Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей.
материал (1 класс) на тему

Завражнова Наталия Викторовна

              « Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребенок делает свои первые шаги,

         получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovyy_obraz_zhizni.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в формировании здорового   образа   жизни у младших школьников»                                                             

                                                                             

              « Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребенок делает свои первые шаги,

         получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»

Л. А. Кассиль

      Школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. 
Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом. 
    Использование новых технологий позволяет сформировать основы здорового образа жизни. Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию.  Очевидно, что семья и школа, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

           А.С. Макаренко обращаясь к родителям воспитанников, говорил:

“…Вы родили и воспитываете сына или дочь не только для вашей родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец, …всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно переходить к детям.” 

       Задача учителя – убедить в этом родителей, и совместными с родителями усилиями сформировать здоровую, гармоничную личность ребенка, способную в будущем стать успешным человеком.

Психологи  и  педагоги установили, что самым благоприятным возрастом  для формирования  полезных привычек является дошкольный  и   младший  школьный. В этот период ребёнок значительную часть времени проводит в  семье , среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами  формирования  их представлений о жизни. Вот почему именно в  семье  закладываются основы многообразных отношений к себе и  своему  здоровью , к  здоровью  близких, к людям.

Здоровый образ жизни — это радость для больших  и  маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.

Одно из важнейших — создание благоприятного морального климата в  семье , что проявляется в доброжелательности, готовности простить  и  понять, в заботе о  здоровье  членов  семьи .

Второе условие — тесная, искренняя дружба детей  и  родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться.

Третье условие — повышенное внимание к состоянию  здоровья  всех членов  семьи .

Создание благоприятного морального климата  и  здорового образа жизни  семьи обеспечивается  и  за счёт совместного участия детей  и  родителей в разнообразных делах.

Основная задача классного руководителя (общая с родителями) создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому. Поэтому на первое место в своей работе я выношу проблемы физического и психического здоровья учащихся, поскольку именно от качества здоровья ребёнка зависят успехи в учёбе и уровень его общего развития.

Всю  работу   по   формированию  у учащихся навыков здорового образа жизни я строю в тесном контакте с родителями.

Работа с семьей ведется по следующим направлениям:

1.  Привлечение родителей к обучению   детей здоровому образу жизни

     (проведение тематических родительских собраний )

     в   том числе и с приглашением специалистов (врачей,  учителей , работников ГАИ,  психолога, социального педагога); индивидуальные беседы,

     приглашения на открытые уроки и классные часы, инструктажи по

     организации закаливания в семье и т.д.). .

 Родительские собрания: 1  класс

-Шестилетний ребёнок за партой

-Режим дня – это серьёзно

-Настроение- не пустяк

-Молоко -полезный  продукт для питания младших школьников

-Что такое способности?

-Надо ли ругать за плохую успеваемость?

-Кто учит наших детей плохому?

2 класс

-Здоровье наших детей. Формирование гигиенических навыков

- Гиперактивный   ребёнок в школе

-Дети и телевидение

-Вредные привычки

3 класс

-Как формировать  у ребёнка строение к здоровому образу жизни

-Характер моего ребёнка : что можно в нём изменить и что нельзя

-Эстетическое воспитание ребёнка в семье -  школа высококультурного человека

- Почему наши дети  так говорят?

4 класс

- Поведение – показатель воспитанности

- Трудовое воспитание в семье

-Значение осанки в жизни человека

-Детская агрессия

2.    Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.

3.    Участие в конкурсах и выставках (поделок, стихотворений, плакатов «Будь независимым, скажи наркотикам «НЕТ», «Разговор о правильном питании»).

4.  Организация досуга учащихся и собственного (дни здоровья, соревнования, помощь в проведении мероприятий летнего оздоровительного отдыха).

5.    Проведение совместных праздников  и  классных  часов

Классные часы  :1  класс

-   Я – ученик

- Питание - необходимое условие для жизни человека

- День согласия и примирения

- Новый год

- Вредные привычки

- Богатырские забавы

-Прощай , Букварь!

- День космонавтики

- Прощание с 1 классом

 2 класс

-Здоровье – богатство на все времена

-Хорошее здоровье превыше всего

-Что такое конфликт?

-Новый год

-Счастливый случай

-Почему нельзя?

-Быстрее, ловчее, сильнее

-Детям планеты - мир без тревоги

-Основы безопасности

 3 класс

-Посеешь привычку- пожнёшь характер

- Быть может, еда прибавляет года?

- В гостях у гигиены

-В здоровом теле- здоровый дух!

-Новый год

- Твоё здоровье – в твоих руках

- Универсальные олимпийские игры

- Правила приличия в житейских ситуациях

- Со спортом дружим и игрой!

-Чтоб расти нам сильными

  4 класс

-«Россия – это я»

- «Где чистота , там здоровье»

- Растём здоровыми

- Поделись улыбкою своей

-Привычки человека

-Все работы хороши, выбирай на вкус!

- Тепло родного очага

- Живи разумом, так и лекаря не надо.

       На родительских  собраниях  предоставляется информация,   рекомендации по укреплению  здоровья  . 

   На родительском лектории были проработаны темы:

1.Роль  семьи  в  формировании  навыков здорового образа жизни.

2.Физическое воспитание детей в  семье .

3.Режим дня  и  его значение для  здоровья   младших   школьников .

4.Основы здорового питания.

5.Предупреждение несчастных случаев (бытовых травм, дорожно-транспортных происшествий).

6.Профилактика вредных привычек.

7. Формирование  у детей навыков личной гигиены.

Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей. Они видят, какую радость  и  пользу приносят ребёнку динамические игры, состязания.

Весёлая   атмосфера Дней здоровья передаётся  и  взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.

Родители моих учеников — хорошие помощники при подготовке  и  проведении практических занятий по здоровому образу жизни.

О наличии у родителей интереса к нашим классным делам говорит тот факт, что всё большее количество мам и  пап принимает активное  и  непосредственное участие в организации  и  проведении спортивных праздников, игр, экскурсий.

   Для обеспечения нормального физического здоровья младших школьников  вместе с родителями работаем по следующим направлениям:

1. Просвещение детей по программе «Полезные привычки». Цель этой программы – формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых установок, негативное отношение младших школьников к употреблению табака, алкоголя. К осуществлению этой деятельности обязательно привлекаю родителей. Для этого на родительских собраниях составляем памятки для детей, которые содержат краткую информацию по здоровому образу жизни детей, предупреждению употребления табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Они дополняют и развивают знания и навыки, формируемые учителем на уроках здоровья, позволяют установить атмосферу подлинного диалога, взаимопонимания между взрослыми и детьми.
2. 
Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.

Дети, имеющие в дошкольном или  младшем  школьном возрасте нарушения эмоционально-волевой сферы, дети, не получившие вовремя психолого-педагогической помощи, имеют ряд проблем в обучении  и  социализации.

С замкнутыми и необщительными детьми провожу доверительные беседы, создаю ситуации успеха, вовлекаю в коллективную деятельность, поощряю и стимулирую деятельность на уроках.

Родителям советую вовлекать детей в значимые семейные дела, больше времени уделять детям, помогать преодолевать трудности.

Одно из нарушений поведения — детская агрессивность, причины которой социальные.

С такими детьми   провожу  беседы. Иногда удаётся привлечь детей к интересной, значимой деятельности.

Информация врачей о  здоровье   школьников  на классных  и  общешкольных родительских собраниях, их рекомендации по укреплению  здоровья , индивидуальные  и  групповые консультации    повысили роль  семьи  в формировании  навыков здорового образа жизни  и  способствовали укреплению  здоровья .

Один из важных компонентов в системе физического развития школьников — организация правильного, научно-обоснованного и рационального питания. Крайне обременительны для органов пищеварения чрезмерные позиции еды и редкое питание (например, совмещение обеда и ужина). Частота приёма пищи — немаловажный фактор профилактики болезней желудочно-кишечного тракта.

Планируя занятия, я старалась придерживаться трёх направлений: давать учащимся необходимые знания, формировать у них навыки здорового питания; предупреждать отравления, желудочно-кишечные заболевания, другие несчастные случаи, связанные с питанием.

Были проведены индивидуальные беседы с родителями тех детей, которые плохо ели в школьной столовой, приносили в школу чипсы, сухарики, конфеты.

Основные правила укрепления здоровья — постепенность, систематичность, учёт индивидуальных особенностей, ритмичность.  Уточнить и глубже осознать изученное ранее помогает возвращение к этому вопросу на классных часах «Если хочешь быть здоров — закаляйся», «Опасные «подарки» солнца», «Твои успехи в укреплении здоровья».

Достаточно много задаю домашних заданий, предполагающих совместную работу с родителями. Родителям дети рассказывали о том, что нового они узнали об органах кровообращения, заболеваниях крови, сосудов  и  сердца, о мерах по их профилактике  и  т.д.( уроки  ОМ)

Детям родители объясняют смысл каких-то выражений, высказываний, пословиц, показывают домашнюю аптечку, лекарственные растения.

Родители помогают детям построить режим дня, организовать правильное питание.

Главное в формировании здорового образа жизни, это не слова, а практический результат. Поэтому повышение уровня культуры здоровья учащихся и их родителей я вижу   в том, чтобы развить у них такие практические умения, как:

1) составление рационального режима дня;

2) организация правильного питания;

3) выполнение в семье утренней зарядки и комплексов упражнений для коррекции осанки, зрения и т.д.;

4)проведение профилактических мероприятий в осеннее - зимний период (витаминизация пищи, закаливание).

Ученики моего класса очень любят уроки физической культуры, на уроках не бывает детей, которые сидят на скамейке. Это тоже результат работы с родителями, убеждение их в том, что физкультура приносит только пользу здоровью.

   На собрании выработали единые педагогические требования - памятку учителей и родителей:

-Следить за чистотой, опрятностью своей одежды и обуви, быть аккуратно причесанным

 -Соблюдать гигиенические нормы и правила поведения.
- На уроки физкультуры и занятия в спортивных секциях приходить в спортивной форме.

-Аккуратно, самостоятельно выполнять домашние задания.
- Соблюдать установленный в семье режим дня.
- Принимать активное участие в ведении домашнего хозяйства.
- Поддерживать чистоту в доме, содержать в порядке свои вещи, постель, рабочее место, соблюдать гигиенические нормы.
- Заботиться о своем физическом развитии: заниматься утренней гимнастикой, спортом; закаляться.
- Внимательно, чутко относиться к родителям, старшим членам семьи, заботиться о младших.
- Уходя из дома, предупреждать: куда, зачем; сообщать время возвращения.

          Правильная организация оздоровительной  работы, использование различных форм

внеклассной  и  внешкольной оздоровительной  работы ; совместные усилия  дают результат.

   Состояние здоровья детей, значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения, уют и комфортность помещений и т.д.). В классе для учеников созданы достаточно хорошие условия. Родители принимают активное участие в ремонте  кабинета: заменили лампы освещения,  привели в порядок стены  и  пол кабинета, создавая для учеников уютную обстановку.

   Семья, родители являются основными воспитателями. Нравственность в семьях и здоровый быт - важнейшие условия воспитания психического и социального здоровья.

Интересные лекции, беседы, викторины, спортивные конкурсы , общешкольные Дни здоровья,  классные часы, часы общения с участием ребят, их родителей,  классного руководителя способствуют воспитанию у детей потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

   Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с педагогами и иными специалистами школы, которые помогают вырастить физически и социально здорового младшего школьника

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы в воспитании личности

Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.А.С....

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

Как вовлечь родителей в процесс воспитания?Этот вопрос волнует многих педагогов. На своем опыте  покажу как  это можно сделать....

Статья на тему: "Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей с ОВЗ"

Работа с родителями воспитанников является важным направлением деятельности педагогического коллектива специальной (коррекционной) школы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическ...