любит витамины.

Он купил 3 апельсина,

5 яблок, 2 банана

Сколько фруктов у Ивана?

-Без здоровья, что за жизнь?!

На турник – и подтянись!

Наш силач – спортсмен Тарас

Подтянулся 10 раз.

А его сосед Емеля

Лишь один раз еле-еле.

Внимание! Вопрос!

- На сколько меньше подтягиваний сделал Емеля?

-Важны для здоровья, друзья, витамины!

И яблоки ест непременно Ирина.

10 их в вазе лежало – смотри,

А после обеда осталось лишь 3.

- Сколько яблок съела Ирина?

-Первоклассники вымыли 6 парт, а второклассники на 2 парты меньше. Сколько парт вымыли второклассники?

-На лужайке, на лужайке дети прыгали, как зайки.

5 прыжков на левой ножке

4– на правой по дорожке.

Кто из вас сказать готов,

Сколько сделано прыжков?

Перед вами 5 секторов.

1.Режим дня. 2.Правильное питание. 3.Гигиена. 4.Спорт, физкультура. 5.Вредные привычки.

В каждом секторе своё математическое задание. Выполнив эти задания, мы откроем 5 секретов здоровья.

4.Работа в тетрадях. Математический диктант в геометрических фигурах.

1 Сектор-Режим дня.

Для того, чтобы красиво писать цифры, давайте разомнем свои пальчики.

Этот пальчик – маленький (массируем мизинчик).

Этот пальчик – слабенький (безымянный).

Этот пальчик – длинненький (средний).

Этот пальчик – сильненький (указательный).

Этот пальчик – большачок (большой).

А все вместе – кулачок (сжимаем в кулачок).

1. ПРЯМОУГОЛЬНИК . 6 увеличить на 2.

2. ПРЯМОЙ УГОЛ. Найти разность чисел 10 и 2.

3. КРУГ. 1 слагаемое 4 , второе 3 . Найдите значение суммы.

4. ЛУЧ. 9 уменьшить на 4.

5.КВАДРАТ. На сколько 4 больше 2?

6. ОТРЕЗОК. К сумме чисел 6 и 3 прибавить 0.

7. ТРЕУГОЛЬНИК. Из разности чисел 8 и 2 вычти 3.

Проверьте правильность выполнения на доске.

Работа с числовым рядом.

• Назовите лишнее число.

• Что можно сделать с этими числами? (Расположить в порядке возрастания, убывания, сравнить, выполнить сложение и вычитание, вставить пропущенные числа, разделить на группы).

Задание выполняется, 1 секрет здоровья открывается.

1. Помни твердо, что режим людям всем необходим.

- Есть правила, которые помогают человеку вырасти здоровым, крепким, жизнерадостным, готовым к труду, учёбе и вообще к жизни. Что это за правила? Это правила питания. Но все ли мы правильно питаемся? Сегодня к нам на урок заглянула одна девочка. Инсценировка стихотворения

С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала».

5.Работа в парах. Составление неравенств.

2 Сектор - Правильное питание.

Задание выполняется, 2 секрет здоровья открывается.

2. Будешь правильно питаться, со здоровьем будешь знаться!

6.Игра «Вредно- полезно».

Если полезный продукт, руки вверх, если нет, руки в стороны.

Часто кушать как попало

Вам , ребята , не пристало,

Если сам себе не враг ,

Перекусывай вот так:

Молоко, конфеты, сыр,

Чипсы, овощи, поп-корм, кефир.

Правила рацинального питания .

1.Никогда не переедать.

2.Тщательно пережёвывать пищу.

3.Не употреблять очень горячую пищу.

4.Не злоупотреблять сладостями.

5.Больше есть зелени, овощей, фруктов.

6.Ужинать за 2 часа до сна.

7.Работа в группах. Соедините стрелками , «что с чем дружит».

3 сектор- Гигиена. Что такое личная гигиена?

Проверьте правильность выполнения. Молодцы! Задание выполняется,

3 секрет здоровья открывается

3. Руки мой перед едой и всегда дружи с водой.

8.Решение обратных задач.

Зарядка для глаз.

• Головку держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз. Головку не поворачиваем, двигаются только глазки.

• Глазками начертите круг, треугольник, квадрат.

• Закройте глазки.

• А теперь открываем глаза и продолжаем работать.

В детский сад привезли 7 ящиков апельсинов, а яблок на 2 ящика больше. Сколько ящиков яблок привезли в детский сад?

-О чём говорится в этой задаче?

-Что известно?

-Что неизвестно?

-Что нужно узнать в задаче?

-Каким действием будем решать задачу?

-Почему?

9.Музыкальная физминутка.

4 Сектор- Спорт, физкультура.

Физминутка выполняется - 4 секрет здоровья открывается.

4.Физкультурой занимайся, бегай, прыгай , закаляйся.

10. Соревнование по рядам «Перетяни канат». Чей ряд назовёт больше пословиц о здоровом образе жизни, тот и перетянет канат.

1. Здоровым быть – горе забыть.

2. Здоровому – всё здорово.

3.Кто аккуратен – тот людям приятен.

4. Чисто жить - здоровым быть.

5. С хмелью познаться – с честью расстаться.

6. Чистая вода – для хворобы беда.

7. Береги платье снову, а здоровье смолоду.

8.В здоровом теле, здоровый дух.

9.Голову держи в холоде, а ноги в тепле.

10.Заболел живот, держи закрытым рот.

11.Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

12.Землю сушит зной, человека болезни.

13.К слабому и болезнь пристает.

14.Поработал - отдохни.

15. Любящий чистоту – будет здоровым.

16.Чистота – лучшая красота.

17.Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

Открываем 5 секрет здоровья.

5.Вредные привычки , пусть горят как спички.

11.Работа с учебником. Решение уравнений.

12. Подведение итогов урока. Рефлексия.

– Наш урок подошел к концу.

-Понравился урок?

-Что особенно запомнилось?

- Были ли трудные для вас задания?

- Давайте вспомним, какой образ жизни нужно вести, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье?

- А еще, ребята, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье окружающих, нам всем необходима доброта.

- Давайте хором пожелаем друг другу: " Будьте здоровы!”

Вы сегодня хорошо работали, помогали друг другу и справились со всеми заданиями.

– Я всех благодарю за активную работу на уроке.

Урок окончен!

Урок по русскому языку: «Правописание слов с разделительным твердым знаком»

Тема: «Правописание слов с разделительным Ъ знаком»

На уроке использована технология проблемного обучения, здоровьесберегающая.

Цель: познакомить детей с орфограммой «разделительный Ъ  знак», научить детей осуществлять выбор разделительного знака Ь или Ъ.

Задачи:

Образовательные:  развить умение писать слова с разделительным  Ъ знаком, научить детей осуществлять выбор разделительного знака Ь или Ъ, научить образовывать
однокоренные слова с ъ знаком, развивать орфографическую зоркость.
обеспечивать более прочное усвоение знаний;

Развивающие:    развитие логики, мышления, закрепления навыка, рассуждения, объяснения, пояснения и доказательства.

Воспитательные:   формирование интереса к русскому языку, способствовать воспитанию    саморазвивающейся  личности, развивать умение детей работать
в  коллективе.
                                                      Ход урока.

Этапы урока.

Деятельность учителя и учащихся.

Время. Варианты использования образовательных технологий, методы и приемы.

Примечание.

1.Организационный
момент.

1. Приветствие.
2. Запись даты урока
в тетрадь.

1-2 мин

 

2. Повторение
изученного
материала.

1. Каждая из двух девочек
утверждает, что в её имени
пишется разделительный ь
знак. Так ли это?
Что поможет это доказать?
Ольга, Дарья.
Сравнивается транскрипция
написания этих слов.
(В одном слове появляется
звук й, который разделяет
согл. зв . от гл. зв.)
    (нет слияния)
[Ол’га ] -ь обозначает мяг.
согл. зв.
[Дар’й’а ]– разделительный ъ
знак.
2. Расскажите правило
написания разделительного
ь знака в словах.
Схема, (устно - пауза)

Создание проблемной ситуации.
Предъявление
ученикам противоречивых мнений
.
3 мин

 

 

 

 

 

 

На доске-
схема написания разделительного Ь знака.

3. Определи  тему
урока.
(«Разделительный Ъ знак»)

3.-  Найдите лишнее слово.
Объясни почему?
       Подъём, разъяснение,
       объедки,  друзья, подъезд.
-  По оставшимся словам 
определите, что сегодня
мы будем изучать на уроке?
-
Разделительный Ъ знак.

Создание проблемной ситуации.
1 мин

 

4. Гимнастика
для глаз.

Выберите любую
понравившуюся линию и
проследить глазами по ней
несколько раз.

Здоровьесберега-ющий
подход
1 мин

Выполняют сидя.

4. Объяснение
написания
разделительного Ъ
знака.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

физкультминутка

1. Перед вами слова и их 
транскрипции.
В _юнокв_ехал
[в’й’унок]        [в’й’эхал]
А) - Что вы заметили в
транскрипции?
    (есть звук [й’] и стоит он
   после согласного зв.)
- Что из этого следует?
Нужно писать 
     разделительный знак.
I секрет написания ь и ъ знака.
Б) В русском языке два
разделительных знака –
Ь и Ъ
Какой из них, куда будем
писать? Хочу вам помочь.
В) Рассмотрите внимательно
два столбика слов и
запишите их в тетрадь.
Что заметили?
Какой возникает вопрос?
(Почему?)
 семья          отъезд
     прутья         подъехал
     воробьи    объелся
     обезьяна       съедобные
(Варианты ответов.)
Если нет правильного ответа, необходимо предложить
разобрать слова по составу.
Какой вывод сделаем?
Вставим ь и ъ в слова в_юнок, в_ехал.
II секрет написания Ъ

Кто внимательный?

  • Если в слове есть разд. Ь –

выполняем поворот
туловища влево.

  • Если в слове есть разд. Ъ –

выполняем поворот
туловища вправо.

  • Если в слове есть разд.Ь. –

поднимаем руки вверх.

  • Если в слове есть разд. Ъ – руки не поднимаем.

Г) Сравните слова.
поехал       съехал
    заехал        въехал
переехал подъехал
Что заметили?
Значит, есть 3 секрет  
написания разд. Ъ.
Сформулируй III секрет написания разделительного ъ знака.
Откройте учебник и сравните наши выводы с правилом написания разд. Ъ знака.

Создание проблемной ситуации.
Постановка учебной
проблемы.
3 мин

 

 

 

 

Технология проблемного диалога
Эвристическая беседа
6 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здоровьесберегающий
подход
2 мин

 

 

 

 

 

4мин

 

Карточки со словами и их
транскрипция-ми.

 

 

 

 

 

 

 

Карточки со словами

 

 

 

2 схемы написания разделительного Ь  и Ъ знака.
Схема с разделительным  Ъ знаком не полная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заменить схему написания разделительного
Ъ на дополненную схему.

Закрепление написания разделительного Ъ

 

 

1. Образуйте новые слова с
корнем
езд, используя
только приставки и запишите
их в тетрадь.
По-,  под-, в-, от-, про-, об-,раз-пере-.

2.Приготовьте сигнальные
карточки.
Мальчики показывают разд. Ъ, если в слове пишется Ъ.
Девочки показывают разд.  Ь,
если в слове пишется Ь.
судья, соловьи, объявление, поёт, вьюга, объём, стулья, ружьё, отъехал, заехал, съёжился, безделье, разъехались.
3. Запишите словосочетания в
2 колонки.
с разд. Ь               с разд. Ъ
в_ёт гнездо,об_яснить задачу, собирать  лист_я,  сер_ёзная опасность, л_ётся дождь,  раз_единить провода, большой об_ём, раз_ярённый зверь, под_ёмный кран, отличное здоров_е.
4. Вставьте пропущенные
буквы.
С_ёмка, варен_е, дерев_я,
олад_и, коп-ё, об_едем,
лист_я, ноч_ю, руч_и, 
вз_ерошенные, с_ехал.
4. Собери пословицы. 
Вставь пропущенные буквы.
I.Учен_е свет,
Чтобы рыбку с_есть,
Не разгрызёшь ореха –
II.надо в воду лезть.
     ядра не с_ешь,
     а не ученье тьма.
5.Исправь ошибки. 
В подезде я увидел взерошенного котёнка.  Он сёжился от страха под лестницей, а над ним стоял разярённный  пёс. Котёнка я забрал домой.
Назовите слова, в которых допущена ошибка.

3 мин

 

 

 

Дидактическая игра.
2мин

 

 

 

 

 Письмо с комментированием.
Развитие
орфографической
зоркости.
5мин

 

 

Взаимопроверка.

 

Дидактическая игра.
Кто лучший?
3 мин

 

5 мин

 

 

Развитие орфографической зоркости.
2 мин

 

 

 

Индивидуальные
сигнальные карточки

 

 

Карточки – тренажёры.

 

Работа на доске и в тетрадях.

 

 

 

 

Индивидуальные
карточки – тренажёры.

 

Части пословиц.

 

 

 

Самостоятельная работа на листочках.

Итог.

- Что мы изучали сегодня?
- когда пишется
разделительный Ь знак?
- когда пишется
разделительный Ъ знак?
Игра в мяч.
С_ёмка, варен_е, дерев_я,
олад_и, коп-ё, об_едем,
семья, обезьяна, отъезд,       
     прутья, съел, подъехал,
     воробьи, объелс, подъезд,
     обезьяна, съедобные.

1 мин

 

 

Дидактическая игра с мячом..
3 мин

 

Результат использования технологий:

Созданы максимально  возможные условия для  сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья учащихся.

Значительно повысилась мотивация на ведение здорового образа жизни.

        

     

Информа-

ционно – коммуникацион

-ные технологии

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в Интернет.

Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению  через компьтерные технологии. Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

1) усвоить базовые знания;

2) систематизировать усвоенные знания;

3)  сформировать навыки самоконтроля;

4)  сформировать мотивацию к учению;

5) оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Провела  открытые  уроки: «Упражнения в чтений» с показом презентаций  (Протокол №3  МО учителей начальных классов от 25.11.2011г) , урок русского языка по теме «Упражнения в правописании слов с разделительными ь и ъ знаками» с презентацией (Протокол №3 М/О учителей начальных классов от 27.11.2013г)

 

   

При помощи ИКТ провожу  виртуальные путешествия на уроках окружающего мира. Это и поиск информации по теме исследовательской работы, и подготовка к урокам.

Окружающий мир.  2 класс («Школа 2100» А.А.Вахрушев)

Тема:«Реки»

Цели:

  1. Сформировать у учащихся целостное представление о реках как природных объектах;
  2. Познакомить с особенностями рек (исток, устье, берега), с причинами течения рек, их полноводности;
  3. Научиться находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать;
  4. Воспитание любви к природе и своему краю.

Оборудование: карта полушарий, глобус, компьютер, проектор.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Сегодня мы с вами вновь отправимся в путешествие. Но прежде чем отправимся, должны ответить на вопросы.

  1. Актуализация знаний, постановка цели

- Как превратить воду в пар?

- Какие 3 состояния воды вы знаете?

- Где и как рождаются капли дождя?

- Почему вода стекает вниз?

- Без чего мы не сможем, путешествуя, обойтись?

- Покажите на карте материки и части света?

- Что на карте показывают голубой линией?

- А чтобы узнать, где мы будем путешествовать – отгадайте загадку: (Слайд 1)

Текут, текут – не вытекут,

Бегут, бегут – не выбегут.

- Итак, мы отправляемся путешествовать по рекам, чтобы узнать., как можно больше о них.

III. Изучение нового материала.

- Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Вода – это чудесный дар природы. Человеку для жизни нужна чистая пресная вода. (Слайд 2, 3)

1. Работа по учебнику стр. 22  № 1, 2

- Река – это постоянный водоток. (Слайд 4) Начинается река с истока. (Слайд 5)

Началом реки может быть родник из которого вытекает маленький ручей. (Слайд 6) Движение воды в реке образует течение. У горных рек течение может быть быстрое, бурное, т.к. река стекает по крытым склонам. (Слайд 7)У равнинных рек течение спокойное. (Слайд 8)

- Работа по учебнику стр. 22  № 3

2. Рассказ учителя.

- Представьте себе, что мы с вами плывём по течению реки на корабле. Слева будет  у нас левый берег, справ – правый берег. Обратите внимание: в реку, по которой мы плывём, впадают другие речки и ручейки. Они называются притоками. (Слайд 9) а впереди водоём, в который наша река впадает. Это место называется устьем. (Слайд 10) Чем дальше течёт река, тем больше воды поступает в неё, стекая из мелких ручейков. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или в озеро. А если вдруг нам встретится на пути другая, более крупная река, то наша река может стать её притоком. (Слайд11)

3. Физкультминутка.

4. Применение рек (составляется схема на доске: чтобы использовать в хозяйстве - вода, транспорт, рыба, отдых, электроэнергия, полив огородов и садов, ...)

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Работа по учебнику стр.23 № 4, 5

– Давайте изобразим наш путь на контурной карте.

2. О каком явлении рассказывается в стихотворении Николая Некрасова «Дед Мазай и зайцы»?  Когда оно случается?(Слайд12)

      Половодье – ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.

  1. Почему одни реки полноводны круглый год, а другие пересыхают? Откуда в реке берется вода? (работа в парах) (Слайд13)

4. Работа по карте в группах «Реки России» (Слайд14)

- рассказы детей (Слайды15-17)

- На территории России  протекает более 2,5млн. крупных рек и маленьких речушек. В России крупнейшими являются Обь, Амур, Лена, Енисей. Но символом России является воспетая во многих песнях ...(Волга).

- А какая самая большая река у нас в Пермском крае? (Кама) (Слайды18-19)

5. Фронтальная работа с картой

-  Давайте найдем с вами крупнейшие реки мира: Нил (6670 км)- Африка, Амазонка - Ю.Америка, Миссисипи - С.Америка, Янцзы - Евразия.

6. Повторение (Слайды19-20)

V. Итог урока.

- Ну вот мы и вернулись домой.. Что вам больше всего запомнилось в путешествии?

- Какие реки вы теперь знаете?

VI. Домашнее задание: стр. 23 № 9, стр. 24 № 8, приготовить сообщения об озере Байкал, о Каспийском море (по желанию)

Результаты использования техники /методики/:

Развитие самостоятельных умений и навыков учащихся

• Повышение интереса к изучаемому предмету

•Развитие компетенций

•Повышается уровень компьютерных знаний

Система инновационной оценки «Портфолио»

Формирование персонифицированного учета

достижений ученика как инструмента

педагогической поддержки социального

самоопределения, определения траектории

индивидуального развития личности.

У каждого из  обучающихся нашего класса  есть портфолио, Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов, которые заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями школьника, из него видно, как развивается ученик, как наращивается его потенциал, какие проблемы у него в учебе и в развитии, состояние здоровья, все его достижения. .Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причём   вне прямого сравнения с достижениями других учеников.

Вывод:  данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться  успешных результатов обучения и воспитания младших школьников.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

Системно-деятельностный подход- методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданс...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»

Конкурс  на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края     4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...

Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"

В данной папке  предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процессана основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

      Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств,...