Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
статья на тему

В современной школе прир максимальной загруженности детей очень важно заботиться о здоровье учащихся. В своей статье я показала формы и методы здоровьесбережения, которые применяю я в своей практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

«Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье», – писал великий немецкий поэт Г.Гейне. (Слайд 2). Богатство любого государства составляют не только природные ресурсы или материально-культурные ценности, а в первую очередь, люди, его населяющие. Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

В последние годы в нашем обществе все очевиднее ухудшение здоровья учащихся. (Слайд 3).

Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.                  

В числе важнейших причин неблагополучия здоровья учащихся необходимо назвать следующие: (Слайд 4)

–недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушения здоровья школьников;

–перегруженность учебных программ, вызывающая у учащихся переутомление и стресс;

- слабая материально-техническая база ОУ (нет возможности обеспечить уч-ся соответствующей мебелью, недостаточная освещенность классов и др.);

–невозможность (неспособность) многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к школьникам
в процессе учебно-воспитательной работы, с учётом психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья;

- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

Таким образом, каждому учителю необходимо понимать, что присутствующий
на уроке ребёнок, как правило, не здоров.

Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса.

I. Образовательный процесс должен носить творческий характер. (Слайд 5).

Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием:

– игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторина, игра);

– сценок литературных сюжетов;

– подвижных игр на переменах;

– наглядности;

– занимательных упражнений;

– фантазирования;

– творческого характера домашних заданий (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему). При этом объем домашнего задания и его сложность необходимо соизмерять с возможностями каждого ученика.

Опыт показывает, что если ребенок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому следует предлагать детям разноуровневые задания и даже оставлять за ними право выбора в соответствии
с собственными силами.

II. У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:

а) чередование различных видов учебной деятельности: (Слайд 6)

–фронтальный опрос с использованием мяча;

–письмо;

–чтение;

–слушание;

–рассказ;

–проектная деятельность;

_ творческие задания;

–ответы на вопросы;

–решение задач.

б) использование различных форм работы: (Слайд 7)

  • работа в группах (статическая, подвижная)
  • работа в парах сменного состава
  • фронтальный опрос с использованием предмета
  • использования элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников
  • пальчиковая гимнастика
  • использование сигнальных карточек разного цвета и формы
  • деятельность с элементами соревнования;

в)использование игровых  методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся: (Слайд 8)

Это игры на:

  • развитие  внимания
  • развитие памяти и восприятия, наблюдательности
  • развитие произвольных достижений и самоконтроля
  • развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации – игры, способствующие снятию страхов в общении
  • развитие мышления и речи      

  Все это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.

г)проведение физкультурных минуток: (Слайд 9)

- двигательные упражнения;

–расслабление кистей рук;

–массаж пальцев перед письмом;

–дыхательная гимнастика;  (дыхательная гимнастика повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках)

–предупреждение утомления глаз (таблицы для глаз, карточки с буквами и цифрами по классу, точка на окне и др.)

  Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

III.Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке: (Слайд 10)

–«хороший смех дарит здоровье»;

–мажорность урока;

–эмоциональная мотивация в начале урока;

–создание ситуации успеха на уроке и во внеурочной деятельности.

IV.Создание экологического пространства:

–проветривание помещений согласно графику;

- соблюдение температурного режима в классе;

–озеленение кабинета;

–освещение кабинета.

Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи. Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники. Кроме этого, решается воспитательная задача: привлекая детей к уходу за растениями, они приучаются бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.

V.Воспитание общей культуры.

  Занятия внеклассной деятельностью. Важно, чтобы у детей воспитывалась любовь к земле, где родился и вырос, чувство гордости за русский народ, вместе с тем, воспитание у детей терпимости, отсутствие негативного отношения к окружающим детям других национальностей.

VI.Внеклассная работа: (Слайд 11)

–экскурсии;

–участие в спортивных соревнованиях;

–спортивные секции, кружки, бассейн;

–досуговые оздоровительные мероприятия с родителями (Дни именинника, Новый год, День Матери  и др.);

–беседы с учащимися и родителями по вопросам здорового образа жизни;

–конкурсы рисунков;

- участие детей и родителей в проектной деятельности;

   Большое внимание  уделяем исследовательской и проектной деятельности. К такой работе активно подключаются и родители. (Вараксина В., Титяков М.) В этом учебном году мы подготовили и провели в рамках городского семинара соцпедагогов  агитбригаду «Мы за здоровый образ жизни» (Слайд 12)

Создать  условия для обеспечения школьнику возможности сохранения здоровья за период  обучения в школе,  сформировать у  него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить   использовать полученные знания в повседневной жизни – задача каждого учителя.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Критерием успешного использования здоровьесберегающих технологий является индивидуальная ориентация обучения, направленная на полную реализацию личностного потенциала обучающихся через формирование у них заинтересованного отношения к обучению.  (Слайд 13). Мы можем смело сказать, что здоровье наших учеников в норме, если:

  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
  • в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  • в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.

  Здоровый образ жизни пока не занимает первое место среди главных ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым духовно и физически. (Слайд 14).

   «Учитель многое может, и если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми». Так высоко оценивает роль учителя известный советский гигиенист профессор Сергей Михайлович Громбах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов С.В.Вороновой

Слайд 2

« Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье » Г . Гейне .

Слайд 3

Исследования здоровья детей. По данным исследований Минздрава и Госкомэпиднадзора России 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35 - 40 % - хронические заболевания.

Слайд 4

Причины неблагополучия здоровья учащихся недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушения здоровья школьников; перегруженность учебных программ, вызывающая у учащихся переутомление и стресс ; с лабая материально-техническая база ОУ невозможность (неспособность) многих учителей реализовать индивидуальный подход к школьникам с учетом психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья; н едостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

Слайд 5

Творческий подход к образовательному процессу игровые ситуации на уроках, разные формы уроков (КВН, викторина, игра); сценки литературных сюжетов; подвижные игры на переменах; наглядность; занимательные упражнения; фантазирование; творческий характер домашних заданий (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему)

Слайд 6

Виды учебной деятельности фронтальный опрос с использованием мяча; письмо; чтение; слушание; творческие задания ; рассказ; проектная деятельность ; ответы на вопросы; решение задач.

Слайд 7

Формы организации деятельности работа в группах (статическая, подвижная) работа в парах сменного состава фронтальный опрос с использованием предмета использования элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников пальчиковая гимнастика использование сигнальных карточек разного цвета и формы деятельность с элементами соревнования

Слайд 8

Игровые методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся: Игры на : развитие внимания развитие памяти и восприятия, наблюдательности развитие произвольных достижений и самоконтроля развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации – игры, способствующие снятию страхов в общении развитие мышления и речи

Слайд 9

Проведение физкультурных минуток расслабление кистей рук; массаж пальцев перед письмом; дыхательная гимнастика; предупреждение утомления глаз ; д вигательные упражнения.

Слайд 10

Эмоциональный климат на уроке: «хороший смех дарит здоровье»; мажорность урока; эмоциональная мотивация в начале урока; создание ситуации успеха.

Слайд 11

Внеклассная работа: экскурсии; участие в спортивных соревнованиях; спортивные секции, кружки ; досуговые оздоровительные мероприятия с родителями; беседы; конкурсы рисунков, поделок

Слайд 12

Агитбригада «3 Б выступает за здоровый образ жизни»

Слайд 13

Здоровье ученика в норме, если: в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость; в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость ; в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.

Слайд 14

«Учитель многое может, и если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми». С.М. Громбах .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Выступление и презентация по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Эколого-гигиенические, психолого-педагогические, учебно-воспитательные технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья учащихся....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения.

В статье рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии и предлагаются практические советы для их реализации....

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения".

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения". В презентации рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии,...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Презентация на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходим...