Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе»
статья на тему
Цель: Развитие ИКТ - компетентностей обучающихся с целью повышения качества образовательного процесса.
Глобальные: (определены общественно государственным заказом)
- повышение качества обучения,
- овладение современными компьютерными технологиями, способность активизировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования
- обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникативным возможностям современных технологий.
Этапные:
- уметь организовать учебный процесс с высокой социальной значимостью учебной познавательной деятельности;
- знать и применять на практике методы и способы отслеживания, изменения степени мотивации учащихся;
- знать и применять на практике как традиционные, так и инновационные методы и способы оценки качества обучения, осознавать необходимость и периодически распространять собственный опыт. Я прошла курсовую подготовку, освоила программу Power Point, изучила литературу использованию ИКТ в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
generalova_opisanie_metodicheskoy_sistemy.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание методической системы
Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе»
Как сказал Э. Хаббард « Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». И я, как современный учитель, с ним полностью согласна. Мы обязаны научить ребёнка учиться. А для этого необходимо в своей работе использовать современные методы и технологии обучения. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии.
Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Поэтому я выбрала тему по самообразованию «Использование ИКТ на уроках в начальной школе».
Цель: Развитие ИКТ - компетентностей обучающихся с целью повышения качества образовательного процесса.
Глобальные: (определены общественно государственным заказом)
- повышение качества обучения,
- овладение современными компьютерными технологиями, способность активизировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования
- обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникативным возможностям современных технологий.
Этапные:
- уметь организовать учебный процесс с высокой социальной значимостью учебной познавательной деятельности;
- знать и применять на практике методы и способы отслеживания, изменения степени мотивации учащихся;
- знать и применять на практике как традиционные, так и инновационные методы и способы оценки качества обучения, осознавать необходимость и периодически распространять собственный опыт. Я прошла курсовую подготовку, освоила программу Power Point, изучила литературу использованию ИКТ в начальной школе.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
- усилить образовательные эффекты;
- повысить качество усвоения материала;
- построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
- осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
- организовать одновременно деятельность детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Внедрение ИКТ в образовательную деятельность осуществляю по следующим направлениям:
1. Создание презентаций к урокам;
2. Работа с ресурсами Интернет;
3. Использование готовых обучающих программ;
Компьютер использую на всех этапах обучения:
- при объяснении нового материала,
- закреплении,
- повторении,
- контроле знаний, умений и навыков.
Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника, представить и показать завораживающую красоту растительного мира. Для подготовки и проведения урока я пользуюсь программой Power Point, которая позволяет представить материал не только в текстовой форме, но и в форматах видео, аудио. Презентация содержит подобранный мною материал о растениях, анимацию, музыку. В ходе урока использую разные виды и формы работы: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, работа в парах, группах, словарная работа, работа с учебником, дифференцированное домашнее задание.
В процессе изучения темы «Вода и её свойства» компьютер помогает в работе с тестом. Красочные слайды передают красоту водной стихии, помогают детям сделать общие выводы по теме урока. Видеофильм (фрагменты) сопровождается моим рассказом и рассказом детей. К урокам окружающего мира ученики моего класса сами готовят презентации по предложенным заранее темам. Таким образом, они получают дополнительную информацию из разных источников. Компьютер дает прекрасную возможность для анимации, которая удерживает внимание. Презентация с использованием анимации помогает не только составить яркий, эмоциональный и в то же время научный образ, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся, помогает в работе над формированием понятия и его запоминанием. При закреплении ребята работают более активно, у них много впечатлений, т.к. все смогли не только прочитать материал урока, но и увидеть его. Презентация может идти на протяжении всего урока, так называемым "пунктиром», а может занимать только его часть. Часть учеников моего класса имеют определённый навык работы на ПК, и я стремлюсь к тому, чтобы эти навыки дети использовали в качестве инструмента для решения учебных задач. Ребята готовят доклады к уроку окружающего мира, пользуясь ресурсами Интернет, участвуют в телекоммуникационных проектах.
На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе Power Point, осуществляю демонстрацию примеров, задач, цепочек для устного счета, организую математические разминки и самопроверки.
Для того, чтобы уроки русского языка были интересными, я применяю разнообразные дидактические приёмы: интересные рисунки, грамматические сказки. Очень удобно использовать презентации при работе над сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей. Да и не всегда в школе найдётся картина, которая необходима по программе, поэтому мультимедийная презентация очень удобна. Все учителя сталкиваются с проблемой запоминания словарных слов, но и здесь презентация пришла на помощь. При помощи различных аннимаций дети легко усваивают правописание словарных слов.
Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки - всё становится интересным, если использовать эти современные методы.
Презентацию также использую на уроках изобразительного искусства: портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка и т.д.
А какой неоценимый вклад вносит презентация на уроках физической культуры. Мы с детьми вначале внимательно просматриваем, например, технику кувырка, а затем отрабатываем эту технику на практике.
В своей работе использую и тестовые задания. В основном использую тесты в печатном виде, которые разрабатываю, набираю на компьютере и распечатываю для каждого ученика. Кроме тестов использую кроссворды, схемы, таблицы с которыми обучающиеся работают непосредственно на компьютере, самостоятельно изучая материал урока и по очереди работая на компьютере по определённому алгоритму.
Начиная с третьего класса, обучающиеся учатся самостоятельно выполнять творческие проекты по созданию презентаций. На начальном этапе многие дети испытывают трудности при работе над созданием презентации, поэтому я считаю необходимо начинать с создания отдельных слайдов.
Коллективное создание презентации способствует формированию творческой активности обучающихся, дает положительный опыт совместной деятельности, позволяет каждому участнику группы пережить ситуацию успеха.
Формируя на начальном этапе работу по созданию презентаций, стараюсь определить: посильна ли предстоящая работа, насколько она для них привлекательна, достаточно ли знаний, умений и навыков у обучающихся.
С тематикой презентаций необходимо ознакомить родителей, чтобы они помогли помочь найти необходимый материал, картинки, фотографии. Исходя из опыта работы, могу сказать, что если родители заинтересованы, то совместная деятельность способствует созданию ситуации успеха.
На протяжении всей работы над созданием презентации провожу индивидуальные консультации по выбору материалов, картинок, составлении плана работы. Большое значение в работе с обучающимися 3-4 классов придаю подготовке докладов с презентацией к конкретным этапам урока (закрепления, обобщения).
Использование информационных технологий делает доклад значительно интереснее. Для подготовки презентации ученик должен продумать последовательность слайдов и их соответствие к тексту доклада. Таки образом возникает определённая проблемная ситуация, которая заставляет активизировать мыслительную деятельность.
Работая в рамках данной методической системы второй год, я стараюсь «вооружить» учащихся опытом самостоятельной деятельности, стремлением к самореализации.
Успешно использую информационно-коммуникационные технологии и в процессе организации внеурочной деятельности обучающихся.
Прежде всего - это ресурсы сети Интернет. Это различные диагностики, необходимая информация для проведения и разработки внеклассных мероприятий на различные темы, а иногда и готовые разработки мероприятий.
В ежедневной работе часто приходится обращаться к многочисленным и, как правило, неупорядоченным данным об учениках класса, родителях, занятости учащихся во внеурочное время и т.д. Для того чтобы собрать и упорядочить данные воедино, я использую СУБД Microsoft Access. Вношу все необходимые данные об учениках и их родителях в таблицу и по необходимости составляю различные отчеты.
В Excel удобно использовать шаблон для автоматического подсчета баллов при проведении мероприятий соревновательного типа (КВНы, различные конкурсы с выставлением оценок жюри).
Организуя внеклассные мероприятия, соревнования, классные часы часто готовлю и использую презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а так же позволяют экономить время проведения мероприятия. Например, презентация к игре “Звездный час”, к классному часу «Символика: герб, флаг России», «Права ребёнка».
С помощью программы создания презентаций родители вместе с обучающими оформляют мультимедиа альбом класса, где помещены фотографии с различных мероприятий, информация об увлечениях и интересах детей.
Кроме того, на классных часах я использую видео мини-лекции, например, посвященные профилактике курения.
В процессе подготовки и проведения внеурочных мероприятий, оформлении классного уголка, вместе с учащимися мы используем и другие прикладные программы, такие как проигрыватель Windows Media, графический редактор Adobe Photoshop, которые делают внеклассную работу яркой и запоминающейся.
Неоценимая помощь в работе с родителями мне оказывают компьютерные презентации, которые использую в процессе проведения родительских собраний: «Здоровое питание», «Поощрение и наказание в семье, как метод воспитания», « Семья и школа – партнёры в воспитании детей», «Организация летнего отдыха».
Таким образом, мы видим очевидную необходимость использования компьютерных технологий не только в обучении, и воспитании, но и при работе с родителями. Использование ИКТ позволяет родителям успешно усваивать информацию, повышает их интерес к проблемам развития ребенка.
Результативность:
1) Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки и деятельность классного руководителя более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения и воспитания менее утомительным;
2) Новые технологии увеличивают мотивацию учения, позволяют по-иному вести индивидуальные задания, управлять учебным и воспитательным процессом;
3) Совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков, так как они дают возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на ученика и, соответственно, резко повысить мотивацию и возможности восприятия им учебного материала.
Итак, преимущества компьютера, как средства поддержки учебного и воспитательного процесса не вызывают сомнений. Его применение:
• делает уроки, внеклассные мероприятия интересными;
• увлекательными;
• яркими;
• эмоционально насыщенными;
• позволяют уйти от рутинной работы;
• позволяют осуществлять индивидуализацию образовательного процесса;
• повышают мотивацию обучения;
• позволяют показать в динамике сложные для понимания процессы;
• выполнять небольшие исследования и проекты.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств мультимедиа, оправдывает себя во всех отношениях:
• он повышает качество знаний;
• продвигает ребенка в общем развитии;
• помогает преодолевать трудности;
• вносит радость в жизнь ребёнка;
• позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
• создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.
Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по использованию информационно – коммуникативных технологий на уроках в начальной школе.
Методические рекомендации по использованию информационно – коммуникативных технологий на уроках в начальной школе....
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ «Использование информационно-коммуникитивных технологий на уроках в начальной школе.»
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер...
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках в начальной школе
Данная работа содержит в себе теоретическое обоснование необходимости использования здоровьесберегающих технологий учителем на уроках и во внеурочной деятельности, так как здоровье наших детей...
ДОКЛАД «Использование современных инновационных технологий на уроках в начальной школе.
ДОКЛАД «Использование современных инновационных технологий на уроках в начальной школе. ...
"Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе".
Из опыта работы для представления на МО...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»
Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...
Выступление на педсовете по теме: «Использование информационно-коммуникитивных технологий на уроках в начальной школе»
Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные,...