Как помочь ребёнку в подготовке домашнего задания
учебно-методическое пособие на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_rebyonku_v_podgotovke_domashnego_zadaniya.docx | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Как помочь ребёнку в подготовке домашнего задания
Учитель начальных классов
ГБОУ специальная коррекционная
школа VIII вида № 869
Чернова Н. Г.
«Я устал, я не хочу, я не буду это делать» – почти каждому родителю приходится реже или чаще сталкиваться с такими заявлениями детей, когда дело касается выполнения домашнего задания.
Кто-то кричит на ребёнка, кто-то силой заставляет его сидеть по нескольку часов над учебниками, доводя до слёз.
Без выполнения домашнего задания дети с трудом усваивают материал, ведь именно самостоятельное домашнее повторение – залог его хорошего восприятия и запоминания. Что же делать в этой не простой ситуации? Как превратить домашнее задание в интересное действо, как для ребёнка, так и для родителя?
Прежде всего, занятия дома должны быть лишены школьной напряжённости, ребёнок может встать и подвигаться, как ему хочется. Родитель в роли учителя не ставит оценок. Ещё один плюс: домашние занятия могут организовываться с учётом индивидуальных особенностей работоспособности ребёнка. Для некоторых детей характерна так называемая эпизодическая работоспособность, при которой ребёнок может удерживать внимание на учебных задачах в течение 7-10 минут, а затем отвлекается, давая своей нервной системе время для восстановления. Пятиминутный перерыв для отдыха – и школьник готов продолжать заниматься. В школе нет возможности предусматривать подобные перерывы для каждого ученика, а дома родители для собственного ребёнка могут организовать индивидуальный режим обучения, учитывающий пики и спады его работоспособности. Особенно полезен индивидуальный подход тем детям, у которых трудно проходит привыкание к школе, а также гиперактивным или слишком тревожным.
Для того, чтобы ребёнок учился с удовольствием, радовался своим успехам в школе и дома, достаточно выполнять некоторые простые
правила совместного выполнения домашних заданий:
- Нельзя садиться за уроки сразу после прихода из школы – необходимо сначала отдохнуть, причём этот отдых должен длиться не менее часа-полутора часов, а уже затем садиться делать уроки.
- Нельзя начинать выполнение домашнего задания с самого сложного – это связано с тем, что у любого ребёнка на трудное задание уходит очень много времени, ребёнок устаёт, начинает чувствовать себя неуспешным, ничего не знающим и не умеющим, а тогда гораздо проще отмахнуться от домашнего задания, чем мучиться с ним. Поэтому, начинать надо с простого, самого любимого.
- Нельзя работать без перерывов – Время выполнения домашнего задания должно занимать 1,5 – 2 часа. Даже взрослые делают перерывы в работе, естественно, что детям это просто необходимо. Работа над домашним заданием должна проходить такими же «уроками» и «переменками», как это бывает в школе, только длиться такие «уроки» должны 20-30 минут, а «переменки» минут по 10. В переменки малышу нужно отдохнуть, подвигаться, перекусить. Чем старше ребёнок, тем длительность «урока» увеличивается.
Необходимо помнить, что и рабочее пространство для выполнения домашнего задания должно быть правильно организованно.
- ноги младших школьников не должны болтаться в воздухе, если стол и стул достаточно высокие, нужно сделать ребёнку подставку;
- свет на тетрадку и учебник должен падать слева (если ребёнок правша и наоборот, если левша), иначе ребёнок при письме будет закрывать свой текст;
- в комнате, где ребёнок делает уроки, не должно быть громких отвлекающих звуков – радио, телевизор должны быть выключены, единственным исключением может быть тихая, спокойная музыка, которая помогает ребёнку расслабиться и сконцентрироваться.
4. Учитесь вместе с ребёнком, а не вместо него.
Не нужно забывать, что всё равно, как бы ответственно вы не отнеслись к домашнему заданию, делает его ребёнок. Аргументы для необходимости выполнения домашнего задания важно подбирать адекватные, не сводя их только к материальным поощрениям или только к ругани. Например, такими аргументами могут быть следующие: при хорошем выполнении домашнего задания тебе проще будет делать работу в классе, хорошо выученный урок даст тебе возможность блеснуть в школе своими знаниями и т.д.
5. Не перегружайте ребёнка дополнительными заданиями.
Дома с ребёнком нужно делать только то, что задано в школе, перегружать ребёнка не нужно.
6. Всегда поддерживайте ребёнка своей любовью, хвалите его и одобряйте его действия.
Это даёт ребёнку уверенность в себе, знание, что он нужен и любим в семье вне зависимости от оценок, которые он получает. Всегда нужно радоваться, видя, когда у малыша возникает интерес к знаниям. Нельзя забывать о том, что человеку нравится то, что у него получается. Даже самый маленький успех ребёнка необходимо подчёркивать – это разжигает интерес ребёнка, помогает идти дальше.
7. При общении с ребёнком исключите из своей речи негатив.
Негативные оценочные высказывания не просто не стимулируют любую деятельность ребёнка, не просто расстраивают его, зачастую они даже ухудшают его умственную деятельность. Если родители считают, что они тратят своё «драгоценное» время на помощь ребёнку и постоянно говорят ему об этом, у ребёнка развивается комплекс неполноценности, ощущение ненужности, что не способствует его продуктивному обучению.
Поэтому такие фразы как «Неужели это нельзя было сделать за пять минут», «Я бы за это время…» - необходимо исключить из лексикона родителей. Также нельзя ни в коем случае употреблять так называемые «формулы прямого внушения», где используются слова «никогда», «всегда», «вечно», «опять» или негативные характеристики ребёнка: ленивый, невнимательный и т.д. Постоянное повторение таких формул показывают ребёнку, насколько мало он может и насколько малопривлекательно его будущее.
8. Придерживайтесь темпа ребёнка.
Не нужно подгонять или торопить ребёнка – это создаёт нервозность, мешает ребёнку работать с домашним заданием. При постоянных призывах не отвлекаться, быть внимательнее, ребёнок не способен сконцентрироваться на самом задании, он начинает думать о ом, как ему быть внимательнее, что не способствует его мыслительной работе. Здесь нужно подумать, почему же отвлекается ребёнок – может быть, его нервная система требует времени для восстановления, может быть, он не понимает задания, и тогда это задание нужно объяснить ему на его уровне. Заметив признаки утомления (ребёнок роняет карандаш или ручку, не будучи голодным – просит есть или пить, задаёт отвлечённые вопросы, берёт в руки посторонние предметы и т.д.), предоставьте ему возможность отвлечься от занятий на 5-7 минут, затем вновь вовлеките в учебный процесс.
После обеда лучше погулять, а потом взяться за уроки. Лучше всего, продуктивно усваивается учебный материал с 16.30 до 19.30. Именно в это время желательно выполнять домашнее задание.
9. Если ребёнок сделал ошибку, то взрослый может помочь ему найти её и исправить.
Например, если ребёнок при сложении 27 и 15 получает 32, вы ему предлагаете сложить 17 и 15. Получив ответ в новой задаче 32, ребёнок натыкается на противоречие: 15 складывается с разными числами, а ответ получается один! Так ответ приводит ребёнка к обнаружению ошибки.
10. Не ставьте перед ребёнком несколько разноплановых задач одновременно. Например, сидеть прямо, писать красиво, думать быстро. Это приводит к прямо противоположному результату: ребёнок тут же отвлекается, и ему трудно вновь сосредоточиться. Выделите для себя главную задачу( прочитать и разобраться с текстом, понять решение задачи, грамотно переписать упражнение и т.д.), а остальные отодвиньте на другое время.
11. Не стоит отрывать ребёнка от уроков вопросами, просьбами, если это не срочно. Родители должны оказывать ребёнку моральную поддержку, а не поучать и надзирать за ним. Лишь время от времени можно позволить себе пояснить что-либо непонятное. Однако следует избегать таких комментариев как
- если бы ты не отвлекался всё время, то уже давно закончил бы всё делать.
Таким образом, с первого же года обучения ребёнка в школе родители должны объяснить ему, что ответственность за выполнение домашних заданий лежит исключительно на нём.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как готовить домашнее задание по русскому языку»
- Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
- Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
- Прочитай задание упражнения.
- Прочитай всё упражнение, устно выполни задания к нему.
- Выполни упражнение письменно.
- Проверь свою работу.
«Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение»
- Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
- Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.
- Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
- Прочитай стихотворение ещё 2-3 раза. Постарайся его запомнить.
- Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
- После окончания домашней работы ещё 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.
- Перед сном ещё раз повтори стихотворение.
- Утром следующего дня ещё раз прочитай стихотворение, а затем расскажи его наизусть.
«Если на выучивание стихотворения дано 2 дня»
Первый день:
Прочитай стихотворение про себя. Выясни непонятные слова и обороты. Ещё несколько раз прочитай стихотворение про себя. Прочитай стихотворение вслух. Постарайся понять его построение, интонацию, ритм.
Второй день:
Прочитай стихотворение про себя, ещё раз прочитай громко и выразительно. Расскажи его по памяти. Перед сном расскажи ещё раз. Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи наизусть.
«Если стихотворение большое или трудно запоминается»
- Раздели стихотворение на четверостишия или на смысловые отрывки.
- Выучи первый отрывок.
- Выучи второй отрывок.
- Повтори первый и второй отрывок вместе.
- Выучи третий отрывок.
- Расскажи наизусть всё стихотворение.
- Повтори стихотворение ещё раз перед сном.
- Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.
«Как решать задачу»
- Прочитай задачу и представь себе то, о чём в ней говорится.
- Запиши задачу кратко или сделай чертёж.
- Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
- Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала, что потом.
- Составь план решения.
- Выполни решение.
- Проверь решение и ответ на вопрос задачи.
«Как нужно готовить домашнее задание по устным предметам»
- Вспомни, не открывая учебник, о чём узнал на прошлом уроке, о чём рассказывал учитель:
– какие ставили опыты
- какие рассматривали таблицы, картины, карты.
2. Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них.
3. Прочитай текст учебника.
4. Подготовься отвечать по теме урока:
- продумай план ответа
- расскажи заданное по этому плану
- старайся не просто рассказать, но и доказывать свои знания примерами из
наблюдений, опытов, из своей жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания?
Несколько советов родителям первоклассников....
Памятка для родителей: "Как помочь ребёнку в подготовке домашнего задания".
Как помогать ребёнку в приготовлении домашних заданий....
Как помочь ребенку при подготовке домашнего задания
Как помочь ребенку при подготовке домашнего задания....
Как помочь ребёнку в подготовке домашнего задания?
Данная памятка поможет родителям подготовить домашнее задание с ребёнком.( материал взят с сайта ИНФОУРОК)...
Как помочь ребёнку в подготовке домашнего задания?
Памятка для родителей: "Как помочь ребёнку в подготовке домашнего задания"....
Материал к родительскому собранию" Как помочь ребёнку в подготовке домашнего задания"
Материал полезен для родителей, которые хотели бы помочь своему ребёнку успешно усваивать учебный материал...
Консультация для родителей второго класса «Как помочь ребёнку в подготовке домашнего задания?»
Как правильно помочь ребёнку в подготовке домашнего задания? 1.Прежде всего, для ребёнка нужно правильно организовать его собственное рабочее место. Мебель должна соответствовать возрасту и физио...