Педагогический опыт
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт в детском саду
«Организация работы с родителями в современном ДОУ»
«От того, как прошло детство, кто вёл
Ребенка за руку в детские годы, что вошло
В его разум и сердце из окружающего мира –
От этого в решающей степени зависит, каким
Человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский.
Семья и детский сад – два общих института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Поэтому, набрав группу детей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме: «Организация работы с родителями в современном ДОУ».
Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
- Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:
- посещение семей воспитанников на дому;
- общие и групповые родительские собрания;
- консультации;
- занятия с участием родителей;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- совместные экскурсии;
- дни общения;
- дни добрых дел;
- дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фотографий;
- совместное создание предметно-развивающей среды;
- утренние приветствия;
- работа с родительским комитетом группы;
- беседы с детьми и родителями;
- тренинги;
- родительские гостиные;
- телефон Доверия;
- почта Доверия;
- семейный вернисаж.
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается подготовкой.
Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад. Игра «Давайте познакомимся и, будем дружить», объединила взрослых (все встали в круг и рассказывали немного о себе). Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.
К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности, в стихотворной форме собственного сочинения:
«Родители у нас – народ прекрасный,
Смысл воспитания для них, предельно ясен.
Ведь только творчество и труд.
Нам личность в будущем дадут»
«Спасибо вам за труд большой,
За все, что сделано душой»
«В группе папа есть у нас,
Он помощник просто класс.
Пилит, чинит и строгает, во всем нам очень помогает».
«Папы, мамы – молодцы!
Во всем нам помогают.
Белят, красят и поют,
И в игры играют»
Родители стали активными участниками всех делах в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.
Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе.
Были разработаны конспекты совместных занятий «Страна Знаний», «В гости к Винни – Пуху», «Мы – дети планеты Земли», проведены практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка».
В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.
Тему практикума «Семья на пороге школьной жизни ребенка» подсказали беседы с родителями и анализ ответов детей на занятиях по развитию речи. Было проведено анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью с детьми, тесты «Хочу ли я в школу», анализ рисунков детей «Каким я представляю себя в школе», родителей «Каким я представляю своего ребенка в школе».
Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим.
На собрании были приглашены специалисты: учителя школы, логопед. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.
Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.
В группе проведены:
- праздник «День Матери», «А ну-ка бабашки», «День рождения», «Лучшая семья моя»
- развлечения «День Смеха»
- «Все профессии нужны, все профессии важны»
- спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни», «День взросления»
- совместные проекты «Моя родословная», «Малая Родина»
- выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», «Чудо-чадо»
- Выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», «Вот так наряд»
- совместные походы « В мир прекрасного»
- экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу».
Проводимая работа позволяет повысить уровень психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Было немного страшно проводить первый семейный праздник: дети маленькие, родители малознакомы. Мы назвали его «Семейные посиделки».
Но, все оказалось довольно просто, хотя некоторые родители сначала отнеслись настороженно.
Весь праздник был построен на играх, родители – дети, потому что целью встречи было: развить взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.
Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.
Праздник закончился словами:
«Берегите друг друга!
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Суету позабудьте
И в минуту досуга,
Рядом вместе побудьте!»
При подготовке к празднику оформила плакаты:
«Бывает так, что час совместной игры, общих впечатлений останутся в памяти ребенка на всю жизнь», «Быть другом своих детей значительно труднее, чем прокормить и одеть их», приглашения в форме сердечка, подобрала совместно с музыкальным руководителем музыку, приготовила призы и медальки родителям за участие. Родители и дети очень радовались, были счастливы.
В.А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
Поэтому я решила – пусть праздничные встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.
Теперь у нас в группе традиция, ежегодно отмечать семейные праздники «Вместе весело шагать», «Мы счастливая семья», «Праздник дедушек и бабушек».
Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи и эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.
Именно поэтому я решила провести досуг «А ну-ка бабушки!»
Все творчески подошли к выполнению заданий: придумали частушки для конкурса, приготовили детям костюмы «Из бабушкиного сундучка», испекли сладкое угощение и поделились рецептами, приняли участие в выставке «Моя бабушка лучше всех».
Дети, родители, бабушки и дедушки приняли активное участие в играх, конкурсах, пели песни, частушки, читали стихи, танцевали.
Этот семейный досуг доставил много радостных и волнующих минут.
Мамы и папы гордились своими детьми, а внуки и внучки – бабашками, а я – творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами.
Проведенные мною конкурсы и мероприятия расширили границы общения взрослого и ребенка, укрепили связь между поколениями.
Праздник «День рождения» для детей в группе мы отмечаем ежемесячно.
С большим нетерпением дети ждут этот праздник: для них это всегда ожидание чуда, предвкушение радости. И дети, и взрослые умеют творить маленькие чудеса в этот день. Праздник своего ребенка может стать праздником для других детей, но об этом должны позаботиться взрослые.
Родители готовят рассказ о ребенке, приносят фотографии, стараются показать что –то интересное из жизни семьи. Вместе готовим игры, конкурсы для всей группы, украшаем кабинку, кровать, стул именинника. Эти мероприятия не обходятся без привлечения спонсорской помощи, которая оказывается на уровне осознанной важности проводимых мероприятий.
Дети очень любят и ждут этот праздник, знают, что их обязательно поздравят, и они унесут с собой не только подарки, а массу незабываемых впечатлений.
В результате дети научились взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров, коллектив группы стал более сплоченным, создалась атмосфера общности интересов; они стали более внимательны друг к другу, доброжелательны, научились вежливой форме общения, развился эстетический вкус.
Традиционным стало проведение ежегодной акции: «Просто так», «Подари книгу детям».
У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.
Сразу для родителей это оказалось непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянулись все остальные. Ведь моя задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. Теперь у нас в группе целая библиотека, созданная благодаря родителям.
Мы с детьми любим, ходить на экскурсии, рядом всегда родители. У них появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества «Во поле березонька стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия»
Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки.
Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
Открытое занятие по опытнической деятельности в подготовительной группе
«Свойства воды»
Подготовила и провела
Хафизова Валентина
Михайловна, воспитатель
Первой кв. категории
Тема: Свойства воды
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание, что вода таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям лучше понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде.
Развивающая среда: стаканчики с водой, соком, чайные ложки, стаканы с водой, молоком.
Ход занятия
- Стихотворение «Весна», Е. Трутнева
Шёл дождь весь день
И шёл всю ночь,
И лиши к утру ушёл он прочь
Остались на земле следы,
Доверху полные воды.
Ещё ледок хрустит утрами,
А днём и солнце, и капель.
- О каком времени года говорится в стихотворении?
- О каких признаках весны говорится? (дождь, капель, ледок)
- Как назвать одним словом? (вода)
- Кому нужна вода?
- Зачем растениям вода?
- Как они ее получают?
- Нужна ли вода человеку?
- Что он с ней делает?
А какие свойства воды вы знаете?
«Вода прозрачная»
Давайте в этом убедимся.
Перед вами 2 стакана: с водой и с молоком.
В оба стаканчика я кладу ложечки.
- В каком стакане видна ложечка? Почему? (вода прозрачная, молоко нет)
- Подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачная?
- Рыбы могли бы жить? Почему?
- Давайте проверим. Светит солнце в оба стакана.
- Какая вода больше пропускает солнечные лучи? ( прозрачная).
Непрозрачная вода мало пропускает света или не пропускает, а без этого не могут жить растения.
- А не будет растений – не будет рыб. Животным тоже нужна прозрачная вода.
- Подберите синоним к слову прозрачная – чистая, бесцветная.
Водоёмы нельзя загрязнять. Проверим следующее свойство.
«У воды нет вкуса»
Предложить детям ложечкой попробовать сок, потом воду. Сок сладкий, а у воды вкуса нет.
Физ/мин.
Если речка голубая пробудилась ото сна (через стороны вверх)
И бежит в полях сверкая ( прыжки на месте)
Значит к нам пришла весна (хлопки в ладоши)
Если снег везде растаял и трава в лесу видна ( приседания)
И поёт пичужья стая
Значит к нам пришла весна ( хлопки в ладоши).
Следующее свойство.
Дети нюхают воду.- Чем она пахнет?
Если она чистая, совсем не пахнет. А вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.
Следующее свойство воды.
«Вода жидкая, может течь»
Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Итог: Вспомните какие же свойства у воды?
Занятие по математике
Тема: «Закрепление»
Цели: обобщить знания и закрепить умения детей по всему пройденному материалу: умение считать, сравнивать числа, уметь находить отличительные признаки геометрических фигур, повторить умение ориентироваться в пространстве.
Ход занятия
- Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие.
- Жил-был царь и была у него дочка-красавица. Вышла как-то она в сад погулять, налетел ветер и унес в тридевятое царство. Поехал ее искать Иван-Царевич. Подъезжает он к избушке, там Баба-Яга. Живет. Обещала помочь, если мы правильно выполним все задания.
Первое задание:
Нужно посчитать:
- Сколько яблок и грибов?
- Сколько яблок?
- Сколько грибов?
Чего больше? (яблок)
- Как узнать?
- Как сделать, чтобы было поровну по 5? По 4?
Второе задание:
Даны геометрические фигуры ( )
- Чем отличаются? Чем похожи?
Третье задание. Физкультминутка
Возьмитесь правой рукой за нос, а левой за правое ухо.
А теперь хлопните в ладоши.
А теперь левой рукой за нос, а правой за левое ухо.
Похлопаем в ладоши.
Четвертое задание.
У детей на столах 2 полоски разной длины.
- Что можно сказать о них. (длинная, короткая)
- как узнать, что одна длиннее другой?
Пятое задание. Волшебное.
У меня есть рисунок.
- Где находится домик? Дерево?
- Вы должны нарисовать картинку, где есть домик, дерево и нарисовать еще можно маму с папой, машину.
Итог: Что вам больше запомнилось, какие задания? Вы молодцы. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщенный педагогический опыт по теме "Использование терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"
Обобщен опыт работы по использованию терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми младшего и младшего школьного возраста....
Инновационный педагогический опыт работы Родькиной Л. А., учителя-логопеда МБОУ "Инсарская СОШ №1"2012- 2017г.
Инновационный педагогический опыт работы Родькиной Л. А. 2017г...
Актуальный педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности начальной школы для сохранения и укрепления здоровья, повышения мотивации учения"
Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы». Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, г...
Актуальный Педагогический Опыт
Работа с леворукими детьми....
педагогический опыт.Педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"
педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"...
ПК 4.3. Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов, оценивать образовательные технологии в области начального общего образования.
Конспект урока по обучению письму для 1 класса. «Письмо заглавной и строчной буквы «К», «к»». Конспект урока по русскому языку для 1 класса. &l...
ПК 4.3.Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов, оценивать образовательные технологии в области начального общего образования.
ПК 4.3.Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов, оцениват...