"Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей".
статья (1 класс) по теме
Создание благоприятных условий для более полного раскрытия индивидуальных способностей на всех этапах развития и становления личности может быть реализовано на основе комплексной программы, предусматривающей создание, функционирование и развитие системы работы с одаренными детьми на всех этапах, охватывающих время от рождения ребенка до его вступления во взрослую жизнь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей.
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны. Появилась даже своеобразная мода на работу с талантливыми детьми. Создание благоприятных условий для более полного раскрытия индивидуальных способностей на всех этапах развития и становления личности может быть реализовано на основе комплексной программы, предусматривающей создание, функционирование и развитие системы работы с одаренными детьми на всех этапах, охватывающих время от рождения ребенка до его вступления во взрослую жизнь.
Но что в современной психологии понимают под понятием «одарённость»? Каких детей можно считать одаренными и талантливыми? Попытаюсь дать ответы на эти вопросы.
Обратимся к терминологическому словарю и попробуем дать определение вышеуказанным понятиям.
Одарённость – качество своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успеха в деятельности. Способности рассматривают как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, помогающие успешно заниматься определенной деятельностью. Способности являются результатом развития задатков.
Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего , особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделён от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности и предпосылки развития способностей, но ещё не гарантируют, не предопределяют появление и развитие тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности. На основе одних и тех же задатков могут развиваться не одинаковые способности, в зависимости от характера и требований деятельности, а также от условий жизнедеятельности человека и воспитания.
Поэтому в воспитании необходимо учитывать естественную природу человека, выявляя его задатки и способности, определяя характер и направленность заложенных в нем жизненных сил, особенности влечений, интересов и склонностей.
Одаренные люди проявляют громадное упорство в области своих интересов. Один из самых ранних показателей одаренности - это время, в течение которого 2-З-летний ребенок может сосредоточиться на одном занятии. Одаренные дети бывают поглощены своим делом несколько часов подряд и возвращаются к нему в течение нескольких дней в отличие от обычного ребенка того же возраста.
Таким образом, одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Прежде всего одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
По оценке опытных специалистов, одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах:
• интеллектуальной,
• академических достижений,
• творческого или продуктивного мышления,
• общения и лидерства,
• художественной деятельности,
• двигательной сфере.
Психологи выявили признаки одаренности в каждой сфере. Вот некоторые из них:
1. Интеллектуальная сфера. Ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет выраженную разностороннюю любознательность, часто с головой уходит в то или иное занятие, охотно и легко учится, обладает умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому приложению знаний, знает много из того, о чем его сверстники не подозревают, проявляет исключительные способности к решению задач.
2. Сфера академических достижений. Чтение: ребенок часто выбирает своим занятием чтение, использует богатый словарный запас и т.д. Математика: проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, упорядочению предметов и т.д. Естествознание: интерес к опытам, наблюдениям и т.д.
3. Творчество (креативность). Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие; часто делает все по-своему (независим); изобретателен в играх, изобразительной деятельности; легко высказывает разные соображения по поводу конкретной ситуации; способен по-разному подойти к проблеме или использованию материалов (гибкость); способен находить оригинальный результат; склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях, играх и т.д.
Принято выделять общую, специальную и творческую одаренность. Общая одаренность (общая умственная) обеспечивает овладение разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. К общей одаренности относятся прежде всего свойства ума, и поэтому часто общие способности называют «общими умственными способностями». Общую одаренность часто отождествляют с интеллектуальной.
В отличие от общей специальная одаренность рассматривается в отношении к специальным областям деятельности. В соответствии с этим выделяют художественную, спортивную, социальную одаренность.
Творческая одаренность характеризуется нестандартным, нешаблонным мышлением, творческие способности определяются как креативность. При этом способности к усвоению знаний могу быть не такие уж выдающиеся, что мешает окружающим вовремя угадать этот дар.
Техническая одаренность включает два основных вида: инженерную и одаренность к техническому мастерству.
Художественная одаренность подразделяется на литературную, музыкальную, хореографическую и т.д.
Социальная одаренность включает в себя способности к правовой деятельности, педагогические способности – к организаторской деятельности в различных сферах жизни общества.
Все эти типы и виды одаренности не изолированы друг от друга. Человек может обладать какой-либо одной специальной способностью, а может быть одаренным в отношении целой группы родственных способностей. Существует много общих характерных черт, которые присущи одаренным детям. Так, одаренность характеризуется необычайно ранним проявлением высокой познавательной активности и любознательности, быстротой и точностью выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и оперативной памяти, сформированностью навыков логического мышления, богатством активного словаря, быстротой и оригинальностью вербальных (словесных) ассоциаций, выраженной установкой на творческое выполнение заданий, развитостью творческого мышления и воображения, владением основными компонентами умения учиться.
Указанным видам одаренности соответствует определенная типология одаренных детей. Целесообразно дифференцировать следующие две группы: к одной из них принадлежат дети с гармоничным развитием познавательных, эмоциональных, регуляторных, психомоторных, личностных и других сторон психики; в другую входят дети, психическое развитие которых отличается неравномерностью (дисинхронией) в уровне сформированности указанных психических процессов. Например, ребенок с высокоразвитым интеллектом может отличаться эмоциональной неустойчивостью, недоразвитием психомоторной сферы и т.п. Во вторую группу чаще всего попадают высоко или исключительно одаренные дети. Эта особенность их развития во многом обусловливает необходимость оказания им психологической помощи и поддержки. Исходным моментом для выявления особенностей ребенка и первоначального развития его природных талантов служит семья. Немаловажное значение в этой связи играет интеллектуальный и образовательный уровень родителей, их социальное положение, степень участия в воспитании детей.
Очень часто развитие одаренных детей связывают с ранним (уже в дошкольном возрасте) обнаружением соответствующих признаков . Вместе с тем умственная одаренность, талант к наукам могут встречаться и у тех, у кого в школьные годы, казалось бы, не было оснований это предполагать. Почему возможно такое? Во-первых, вероятно, зачастую признаки одаренности просто не удается разглядеть: и педагоги, и психологи еще многого не знают и не умеют. Во-вторых, дремлющие способности могут быть разбужены, как бы вспыхнуть и разгореться при удачном индивидуальном подходе, при более благоприятных обстоятельствах. В- третьих, одаренность нередко обнаруживается на более поздних возрастных этапах, что может быть и генетически обусловлено. В-четвертых, никем не замечаемое и не ценимое своеобразие возможностей ребенка может в дальнейшем, в условиях определенной деятельности, оказаться социально особенно ценным, подняться в ранг одаренности. В-пятых, развитие способностей, творческие проявления в огромной степени зависят от формирующихся с годами черт характера, всего склада личности.
Развитие одаренных детей можно условно разделить на несколько периодов.
1. Развитие одаренного ребенка в начальной школе Цель: Создание благоприятных условий для развития, обучения и воспитания одаренных детей. Реализация: • необходимо заложить фундамент последовательного и разностороннего развития одаренного школьника; • на этапе поступления в школу выявить не только готовность к школьному обучению, но также уровень его творческих возможностей, личные особенности, специальные интересы и склонности; • разработать материалы и специальные программы для развития одаренного ребенка в начальной школе, которые обеспечивают закрепление и развитие творческой одаренности и специальных способностей детей; • определять методы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренного ребенка; • способствовать проявлению и реализации широкого спектра его увлечений; • поддерживать одаренного ребенка и талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье; • проводить уроки творчества для одаренных детей.
2. Следующий этап - развитие одаренных подростков в средней школе (5-8 классы) Цель: обеспечение возможностей самовыражения и самореализации подростков в различных видах творчества Реализация: • выявление и развитие творческих возможностей и профессиональных интересов учащихся в области естественно-научных, гуманитарных, художественных, социальных, технических сферах деятельности; • разработка индивидуальных программ развития и обучения одаренных подростков; • оказание помощи одаренным подросткам в профориентации, в выборе той сферы будущей деятельности в которой его одаренность проявляется с большей силой; • организация творческого обучения и воспитания в кружках по интересам; • регулярное проведение психологического консультирования учащихся.
3. Развитие и обучение одаренных учащихся на этапе профессионального самоопределения (9-11 классы) Цель: развитие творческих способностей одаренных учащихся старших классов в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения. Реализация: • выявление одаренных и талантливых школьников по итогам конкурсов и предметных олимпиад; • привлечение одаренных учащихся к работе школьных факультативов, предметных кружков, классов с углубленным изучением отдельных предметов; • развитие специальных способностей одаренных учащихся в кружках; • психологическое консультирование учащихся.
Таким образом, определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей,
педагогический процесс должен быть нацелен на формирование отношения между педагогом и обучаемым на принципах диалога, сотрудничества, взаимной ответственности за результаты учебной деятельности и направлены на раскрытие индивидуальности, внутреннего мира обучаемых.
Работа с одаренными детьми предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития обучаемого, его способностей и задатков.
Для работы с одаренными детьми кроме специальных знаний необходимы такт, терпение, особая деликатность. Точность оценки способностей ребенка в значительной степени зависит от того насколько внимательны и наблюдательны родители и учителя.
Непрерывная, в течение 11 лет, предметная учебная деятельность, овладение различными видами искусств, сочетание классных и внеклассных занятий, различных видов деятельности, в т.ч. научно-исследовательской, экспериментальной, эстетической и т.д., постепенное расширение и углубление задач образования, обучения, воспитания и развития одаренных детей по мере их взросления - таковы сквозные ориентиры развития личности, полноценно обеспечивать которые призвана школа.
В помощь родителям и учителям разработаны специальные анкеты.
Анкета для учителей Одаренный ребенок:
• Обладает довольно большим запасом знаний общего характера, охотно учится;
• быстро схватывает существо вопроса;
• с удовольствием занимается различными видами творческой деятельности; процесс его обучения идет быстрыми темпами;
• свою работу выполняет самостоятельно, предпочитает индивидуальные виды деятельности;
• значительно опережает сверстников по количеству умений и навыков и общему развитию;
• обнаруживает явные задатки лидера, старается быть руководителем;
• отличается широтой и разносторонностью интересов;
• может мыслить абстрактно; ставит себе задачу и после тщательного анализа ищет пути ее решения;
• мыслит творчески; находчив и изобретателен, предлагает новые идеи и нестандартные варианты решений;
• впечатлителен и артистичен;
• очень деятелен и энергичен, стремится практически реализовать свои планы, идеи, проекты;
• может владеть техникой игры на музыкальных инструментах, быть искусным рисовальщиком, иметь артистические склонности;
• хорошо владеет речью, имеет большой словарный запас, фразы строит правильно и быстро, выразительно читает;
• много читает не по принуждению, а по собственной инициативе, предпочитает книги для взрослых, даже если они трудны для понимания;
• может долго и сосредоточенно работать над решением какой-нибудь интересной проблемы;
• быстро решает математические задачи;
• старается быстро схватить существо вопроса и сделать общие выводы; • стремится упорядочить слова, числа и т.д., свести их в единую систему;
• при ответе на вопрос учитывает степень его важности;
• обладает гибким мышлением;
• проявляет интерес к технике и обнаруживает не свойственные для своего возраста навыки и умения при конструировании;
• во время спортивных игр быстро двигается, умеет координировать свои движения;
• чем-то глубоко заинтересовавшись, пытается понять суть вопроса, обосновать его, найти логическое решение, дать разумный ответ;
• иметь критическую «жилку», обнаруживает способность к совершенствованию;
• может разумно высказаться по широкому кругу вопросов.
Анкета для родителей Одаренный ребенок:
• уже в раннем детстве деятелен и энергичен;
• устанавливает контакт с окружением значительно скорее, чем другие дети его возраста;
• быстро развивается физически (начинает поворачиваться на бок, садиться и ходить раньше сверстников);
• начинает рано говорить членораздельно;
• пользуется довольно большим лексиконом, причем употребляет слова и выражения, которые обычно еще не знает ребенок его возраста;
• легко запоминает стихи, песни; помнит события, о которых его родители могли уже давно забыть;
• очень любознателен и постоянно надоедает родителям своими бесконечными «почему»;
• старается узнать, как работают бытовые приборы или какое-нибудь устройство, заинтересовавшее его;
• неожиданно начинает задумываться над такими отвлеченными понятиями, как, например, Бог;
• понимает необходимость соблюдения определенных правил и норм;
• раздражается, если ответы на его вопросы не удовлетворяют его;
• все новое схватывают на лету; ему не требуется повторений и подробных разъяснений;
• уже до школы хорошо читает, причем учится чтению легко, без серьезной помощи со стороны; любит рассматривать карты и атласы, заглядывать в справочные пособия;
• может мыслить логически, дать короткий и точный ответ;
• любит мечтать, удивляет близких ему людей оригинальностью идей, предложений, планов и решений;
• обладает ярко выраженным чувством юмора;
• рано пытается быть самостоятельным, старается сам одеваться, умываться, застегивать молнии, пуговицы и т.д.;
• при конструировании и моделировании обнаруживает навыки и умения, не свойственные детям его возраста;
• может в течении длительного времени сосредоточенно заниматься чем-либо (музыкой, коллекционированием), что представляет для него особый интерес;
• восприимчив ко всему прекрасному - музыке, живописи и т.д.;
• его чувства, мысли, настроения особенно ярко выражаются в различных видах творческой деятельности: раскрашивании, моделировании, при исполнении танца или роли в пьесе;
• рано начинает сравнивать предметы, пытаясь самостоятельно установить, какой из них больше и какой меньше, длиннее и короче, выше и ниже
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии «Портфолио» как средство выявления и развития индивидуальных творческих способностей детей.
Материал из опыта работы...
Условия для поддержания, обучения и развития индивидуальных задатков одаренных детей
В статье рассмотрен опыт работы с одаренными детьми....
Создание условий по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей в учреждении дополнительного образования
В статье обозначена актуальность работы с детьми с признаками одаренности, рассмотрен опыт по выявлению и организации работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования "МБУДО &q...
Нетрадиционные методы обучения, воспитания и развития для детей с ОВЗ.
Знакомство с нетрадициоными методами коррекции и развития детей с ОВЗ в специальном (коррекционном) классе VII вида. Арт- терапия как синтез нескольких областей научного знания — искусства...
Педагогический совет "Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в современных условиях"
Педагогический совет " Создание условий для выявления , поддержки и развития одаренных детей в современных условиях"...
Нетрадиционные методы обучения воспитания и развития детей с ОВЗ
Полноценная и качественная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ возможна лишь при условии тесного взаимодействия всех участников сопровождения.Нетрадиционные методы в коррекционной педагогик...
Гендерный подход к обучению, воспитанию и развитию младших школьников как условие сохранения их здоровья.
Для того чтобы наше общество нормально развивалось, нам нужны самостоятельные, умеющие принимать решения, надёжные мужчины и женщины, обладающие всеми преимуществами, которые природа дала каждому из п...