статья
статья по теме
Реализация системно - деятельностного подхода средствами УМК "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstantinova._shkola_21_veka_statya.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Константинова Л.О.МАОУ «СОШ №24 с УИОП»
Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК «Начальная школа XXI века».
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.
Что значит "деятельность"? Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат.
И задача школы — не дать объем знаний, а научить учиться. Это в свою очередь складывается в систему универсальных учебных действий. Что имеем ввиду, когда говорим "учебная деятельность"?
Учебная деятельность не есть чистое познание. Учебная деятельность — это развитие, саморазвитие, самовоспитание личности.
Чему же должен научиться ребенок?
Стандарт нового поколения помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями. Ведь именно в действии порождается знание.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. Хотелось бы рассказать, как реализуется системно-деятельностный подход в УМК «Начальная школа XXI века».
Одна из особенностей данного комплекта – интеграция учебных предметов. По мнению авторов, начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.
Ещё одна из особенностей комплекта – это решение учебных задач на каждом уроке. Практически любой урок мы начинаем с проблемной ситуации, проблемного вопроса, ответы на которые ищут сами ребята в ходе урока. Это процесс увлекает учеников.. Дети сами находят решение той или иной учебной задачи. В этом помогают и «подсказки», предусмотренные в учебниках, и помощь одноклассников и, конечно, работа с дополнительной литературой.
Если кто-то из учеников бывает не прав в выборе решения, всегда ищем причину ошибки, все вместе её объясняем и исправляем.
В ходе обучения с 1 по 4 класс реализуется дифференцированный подход. Учебники и тетради содержат задания для учащихся с разным уровнем подготовки. Для предупреждения и преодоления причин трудностей в учении комплект имеет тетради для индивидуальной и коррекционно-развивающей работы, что позволяет учителю проводить целенаправленную работу в зависимости от успешности обучения, реализовывать в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Учителя используют дидактические тетради и на уроке, и для самостоятельной работы, и для индивидуальной работы с целью отработки изученного материала, закрепления знаний и для устранения пробелов.
Большое значение имеет педагогическая диагностика, которой полностью сопровождается данный комплект.
Авторским коллективом УМК «Начальная школа 21 века» созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради, дидактические пособия) и учителей (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.).
Учебник — это основное (но не единственное) средство обучения, имеющееся у каждого ученика. От того, как он устроен, насколько доступен в изложении, удовлетворяет ли интересам и потребностям сегодняшнего ученика, зависит, будут ли успешно развиваться предметные, метапредметные и личностные характеристики школьника.
Хороший учебник тот, который учит учиться: в нем легко ориентироваться (есть условные обозначения для ученика); с ним можно «посоветоваться» (найти нужный алгоритм, план, «карточку-помощницу», подсказку). Такой учебник учит общаться: рубрики («обсудим вместе», «работа в парах»); с ним можно не бояться трудного материала и сложных заданий (все важное выделено, содержание соответствует теме).
Кроме того, в учебники включены сведения «Из истории математики», «Из истории языка», рубрики «Путешествие в прошлое», «Этот удивительный мир», «Жил на свете человек», «Книжная полка», «Картинная галерея». Эти материалы служат для развития интереса учащихся к предмету, расширения их кругозора и новых способов рассуждений.
Очень интересно проходит на уроках
«Работа в парах»- задания варьируются, ученикам предоставляется возможность отработать и закрепить: умение выполнить один и тот же объем работы в совместном обсуждении, договориться о распределении работы, проконтролировать работу друг друга.
Большое внимание на уроках уделяется формированию компонентов учебной деятельности. Дети учатся рассуждать, сопоставлять, высказывать и аргументировать свои суждения.
И, наконец, ещё одна важная задача — умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для получения и понимания дополнительной информации. От класса к классу растет их читательский опыт, уровень сформированности читательских умений.
В курсе математики также обеспечивается реализация деятельностного подхода к обучению младших школьников средствами арифметического, алгебраического, геометрического и логического содержания учебного материала.
В программе обучения в курсе «Окружающий мир» преобладают поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Этот предмет вносит особый вклад в развитие личности младшего школьника, что в стандартах второго поколения представлено как достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Содержание учебников структурировано таким образом, что развивает представления младших школьников об окружающем мире, начиная с того, что находится рядом, вокруг ребенка. Постепенно объектами изучения становятся история России, культура русского общества, трудовая деятельность в разные исторические времена.
Особое внимание при изучении «Окружающего мира» уделяется накоплению чувственных представлений о природе, обществе и человеке. Ученики составляли «паспорт» дерева, генеалогическое древо своего рода, искали информацию о происхождении своего имени и имени членов своей семьи.
Таким образом, УМК «Начальная школа XXI века» использует возможности каждого предмета для развития универсальных учебных действий: понимать и решать учебную задачу; анализировать, сравнивать и классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, а также качества и признаки предметов (объектов); работать с моделями; осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.
Подход авторов учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» к проблеме обучения младших школьников очень актуален на сегодняшний день. Учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» существует уже более 10 лет. Всё это время в данном комплекте реализуются практически все требования нового стандарта. За это время программа получила признание многих учителей.
Процесс обучения ориентируется на завтрашний день развития младшего школьника. В ходе начального образования у младшего школьника формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение в среднем звене по любому учебно-методическому комплекту.
Литература.
- Н.Ф. Виноградова «Начальная школа XXI века. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта», Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2005 г.
- Программы четырёхлетней начальной школы «Начальная школа XXI века»/ Руководитель проекта проф. Н.Ф. Виноградова, Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2002 г.
- Беседы с учителем: 1 - 2 класс: книга для учителя/ Под редакцией Л.Е. Журовой, Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2007 г.
- Учебники и пособия по УМК «Начальная школа XXI века», Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2007-2009 г.
- «Начальная школа» приложение к газете «Первое сентября».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как не стать моральным "уродом"- статья
Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Статья в сборнике научных статей
Научные статьи по психологии....
статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"
Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....
Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...