Здоровьесберегающая технология в начальной школе
статья по теме

Смирнова Нина Викторовна

«Здоровье - это состояние полного физического,
психического и социального благополучия, а не
просто отсутствие болезней или физических дефектов».


(Всемирная организация здравоохранения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchaya_tekhnologiya_v_nachalnoy_shkole.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

     МБОУ «Косолаповская средняя общеобразовательная школа»

        Здоровьесберегающая    технология в начальной школе

                                           

                                                                             Подготовила учитель

                                                                             начальных классов

                                                                             Смирнова Н.В.

                                           с. Косолапово  2013г.

                                                               «Здоровье - это состояние полного физического,
психического и социального благополучия, а не
просто отсутствие болезней или физических дефектов».

(Всемирная организация здравоохранения)

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Сейчас все очевиднее становится важность проблемы охраны и укрепления здоровья учащихся. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна.

Во-первых, в последние годы наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. По данным медиков,   менее 20% приходящих в школу детей имеют первую группу здоровья.

Во-вторых, для современной системы образования характерно постоянное увеличение и объёма учебного материала, и его сложности, что требует мобилизации всех психофизических возможностей ребёнка.

В-третьих, переход от необязательного, нерегламентированного обучения, свойственного дошкольному детству, к систематическому обучению вносит в жизнь детей существенные изменения, которые при неблагоприятных условиях могут отрицательно повлиять на состояние детского организма

. Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Это чётко оговорено в п. 51 “Закона об образовании”. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка.

 Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы подразумевают обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс

 Актуальной является проблема внедрения здоровьесберегающих технологий и в начальной школе.   

     Понятие «здоровьесберегающая технология» появилось в образовании в последние 6-7 лет и не являясь самостоятельной педагогической технологией, выступает в роли качественной характеристики любой из них. Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни

             Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

К здоровьесберегающим технологиям относятся:  

1. условия обучения ребёнка в школе ( отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания).  

2. рациональная организация учебного процесса ( в соответствии с возрастными, половыми,индивидуальными и гигиеническими требованиями) .  

3. соответствие физической и учебной нагрузки возрастным возможностям ребёнка                          

4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим ребёнка.    

Принципы здоровьесберегающих технологий:  

1. Не навреди!- все применяемые методы, приёмы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.  

2. Непрерывность и преемственность – работа ведётся не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.  

3. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся ,материала должны соответствовать возрасту учащихся.

 4. Комплексный междисциплинарный подход-единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

5. Успех порождает успех –акцент делается только на хорошее, в любом поступке, действии сначала выделяется хорошее, положительное, а потом только отмечаются недостатки.

6. Активность- активное включение, а любой процесс снимает риск, утомляемость.

На реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. направлены средства двигательной направленности. Это –движение, физические упражнения, физкультминутки, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз,  подвижные дидактические игры, динамические паузы (адаптационный период 1 класс).

               Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить  основные правила построения урока с позиции здоровьесберегающих прав:

 Правильная организация урока.

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

Во-вторых, главной целью учителя должно быть – научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является показателем:

- включенности ученика в обсуждаемую проблему, и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности.

- проявлением и тренировкой познавательной активности.

- показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служит одним из индикаторов его психологического здоровья, а также тренирует его успешность в учебной деятельности.

Результат урока – взаимный интерес, который подавляет утомление.

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок организованный на основе принципов здоровьесбережения не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся является физкультминутка.

Виды физкультминуток:

  1. Упражнения для снятия общего или локального утомления;
  2. Упражнения, корректирующие осанку;
  3. Дыхательная гимнастика;
  4. Упражнения для кистей рук;
  5. Гимнастика для глаз;

           6.Гимнастика для слуха. 

       В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Поэтому рекомендуется:

  • упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • упражнения для кистей рук.

Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме  школьного урока и использовать гимнастику для глаз:

- работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, слова, цифры и т. д .(размер от 1 до 3  см). По просьбе учителя дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть  нужный звук и т. д.;

- рисование носом;

- раскрашивание (предлагается закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом. Но закончить нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.)

Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.

Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока использую дыхательную гимнастику:

- дыхательная медитация (Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка…Старайтесь вдохнуть его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.)

- «Каша кипит» ( Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых»)

- «Ветерок» ( Поднять голову вверх, вдох. Опустить и сдуть « ворсинку» (подул нежный ветерок.)

Поднять голову вверх, вдох. Опустить и задуть свечи.фф и т.п

В процессе исследований доктора медицинских наук В. Базарного был проведен следующий эксперимент.

В одном классе в середине каждого урока все учащиеся на протяжении недели выполняли общую физкультминутку продолжительностью по 3 минуты. В параллельном классе учащиеся не выполняли никаких физминуток. Однако все они трижды за урок (через каждые 10 мин.) переводились из положения сидя в положение свободного стояния продолжительностью в одну минуту. Т.о., продолжительность выполнения физминуток и прибывание в позе свободного стояния были равны и составляла по три минуты на каждом уроке. Принципиальная же разница состояла в том, что дети первой группы поднимались один раз за урок, а дети второй группы – трижды. В конце и начале учебной недели в обоих классах все дети обследовались на предмет их утомления. Анализ полученных данных выявил, что утомленность тех детей, которые выполняли на уроке общую физминутку, к концу недели была достоверно выше по сравнению с теми которых просто за урок трижды поднимали в положение свободного стояния.

Этот эксперимент показал, что в возникновении и поддержании утомления школьников является поддержание телесно-мышечной системы в однообразной статически-напряженной позе.

Полученные данные явились основанием для рекомендации внедрения в учебный процесс методики периодически меняющихся динамических поз.

Режим динамических поз  осуществляется следующим образом. Учитель периодически (ориентировочно через каждые 10-12 минут) переводит детей из положения сидя в положение свободного стояния. Дети переводятся в тот момент, когда они не заняты письмом. Наиболее целесообразно оказалось поднимать детей тогда, когда учитель что-либо объясняет, либо, когда один из учеников отвечает, а остальные слушают.        В целом, предложенный В.Ф. Базарным режим существенно повышает психическую активность детей на уроке, в том числе их учебно-познавательные способности.

Изучив опыт работы других педагогов, и я включила в свою практику следующее:
1. Выполнив задание учителя, ученик встает. Таким образом, сменив позу сидения на позу стояния, ребенок отдыхает, а я могу ориентироваться, как быстро дети справляются с учебной задачей. 
2) Я-учитель веду урок, не только стоя у доски классной комнаты, а могу находиться в любой части класса. Ученики в свою очередь вынуждены поворачиваться вслед за мной, вращать головой (можно  часть необходимого к уроку оборудования размещать с этой целью в разных местах класса).
3)Иногда я приглашаю всех учащихся пройти к разным местам классной комнаты (к своему столу, к доске, к карте, к выставке книг и. т. д. ) и организую там обучение со всем классом

       Из перечисленных элементов каждый учитель может использовать то, что ему нравится.

.        Любая технология, разработка должны применяться в коллективе с эмоциональным благополучием. Это мое непоколебимое убеждение. Я считаю, что учитель обязан обеспечить на уроке благоприятный эмоциональный фон. Сюда относятся и доверительный стиль общения педагога и ученика, и обучение в состоянии успешности, мотивационной включенности, и создание ситуаций со свободной дискуссией по заданной теме, и смена ролей, где ученик может выступать в роли учителя. 

            Хочется рассказать о моей работе по профилактике простудных заболеваний. В первую очередь это, конечно же, закаливание и прогулки на свежем воздухе. Мы с ребятами  проводили подвижные игры на свежем воздухе. Часто ходим на экскурсии. Практически каждое сезонное изменение в природе мы наблюдаем   на любимой поляне. Так наши внеурочные мероприятия становились не только познавательными, но и оздоровительными. На подоконниках выращиваем растения-фитонциды: лук, герань. На уроках технологии с детьми изготовили амулеты, в которые помещали дольки чеснока. Был и  результат проведенной работы: во время вспышки заболеваний гриппом, в нашем классе посещаемость была высокой.

В классе обучается мальчик с диагнозом «бронхиальная астма». Сравнивая состояние ребенка с 1 классом, можно отметить, что количество и продолжительность пропусков  Димы К. снизились. (Пропущено в 1 классе 29 уроков, во 2 классе- 24 урока).  Случаев нарушения осанки нет. 


       
Таким образом, включая в уроки описанные технологии, мне удалось добиться следующих результатов:  уменьшилось количество пропусков по болезни.

    Я считаю, что использование здоровьесберегающих технологий положительно влияет на  результаты учебной деятельности. На данный момент в моем классе 100% успеваемость. Исследования психолога показали, что дети в школу идут с хорошим настроением, в классе чувствуют себя комфортно.

           В работе по сохранению и укреплению здоровья младших школьников важное место занимает внеклассная работа с учащимися. Для эффективности внеклассной работы в этом направлении использую следующие формы и методы работы: тематические и информационные классные часы,  спортивные праздники, экскурсии, конкурсы, соревнования, беседы, дискуссии, походы, работа с семьей, диагностика изучения личности, тесное взаимодействие с социально-культурной сферой.   Для большего привития интереса к укреплению здоровья младшими школьниками веду кружок «Подвижные игры».   Ребята  с большим удовольствием занимаются в  этом кружке.                     

      Любое дело, начинание, конечно же, опирается на сотрудничество с родителями.    Огромную роль в воспитании детей играют родители, которых я сумела организовать и объединить. Вообще я считаю, чем дружнее и сплочённее родители, тем дружнее дети. Привлечение родителей дало возможность более углубленной всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни. И педагог, и родители заинтересованы в сохранении здоровья ребенка. Поэтому мне хочется отметить понимание и поддержку родителей. Родители  приняли  активное участие в совместных  физкультурно-оздоровительных играх «Большие гонки», «Сказочные эстафеты», «Папа, мама и я - спортивная семья». Они  были инициаторами похода в природу, в  который  ходили вместе с детьми  в конце  2011-2012г  (1 класс) и 2012-2013 учебного года  (2 класс). Такие мероприятия дают особое удовольствие детям , так как  в них участвуют вместе с ними   родители. Совместная игра укрепляет и физическое, и духовное здоровье ребенка.
       
Были даны рекомендации отдельным родителям по поводу здоровья их ребенка. Так мной были подобраны упражнения для детей с ослабленным зрением и рекомендованы родителям; проведены доверительная беседа с детьми и беседа для родителей с предостережениями о вредных привычках (курение, алкоголизм).  Я считаю, что эта работа была проведена мной не напрасно.

           Хочется отметить, что формы и методы, используемые на уроках и во внеурочное время по сохранению и укреплению здоровья младших школьников  дают положительные результаты:
1)
 немаловажное место в сохранении и укреплении здоровья имеет занятость учащихся в различных спортивных секциях и кружках. В моём классе 100% учащихся посещают кружок «Подвижные игры», 50%- кружок «Дзюдо».

 2) повысилась двигательная активность, что показывает участие детей  в играх, соревнованиях.

     Участвуя в школьных, республиканских  соревнованиях, ребята имеют различной степени результаты и достижения:

1.Республиканский турнир по дзюдо среди девочек на призы главы администрации Оршанского района, посвящённый 68-летию Великой Победы в рамках Вахты памяти. (Карачёва Е., 26.04.2013 г., грамота);

2.Первенство школы по борьбе дзюдо, посвященное Дню Защитника отечества, в рамках проведения месячника оборонно-массовой работы»Мы патриоты России» в весовой категории до 30 кг ( 22.02.2013г, грамота, 1 место, Крылов Д.)

3.Первенство школы по борьбе дзюдо, посвященное Дню Защитника отечества, в рамках проведения месячника оборонно-массовой работы»Мы патриоты России» в весовой категории до 26 кг (22.02.2013г., грамота, 3 место, Шабдаров А.)

3) по опросам детей и родителей увеличилось количество детей выполняющих утреннюю зарядку;
4)
увеличилось количество семей, занимающихся спортом. Это можно проследить по количеству семей, участвующих в совместных спортивных мероприятиях. Родители  приняли  активное участие в совместных  физкультурно-оздоровительных играх «Большие гонки», «Сказочные эстафеты», «Папа, мама и я - спортивная семья».
5)
проведенные занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью

 ( «Режим дня», «Чтобы расти сильными и здоровыми» и т д.)  принесли детям чувство удовлетворения, радости, на котором не было равнодушных и скучающих. После этих занятий учащиеся наиболее ответственно стали относиться  к своему здоровью и здоровью окружающих, становились более требовательными и заботливыми друг к другу;

        Я  искренне надеюсь, что все перечисленные выше здоровье сберегающие технологии помогут сохранить здоровье доверенных мне детей. Мне часто вспоминается заповедь врача: «Не навреди». Думаю, она не в меньшей мере относится и к нам, педагогам.
         
 Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты личностно, интеллектуально, духовно,  и физически.
В заключение хочу выразить уверенность в том, что каждый учитель начальных классов нашего района  будет искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно - воспитательный  процесс был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.      

Литература.

  1. Абрамова И.В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Самара: 2004г.
  2. Каштанова Т.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении. Практическое пособие. М.: АРКТИ. 2002г.
  3. Здоровьесберегающее обучение и воспитание. Под редакцией Андреева В.И. Казань: 2000г.
  4. Начальная школа. 2001г. №11 Статья: «Классы реабилитации здоровья». Уфимцева Л.П., Шульга М.Н., Камина И.В., Татарина Т.А.
  5. Н.К.Смирнов. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"

Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Выпускной в начальной школе "До свидания, начальная школа!"

Выпускной проходит в форме телепередач, в которых охватывается вся школьная жизнь за 4 года. АНОНС.  ________ Здравствуйте, дорогие зрители! Мы желаем вам приятного вечера и предлагаем пр...

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»

В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...