Возможности совершенствования качества обучения и воспитания в условиях вариативного обучения
методическая разработка на тему
Приоритетными направлениями своей работы считаю:
- овладение основными компонентами учебной деятельности (умение принимать учебную задачу, определять учебные операции, проводить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку);
- формирование общих способностей и эрудиции в соответствии и с особенностями каждого;
- формирование готовности к самообразованию.
Всё это подразумевает целостное гармоничное развитие личности. Происходит качественное изменение в развитии:
- умение добывать знания;
- использовать свои знания в нестандартной ситуации, уметь самостоятельно выбирать средства для решения учебной задачи;
- умение осознать своё незнание, найти ошибку, её причину, сравнить результат своей деятельности.
Чтобы получить такой уровень развития в качестве реальных результатов обучения, в своей работе я использовала предложенную специальную методику изучения учебных предметов, учитывая возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Этому способствует дифференциация обучения, но не по типу “сильным” детям больше заданий, чем “слабым”, при котором способные дети задерживаются в своём развитии, а отстающие не могут преодолеть возникшие трудности. В УМК “Начальная школа ХХI века” сущность подхода заключается в том, что каждый ребёнок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения. На каждом уроке я предлагаю разноуровневые творческие задания. Ученик получает право на инициативность, индивидуальный поиск. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_portfolio_moy.zip | 510.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Возможности совершенствования качества обучения и воспитания в условиях вариативного обучении
Работаю по учебно-методическому комплекту “Начальная школа ХХI века”, под редакцией Н.Ф.Виноградовой.
Приоритетными направлениями своей работы считаю:
- овладение основными компонентами учебной деятельности (умение принимать учебную задачу, определять учебные операции, проводить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку);
- формирование общих способностей и эрудиции в соответствии и с особенностями каждого;
- формирование готовности к самообразованию.
Всё это подразумевает целостное гармоничное развитие личности. Происходит качественное изменение в развитии:
- умение добывать знания;
- использовать свои знания в нестандартной ситуации, уметь самостоятельно выбирать средства для решения учебной задачи;
- умение осознать своё незнание, найти ошибку, её причину, сравнить результат своей деятельности.
Чтобы получить такой уровень развития в качестве реальных результатов обучения, в своей работе я использовала предложенную специальную методику изучения учебных предметов, учитывая возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Этому способствует дифференциация обучения, но не по типу “сильным” детям больше заданий, чем “слабым”, при котором способные дети задерживаются в своём развитии, а отстающие не могут преодолеть возникшие трудности. В УМК “Начальная школа ХХI века” сущность подхода заключается в том, что каждый ребёнок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения. На каждом уроке я предлагаю разноуровневые творческие задания. Ученик получает право на инициативность, индивидуальный поиск. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
Педагогическая диагностика, предложенная авторами проекта, позволяет проследить динамику успешности обучения. Так, наблюдая за достижениями своих учащихся, мне удалось определить уровень достижений каждого ученика. Опираясь на объективные данные педагогической диагностики, появилась возможность корректировать процесс обучения в случаях опережения или отставания, более эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения.
Таким образом, образование, ориентированное на личность, должно включать в себя:
- отказ от ориентировки на среднего ученика;
- применение психолого-педагогической диагностики личности учащегося;
- учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;
- прогнозирование развития личности;
- конструирование индивидуальных программ развития, коррекции развития.
Личностно – ориентированное обучение невозможно осуществить без дифференциации и индивидуализации обучения.
Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, взявшим курс на дифференциацию и индивидуализацию обучения, это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определёнными детьми будут наиболее важны.
В первом классе совместно с психологом провели диагностику готовности детей к обучению по следующим параметрам:
- речевое развитие;
- развитие мелкой моторики;
- память;
- внимание;
- работоспособность.
На основании результатов обследования учащиеся были распределены в 3 группы:
1 группа – высокая степень подготовки к школе, выраженная познавательная мотивация, способность к творчеству при выполнении заданий.
2 группа – достаточная подготовленность учащихся к школе, владение основным обязательным объемом знаний и умений. Этим учащимся требуется определенная помощь со стороны учителя при обобщении изученного.
3 группа – учащихся характеризуется слабой подготовленностью к школе, недостаточной сформированностью 2–3 психических процессов или необходимых общеучебных умений. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя.
Работа с учащимися каждой из трех групп имеет свою специфику.
Учащимся, входящим в 1 группу, предоставлена наибольшая самостоятельность. Они получают трудные, но интересные задания, направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение и творческое применение знаний. Карточки составляются таким образом, чтобы ученики, выполняя необходимый для усвоения нового материала объем заданий, действовали не механически, а имели возможность уже на этапе первичного закрепления делать обобщения, выводы, сравнивать способы действия.
Во второй группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям я поручаю задать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результаты работы. Вместе с учащимися первой группы привлекаю их к объяснению нового материала, предлагаю карточки, содержащие задания творческого характера.
Ученики 3-й группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний. Контроль за работой учащихся этой группы проводится особенно тщательно. Анализируя уровень знаний, умений и навыков учащихся 3-й группы, предлагаю им задания, восполняющие пробелы в знаниях и облегчающие усвоение нового.
В зависимости от целей и задач урока дифференцированная работа может применяться на различных этапах урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности совершенствования качества обучения и воспитания в условиях вариативного обучения
Приоритетными направлениями своей работы считаю:овладение основными компонентами учебной деятельности (умение принимать учебную задачу, определять учебные операции, проводить контроль и самоконт...
Возможности совершенствования качества обучения и воспитания в условиях вариативного обучения
Приоритетными направлениями своей работы считаю:овладение основными компонентами учебной деятельности (умение принимать учебную задачу, определять учебные операции, проводить контроль и самоконтроль, ...
Возможности совершенствования качества обучения и воспитания в условиях вариативного обучения
Приоритетными направлениями своей работы считаю:овладение основными компонентами учебной деятельности (умение принимать учебную задачу, определять учебные операции, проводить контроль и самоконтроль, ...
Возможности совершенствования качества обучения и воспитания в условиях вариативного обучения
Приоритетными направлениями своей работы считаю:овладение основными компонентами учебной деятельности (умение принимать учебную задачу, определять учебные операции, проводить контроль и самоконтроль, ...
АТТЕСТАЦИЯ Критерий 4: Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта
Повышение качества профессиональной деятельности.Поощрения за профессиональную деятельность.Членство в комиссиях.Курсы повышения квалификации....
АТТЕСТАЦИЯ Критерий 4: Личный вклад в повышения качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта
Повышение качества профессиональной деятельности.Курсы повышения квалификации....
4 ДОКУМЕНТЫ К АТТЕСТАЦИИ. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта...
Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллектива...