Формирование коммуникативных учебных универсальных действий средствами проектной технологии
проект (4 класс) по теме

По проектной технологии я работаю с 2007 года. Первым был коллективный проект всей начальной школы, организованный руководителем методического объединения. После этого ежегодно мною создавалось много мини- и несколько макси-проектов, имеющих выход на городской и областной уровень. Была проведена предварительная и итоговая диагностика.Опыт работы по проектам показал развитие коммуникативных учебных действий. По теме самообразования "Формирование коммуникативных учебных действий" я работала несколько лет. В этой статье идёт пошаговое описание данной работы средствами проектной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta._proektnaya_deyatelnost.docx53.42 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из задач новых стандартов является формирование

коммуникативных универсальных учебных действий, в частности развитие речи. Коммуникативные действия обеспечивают:

- социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

- умение слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

 - управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Какие же существуют способы, формы и методы для формирования коммуникативных действий?

Последние исследования показывают, что эта тема недостаточно разработана.

        Цель работы: обосновать технологию проектной деятельности для формирования коммуникативных учебных универсальных действий средствами проектной технологии, показать применение, описать педагогический опыт по использованию данной технологии.

        Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.

        Предмет исследования: процесс осуществления проектной технологии как средство формирования коммуникативных учебных универсальных действий.

        Задачи исследования:

  1. Раскрыть сущностные характеристики коммуникативных учебных универсальных действий;
  2. Охарактеризовать проектную технологию как средство формирования УУД;
  3. Подобрать методы диагностики уровня сформированности коммуникативных УУД;
  4. Описать собственный педагогический опыт по использованию технологии проектной деятельности;
  5. Разработать методические рекомендации по использованию данной технологии.

База исследования: МБОУ СОШ № 29 им. К. Нечаевой города Волжского Волгоградской области, 2 а класс, 23 человека.

Методы исследования:

- теоретический анализ литературы;

- использование диагностик;

- анализ продуктов деятельности обучающихся;

- метод наблюдений;

- количественный и качественный анализ результатов исследований.

Глава 1.Теоретические аспекты формирования коммуникативных

             универсальных учебных действий средствами проектной

              технологии.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Какие же действия относятся к коммуникативным?

     К коммуникативным действиям относятся:

-        планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-        постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-        разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;

-        управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

-        умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий,

     определяющих развитие психологических способностей личности,

осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий  (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Каковы сущностные характеристики универсальных учебных действий? Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Так:

-        из общения и сорегуляции развивается способность ребенка регулировать свою деятельность;

-        из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т.е. самооценка и Я-концепция как результат самоопределения;

-        из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребенка.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

По мере становления личностных действий ребенка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции.

Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние, как на эффективность самой деятельности коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение обучающегося.

Коммуникативные универсальные учебные действия делятся на две группы:

Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умение работать с текстом.

- воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи;

- находить в тексте информацию, необходимую для решения этой задачи;

-сравнивать разные виды текста, учить выбирать текст согласно поставленной учебной задаче;

- анализировать и исправлять деформированный текст, находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;

- составлять план: делить текст на смысловые части, озаглавливать каждую, пересказывать по плану.

Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умение участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.

- оформлять монологические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета;

-различать особенности диалогической и монологической речи;

- описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

- характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определённому классу (виду).

Коммуникатвные универсальные учебные действия бывают представлены в виде диалога или монолога. Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила диалога:

– любое мнение ценно;

– ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;

– повернись так, чтобы видеть лицо говорящего;

– хочешь говорить – подними руку;

 – дай возможность другому высказывать свое мнение, а себе – понять его;

– обращение начинается с имени;

– критика должна быть тактичной;

– используя компьютер, не злоупотребляй количеством текста и цвета;

– отсутствие результата – тоже результат;

– голос – твой божественный дар, умей им владеть.

На ступени начального общего образования важным средством организации понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности является выразительное чтение. Учебный предмет «литературное чтение» обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий:

1) слушание, чтение (рассказа) учителя, фиксирование его темы, ключевых слов;

2) подготовка устных рассказов (о литературных героях, о личных впечатлениях по следам прочитанного);

3) инсценирование и драматизация;

4) устное словесное рисование;

 5) творческий пересказ текста от лица разных героев – персонажей;

6) сочинение по личным впечатлениям (3-4 кл.) и по прочитанному (4кл.);

7) интервью с писателем;

8) письмо авторам учебника.

На уроках русского языка используются типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных универсальных учебных действий:

– «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени существительном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтвердить примером».

– «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения – просьбы, с которыми обращаются друг к другу сказочные герои. Тебе придется употребить слово «пожалуйста». Запомни: это слово выделяется запятыми».

Для развития коммуникативной компетенции огромное значение имеет учебно-методический комплект. В системе «Школа 2100» работа по развитию речи четко выстроена во всех учебниках и включает развитие широкого спектра навыков, предусматривает количественное и качественное обогащение словарного запаса детей, развитие связной устной и письменной речи.

Так, например, в курсе математики можно выделить два взаимосвязанных направления развития коммуникативных универсальных учебных действий: развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.

К первому направлению можно отнести все задания, с проговариванием вслух при изучении новой темы, задания повышенной трудности.

Ко второму направлению формирования коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе. Кроме того, технология деятельностного метода, разработанная в системе «Школа 2100» предполагает развитие коммуникативных универсальных учебных действий.

Коммуникативные навыки я развиваю и средствами ИКТ. В школе накоплен и систематизирован электронный учебный материал по каждому предмету. Работа одного ученика за компьютером, работа по цепочке, в парах развивают коммуникативные навыки. Дети умеют донести свою позицию до других, владеют приемами монологической и диалогической речи, понимают другие позиции. К концу третьего класса мои ученики умеют:

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;

– высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

– выполнять и демонстрировать классу альтернативные домашние задания с использованием ИКТ;

 – представлять результаты проекта и исследования на конференции, опираясь на электронную наглядность.

Промежуточная диагностика развития коммуникативных универсальных учебных действий показала достаточно высокий уровень их сформированности. Это особенно важно, поскольку на смену действующему образовательному стандарту приходит обновлённый вариант, отвечающий

современным запросам общества. И та работа, которая проводится по формированию и развитию коммуникативной компетентности личности, приобретает особую актуальность. Непрерывный творческий поиск учителя во всех видах взаимодействия с учениками становится гарантией нового образовательного результата.

Глава 2. Педагогический опыт по использованию проектной

                деятельности  с целью формирования коммуникативных

                универсальных учебных  действий.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

—        формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

—        развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

—        формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е.

умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

—        реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале

мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

        Мы не будем говорить о полной самостоятельности обучающегося при работе над проектом. Проектная деятельность не только предполагает, но и нацеливает на обращение ребёнка ко взрослому как к источнику информации и носителю определённой профессиональной и личностной компетенции. Родители, ребёнок и учитель, ведущий проект, являются субъектами деятельности над конкретным проектом. «Как показывает практика, родители и взрослые (непедагоги) участвуют в образовательном процессе, обеспечивают ориентацию учащихся на овладение знаниями социально-значимыми для жизни, а также актуализируют внутреннюю

потребность учащихся к самосовершенствованию сознания и поведения».

        

Мы можем выделить следующие этапы работы над проектом:

1) рождение замысла или выбор темы из банка проектных заданий;

2) обдумывание замысла, консультация со специалистами, родителями;

3) составление проектного задания учителем в случае нахождения ребёнком темы проекта;

4) планирование деятельности;

5) исследование проблемы на информационном уровне;

6) технологический этап: создание и испытание продукта проекта;

7) составление текста устной презентации;

8) представление результатов деятельности в виде устной презентации;

9) анализ проделанной работы, выводы, рефлексия.На современном этапе проектная деятельность введена во все уроки в любых УМК. Работа над проектом оформлена в учебниках или рабочих тетрадях по любым предметам в качестве вопросов и заданий, поэтому педагогу нетрудно организовать проектную деятельность на уроке. Труднее работать с методом проектов во внеурочной деятельности. И на уроке, и во внеклассной работе любой проект должен иметь какой-то продукт.

При работе над проектами мною было  использовано несколько методов, в том числе и метод наблюдения. Нам необходимо  изучить, какие ещё существуют методики для проведения мониторинга по  формированию коммуникативных УУД.

Список  методик для проведения мониторинга по  формированию коммуникативных УУД:

1.        Узор под диктовку.

2.        «Рукавички».

3.        «Левая и правая стороны»

4.        «Совместная  сортировка»

5.        «Дорога к дому»

6.        «Кто прав?»

Методические рекомендации.

При низких общих показателях нужно обратиться к психологу и разработать программу коррекционной работы.  При средних показателях развивать коммуникативные способности.

Для развития коммуникативных способностей нужно:

постараться создать в классе  атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет чувствовать себя среди сверстников спокойным и уверенным в себе;

стремитесь привлечь каждого ребенка в классе к общим делам, участие которых способствует возникновению общих проблем и переживаний, и в конечном итоге – большему объединению детей в классе;

используйте в работе с детьми коллективные игры, развивающие мышление, творческую активность, а так же деятельный подход, работу в парах, группах;

проводите  беседы на тему «этикет», «как правильно общаться».

Итоговая диагностика

Рекомендации по измерению УУД на выходе.

В качестве повторной диагностики можно предложить игру «Рисунок на двоих»

Детям необходимо нарисовать один рисунок вдвоем, при этом им непрерывно придется договариваться: кто что нарисует, каким цветом, в каком месте и.т.д.

Оценка производится путем наблюдения. Очень важна для обучающегося

рефлексия.  Примерная схема рефлексии.

В качестве рефлексии может быть лист самооценки с критериями 0, 1, 2.

(В зависимости на сколько я владею тем или иным умением.

0-не владею; 1-владею, но не очень хорошо; 2-владею хорошо)

Умею слышать, слушать партнера

0-1-2

Умею планировать свою деятельность

0-1-2

Умею согласованно выполнять совместную деятельность

 0-1-2

Умею договариваться

 0-1-2

Умею правильно выражать свои мысли

0-1-2

Умею оказывать поддержку

0-1-2

В ходе такой рефлексии становится видно, что не все обучающиеся овладели коммуникативными универсальными учебными действиями. В таком случае следует воспользоваться такой памяткой.

 

Памятка для учителя. Как развивать коммуникативные УУД.

1.        Научите ребёнка высказывать свои мысли. Во время ответа задавайте ему наводящие вопросы.

2.        Не бойтесь «нестандартных» уроков, попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы по освоению программного материала;

3.        Составьте для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которому вы будете причислять дополнительный балл;

4.        Организовывая групповую работу или работу в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы;

5.        Приучите ребёнка самого задавать уточняющие вопросы по изученному материалу (например кто? что? почему? зачем? и т.д.), переспрашивать, уточнять;

6.        Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

Итак, нами найдены методики  для проведения мониторинга по  формированию коммуникативных УУД, а также создана памятка для учителя об их развитии. Этот вопрос является завершающим при изучении темы «Формирование коммуникативных учебных универсальных действий

     средствами проектной технологии».

 

 Приведем перечень возможных «продуктов» проектной деятельности:

        Web-сайт;

        Анализ данных социологического опроса;

        Атлас;

        Бизнес-план;

        Видеофильм;  

         Видеоклип;

        Электронная газета;

        Электронный журнал;

        Законопроект;

        Карта;

        Коллекция;

        Дизайн - макет;

        Модель;

        Музыкальное произведение;

        Мультимедийный продукт;

        Пакет рекомендаций;

        Письмо в ... ;

        Прогноз;

        Публикация;

        Путеводитель;

        Рекламный проспект;

        Серия иллюстраций;

        Сказка;

        Справочник;

        Словарь;

        Сравнительно-сопоставительный анализ;

        Статья;

        Сценарий;

        Виртуальная экскурсия;

        Сборник сочинений;

        Дневник путешествий;

        Главы из несуществующего учебника

        Что еще?

 

У педагога всегда возникает вопрос: как оценить проектные работы учащихся?

Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного ответа на следующие вопросы:

— Предполагается ли включение самооценки участников проекта в общую оценку проекта?

— Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и т.д.)?

Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10) и доступности для учащихся.

Очевидно, что критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты. Работа над индивидуальными проектами формирует коммуникативные учебные универсальные действия, но ещё больший толчок к их развитию дают коллективные проекты.

Мы проанализируем работу над несколькими проектами, созданными во время внеурочной деятельности. Во втором классе был проведён срез, в процессе которого был измерен уровень коммуникативных умений. В результате этого среза было выявлено неумение договариваться, выслушивать точки зрения других людей, приходить к общему мнению. Было принято решение ввести проектную деятельность. После организации нескольких проектов был проведён повторный срез, показавший, что улучшились коммуникативные УУД. Нами было проведено большое число краткосрочных проектов, но мы опишем работу над долгосрочными проектами.

Проект № 1. «Здоровье – это здорово!» (коллективный, долгосрочный). Над этим проектом работали несколько классов начальной

школы. Руководитель методического объединения распределил задания по классам:

1 а – «Подвижные игры»;

2 а -  «Правильное питание»;

2 б – «Весёлая зарядка»;

3 а – «Тренажёры своими руками»;

4 а – «Фитотерапия».

Наш 2 б класс работал по подтеме «Весёлая зарядка». Проблема: какая зарядка нужна перед уроками?

Цель проекта: создать новую, интересную зарядку.

Задачи проекта:

1. Выяснить влияние  утренней гимнастики на повышение работоспособности во время уроков.

2. Изучить имеющиеся комплексы утренней гимнастики.

3. Создать    свой    комплекс    упражнений.

4. Подобрать  соответствующую      музыку.

5. Предложить  составленный комплекс упражнений  ученикам начальной школы.

Данный проект является интегрированным, т.к. охватывает несколько предметов: физическая культура, изобразительное искусство, литературное чтение, окружающий мир, анатомия, физиология, музыка, хореография.

Работа велась по плану:

1) выбор темы;

Проблема здоровьесбережения и здоровьеформирования всегда является актуальной. Почему возникла пословица «Береги платье снову, а здоровье смолоду?» Как сберечь здоровье смолоду? Этот вопрос стал отправной точкой нашей исследовательской работы. На классном часу была проведена анкета. По её результатам, часть детей не помнят многих правил здоровья, а многие дети помнят их, но не применяют в жизни. Очень немногие ученики смогли составить комплекс упражнений утренней гимнастики. Появилась проблема: самим создать зарядку перед уроками.

2) обдумывание замысла, консультация со специалистами.

 Мы разбились на 4 группы (каждый ученик выбрал то, что он хочет делать). Каждая из них получила своё название и задание:

  1. «Журналисты» должны были:  

а) взять интервью у школьного врача, узнать, какие группы мышц необходимо разогревать во время физминуток (1 группа);

б) взять интервью у учителя физкультуры, узнать, какие упражнения надо использовать во время физминуток (2 группа);

  1. «Читатели» должны были:  

а) найти в интернете и распечатать комплексы упражнений для утренней гимнастики (3 группа);

б) в библиотеке выписать из книг известные виды спорта (4 группа);

3) составление проектного задания учителем. Было предложено,

изучив существующие физминутки, сочинить свои.

4) планирование деятельности. Дети перед уроками проводили те физминутки, которые до сих пор слышали в классе.

5) исследование проблемы на информационном уровне;

Мы разделились на 3 новые группы (стихийные):

а) выписали пословицы о здоровье, силе, правильном образе жизни;

б) спросили у ребят других классов об их физминутках.

в) узнали у родителей, какие физминутки были у них в детстве.

6) технологический этап: создание и испытание продукта проекта

Мы разбились на 4 группы (по желанию):

1 группа - каждый ребёнок выбрал себе животного и придумал 1 упражнение (жирафу – для шеи, кошке – для спины и т.д.)

2 группа - каждый ребёнок выбрал себе музыку для музыкальной зарядки и составил упражнения под музыку.

Работа в парах. Из каждой пары выбран 1 комплекс упражнений, который был показан всем.

3 группа – каждый написал 1 упражнение, из них была составлена книжка.

4 группа – выступила иллюстратором этой книжки (рисунки, коллажи).

7) составление текста устной презентации (в группах по вопросам учителя). Для итоговой презентации от каждой группы взят один ответ.

8) представление результатов деятельности в виде устной презентации;

     а) выбор защитников проекта (тех, кто рассказывает);

б) выбор спортсменов (тех, кто показывает упражнения);

в) выбор танцоров (тех, кто показывает музыкальную физминутку);

г) показ презентации для учеников начальной школы и представление новых видов физминуток.

9) анализ проделанной работы, выводы, рефлексия.

а) анкетирование о пользе зарядки, мышцах, которые необходимо разогреть перед школьными занятиями, зарядке для тела и для глаз;

б) устная рефлексия;

в) озвучивание пользы от проделанной работы, выводы.

Данный проект имеет несколько продуктов:

  1. Стихотворная зарядка (физминутка); она была показана детям всей начальной школы в их классах;
  2. Музыкальная зарядка (физминутка) проводилась в каждом классе и показывалась на общешкольном родительском собрании;
  3. Самодельная книга по данной теме (сборник физминуток);
  4. Повторное анкетирование по тем же вопросам показало больший уровень осведомлённости обучающихся о здоровьесбережении и здоровьеформированиии. Уровень коммуникативных навыков повысился.

Какие результаты независимых комиссий заслужил данный проект?

Этот проект:

- в школе занял 1 место на конкурсе проектов,

- в городском  конкурсе проектов получил «Приз зрительских симпатий»,

- а на областном конкурсе проектов – «Диплом победителя».

В ходе проекта дети научились ориентироваться в библиотеке, находить информацию в книгах и других печатных изданиях, брать интервью у взрослых, обсуждать полученную информацию. С помощью наблюдения, анкетирования и устной рефлексии было выяснено, что детям понравилось посещать библиотеку и советоваться с библиотекарем, находить книги на заданную тему и совместно рассматривать их, работать в группах сменного состава, понравились разные задания, были выяснены интересы каждого, дети учились договариваться и планировать. Таким образом, проектная деятельность способствовала  развитию коммуникативных учебных действий.

Проект № 2. «К 50-летию Волжского» (индивидуальный, долгосрочный), 4 б класс.

  1. выбор темы;

На классном часу была проведена анкета о городе Волжском, которая показала, что дети плохо знают родной город ( его историю, достопримечательности, памятники, традиции). Было принято решение изучить историю города Волжского.

  1. обдумывание замысла, консультация с родителями. Одна ученица принесла не только снимки Волжского, но и старые семейные фотографии, что и стало отправной точкой проекта.
  2. составление проектного задания учителем. Было решено рассмотреть историю семьи и историю города в одни и те же годы.
  3. планирование деятельности. Возник план создать проект на основе фотографий города и отдельно взятой семьи.
  4.  исследование проблемы на информационном уровне. Была организована встреча сначала с библиотекарем  школы, а потом с работниками городской библиотеки. Всем классом было организовано посещение мероприятия, посвящённого 55-летию города Волжского, которое проводили ученики 8 а класса. Были взяты фотографии из семейного архива и старые фотографии города Волжского из интернета, по годам соотнесены события в городе и в семье, изучены многие статьи из местной газеты «Волжская правда», найден и изучен сайт нашего города в интернете.
  5. технологический этап: создание и испытание продукта проекта

Сканирование фотографий из семейного архива, выбор фотографий из интернета, работа со слайдами, наложение музыкального сопровождения на презентацию, обращение за помощью и консультацией к учителям по музыке и по информатике.

  1. составление текста устной презентации. Сочинение стихотворного текста.
  2. представление результатов деятельности в виде устной
  3. презентации. Выступление в школе, городе, области.

9) анализ проделанной работы, выводы, рефлексия.

Какие результаты независимых комиссий заслужил данный проект?

Этот проект:

- в школе занял 1 место на конкурсе проектов,

- в городском  конкурсе проектов получил «Приз зрительских симпатий»,

- а на областном конкурсе проектов – «Диплом победителя».

С помощью наблюдения и устной рефлексии было выявлено, что Даше понравилось находить книги о своём городе  сначала в школьной, а потом в городской библиотеке, работать за компьютером, узнавать факты из семейного архива от родителей и других родственников, внимательно рассматривать старые фотографии. Опираясь на историю своей семьи, оказалось проще запомнить историю города. Таким образом, при работе  проектант вступал в коммуникацию с родителями, бабушками и дедушками, получал навыки общения с работниками библиотек, обсуждал полученные результаты с одноклассниками и педагогом, т.е. проектная деятельность способствовала  развитию коммуникативных учебных действий.

В 2007 году освоила программу курсовой подготовки «Организация проектной и исследовательской деятельности». Применяю данную технологию на уроках и во внеурочной деятельности - это позволяет повысить познавательную активность обучающихся и интегрировать знания и умения, полученные на различных этапах обучения. Результаты своей работы показываю на городском и областном уровне.

Год

Название учебного  проекта

Результат участия на городском уровне

Результат участия на областном уровне

Публикация в книге «Областной фести-валь презентаций учебных и педаго-гических проектов: тезисы работ лауре-атов», ВГАПК РО

2007-2008 уч.г.

«Здоровье – это здорово!»

Диплом победи

теля

Диплом победителя

-

2008-2009 уч.г.

«Моя семья – моя Россия»

-

Диплом победителя

Стр. 521, 2009 год

2009-2010 уч.г.

«К 50-летию Волжского»

Приз зрительских симпатий

Диплом победителя

Газета городского уровня «Ноосфера», статья «Наша Даша»

2010-2011 уч.г.

«Живи, книга!»

Диплом лауреата

Первое место

Стр. 360, 2012 год

2011-2012 уч.г.

«Мамины глаза»

Диплом лауреата

-

-

2011-2012 уч.г.

«О чём рассказала рубашка первоклашки»

Диплом лауреата

Первое место

Стр. 358, 2012 год

Таким образом, мы убедились, что работа с использованием проектной технологии способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий. Обучающиеся учатся планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определению цели, функций участников, способов взаимодействия; постановке вопросов – инициативному сотрудничеству в поиске и сборе информации; разрешению конфликтов – выявлению, идентификации проблемы, поиску и оценке альтернативных способов разрешения конфликтов, принятию решения и его реализации; управлению поведением партнера – контролю, коррекции, оценке его действий; умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владению монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Обучающиеся получают возможность научиться расширять границы общения, устанавливать контакт не только в рамках класса, но и рамках школы, городских общественных организаций, получать информацию из различных источников, в том числе методом интервьюирования специалистов.

Заключение.

В данной работе решался ряд задач.

Решая первую задачу нашего исследования, мы выяснили, что коммуникативные универсальные учебные действия – это такие умения, которые включают в себя:

- социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

- умение слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Решая вторую задачу, мы пришли к выводу, что проектная технология –

очень важное средство формирования коммуникативных учебных навыков. В ходе проектов обучающиеся овладевают навыками интервьюирования, получения информации из разных источников, систематизации и обобщения полученных знаний, совместного обсуждения и принятия коллективного решения по какому-то вопросу.

Решая третью задачу, мы представили методы диагностики уровня сформированности коммуникативных УУД.

Решая четвёртую задачу, мы представили свой опыт и увидели его результативность, поэтому пришли к выводу продолжить работу над формированием коммуникативных УУД средствами проектной технологии.

Список использованной литературы:

1. А. Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе».

2. Балабанов П.И. Методологические проблемы проектировочной деятельности. Новосибирск, 1990.

3. Горячев, А.В. Проектная деятельность в образовательной системе «Школа 2100» / А.В. Горячев//Начальная школа плюс До и После. – 2004. - № 5. – с. 3-8

4. Диксон Д. Проектирование систем: Изобретательство, анализ и принятие решений. М., 1969.

5. Дитрих Я. Проектирование и конструирование: системный подход: Пер. с польск. М.: Мир, 1981.

6. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практ. Пособие для учителей начальных классов/ М.В.Дубова. – М. :БАЛАСС, 2011. – 80 с.

7. Монахов В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии // Педагогика. 1997. N9 . С. 26-31

8. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995.

9. Романовская, М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. Метод. пособие / М.Б. Романовская. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.–160 с.

10. Сергеев, И.С. Как реализовать проектную деятельность учащихся: практ. пособие для работников общеобразовательных учреждений/И.С.Сергеев. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.

11. Сибирская М.Л. Теоретические основы проектирования педагогических технологий в процессе повышения ква¬лификации специалистов профессионального образования. Дисс.... докт. пед. наук. СПб., 1998.

12. Смыковская Т.К. Технология проектирования методической системы учителя математики и информатики. Волгоград: Бланк, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие: «Формирование личностных учебно-универсальных действий в начальной школе».

В пособии раскрывается методический аспект по формированию личностных учебно-универсальных действий (УУД) в начальной школе.Предлагаются способы развития и оценки данных умений у младших школьников....

Формирование универсальных учебных действий через технологию педагогических мастерских

В данной статье представлена модель занятия, разработанного по технологии педагогических мастерских...

Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Статья оо особенностях развития младших школьников и  необходимости введения приёмов технологии РКМЧП уже  в начальной школе....

Мастер-класс "Формирование универсальных учебных действий средствами технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе"

                             Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий средствами технол...

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий средствами технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе»

Цель мастер-класса: обеспечение развития универсальных учебных действий, направленных на получение определённых результатов через технологию продуктивного чтения....

Мастер - класс "Формирование универсальных учебных действий средствами технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе"

Мастер - класс "Формирование универсальных учебных действий средствами технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе"...

Статья на тему: «Формирование универсальных учебных действий через технологию развития критического мышления»

       Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию Универсальных Учебных Действий, является Технология развития к...