Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
статья на тему
В современной школе прир максимальной загруженности детей очень важно заботиться о здоровье учащихся. В своей статье я показала формы и методы здоровьесбережения, которые применяю я в своей практике.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
«Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье», – писал великий немецкий поэт Г.Гейне. (Слайд 2). Богатство любого государства составляют не только природные ресурсы или материально-культурные ценности, а в первую очередь, люди, его населяющие. Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
В последние годы в нашем обществе все очевиднее ухудшение здоровья учащихся. (Слайд 3).
Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.
В числе важнейших причин неблагополучия здоровья учащихся необходимо назвать следующие: (Слайд 4)
–недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушения здоровья школьников;
–перегруженность учебных программ, вызывающая у учащихся переутомление и стресс;
- слабая материально-техническая база ОУ (нет возможности обеспечить уч-ся соответствующей мебелью, недостаточная освещенность классов и др.);
–невозможность (неспособность) многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к школьникам
в процессе учебно-воспитательной работы, с учётом психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья;
- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
Таким образом, каждому учителю необходимо понимать, что присутствующий
на уроке ребёнок, как правило, не здоров.
Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса.
I. Образовательный процесс должен носить творческий характер. (Слайд 5).
Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием:
– игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторина, игра);
– сценок литературных сюжетов;
– подвижных игр на переменах;
– наглядности;
– занимательных упражнений;
– фантазирования;
– творческого характера домашних заданий (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему). При этом объем домашнего задания и его сложность необходимо соизмерять с возможностями каждого ученика.
Опыт показывает, что если ребенок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому следует предлагать детям разноуровневые задания и даже оставлять за ними право выбора в соответствии
с собственными силами.
II. У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:
а) чередование различных видов учебной деятельности: (Слайд 6)
–фронтальный опрос с использованием мяча;
–письмо;
–чтение;
–слушание;
–рассказ;
–проектная деятельность;
_ творческие задания;
–ответы на вопросы;
–решение задач.
б) использование различных форм работы: (Слайд 7)
- работа в группах (статическая, подвижная)
- работа в парах сменного состава
- фронтальный опрос с использованием предмета
- использования элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников
- пальчиковая гимнастика
- использование сигнальных карточек разного цвета и формы
- деятельность с элементами соревнования;
в)использование игровых методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся: (Слайд 8)
Это игры на:
- развитие внимания
- развитие памяти и восприятия, наблюдательности
- развитие произвольных достижений и самоконтроля
- развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации – игры, способствующие снятию страхов в общении
- развитие мышления и речи
Все это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
г)проведение физкультурных минуток: (Слайд 9)
- двигательные упражнения;
–расслабление кистей рук;
–массаж пальцев перед письмом;
–дыхательная гимнастика; (дыхательная гимнастика повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках)
–предупреждение утомления глаз (таблицы для глаз, карточки с буквами и цифрами по классу, точка на окне и др.)
Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
III.Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке: (Слайд 10)
–«хороший смех дарит здоровье»;
–мажорность урока;
–эмоциональная мотивация в начале урока;
–создание ситуации успеха на уроке и во внеурочной деятельности.
IV.Создание экологического пространства:
–проветривание помещений согласно графику;
- соблюдение температурного режима в классе;
–озеленение кабинета;
–освещение кабинета.
Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи. Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники. Кроме этого, решается воспитательная задача: привлекая детей к уходу за растениями, они приучаются бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.
V.Воспитание общей культуры.
Занятия внеклассной деятельностью. Важно, чтобы у детей воспитывалась любовь к земле, где родился и вырос, чувство гордости за русский народ, вместе с тем, воспитание у детей терпимости, отсутствие негативного отношения к окружающим детям других национальностей.
VI.Внеклассная работа: (Слайд 11)
–экскурсии;
–участие в спортивных соревнованиях;
–спортивные секции, кружки, бассейн;
–досуговые оздоровительные мероприятия с родителями (Дни именинника, Новый год, День Матери и др.);
–беседы с учащимися и родителями по вопросам здорового образа жизни;
–конкурсы рисунков;
- участие детей и родителей в проектной деятельности;
Большое внимание уделяем исследовательской и проектной деятельности. К такой работе активно подключаются и родители. (Вараксина В., Титяков М.) В этом учебном году мы подготовили и провели в рамках городского семинара соцпедагогов агитбригаду «Мы за здоровый образ жизни» (Слайд 12)
Создать условия для обеспечения школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни – задача каждого учителя.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Критерием успешного использования здоровьесберегающих технологий является индивидуальная ориентация обучения, направленная на полную реализацию личностного потенциала обучающихся через формирование у них заинтересованного отношения к обучению. (Слайд 13). Мы можем смело сказать, что здоровье наших учеников в норме, если:
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место среди главных ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым духовно и физически. (Слайд 14). «Учитель многое может, и если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми». Так высоко оценивает роль учителя известный советский гигиенист профессор Сергей Михайлович Громбах. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье » Г . Гейне .
Исследования здоровья детей. По данным исследований Минздрава и Госкомэпиднадзора России 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35 - 40 % - хронические заболевания.
Причины неблагополучия здоровья учащихся недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушения здоровья школьников; перегруженность учебных программ, вызывающая у учащихся переутомление и стресс ; с лабая материально-техническая база ОУ невозможность (неспособность) многих учителей реализовать индивидуальный подход к школьникам с учетом психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья; н едостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
Творческий подход к образовательному процессу игровые ситуации на уроках, разные формы уроков (КВН, викторина, игра); сценки литературных сюжетов; подвижные игры на переменах; наглядность; занимательные упражнения; фантазирование; творческий характер домашних заданий (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему)
Виды учебной деятельности фронтальный опрос с использованием мяча; письмо; чтение; слушание; творческие задания ; рассказ; проектная деятельность ; ответы на вопросы; решение задач.
Формы организации деятельности работа в группах (статическая, подвижная) работа в парах сменного состава фронтальный опрос с использованием предмета использования элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников пальчиковая гимнастика использование сигнальных карточек разного цвета и формы деятельность с элементами соревнования
Игровые методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся: Игры на : развитие внимания развитие памяти и восприятия, наблюдательности развитие произвольных достижений и самоконтроля развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации – игры, способствующие снятию страхов в общении развитие мышления и речи
Проведение физкультурных минуток расслабление кистей рук; массаж пальцев перед письмом; дыхательная гимнастика; предупреждение утомления глаз ; д вигательные упражнения.
Эмоциональный климат на уроке: «хороший смех дарит здоровье»; мажорность урока; эмоциональная мотивация в начале урока; создание ситуации успеха.
Внеклассная работа: экскурсии; участие в спортивных соревнованиях; спортивные секции, кружки ; досуговые оздоровительные мероприятия с родителями; беседы; конкурсы рисунков, поделок
Агитбригада «3 Б выступает за здоровый образ жизни»
Здоровье ученика в норме, если: в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость; в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость ; в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
«Учитель многое может, и если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми». С.М. Громбах .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Одним из приоритетных направлений национальной образовательной президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Выступление и презентация по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"...
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Эколого-гигиенические, психолого-педагогические, учебно-воспитательные технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья учащихся....
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения.
В статье рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии и предлагаются практические советы для их реализации....
Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения".
Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения". В презентации рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии,...
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Презентация на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"...
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходим...