Описание опыта работы с использованием технологий
статья (4 класс) по теме

Описание опыта работы с использованием различных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное

 бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

основная общеобразовательная школа № 12

пос. Шмидта городского округа Новокуйбышевск Самарской области

(ГБОУ ООШ № 12 пос. Шмидта г.о. Новокуйбышевск)

446219, Россия, Самарская область, г.о.Новокуйбышевск, пос  Шмидта, ул. Школьная, д. 4, тел.-факс 3 – 17 – 68,

тел.-факс структурного подразделения «Детский сад «Берёзка» – 3  – 17 – 66,

электронная почта: scyool12@mail.ru, адрес сайта: http://novshkola12.ucoz.ru/

 

описание опыта работы

учителя начальных классов

Парамзиной татьяны Петровны

г.Новокуйбышевск, 2013

Я работаю в школе уже почти двадцать восемь лет.

Программа «Перспективная начальная школа», по которой я работаю девятый год, использует методики, предлагаемые стандартами нового поколения. Я работаю, применяя методы проблемно - поискового обучения,  детей  учу работать в парах, группах, учу  сотрудничеству.

Современный учитель оказывается перед океаном интерпретаций, из которых выбрать верный путь весьма непросто. Но я абсолютно уверена, что мои ученики, придя в среднюю школу, получат истинное наслаждение – наслаждение общения с увлекательной наукой – географией, открывающей нам границы окружающего мира, интеллектуального удовольствия включиться в процесс исследования окружающего мира.

Актуальность педагогического опыта в том, что работа по методу учебных проектов помогает реализации Федеральных государственных стандартов, стимулирует интерес учеников к знанию и обеспечивает возможность практически применять эти знания для решения конкретных проблем в реальной жизни. Этот проект решает такие задачи:

- учит учащихся приобретать знания самостоятельно и применять приобретённые знания для решения новых познавательных и практических задач;

- учит учащихся планированию учебной деятельности исходя из возникшей проблемы;

- формирует умения и навыки работы в парах, в группах;

- развивает коммуникативные навыки и умения;

-развивает умение ориентироваться в информационном пространстве.

Цель работы – самореализация ученика  через его образование, успешный ученик, способный к постоянному саморазвитию, способный разбираться в огромном количестве информации – оставлять важное для себя и отбрасывать ненужное.

Основной принципы работы - принцип продуктивности, определяется какой образовательный продукт создадут ученики в ходе урока.

Основной подход в образовательном процессе - личностно-ориентированный подход (индивидуализация обучения).

Образовательный процесс строится на сочетании учебной и внеучебной  деятельности – компетентностный подход: создание коллектива единомышленников  (учитель + одноклассники + родители); изменение взглядов учителя  и родителей  в вопросе оценки успешности ребенка; расширение и обогащение внеклассной жизни; открытые уроки; индивидуальный подход.

Основной формой обучения в моей работе остается урок, но важно понимать, что учащиеся должны обучаться активно. Поэтому, с одной стороны, стараюсь создавать условия, при которых ученик становится в позицию субъекта собственной познавательной деятельности, это  делает процесс обучения осознанным, что является особенно важным в современной педагогике. С другой стороны, в процессе обучения даю возможность учащимся свободно общаться друг с другом в группах и с учителем, обмениваясь мнениями, выдвигая гипотезы и делать выводы. Именно поэтому,  широко применяю в своей практике технологии:

- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).  Используя все виды человеческого взаимодействия: работа в парах сменного состава, малых группах, индивидуальная и фронтальная работа, задействуются разные каналы ввода информации, включается как чувственно-эмоциональная, так и когнитивно-логическая сфера учащегося.

- технология использования игровых методов (ролевые, деловые и другие обучающие игры). Игровая деятельность – это школа произвольного поведения, где впервые появляются учебные мотивы. Через содержание игр у детей пробуждается познавательный интерес[1] (т. е. учебная мотивация, которая развивается через интерес), развиваются психические функции. В процессе использования игровых методов решаются следующие задачи:

- развитие познавательных процессов и предпосылок учебных умений;

- развитие коммуникативных способностей;

- гармонизация и стабилизация эмоциональной сферы;

         - расширение словарного запаса;

-совершенствование зрительно-простанственных,пространственно-временных ориентировок, сукцессивных способностей (т.е последовательности дей ствий и их планирования);    

        В итоге у ребенка появляется мотивация, как критерий к школьному обучению.  

- технология исследовательского метода. Учащийся в современной школе становится субъектом процесса образования. Это достигается путем включения ребенка в исследовательскую творческую деятельность, которая позволяет ему получать знания путем создания нового знания как личного образовательного продукта для дальнейшего образования. Именно поэтому, в своей деятельности  уделяю большое внимание проектной деятельности.

- технология проектной деятельности. Цель работы над проектами в начальной школе – развитие личности и создание основ творческого потенциала. Личность формируется и развивается в деятельности и общении, условия для которых создает проектная деятельность. В процессе работы над проектами учащиеся сами из множества знаний, понятий, впечатлений строят свое представление о мире. Исследовательская проектная деятельность способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной – работа с различными источниками информации, связанной с поиском, оценкой, анализом информации, организация самостоятельных исследований; коммуникативной – групповой характер деятельности, что способствует формированию таких умений, как участие в дискуссии, аргументирование  своей точки зрения и т.д.; социальной; а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность (рефлексия).

В содержании проектной деятельности закладываю основание для сотрудничества детей с членами семьи, что в дальнейшем обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы на следующих ступенях обучения.

Тематика проектных заданий позволяет охватывать более широкий круг вопросов школьной программы, выходить за рамки программы по предметам, быть актуальной для практической жизни, требует привлечения знаний учащихся из различных областей с целью развития их творческого мышления, исследовательских навыков, умения интегрировать знания.

- технология проблемного обучения (обучение на основе «ситуаций»). Ученик ведет активную исследовательскую деятельность, весь путь познания от начала и до получения результата (результат – это всегда успех) он проходит сам, и поэтому каждое «открытие»  становится для него личностно важным.

Факторами обеспечения познавательной деятельности являются предъявление информации в удобной для восприятия форме и организация деятельности по ее усвоению. Именно поэтому я стараюсь использовать наиболее широкий спектр удобных для учащихся форм и методов преподнесения учебного материала. Предмет «Математика» успешен у тех учащихся, у которых развито логическое мышление. Остальные же испытывают большие сложности на уроках математики, в частности, при решении задач. Чтобы облегчить решение текстовой задачи (содержащей на первый взгляд много информации, подчас непонятной для учеников), предлагаю учащимся составлять схемы задач, чертежи, таблицы, рисунки, условные рисунки,  т.е. графические модели. Графические модели  используются, как правило, для обобщенного схематического воссоздания ситуации задачи. Построенный новый объект изучают, с его помощью решают исследовательские задачи, а затем результат переносят на первоначальный объект. Известно, что вспомогательные математические модели – это описание реального процесса на математическом языке.

В первый класс пришли дети с разным уровнем подготовки, с разным опытом коллективной деятельности. Труднее всего приходится детям, которые не посещали детский сад.  Поэтому я обращаюсь к помощи родителей. Неоценимую помощь оказывают родители при организации групповых работ, коллективных проектов. Помогая мне, родители открывают в своих детях что-то новое: его организаторские способности, умение быстро сориентироваться при решении поставленной задачи, коммуникативные способности, видят проблемы, с которыми сталкивается ребёнок и это даёт им возможность своевременно оказывать ребёнку помощь.  В классе есть дети испытывающие различного рода трудности в процессе обучения. Эти проблемы возникают по разным причинам: снижение уровня общего развития ребёнка, нарушения памяти и моторики, неразвитость интеллекта, отсутствие навыков коммуникабельности, инфантилизм, полное отсутствие речевой культуры, невнимательность и многое другое. Здоровьесбережение – необходимый компонент современного урока, особенно для учащихся начальных классов. Физкультминутки, динамические паузы помогают снять напряженность, усталость, переключиться. После короткого перерыва учащиеся более активно включаются в учебно–познавательную деятельность. На уроках  применяю  пальчиковую гимнастику.

Организовывая проектные работы, проводя интересные групповые мероприятия, можно дать ребёнку мощный толчок к саморазвитию, адаптации к учебному процессу, привить навыки саморегуляции.

Учитывая возрастные особенности учащихся, я активно использую игровые моменты. Вовлекая учащихся в учебную деятельность в игровой форме, мне удаётся избегать шаблонности уроков, пассивности некоторых детей. Игра позволяет активизировать субъектный опыт;  создаёт атмосферу заинтересованности; стимулирует учащихся к использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; поощряет стремление находить свой способ решения учебной задачи.

В процессе решения задачи с помощью вспомогательной математической модели чётко выделяются три этапа:

В основе построения моих уроков лежит обязательный принцип – принцип интеграции. Принцип интеграции – научить детей рассматривать, сопоставлять, анализировать факты, явления, опираясь на динамику и логику рассуждений, составлять свою целостную картину мира; позволяет перестраивать, расширять и углублять содержание образования. Считаю, что при интеграции учебных предметов, ученик не только приобретает знания и умения, а становится инициативной, самостоятельной, творческой личностью. В основе интегрированных уроков в моей работе лежит ряд принципов:

  • отбор содержания знаний, при котором каждый учащийся чувствует себя в силах внести посильный вклад в работу;
  •  приоритетности личностных потребностей и способностей учащихся;
  • создания поддерживающей атмосферы и условий для самораскрытия, саморазвития, самопознания (фасилитация);
  • вероятности результата;
  • обязательности рефлексии;

Уделяю большое внимание расширению образовательного пространства: информационно-коммуникативные технологии, ресурсы Интернет. Педагогическая цель инновационного поиска – повышение эффективности образовательного процесса в условиях обучения с использованием компьютерных технологий (в течение нескольких лет работала по программе «Школьный наставник,  имею опыт использования готовых ПМК, прежде всего ПМК издательства «Кирилл и Мефодий» и создания собственных мультимедийных пособий, а также,  широко использую в своей работе мультимедийные пособия, составленные учащимися.

Учитывая психологические особенности младшего школьника, провожу  персонализированный контроль за результатами учебной деятельности: обязательное положительное оценивание любой удачи ученика, даже если она незначительна; использование любой учебной ситуации для развития самоконтроля и самооценки ученика; ведение ученического и классного портфолио, т.к. считаю ведение портфолио оптимальной организацией накопительной системы оценки, которая демонстрирует усилия и прогресс каждого ребенка. Портфолио позволяет поощрять активность и самостоятельность учащихся, формирует умения – ставить цель, планировать и организовывать собственную деятельность, поддерживает высокую учебную мотивацию.

Именно поэтому в своей работе уделяю много времени и внимания изучению таких предметов, как «Окружающий мир» и «Литературное чтение». Так как,  считаю, что изучение предметов «Окружающий мир», «Литературное чтение»  благотворно влияет на развитие разных сторон личности ребенка и, прежде всего, на его умственное развитие, на развитие детской эрудиции; они учат уметь объяснять мир и учат уметь объяснять свое отношение к миру, открывают дорогу к  познанию собственного «Я» в этом мире. Найти свое место в этом мире – это уже успех!

В курсе «Окружающий мир» заложена основа для межпредметных связей всех дисциплин начальной школы, фундамент для изучения значительной части предметов основной школы, так как содержание курса включает сведения из разных областей знаний и является пропедевтикой изучения географии и истории, биологии и обществознания… На уроках «Окружающий мир», на мой взгляд, очень важно использование следующих структурных элементов: образ, факт, связь, деталь.

Образная сторона знания особенно важна для младших школьников. Это объясняется психологической особенностью детей данного возраста. Логическое мышление развивается только на основе наглядно-образного и наглядно-действенного опыта. Накопление разнообразного опыта является условием успешного продвижения ученика на пути развития.

Всякое знание, а особенно знания из окружающей действительности состоит из множества фактов, сгруппированных в определенной системе. Учащиеся начальной школы легче воспринимают материал, включающий конкретные факты.

 Формированию логического мышления в большей степени помогает выделение связей в окружающей действительности. Многообразие и целостность мира могут быть раскрыты и понятны тогда, когда понимание связано с осознанием связей, объединяющих предметы и показывающих зависимость между разными областями.

Таким образом, самостоятельная (самая эффективная), исследовательская деятельность ученика преобладает на уроке. Задача учителя на уроке литературного чтения – научить познавать литературное произведение, т.е  не получить готовый результат, а активное соучаствовать в  процессе постижения, проникновения, истолкования прочитанного. «Сложное показывается в простом, новое – в знакомом» - соединяя дедукцию с индукцией, учитель обеспечивает в итоге систематичность знания и тем самым воспитывает сознательный подход к жизни, соединение теории и практики. Многих волнует извечный вопрос: как сделать преподавание литературного чтения интересным, современным? Очевидно, дело не в самом предмете, а в качестве его преподавания. Я убеждена, что предмет не найдет отклика в сердце ученика, если педагог не сделает преподаваемую дисциплину актуальной, востребованной в глазах обучающегося. А для этого сам учитель должен стать в хорошем смысле современным. На мой взгляд, главная учебная задача современного урока литературного чтения (конечно, в начальной школе эта работа только начинается, мы пытаемся только подвести к созданию собственного текста) – это обучение созданию собственного текста (на основе всестороннего проникновения в мир художественного произведения). В процессе правильного построения уроков по литературному чтению применения принципов организации учебного процесса предполагаются следующие результаты:

- умение дать оценку текста и характеристику роли того или иного героя в произведении;

- приобретение навыков анализа литературных текстов разных типов, что в значительной мере оптимизирует работу над школьными, а в дальнейшем над выпускным и вступительным сочинением;

- воспитание культуры устной и письменной речи (умения грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме);

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, расширение литературоведческого кругозора;

- расширение эстетической и эмоциональной сферы, развитие творческого потенциала учащихся.

Работая в школе уже много лет, я поняла, что ученик не проникнется знаниями, если видит, что и учитель  безразличен к тому, что он делает. Порой на уроках я боюсь быть слишком эмоциональной, ведь это может отвлечь детей, сбить их с рабочего настроя. Но именно эти уроки, как показывает практика, более всего запоминаются школьникам, а обсуждаемые на таких уроках вопросы вызывают  интенсивную рефлексию! Значит, «лирические отступления» (на которых я «споткнулась» в самом начале своей педагогической деятельности), которые не предусмотрены методическими пособиями, всё же играют некую роль!


[1] Учитель  работал над методическими темами: «Проблемы активизации познавательной деятельности  в учебном процессе»; «Роль самостоятельной работы в познавательной деятельности и творческой активности в обучении школьников младших классов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме "Новые подходы к использованию дидактических игр в обучении младших школьников".

Образовательный процесс в условиях  меняющегося  современного мира постоянно усложняется и требует от  учеников большого умственного и нервно – психического напряжения....

Технология работы над проектом.Описание опыта работы.

С помощью разработки проектов ученики начальных классов развивают свой познавательный интерес, самостоятельно находят способ решения поставленной проблемы. А педагоги и родители, помогая ученику...

Описание опыта работы по теме:"Диалоговые технологии как средство развития творческих способностей младших школьников"

Данный материал содержит сведения об использовании диалоговых технологий на уроках и во внеурочной деятельности младших школьников для развития их творческих способностей. Работа сопровождается красоч...

Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения"

Описание опыта работы по теме "Применение технологии  развития критического мышления на уроках литературного чтения для  формирования навыка  осознанного чтения" (описание и презе...

Описание опыта работы по теме "Использование ИКТ в начальной школе"

Описание опыта работы учителя начальных классов с применением ИКТ-компетенций на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира....

Описание опыта работы по использованию различных форм и методов проверки предметных умений на уроках математики

Описание опыта работы по использованию различных форм и методов проверки предметных умений на уроках математики (4 класс)...