Проектная деятельность-актуальная технология организации современного урока.
статья по теме
Предварительный просмотр:
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Конфуций
1.Введение.
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, умений и навыков, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями.
Большой объём фактических знаний в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую.
Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.
В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у младших школьников умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Одной из таких технологий является проектная методика обучения.
При разработке федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков,
также способов деятельности, уровень освоения которых предопределяет успешность всего последующего обучения. Новые образовательные результаты - учебная и социальная самостоятельность, компетентность в решении проблем, в принятии решений, ответственность и инициативность могут быть достигнуты через проектную деятельность школьников.
2.Проектные задачи на уроках в начальной школе.
Метод проектов был разработан во второй половине XIX века в США. Родоначальники метода Дж. Дьюи и Э.Дьюи, Х.Килпатрик, Э. Коллингс и др. выдвинули идею “обучения посредством делания”. Они считали, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда.
В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века (В.Н.Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев). Его сторонники пытались преобразовать школу учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществлялось на основе труда, а содержание учебных программ базировалось на общественно-полезных делах. На основе проективной методики была создана комплексная система обучения, по которой учебные предметы заменялись выполнением практических проектов. Абсолютизация метода привела к резкому снижению общеобразовательной подготовки. В результате, проективная методика была осуждена и до 90-х г.г. XX века в практике советской школы не использовалась.
Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Однако полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи.
Решая проектные задачи, мы учим школьников деятельности – не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия. Обучение деятельности предполагает на определённом этапе совместную учебно-познавательную деятельность коллектива (группы) учащихся под руководством учителя.
Ведь это одно из важнейших положений психолого-педагогической теории Л.С. Выготского, который писал: «То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно».
Ничто так не расширяет кругозор ребёнка, не воспитывает и не сплачивает детский коллектив, как совместное дело: создание макета, оформление стенной газеты, выступление перед аудиторией. А когда это подчинено одной цели и вызывает у ребят интерес, тогда достигается особый положительный эффект.
Проектные задачи - это тот материал, на котором наиболее естественным образом могут быть построены уроки в начальной школе для решения этой проблемы. Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор заданий стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»). В ходе решения проектной задачи происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.
Отличие проектной задачи от проекта заключатся в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.
Проектная задача – это задача по форме и содержанию приближенная к «реальной» ситуации и ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме. На такой задаче нет «этикетки» с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный «продукт» (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми, так как нет установки на определённую форму ответа. Часто учителя используют проектные задачи после изучения большой темы для того, чтобы составить полное и ясное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала, формирования коммуникативных навыков.
Какие педагогические эффекты имеет подобный тип задач?
- Задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной задачи.
- Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания.
- Дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию.
- Предоставляет широкие возможности для диагностической работы учителя.
Таким образом, в ходе решения системы проектных задач младшие школьники приобретают следующие общеучебные умения и навыки:
1.Интеллектуальные умения:
- целеполагание
- планирование
- моделирование
2.Поисковые (исследовательские) умения:
-умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
-умение запросить недостающую информацию у учителя;
-умение находить несколько вариантов решения проблемы;
-умение выдвигать гипотезы;
-умение устанавливать причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
-умение коллективного планирования;
-умение взаимодействовать с любым партнером;
-умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
-умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
-умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
-умение вести дискуссию;
-умение отстаивать свою точку зрения;
6.Презентационные умения и навыки:
-навыки монологической речи;
-умение уверенно держать себя во время выступления;
-артистические умения;
-умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
-умение отвечать на незапланированные вопросы.
Особенности организации работы над проектным заданием в начальной школе.
Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. | Интерес к работе и посильность во многом определяют успех. |
Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию. | Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. |
Использовать групповую работу в качестве основной формы работы. | Создавать группу не более 6 человек. |
Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности. | Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, информатика, изо, технология. |
Учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки. | Нельзя подменить деятельность детей выполнением задания за них, перепоручить родителям. |
Длительность выполнения проектного задания. | 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками. |
Использование заданий на разных этапах изучения материала. | Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. При этом значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности. |
Типы проектов | Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным. |
Требования к проектной задаче:
- имеет общий сюжет; задаётся реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия;
- состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;
- двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);
- заключительное задание задачи может быть общей «сборкой», позволяющей собрать вместе всё то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание «ключевое», предмет общей оценки решения задачи).
Этапы работы над проектной задачей:
- Формирование рабочих групп (4-6 человек). Ознакомление учащихся с общим содержанием задачи. Определение возможностей группы по выполнению отдельных заданий и их распределение между членами группы.
- Выполнение отдельных заданий в группах. Учителю необходимо наблюдать за тем, распределены ли задания между учащимися адекватно их возможностям, каковы формы работы внутри группы, оказывают ли «сильные» ученики помощь «слабым», не возникают ли конфликтные ситуации и т.п. По необходимости (по запросу учащихся) учитель оказывает консультативную помощь каждой группе.
- Сведение отдельных выполненных заданий в один «продукт». Соотнесение полученной модели с реальностью. Этот этап – кульминация всего учебного блока.
- Представление результатов решения задачи. Ознакомление с результатами работы групп. Обсуждение результатов работы.
- Рефлексия. Позволяет оценить образовательный эффект от работы.
Вариантом организации этого этапа может быть анкета:
- восстанови основные этапы работы твоей группы в ходе урока;
- укажи свой личный вклад в работу группы;
- что у тебя не получалось при выполнении своих обязанностей в группе?
- что нового ты узнал в ходе решения этой задачи и над чем тебе придется дальше работать?
3.Практическое применение метода проектных задач (из опыта учителя).
Проектная задача по математике.
Название проектной задачи | Благоустройство территории возле нового дома. |
Предмет | Математика |
Класс | 3 «А» |
Тип задачи | Итоговая предметная проектная задача |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) |
|
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача | Математика:
Общеучебные умения:
|
Планируемый педагогический результат | Демонстрация учащимися:
|
Способ и формат оценивания результатов работы | При подведении итогов работы оценивается:
Оценивание этой группы умений проводится в форме экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа (см. приложение). |
Замысел проектной задачи.
Данная проектная задача является итоговой и охватывает все основные знания и умения, освоенные при изучении темы «Величины – цена, количество, стоимость».
В предложенной задаче учащимся необходимо не просто продемонстрировать сформированные навыки действия с величинами, перечисленные выше, а показать применимость известных способов действий в модельной ситуации.
В игровой форме проверяются основные знания из геометрического материала курса математики: виды многоугольников (треугольник, прямоугольник, квадрат), названия их элементов (стороны, диагонали, вершины). Основное внимание в задаче уделено выполнению таких практических действий, как построение простейших геометрических фигур с помощью чертежных инструментов, построение осей симметрии фигуры и относительно этих осей других фигур.
На последнем этапе работы должен быть представлен проект благоустройства территории возле нового дома и проведена его презентация.
Описание проектной задачи.
Ребята! Заказчик – Комитет по благоустройству – дал задание строительной фирме благоустроить территорию возле нового дома. Разработайте проект благоустройства территории, рассчитайте необходимое количество и стоимость необходимых для этого материалов, исходя из требований заказчика.
1 требование заказчика: симметрично относительно дома разместить 6 цветочных клумб;
2 требование заказчика: все клумбы необходимо засадить тюльпанами и анютиными глазками;
3 требование заказчика: необходимо выполнить закупку цветов по самой выгодной цене.
Класс делится на группы по 5-6 человек. Каждая группа получает план дома и задания, которые последовательно выполняет. Итогом решения проектной задачи группа ребят должна представить план действий при создании проекта по благоустройству территории вокруг нового дома.
Вот план дома.
Задание 1. Начертите в тетради прямоугольник длиной 4 см и шириной 2 см.
Это план дома. Проведите ось симметрии. Предложите вариант или варианты размещения клумб. Выберите на ваш взгляд самый интересный и начертите его в тетради.
Задание 2. Рассчитайте необходимое количество цветов, если для одной клумбы необходимо 10 тюльпанов и 20 анютиных глазок.
Задание 3. Три фирмы предлагают поставить цветы. Выберите фирму, которая предлагает наиболее выгодные условия. Объясните свой выбор.
Фирма | Тюльпаны | Анютины глазки | Стоимость доставки | Общая стоимость |
«Флора» | 1 шт.-2 руб. | 1 шт.-1 руб. | бесплатно | |
«Цветторг» | 6 шт.-5 руб. | 3 шт.-5 руб. | 10 руб. | |
«Цветы» | 10 шт.-8 руб. | 10 шт.-10 руб. | 22 руб. |
Итогом решения задачи стал план действий при создании проекта, связанного с размещением объектов:
- Разработать на бумаге (в электронном виде) план размещения объектов.
- Рассчитать количество необходимых материалов.
- Узнать возможную стоимость закупки материалов.
- Рассчитать наиболее выгодные условия закупки и купить материалы.
- Разместить полученные объекты.
Презентация.
Презентация результатов работы групп может быть построена следующим образом. Участники каждой группы представляют свой проект по благоустройству территории вокруг нового дома. Учащиеся других групп задают возникшие у них вопросы к авторам предложенного проекта. После чего каждый участник процесса может отдать голос за понравившийся ему проект и прокомментировать своё решение.
Чей проект тебе понравился больше всего?________________
Почему?_____________________________________________________
Дети в ходе рефлексивной беседы привели примеры, где можно использовать этот план действий при создании проекта, связанного с размещением объектов:
- Посадка на даче на грядке овощей.
- Расстановка посуды на праздничном столе.
- Расстановка свечей на новогоднем столе.
- Посадка деревьев в парке.
Используя этот метод в работе, у учителя появляется возможность наблюдать, сравнивать, диагностировать. Причем учащиеся, увлеченные решением задачи, не подозревают, что именно диагностирует учитель, работают не на учителя и тем самым демонстрируют свои истинные предметные навыки и коммуникативные способности в полном объёме.
4.Заключение.
Проектное обучение даёт хорошие результаты воспитания и обучения детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными», развивает ключевые компетентности учащихся, подготовку их к реальным условиям жизнедеятельности.
Таким образом, именно проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нетрадиционных условиях. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать ответственность за свои решения. Использование проектной деятельности решает сразу несколько задач в сфере обучения и воспитания:
- Каждый ученик может проявить себя как творческая личность.
- Каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе».
- Добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения.
- У учащихся развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах.
- Школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации.
- Работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность.
- Фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.
Список литературы.
Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиций компетентностного подхода//Начальная школа плюс До и После.-2010-№1.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пос. для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
Ткачук Е.А. Содержание и методические особенности организации проектной деятельности с младшими школьниками. http: www.ped-sovet.ru
http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы
http://conf.cpkro.kirov.ru/load/3-1-0-6 Метод проектов в начальной школе Галина Петровна Кассихина, учитель начальных классов МОУ СОШ с УИОП №48 г. Киров
http://www.rusedu.ru/detail_18684.html Проектно–исследовательская деятельность в начальной школе Калинина Наталья, учитель начальных классов, ГОУ СОШ №1945, г. Москва
Приложение.
Экспертный лист для оценки работы группы.
ФИ эксперта ____________________________________
№ группы _____________
Вопросы | Ответы |
Как группа приступила к работе (сразу стали выполнять задания; сначала ознакомились со всеми заданиями и т.п.)? |
|
Каким образом, и на каком этапе была распределена работа между членами группы? |
|
Был ли в группе лидер? Если да, то каким образом он появился (по собственной инициативе, стихийно, по решению всей группы и т.п.)? |
|
Как члены группы взаимодействовали в ходе работы (никак, обсуждали свои решения, помогали друг другу по запросу и т.п.)? |
|
Как была организована работа на завершающем этапе - при составлении плана действий (общее обсуждение, каждый предоставил свои результаты, и они не обсуждались группой и т.п.)? |
|
Опишите климат и взаимоотношения в группе (доброжелательная обстановка; взаимопомощь; ссоры; никакого содержательного общения и т.п.). Если были конфликтные ситуации, то как они разрешались? |
|
Подведите итог – ваше общее впечатление от работы группы. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности проектирования и организации современного урока
Проведение урока– это основной, ключевой момент в педагогической деятельности каждого учителя, от которого зависит качество образования в целом и степень обученности выпускников начальной школы. Урок ...
Проблема организации современного урока в малокомплектной школе. (из опыта работы)
Приемы и методы организации современного урока в сельской малокомплектной школе. (из опыта работы учителя начальных классов)...
Особенности организации современного урока в начальной школе
Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её...
Проектная деятельность-актуальная технология организации современного урока.
Выступление-защита курсовой работы....
Проектная задача как актуальная технология организации современного урока
Перед учителем стоит задача поиска новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно дос...
Современный урок в условиях внедрения ФГОС. Использование метапредметных технологий на современном уроке.
С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.Принципиальным отличием современного подхода...
Проектная задача как актуальная технология организации современного урока в начальной школе.
В статье освещается какие требования,этапы и результаты предьявляются при использовании метода "проектная задача" в начальной школе....