Формирование коммуникативных УУД у младших школьников.
статья по теме
Выступление на педагогическом совете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_vystuplenie_na_pedsovetekommunik.uud_.docx | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете.
Тема: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Подготовила: Викторенко И.В., учитель начальных классов
Дата: 29.10.2013г.
Как сформировать УУД?
Ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по - старинке. Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая внимание на развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…
«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.
Формирование универсальных учебных действий учащегося может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора, сопровождаемой учителем средствами индивидуально-ориентированных технологий. Поэтому, освоение и внедрение технологий обучения становится актуально.
В рамках обучения колоссальную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Рассмотрим, каково значение коммуникативных УУД ученика в образовательном процессе?
Во-первых, они влияют на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже.
Во-вторых, от коммуникативных УУД во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе.
В-третьих, коммуникативные УУД учащихся могут рассматриваться в образовательном процессе как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Следовательно, развитие коммуникативных универсальных учебных действий ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы, поэтому их формированию следует уделять пристальное внимание.
Видами коммуникативных действий являются :
- инициативное сотрудничество;
- планирование учебного сотрудничества;
- взаимодействие;
- управление коммуникацией.
Инициативное сотрудничество в себя включает
- умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Планирование учебного сотрудничества
- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Взаимодействие включает в себя
- умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
- строить понятные для партнера высказывания;
- строить монологичное высказывание;
- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника.
Управление коммуникацией
-умение определять общую цель и пути ее достижения;
-осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Основу формирования коммуникативных УУД составляет опыт человеческого общения во всех его формах, включая виртуальные. Это проектная деятельность, экскурсии, спортивные мероприятия, викторины, конкурсы и т.д.
Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.
Работа в парах и группах постоянно присутствует на наших уроках, т.к. этого требуют стандарты второго поколения. Групповая работа, помогает организации общения, т.к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения. Эта работа - один из лучших способов, дающий возможность детям строить отношения на основе толерантности.
Коммуникативные навыки развиваются и средствами ИКТ. В классе накоплен электронный учебный материал по каждому предмету.
Коммуникативная деятельность учащегося начальной школы – новообразование субъекта учебной деятельности, формирующееся в процессе обучения в начальной школе, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать задачи, составляющие сущность обучения в младших классах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг формирования коммуникативной компетентности у младших школьников
Актуальность программы определяется необходимостью формирования коммуникативной компетентности как одной из составляющих универсальных учебных действий у младших школьников. Уровень развития реальной ...
Презентация "Технология КСО как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников".
Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых....
Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников средствами учебных предметов в УМК "Школа России"
В данной разработке освещено изучение особенностей формирования коммуникативной компетентности у младших школьников....
Формирование коммуникативной культуры общения младшего школьника посредством коллективной деятельности в образовательном процессе
Среди выпускников начальной школы в большенствеслучаев характерен низкий уровень культуры общения, который вызывает всё большую тревогу у педагогов и родителей. Начальная школа, закладывая основы функ...
Формирование коммуникативных качеств у младших школьников.
Проблемы общения и взаимодействия между людьми были актуальны на протяжении всей истории человечества с момента зарождения воспитательной работы.Общение - связь между людьми, в ходе которой возникает ...
Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников ( анализ учебника «Математика» 1 класса Н.Б. Истомина)
Предметом моего анализа явился учебник математики 1 класса автор Н.Б. Истомина, т.к. работаю по этому учебнику. Цель анализа этого учебника выявить способы реализации коммуникативных умений в пр...
Учебный диалог как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников
Актуальность проблемы формирования коммуникативных умений обусловлена недостаточной разработкой методического материала: средств, методов и приёмов работы с детьми младшего школьного возраста. Ф...