Использование технологии деятельностного обучения в начальной школе.
статья на тему

Шамаева Ольга Радионовна

 

Использование технологии деятельностного обучения в начальной школе

«Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...»

А. Дистервег

 

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.

Цель разработки и внедрения стандартов второго поколения –
повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов.

Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам
Метапредметные результаты – освоение обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях
Предметные результаты – усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, -знаний и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей. За последние десятилетия чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и    приоритетных ценностей российского начального общего образования.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить

- становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей.

Особую значимость приобретают в начальной школе личностно- ориентированные педагогические технологии.

Наибольшее распространение  получила «технология деятельностного метода обучения». 

Деятельностный подход- это организация учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

 

Я считаю, что применение деятельностного метода обучения обеспечивает не только деятельность, но и глубокое и прочное усвоение знаний. Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание). Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отраженного в положениях Закона РФ "Об образовании". В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей.

Каковы же основные положения технологии деятельностного метода обучения:

1)      Процесс обучения есть всегда обучение  деятельности.

2)      Сам процесс учения должен быть творческим

3)      Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.

Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.

Преимущества деятельностного подхода:

•           У обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы;

•           формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи

•           возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе;

•           интерес к предмету побуждает к чтению дополнительной (специальной) литературы, что расширяет их познания в области данной науки

•           формируются УУД (универсальные учебные действия).

СХЕМА НА СЛАЙДЕ

 

Технология деятельностного метода- механизм реализации системно-деятельностного подхода. Базовый уровень технологии деятельностного метода- уроки открытия нового знания (ОНЗ).

 Деятельностный способ обучения – это личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя, резко снижаются конфликтные ситуации на уроках. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки.

На основании перечисленных фактов, можно сделать вывод о том, что современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на "усвоение всей суммы знаний, которые выработало человечество", к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.

Этот переход не может быть реализован без четкого и внятного ответа на вопрос "Как обучать?".

У каждого учителя есть четкое представление о структуре деятельности по передаче знаний (сообщение темы и цели, актуализация, объяснение, закрепление, контроль); соответствующая система дидактических принципов (наглядности, доступности, научности и т.д.), которая обеспечивает сознательное усвоение сообщенных знаний, соответствующая система контроля и оценки и собственный опыт активизации деятельности детей, описанный в том или ином психолого-педагогическом исследовании (проблемное введение знаний, использование материализованных моделей и т.д.).

 

 

 

 
 

 

 

До цели четыре шага:

планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно,

 действуйте положительно и добивайтесь неустанно.

Уильям А. Уор

 

Успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он, ребенок, стал субъектом собственной учебной деятельности, научился эту деятельность самостоятельно планировать и реализовывать.

        Начальная ступень деятельностного обучения - 1 класс. Дети учатся самостоятельно формулировать тему урока, находить ответы на вопросы, учатся работать в группе (в парах). 

         Далее идет групповая работа. Групповая работа – одна из форм деятельностного метода обучения. Данная форма работы требует определённой подготовки учителя к уроку, но результат работы оправдывает себя. При правильном педагогическом руководстве и управлении реализовываются основные условия коллективности: ученики привлекаются к коллективной творческой деятельности, осмысленному общению и взаимодействию, распределению труда между членами группы;  осуществляется взаимообучение и взаимоконтроль. Таким образом, дети приобщаются к важным навыкам жизни: действенному общению, умению слушать, умению соглашаться с точкой зрения другого, умению разрешать конфликты, умению работать сообща для достижения общей цели.Умение управлять как собственной, так и совместной деятельностью в группе дает возможность учащимся быть активными участниками учебной деятельности.

           Сегодня трудами многих поколений российских педагогов и психологов создана целостная система организации учебной деятельности (дидактическая система деятельностного метода, автор которой  Л.Г.Петерсон)

Исходя из этого, уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

1.     уроки открытия нового знания (ОНЗ)

2.     уроки рефлексии (УР)

3.     уроки общеметодологической направленности;

4. уроки развивающего контроля.

В целом технология деятельностного метода обучения имеет следующую структуру: СЛАЙД 14.

Таким образом, реализация деятельностного метода обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссии.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie.docx45.17 КБ
Файл deyat_podkhod_shamaeva.pptx1.93 МБ

Предварительный просмотр:

Шамаева Ольга Радионовна- учитель начальных классов первой квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» города Когалыма

Тюменской области ХМАО-Югры

111yandex.ru@gmail.com

Использование технологии деятельностного обучения в начальной школе

«Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...»

А. Дистервег

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.

Цель разработки и внедрения стандартов второго поколения –
повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов.

Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам
Метапредметные результаты – освоение обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях
Предметные результаты – усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, -знаний и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей. За последние десятилетия чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и    приоритетных ценностей российского начального общего образования.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить

- становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей.

Особую значимость приобретают в начальной школе личностно- ориентированные педагогические технологии.

Наибольшее распространение  получила «технология деятельностного метода обучения».  

Деятельностный подход- это организация учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Я считаю, что применение деятельностного метода обучения обеспечивает не только деятельность, но и глубокое и прочное усвоение знаний. Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание). Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отраженного в положениях Закона РФ "Об образовании". В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей.

Каковы же основные положения технологии деятельностного метода обучения:

  1. Процесс обучения есть всегда обучение  деятельности.
  2. Сам процесс учения должен быть творческим
  3. Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.

Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.

Преимущества деятельностного подхода:

  • У обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы;
  • формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи
  • возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе;
  • интерес к предмету побуждает к чтению дополнительной (специальной) литературы, что расширяет их познания в области данной науки
  • формируются УУД (универсальные учебные действия).

СХЕМА НА СЛАЙДЕ

Технология деятельностного метода- механизм реализации системно-деятельностного подхода. Базовый уровень технологии деятельностного метода- уроки открытия нового знания (ОНЗ).

 Деятельностный способ обучения – это личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя, резко снижаются конфликтные ситуации на уроках. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки.

На основании перечисленных фактов, можно сделать вывод о том, что современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на "усвоение всей суммы знаний, которые выработало человечество", к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.

Этот переход не может быть реализован без четкого и внятного ответа на вопрос "Как обучать?".

У каждого учителя есть четкое представление о структуре деятельности по передаче знаний (сообщение темы и цели, актуализация, объяснение, закрепление, контроль); соответствующая система дидактических принципов (наглядности, доступности, научности и т.д.), которая обеспечивает сознательное усвоение сообщенных знаний, соответствующая система контроля и оценки и собственный опыт активизации деятельности детей, описанный в том или ином психолого-педагогическом исследовании (проблемное введение знаний, использование материализованных моделей и т.д.).

До цели четыре шага:

планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно,

 действуйте положительно и добивайтесь неустанно.

Уильям А. Уор

Успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он, ребенок, стал субъектом собственной учебной деятельности, научился эту деятельность самостоятельно планировать и реализовывать.

        Начальная ступень деятельностного обучения - 1 класс. Дети учатся самостоятельно формулировать тему урока, находить ответы на вопросы, учатся работать в группе (в парах).  

         Далее идет групповая работа. Групповая работа – одна из форм деятельностного метода обучения. Данная форма работы требует определённой подготовки учителя к уроку, но результат работы оправдывает себя. При правильном педагогическом руководстве и управлении реализовываются основные условия коллективности: ученики привлекаются к коллективной творческой деятельности, осмысленному общению и взаимодействию, распределению труда между членами группы;  осуществляется взаимообучение и взаимоконтроль. Таким образом, дети приобщаются к важным навыкам жизни: действенному общению, умению слушать, умению соглашаться с точкой зрения другого, умению разрешать конфликты, умению работать сообща для достижения общей цели.Умение управлять как собственной, так и совместной деятельностью в группе дает возможность учащимся быть активными участниками учебной деятельности.

           Сегодня трудами многих поколений российских педагогов и психологов создана целостная система организации учебной деятельности (дидактическая система деятельностного метода, автор которой  Л.Г.Петерсон)

Исходя из этого, уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

1.     уроки открытия нового знания (ОНЗ)

2.     уроки рефлексии (УР)

3.     уроки общеметодологической направленности;

4. уроки развивающего контроля.

В целом технология деятельностного метода обучения имеет следующую структуру: СЛАЙД 14.

Таким образом, реализация деятельностного метода обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологии деятельностного обучения в начальной школе Шамаева Ольга Радионовна учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа №3»

Слайд 2

«Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...» А. Дистервег

Слайд 3

Цель разработки и внедрения стандартов второго поколения – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов.

Слайд 4

Содержание учебных программ Организация обучения Оценка образователь-ных достижений Результат начального образования Цели образования Деятель-ностный подход

Слайд 5

Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.

Слайд 6

Основные положения технологии деятельностного метода обучения. Процесс обучения есть всегда обучение деятельности . Сам процесс учения должен быть творческим Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.

Слайд 7

Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

Слайд 8

Сравнительная характеристика объяснительно-иллюстративного и деятельностного метода обучения в организации учебного процесса.

Слайд 9

Основные виды УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД смыслообразование нравственно-этическая ориентация целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция общеучебные унив.д. знаково-символические д. логические унив.д. постановка и решение проблемы самоопределение вопросы общения

Слайд 10

Технология деятельностного метода – механизм реализации системно – деятельностного подхода. Базовый уровень технологии деятельностного метода- урок открытия нового знания (ОНЗ) До цели четыре шага: планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно, действуйте положительно и добивайтесь неустанно. Уильям А. Уорд

Слайд 11

Структура урока ОНЗ и распределение времени на уроке ОНЗ (Продолжительность этапов урока «открытия» нового знания в минутах)

Слайд 12

Ступени деятельностного обучения в начальной школе

Слайд 13

Групповая работа- одна из форм деятельностного метода обучения.

Слайд 14

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 3) Постановка проблемы 4) Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания) 5) Реализация построенного проекта 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8)Включение в систему знаний и повторение 9)Рефлексия учебной деятельности 1 2 И К 3 П 4 5 6 7 8 ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА

Слайд 15

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе

Цель данной работы - определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе. В статье рассматриваются типы учебных проектов, педагогические условия организации проектной...

«Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе».

Проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материала. ...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

"Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе"

Цель работы: определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе. Исходя из данной цели, были определены следующие задачи:Раскрыть сущность и историю технологии проек...

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе...


 

Комментарии

Кузьмик Светлана Владимировна

Полностью согласна с автором, доказывающим своей статьёй, что использование деятельностного подхода является приоритетным на данном этапе развития образования. Качественная презентация вобрала в себя теоретический материал, позволяющий педагогу соориентироваться в многообразии современных технологий.