Исследовательская работа учителя
статья (3 класс) по теме
Развитие творческого воображения средствами ТРИЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_2013.doc | 57 КБ |
rmo_2013.ppt | 221 КБ |
Предварительный просмотр:
Корчагина О. В.
учитель начальных классов МКОУ СОШ №40 г. Сатка.
Развитие творческого воображения средствами ТРИЗ
Что такое воображение? Воображение — это возможность человека создавать новые образы (представления) путем переработки опыта, высшая психическая функция, отражающая действительность.
Что было бы, если бы человек утратил способность фантазировать? Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не научились играть. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов».
Заинтересованность ребёнка в школьных занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация являются необходимыми условиями развития памяти.
Значит, воображение является необходимой способностью человека. И нуждается в развитии. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет.
Воображение и чувство (эмоции) в жизни ребенка нераздельны. Используя богатство эмоциональных состояний ребенка, можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребенка культуру чувств.
Воображение тесно связано с интересами. Интерес можно определить как эмоциональное проявление познавательной потребности.
Воображение может быть воссоздающим и творческим.
Воссоздающее воображение позволяет представлять объекты, ситуации, явления, которые человек видел раньше или знает их описание. Творческое воображение подталкивает представить новое, о котором никто ничего не знает.
Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые мы предлагаем детям, тем больше шансов развить творческое воображение детей.
Использование элементов ТРИЗ – педагогики на уроках и просто в общении с детьми даёт возможность понаблюдать за динамикой развития их воображения. В связи с этим нами была проведена работа:
- использование элементов ТРИЗ – педагогики на уроках и во внеклассных занятиях;
- изучение развития свойств творческого воображения учащихся 3-х классов.
В работе с учащимися мы использовали в основном методы и приёмы РТВ с элементами ТРИЗ, направленные на интеллектуальное развитие учащихся. Были применены следующие методы:
- методы создания речевых творческих продуктов (загадки, метафоры);
- кольца Луллия;
- типовые приёмы фантазирования;
- системный оператор.
Систематически велась работа на уроках русского языка при изучении словарных слов, так как это сложный этап данного урока. Заучив написание словарных слов, дети со временем утрачивали приобретённые навыки и допускали много ошибок. Были организованы игры по составлению загадок к словарным словам.
«Какой объект?»
Учитель называет слово, дети подбирают признаки к данному предмету.
Учить выделять существенный признак.
«Цепочка».
Учитель или ведущий игры показывает картинку с объектом, называя его признак, и передаёт картинку другому игроку, чтобы он тоже назвал признак объекта и так по цепочке дети включаются в игру. Важный момент – не повторять, назвать как можно больше признаков.
Учить выделять разные признаки.
«Угадай объект».
Ведущий описывает объект так, чтобы остальные догадались.
«Выдели».
Ведущий называет объект, дети называют признаки и схематически фиксируют, затем зачёркивают признаки, имеющиеся у других объектов.
Учить выделять характерные и специфичные признаки.
«Обмен».
У игроков картинки, они перечисляют признаки объектов, затем меняются картинками и указывают, как будет выглядеть объект с другими признаками и находят ему применение.
Учить переносу признака на другой объект.
«Оживление».
Наделить неживой предмет человеческими чувствами, мыслями, поступками.
«Ключевое слово».
Игроки подбирают к задуманному объекту сравнения с помощью слов «как», «подобно», «вроде».
В работе над словарными словами использовали алгоритм для изучения новых слов:
- значение слова;
- запись в определённую группу;
- ударение;
- нахождение орфограммы;
- обоснование ассоциативного образа.
(использован материал М. Гафитулина, Т. Поповой).
Использование волшебных героев делает урок забавным.
Волшебник «Дроби - Объединяй» раздробил число 893 на разрядные слагаемые, назови их.
Объедини данные геометрические фигуры (треугольники, квадраты) в одну фигуру.
Кольца Луллия были использованы на уроках математики при изучении геометрического материала. Например: объект – улица, геометрическая фигура – конус. Что может быть в районе городской улицы в виде конуса и т. п.
На уроках окружающего мира при изучении природных сообществ использовали метод системный оператор.
На развитие творческого воображения в качестве дополнительных заданий были предложены упражнения по созданию нового.
Дети создавали новый цвет: пестроцвет, травоцвет, смешалошник, сказочный шароцвет, огненнодушный.
Создавали новую форму: закругляшка, звездоромблер.
Создавали новые цвета и обозначения светофоров: светофор для детского оздоровительного лагеря, имеющий обозначения – цвет нежной мяты – пора спать; цвет ежеягодный – пора гулять; цвет пестроцвет – пора на обед.
Реализация системы творческих заданий полностью невозможна в рамках учебных дисциплин начальной школы. Поэтому во внеурочных занятиях мы использовали факультативный курс «Уроки творчества», разработанный Тереховой Г. В., где учитываются особенности организации творческой деятельности младших школьников.
Основными целями курса намечены:
- развитие системности;
- развитие продуктивности, диалектического мышления;
- обучение целенаправленному использованию эвристических и алгоритмических методов для выполнения творческих заданий.
О сформированности творческого мышления мы должны судить по таким его характеристикам как беглость (легкость), гибкость, оригинальность.
Для определения уровня развития творческого мышления мы использовали Методику Вартега «Круги» (см. Приложение 1).
На этапе изучения свойств воображения были протестированы учащиеся 3 – их классов в следующем составе: 3Б класс – 15 человек и 3В – 15 человек. Работа по использованию средств ТРИЗ по выше изложенной методике проводилась в 3В классе. Для тестирования были выбраны 15 человек, которые с 1 класса непрерывно посещали факультативный курс «Уроки творчества». Поэтому для сравнения мы выбрали такое же количество детей, не посещающих данные занятия. Результаты тестирования представлены в протоколах исследования свойств воображения (см. Таблица 1 и 2).
Тестирование учащихся 3Б класса показало следующие результаты (средний показатель): беглость – 18,2; гибкость – 8,2, оригинальность – 5,2.
Рассматривая результаты учащихся 3В класса (средний показатель), мы увидели, что беглость – 22,6, гибкость – 9,2, оригинальность – 10,7
Сравнивая результаты исследования, можно сделать следующие выводы, что использование средств ТРИЗ ведёт к повышению развития творческих способностей учащихся.
Основным достижением является повышение уровня речевых творческих работ, рост познавательной активности и самостоятельности. Применение технологий ТРИЗ, РТВ приводит к эффективности педагогического процесса, стимулирует учащихся к углубленному изучению предметов, формирует системно-диалектическое мышление.
В перспективе планируется отследить влияние средств ТРИЗ на изменение других психических процессов.
Приложение 1
Методика Вартега «Круги»
Инструкция
На бланке нарисовано 20 кругов. Задача состоит в том, чтобы нарисовать предметы и явления, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один круг для рисунка. Под каждым рисунком написать, что нарисовано. Рисовать надо слева направо. На выполнение задания дается 5 минут.
Результаты работы оцениваются по степени оригинальности рисунков.
Обработка результатов
1. Подсчитывается показатель беглости мышления — общее количество рисунков, за каждый рисунок — 1 балл. Средние значения беглости мышления представлены в табл.1 и 2.
2. Показатель гибкости мышления — количество классов рисунков, за каждый класс — 1 балл. Средние значения гибкости мышления представлены в табл.1 и 2.
Рисунки группируются по классам:
— природа;
— предметы быта;
— наука и техника;
— спорт;
— декоративные предметы (не имеющие практической ценности, использующиеся для украшения);
— человек;
— экономика;
— Вселенная.
3. Оригинальность мышления — за каждый редко встречающийся рисунок — 2 балла.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Значение воображения в интеллектуальном развитии ребёнка.
Воображение — это возможность человека создавать новые образы (представления) путем переработки опыта, высшая психическая функция, отражающая действительность.
Воображение это способность человека мысленно представлять объекты, ситуации, явления. воссоздающее творческое
Воссоздающее воображение позволяет представлять объекты, ситуации, явления, которые человек видел раньше или знает их описание. Творческое воображение позволяет представить новое, о котором никто ничего не знает. Творческое воображение можно развивать.
Зачем развивать воображение? Возможность выполнения творческих заданий. Создавать новое на высоком творческом уровне. Значимость создания нового объекта может быть различной: для себя, для других, для всех.
Сущность требований к творческим заданиям: открытость (содержание проблемной ситуации); соответствие условия выбранным методам творчества; возможность разных способов решения; учёт актуального уровня развития; учёт возрастных особенностей учащихся. Что такое творческое задание?
Методы и приёмы РТВ с элементами ТРИЗ, направленные на интеллектуальное развитие учащихся: методы создания речевых творческих продуктов (загадки, метафоры); Кольца Луллия; типовые приёмы фантазирования; системный оператор.
стремиться к самостоятельной постановке ТЗ учащимися; поощрять использование методов творчества; ориентировать на идеальный конечный результат; демонстрировать разноуровневость ТЗ; поощрять оригинальные решения; поэтапная рефлексия; выполнение ТЗ должно заканчиваться получением творческого продукта, значимого для учащегося. Организация работы над творческим заданием.
"Моя визитка"; "Составь загадку"; "Придумай свой цвет (форму, материал, признак)"; "Изобрази свою память"; "Придумай сказку (историю) о..."; "Придумай новый воздушный шарик (обувь, одежду)"; "Придумай телефон для глухих" и др. "Создание нового".
«Какой объект?» Учитель называет слово, дети подбирают признаки к данному предмету. Учить выделять существенный признак. «Угадай объект». Ведущий описывает объект так, чтобы остальные догадались. «Оживление». Наделить неживой предмет человеческими чувствами, мыслями, поступками. «Ключевое слово». Игроки подбирают к задуманному объекту сравнения с помощью слов «как», «подобно», «вроде». Игры на уроках русского языка:
значение слова; запись в определённую группу; ударение; нахождение орфограммы; обоснование ассоциативного образа. Алгоритм для изучения новых слов:
Из словариков детей: х животное щ н и к Лисица – хищное животное. п капитан л у б а Капитан с палубы корабля смотрел в даль.
«Герой» 6 8 5 10 2 6 4 7 1 0 красный цвет 48 30 60 12 36 24 42 6 0 «Волшебные дорожки» «Волшебники»; «Да - нет»; «Путаница»; «Найди пару»; «Назови соседей»… Игры на уроках математики.
Основными целями курса намечены: развитие системности, диалектичности мышления; развитие продуктивного, пространственного, управляемого воображения; обучение целенаправленному использованию эвристических и алгоритмических методов для выполнения творческих заданий. Факультативный курс "Уроки творчества"
На начальном этапе учащимся предлагается сделать выбор из представленных значков, отражающих различные аспекты рефлексии: эмоциональный настрой, вопросы по теме, узнал новое, встретил трудности, личные достижения. Оформление рефлексии как этапа урока для учащихся 1-го класса. Итог урока. Формы организации рефлексии на уроке.
В дальнейшем уровень развития рефлексивных способностей учащихся позволяет самостоятельно выбирать аспекты рефлексии (для их обозначения используются символы градусника и ступеней) и пользоваться вербальными памятками («Спроси себя в конце урока»). Оформление рефлексии как этапа урока для учащихся 2-го класса. Итог урока. д 1234
На заключительной стадии обучения в начальной школе учащимся предлагается самостоятельной оценивать задания по этим же показателям, что также отражено в рабочей тетради. Оформление рефлексии как этапа урока для учащихся 3-4-х классов. Уровень I II III IV Дом.з. Гуманность Новизна
Оценка творческого задания. 1. Новизна. 2. Убедительность. 3. Гуманность. 4. Художественная ценность. 5. Субъективная оценка.
Упражнение 1. Объясните на что похожи объекты: облака; солнце; яблоко; кривая линия; треугольник.
Упражнение 2. Найдите сходства и различия между предметами: цветок и ягода; платье и костюм; закат и рассвет; страна и город; квадрат и круг.
Упражнения. Дорисуй рисунок, назови его. Придумай предложение со словами: жук-стул, рыба-пожар, кит-сигарета, мухомор-диван. Составь рассказ с крылатым выражением. Составь рассказ со сказочными персонажами. Составь рассказ из слов по порядку: солнце, дорога, шляпа, волк, остров, корабль, черепаха, радость, лес, слёзы.
« Ум – это подарок предков ко дню рождения». «Интерес – мотор жизнедеятельности». «Интеллект – визитная карточка ума».
Используемая литература 1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Псих. очерк: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с. 2. М. Гафитулин, Т. Попова. Сайт – trizminsk . org \ e \23203. htm Педагогика + ТРИЗ: Сб. статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования / М.: 2001. 3. Гин С. И. Мир Фантазии: Метод. Пособие для учителей начальных классов./ Гомель, 1995. 4. Развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе: Метод. рекомендации по курсу «Уроки творчества» для родителей – Челябинск: 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»
АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...
Исследовательская работа. Тема:Шоколад. Польза и вред. Работу выполнил: Николаева Екатерина Юрьевна, 3а класс. Научный руководитель: Лисинкова Ольга Алексеевна, учитель начальных классов
Исследовательская работа Николаевой Екатерины, 3а класс. Научный руководитель: Лисинкова Ольга Алексеевна....
Научно-исследовательская работа учителя на татарском языке.
Научно-исследовательская работа учителя на татарском языке.Дидактическая игра в начальной школе....
исследовательская работа учителя «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе».
Инновация представленного опыта заключается в адаптации современных педагогических идей. Безусловно, работая над реализацией требований ФГОС НОО, внедряя и реализовывая на практике современные те...
Исследовательская работа учителя
Исследовательская работа по теме:Изучение уровня познавательной активности учащихся на уроках...
Районный конкурс исследовательских краеведческих работ «Учитель – фрон-товик, учитель-труженик»
У времени есть своя память, история... Мы много знаем о героях, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Но мало говорим о людях, работавших на благо страны после войны. Так, мы практически ...
Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .
В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на основе ме...